Психические познавательные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:03, реферат

Описание работы

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

Работа содержит 1 файл

Псих.познав.процессы (сокр.вариант. Реферат).doc

— 222.50 Кб (Скачать)

      по  временным характеристикам долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;

      по  физиологическим  принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)

      по  наличию целипроизвольная и непроизвольная;

      по  наличию средствопосредованная и неопосредованная;

      по  уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

      Свойства  памяти: точность, объем, скорость процессов запоминания, скорость процессов воспроизведения, скорость процессов забывания.

      Закономерности  памяти:

      Память  имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

      Закон памяти, практические приёмы реализации:

      Закон интереса.  Интересное запоминается легче.

      Закон осмысления. Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

      Закон установки. Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

      Закон действия. Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

      Закон контекста. При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями - новое усваивается лучше.

      Закон торможения. При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.

      Закон оптимальной длины  ряда. Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. Закон края. Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.

      Закон повторения. Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.

      Закон незавершённости. Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

      Мнемотехнические  приёмы запоминания:

(Мнемоника  - образование смысловых  фраз из начальных  букв запоминаемой  информации)

      Рифмизация - запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.

      Нахождение  ярких необычных  ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.

      Процессы  памяти

      Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

      Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

      Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном - образ всплывает в голове без усилий человека.

      Если  в процессе воспроизведения возникают  затруднения, то идёт

     процесс припоминания, отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи.

      Воспроизведенная  информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

      Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

      Неврологическая память

      Память  — совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес).

      Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов.

      Моторная  память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках.

      Эпизодическая память — память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были. Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой День рождения. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны.

      Семантическая память — память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Может быть, вы сумеете припомнить все те мучения, которые доставило, например, вам изучение таблицы умножения. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны, декларированы. Поэтому эти две подсистемы составляют часть более обширной категории, которую называют декларативной памятью.

      Процедурная память, или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владение какими-то моторными навыками.

      Топографическая память — способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места.

      Классификация видов памяти:

      По  содержанию: образная память, словесно-логическая память, сенсорная память, эмоциональная память.

      По  времени: кратковременная память, долговременная память, оперативная, промежуточная.

      По  организации запоминания: эпизодическая память, семантическая память, процедурная память.

      Свойства  памяти человека

      Пионером  в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, Основной его методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов.

      Долговременная  и кратковременная  память

      Физиологические исследования обнаруживают два основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).

      Другой  закон, установленный Эббингаузом, — количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки (так называемая «кривая Эббингауза»). Был открыт позиционный эффект (возникающий, если запоминаемая информация по объёму превышает кратковременную память). Он заключается в том, что лёгкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду (легче запоминаются первые и последние элементы).

      Считается, что кратковременная память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих возбуждение связанных нейронных систем. Долговременная память фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ.

      Нарушения памяти

      Большое количество знаний об устройстве и  работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов  её нарушения. Нарушения памяти — амнезии — могут быть вызваны различными причинами. Русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу.

      В настоящее время все нарушения памяти делятся на:

      Гипомнезииослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.).

      Гипермнезии аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом (Шерешевский)

      Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

      Особо выделяется детская амнезияпотеря памяти на события раннего детства. По-видимому, этот вид амнезии связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с использованием других методов кодирования «ключей» к памяти в этом возрасте.

      Ученые, занимавшиеся изучением памяти: Г.Эббингауз, А. Бергсон, Р.Мейли, П.Жане, из отечественных  – А.Р.Лурия, Л.С.Выготский, П.П.Блонский, А.Н.Леонтьев, Р.М.Грановская, П.И.Зинченко, А.А. Смирнов и многие другие.

      Развивающая игра «Тренировка памяти» для детей от 4 лет, направленная на развитие памяти, внимания, мышления (С.В.Лаврентьева).

      Потребуется несколько предметов для запоминания. Число участников – любое, участие  взрослого – желательно.

      Ведущий показывает детям предмет, предлагает его рассмотреть («сфотографировать» глазками), а затем, закрыв глаза, подробно описать его (величина, форма, цвет, детали).

      На  первых этапах игры, желательно, подбирать  достаточно знакомые для ребенка  предметы. Сначала ведущим должен быть взрослый, позднее роль ведущего может выполнить один из детей.

      Мышление, как психический познавательный процесс, формируется и функционирует на основе данных чувственного познания (ощущения, восприятия), но далеко выходит за их пределы.

      Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии.

      В качестве основных свойств мышления выступают:

      1). Неразрывная связь  с речью. Мышление неразрывно связано с речью потому, что, во-первых, оно формируется в ходе непосредственного общения ребенка со взрослыми, в процессе которого происходит овладение мышлением, всей системой существующих и закрепленных в словах знаний, составляющих материал для мышления. Во-вторых, основной формой мышления является так называемое понятийное (т.е. речевое) мышление, что также вскрывает его тесную связь с речью, языком, а также с системой закрепленных в нем понятий.

Информация о работе Психические познавательные процессы