Психические познавательные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:03, реферат

Описание работы

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

Работа содержит 1 файл

Псих.познав.процессы (сокр.вариант. Реферат).doc

— 222.50 Кб (Скачать)

      Восприятие  времени, т.е. отражение длительности и временной последовательности явлений и событий, обеспечивается ритмическими процессами, происходящими в человеческом организме: деление на временные промежутки задается ритмом сердечной деятельности, дыхания и пр. При восприятии времени наблюдается тенденция преувеличивать короткие и преуменьшать длительные интервалы. Говорить о точности восприятия времени крайне затруднительно в силу относительности самого понятия «время». Субъективность человеческого восприятия времени - одна из центральных проблем западной философии со времен св. Августина. Можно констатировать, что восприятие времени во многом определяется содержанием и организацией деятельности человека, эмоциональной значимостью, насыщенностью происходящих событий. Время течет мучительно медленно в ситуации тревожного ожидания или скуки, тогда как интересные и радостные события происходят как бы в ускоренном темпе («Счастливые часов не наблюдают»).

      Восприятие  движения, т.е. отражение изменений положения объектов в пространстве, осуществляется, главным образом, за счет работы зрительного и кинестетического анализаторов. Зрительное восприятие движения обеспечивается двумя способами: фиксацией взгляда, при которой изображение объекта, видоизменяясь, перемещается по сетчатке, и с помощью прослеживающих движений глаз. Кроме того, человек узнает о приближении объекта по усилению его звукового сигнала.

      Особую  область психических феноменов  образует восприятие человека человеком. Экспериментально доказано, что восприятие человеческого лица качественно отличается от восприятия всех других объектов, а момент, когда ребенок начинает распознавать лица близких и реагировать на них, открывает важнейший этап в его психическом развитии. В силу сложности и социальной обусловленности процессов восприятия другого (социальной перцепции), их неразрывной связи с процессами общения, они традиционно выделяются в самостоятельную сферу изучения - сферу взаимопознания и относятся к приоритетным научным интересам социальной психологии.

      Субсенсорное  восприятие – это особая форма восприятия, при которой имеет место непосредственное психическое отражение действительности, обусловленное такими раздражителями, влияние которых не осознается субъектом. Субсенсорное восприятие - одно из проявлений неосознаваемой активности психики.

      Восприятие  как деятельность

      С учетом активного характера восприятия, этот психический процесс определяется как перцептивная деятельность или система перцептивных действий (от лат. perceptio - восприятие).

      Всякое  восприятие предполагает сложную аналитико-синтетическую  деятельность мозга по формированию целостного образа. Физиологическая основа восприятия - комплексная деятельность системы анализаторов, их взаимодействие на уровне корковых отделов.

      Восприятие  сложного раздражителя одной модальности (например, построение зрительного образа) предполагает нервные внутрианализаторные связи. Восприятие полимодального объекта на основе воздействия комплекса раздражителей осуществляется за счет нервных межанализаторных связей.

Образ восприятия является результатом сложного синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н.Леонтьева, возникла в филогенезе. оформленной.

      Выделяется  два основных уровня перцептивной деятельности:

уровень перцептивных действий (обнаружение, различение), позволяющих получить самое общее и диффузное представление о предмете;

уровень опознавательных действий (идентификация, опознание) - формирование более определенного и детального образа предмета на основе взаимодействия

восприятия  и памяти. Опознание предметов зависит от категоризации образов восприятия, отнесения их к различным семантическим классам.

      Свойства  восприятия

      Восприятие  характеризуется через специфические  свойства, принципиально отличающие его от процессов ощущения. К таким свойствам принято относить: осмысленность, предметность, целостность, структурность, избирательность и константность.

      Осмысленность восприятия. Восприятие тесно связано с мышлением и пониманием характера, природы и сущности явлений окружающего мира. Любые перцептивные образы наделены для воспринимающего субъекта определенным значением, смыслом.

     Предметность  восприятия. Психические образы человек воспринимает не как образы, а как реальные предметы реального мира. Иначе говоря, все впечатления и сведения, получаемые из внешнего феноменального мира, связываются с конкретными объектами. Швейцарским психологом Германом Роршахом (1884-1922) было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются людьми как нечто предметно оформленное (лицо, собака, облако, озеро и т.д.), и только люди с психическими расстройствами склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые.

     Целостность. Восприятие - это прежде всего целостный образ предмета. Всякий объект или пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые элементы этого целого в данный момент невозможно наблюдать. Проблема целостности восприятия впервые была экспериментально исследована представителями гештальт-психологии. Здесь целостность понималась как изначальное свойство восприятия, определяемое общими законами сознания.

     Однако  позднее было доказано, что способность  целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, а формируется в практике и является системой перцептивных действий, которыми необходимо овладеть.

     Структурность восприятия. Как уже отмечалось, восприятие не является простой суммой ощущений. В акте восприятия мы фактически выделяем абстрагированную от непосредственных ощущений обобщенную структуру. Так, слушая музыку, человек воспринимает не отдельные звуки, но единую мелодию; он узнает ее и тогда, когда она исполняется оркестром, и когда ее воспроизводит один рояль или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения в указанных случаях различны.

     Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов (или их частей) по сравнению с другими. Избирательность восприятия связана с процессами внимания. Выделяемый и в силу этого более отчетливо отражаемый объект восприятия выступает в качестве «фигуры», тогда как остальные объекты образуют его «фон». Предпочтительное выделение конкретных объектов при прочих равных условиях обусловлено высокой степенью интенсивности их воздействия, биологической значимостью и связью с актуальными потребностями, установками, целями и задачами деятельности.

     Константность восприятия - это способность перцептивной системы поддерживать постоянство существенных признаков предмета несмотря на изменения в его «внешнем облике», обусловленные многообразием положений в пространстве и условий предъявления. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта.

     Константность восприятия не врожденное, а приобретенное  свойство. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую стимульную ситуацию. Нарушение константности восприятия приводит к полной потере ориентировки в окружающем мире.

     Иллюзии восприятия

     Особую  разновидность перцептивных эффектов составляют иллюзии восприятия, проявляющиеся  в неадекватном отражении воспринимаемого  предмета и его свойств. Наиболее изучены иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений.  Иллюзии возможны не только в оптической области, но и в любой другой.

      Единая  теория, объясняющая природу и  происхождение иллюзий восприятия, не разработана. Г. Гельмгольц полагал, что иллюзорные эффекты - это результат работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, которые в нормальных условиях обеспечивают его константность. Иллюзии восприятия позволяют оценивать глобальные характеристики и качества человека - его состояние (усталость, активность), патологические изменения, подверженность внушению (гипнабельность).

     Важности  изучения процесса восприятия в жизни  и развитии человека и связи его  с другими познавательными процессами уделили много внимания в своих  работах многие ученые, например, Олпорт Х.Ф, Брунер Дж., Г.Роршах, У.Х.Риверс, Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Петровский А.В.

     Развитие  восприятия у детей  дошкольного возраста

     В дошкольном возрасте развивается восприятие сказки. По мнению выдающегося психоаналитика, детского психолога и психиатра Бруно Бетельхейма, сказка, как почти каждый вид искусства, становится своего рода психотерапией для ребенка. Сказка умеет завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности тем, что он делает.

     В мир сказок ребенка вводят взрослые. Они могут способствовать тому, чтобы сказка действительно становилась волшебницей, которая может преобразить ребенка и его жизнь. Известным отечественным детским психологом Л. Ф. Обуховой проанализировано развитие восприятия сказки в дошкольном возрасте как особая деятельность ребенка. Она отмечает, что восприятие ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. Это – содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. 

     Развивающая игра «Музыкальный робот» направлена на развитие звукового восприятия, памяти, умения выполнять команды для детей от 5 лет.

      Потребуется 3-5 различных музыкальных инструментов. Число участников – любое. Участие взрослого – обязательно.

     Ведущий подготавливает разные музыкальные инструменты: фортепиано, барабан, ложки, металлофон, бубен, дудку и т.п. и договаривается с детьми о том, какие движения они будут делать под  звуки каждого инструмента. Детям надо дать возможность несколько раз потренироваться до начала игры. Во время игры ведущий играет на разных инструментах, а дети выполняют оговоренные движения. Можно использовать любые танцевальные движения, элементы зарядки, «движения роботов».

      Внимание представляет собой один из важнейших психических процессов. Оно не является самостоятельной формой отражения или познания. Его обычно относят к области явлений восприятия. Внимание характеризует сосредоточенность восприятия на определенном объекте. Таким объектом может являться как конкретный предмет, так и идея, образ, событие, действие. Таким образом, внимание является механизмом выделения из всего пространства восприятия какого-либо одного объекта и фиксирования восприятия на нем. Оно обеспечивает продолжительное сосредоточение психической активности на данном объекте.

      В отличие от познавательных процессов (таких как восприятие, память, мышление) внимание не имеет своего специфического содержания – оно проявляется внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Следовательно, оно тесно связано со всеми психическими процессами. Так, например, у человека, что-либо слушающего либо наблюдающего некий объект, внимание связано непосредственно с восприятием, если человек запоминает информацию – с памятью, если человек обдумывает что-либо – с мыслительными процессами.

     В функции внимания входят: активизация психических и физиологических процессов, необходимых для сосредоточения на данном объекте, и торможение процессов, мешающих этому. Внимание обеспечивает организованный и целенаправленный отбор информации, поступающей от органов чувств.

     Внимание это направленность сознания на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость и сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Информация о работе Психические познавательные процессы