Психические познавательные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:03, реферат

Описание работы

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

Работа содержит 1 файл

Псих.познав.процессы (сокр.вариант. Реферат).doc

— 222.50 Кб (Скачать)

      Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

      Психические процессы, с помощью которых  формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. К ним относятся: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Они являются важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

     Ощущение - это простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей (стимулов) на соответствующие им органы чувств (рецепторы).

Органы  чувств получают, отбирают, накапливают  информацию и передают ее в мозг, идет ежесекундно получаемый и перерабатываемый поток информации. В результате возникает  адекватное отражение окружающего мира и состояния организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за температуру тела, работу органов пищеварения, органов движения и т.д.

      Физиологической основой ощущения является процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

      Классификация основных видов ощущений

      Экстероцептивные, отражающие свойства и явления внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела. (Дистантные - реагируют на раздражитель, исходящий от удаленного объекта: зрительные, слуховые, обонятельные. Контактные - передают раздражение при непосредственном контакте: вкусовые, температурные, тактильные, осязательные).

      Интероцептивные, имеющие рецепторы во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов. (Органические ощущения, ощущения боли).

      Проприоцептивные, рецепторы которые располагаются в мышцах и связках и дают информацию о движении нашего тела и его положении. (Ощущения равновесия, ощущения движения). Подкласс проприоцепторов, представляющий собой чувствительность к движению, называется   кинестетическим.

     Общие свойства ощущений, как форма отражения адекватных раздражителей:

      Качество  – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений.

      Интенсивность ощущений является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя.

      Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она определяет функциональное состояние органов чувств, но главное – время действия раздражителя.

      Пространственная  локализация раздражителя – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

      Чувствительность  и ее измерение

      Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях способен вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызвавшая едва заметное ощущение, называется нижним порогом ощущения.

      Верхним абсолютным порогом  чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при котором еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение.

      Величина  абсолютных порогов изменяется в  зависимости от различных условий: характер деятельности, возраст человека, сила и длительность раздражителя.

      Психика начинается с ощущений, а ощущение – это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. На нем отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущение.

      Поскольку первичным, элементарным психическим  опытом можно считать ощущение, то ученым, прежде всего, хотелось понять, каким образом физическая стимуляция преобразуется в ощущение. Фехнер Г.Т. стал основоположником экспериментальных исследований по проблеме соотношения физического и психического. Закон Вебера-Фехнера гласит: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. При возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущений увеличивается в арифметической прогрессии.

     Функции ощущений:

  1. Являются основой более сложных познавательных процессов,
  2. Превращают энергию внешнего воздействия в акт сознания,
  3. Обеспечивают чувственную основу психологической деятельности путём предоставления сенсорного материала для построения психических образов.

   Согласно  материалистической теории отражения, именно через ощущения осуществляется непосредственная связь сознания с внешней средой и преобразование энергии внешних воздействий (раздражений) в сенсорную информацию.

      Явления, возникающие при  взаимодействии ощущений:

      Адаптация – это изменение чувствительности анализатора путем воздействия или тренировки.

      Сенсибилизация  – изменение чувствительности одного анализатора при воздействии на другой анализатор.

      Синестезия – это возникновение ощущения в одной анализаторной системе, характерного для другой анализаторной системы и при раздражении другой анализаторной системы.

     Самостоятельный вид ощущений –  температура. Есть внешне-внутренние ощущения: температурные, болевые, вкусовые, вибрационные, мышечно-суставные, статико-динамические. Болевые ощущения характерны для разных анализаторов.

      Во  все времена ученые занимались исследованием  ощущений, начиная с древних философов  Демокрита и Аристотеля, Декарта. Позже – И.Мюллер, Ч.Белл, В.Вунд, М.Рассел, Г.Фехнер, Ч.Шеррингтон, Г.Хед и мн.др. Из отечественных: И.П.Павлов, И.М.Сеченов, Г.Гельмгольц, С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия, П.П.Лазарев, С.И.Вавилов, А.В.Петровский и многие-многие другие.

      Развивающие игры для детей:

      Развитие  тактильных ощущений у детей 3-х лет 

      «Закрой глаза и отгадай»

Попросите ребенка закрыть глаза и отгадать, что вы положили ему в руку. Используйте  предметы, различающиеся размером, формой, объемом, текстурой, весом: кубик, шарик, камень, желудь, шишка, овощи, фрукты и т.д. 

Игра  способствует развитию тактильных ощущений, внимания.

      «Покорми куклу»

Вам потребуются: пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой.

Поставьте на стол бутылки с водой. Возьмите большую куклу. Запеленайте ее, предложите ребенку «понянчить» малыша. Объявите время кормления и попросите кроху принести бутылочку с теплым «молочком». Затем «напоите» куклу холодной водой. Пусть ребенок выберет бутылочку с горячей водой и поставит ее на подоконник остывать.

Игра  способствует развитию тактильных ощущений, навыков классифицирования.

      Восприятие - это психический процесс формирования целостных образов объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств (анализаторы); форма психического отражения комплексного раздражителя в его чувственно доступных пространственных и временных характеристиках.

      Восприятие  зависит от определенных взаимосвязей между ощущениями, но не сводится к  их сумме. Мы воспринимаем яблоко или  мяч как целостный предмет, а не просто как сумму цвета, твердости (или упругости), гладкой поверхности и шарообразной формы. Следовательно, восприятие - это не производная от совокупности ощущений, но качественно новая ступень чувственного познания.

     С практической точки зрения, главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т.е. их отнесении к той или иной категории. Например: это — кошка, это — ромашка и.т.д. Аналогично происходит распознавание. По сути, распознавая объекты, мы делаем выводы о множестве скрытых свойств объекта. Таким образом, распознавание — это то, что позволяет выйти за пределы чувственного отображения свойств предмета.

      В воспринимаемом объекте в качестве центрального выделяется то его  свойство, которое представляет наибольшую биологическую значимость для организма. От природы этого свойства зависит, информация какого анализатора окажется приоритетной.

      Виды  восприятия

      По  ведущему анализатору: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное восприятие, кинестетическое;

      По  форме существования материи: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движений.

      По  форме психической  активности: преднамеренное, непреднамеренное.

      По  структуре: симультанное (одновременное, одномоментное), сукцессивное (последовательное).

      Особенно  важное значение для осуществления всех видов восприятия имеют двигательные, или кинестетические ощущения, которые регулируют взаимодействия субъекта и объекта по принципу обратной связи.

      В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно визуальными ощущениями (цвета, света) интегрируются также кинестетические ощущения, сопровождающие движения глаз (аккомодация, слежение, конвергенция и дивергенция, т.е. сведение и разведение зрительных осей глаз). В процессах слухового восприятия активную роль играют движения артикуляционного аппарата. На нейрофизиологическом уровне восприятие имеет рефлекторное строение и в немалой степени зависит от эфферентных (центробежных) импульсов и двигательных реакций, тонко настраивающих работу воспринимающей (перцептивной) системы на активное исследование характеристик объекта.

      Виды  перцептивной деятельности:

      восприятие  пространства, восприятие времени, восприятие движений, восприятие человека человеком.

      Восприятие  пространства, обеспечивающее ориентацию субъекта в окружающей среде, в свою очередь включает: восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, восприятие глубины и удаленности.

      Восприятие  формы обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Наиболее информативный признак, выявляемый при ознакомлении с формой - контур, граница объекта, определяемая посредством микродвижений глаз и прослеживающих движений или, аналогичным образом, посредством осязания.

      Восприятие  величины. Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их отображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаза к четкому видению разноудаленных объектов осуществляется за счет двух механизмов:

     аккомодации, изменения преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны;

     конвергенции, сведения зрительных осей на воспринимаемом предмете.

     Комбинация  двух раздражителей - величины отображения  предмета на сетчатке и напряжения глазных мышц в результате аккомодации  и конвергенции - является условно-рефлекторным сигналом о размере воспринимаемого объекта.

     Восприятие  глубины и удаленности возможно благодаря бинокулярному строению зрения. На сетчатке обоих глаз выделяются так называемые корреспондирующие точки, которые соответствуют друг другу и совпали бы при наложении одной сетчатки на другую и при совмещении вертикальной и горизонтальной осей. Возбуждение этих корреспондирующих точек порождает ощущение единого объекта в поле зрения. Если изображение предмета попадает на различно удаленные от центра некорреспондирующие точки сетчатки обоих глаз, то возникает один из двух возможных эффектов: либо двойное изображение, либо впечатление большей или меньшей удаленности объекта. Для восприятия удаленности и глубины имеет также большое значение взаиморасположение светотеней.

Информация о работе Психические познавательные процессы