Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:36, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности темперамента младших школьников; сформулировать методические рекомендации для учителей в учебно-воспитательной работе с обучающимися, обладающими разным темпераментом.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте;
2) составить общую характеристику четырех темпераментов;
3) выявить возрастные особенности темперамента;
4) проанализировать возрастные особенности темперамента младших школьников;
5) рассмотреть особенности проявления четырех темпераментов у младших школьников;
6) сформулировать методические рекомендации по учету темпераментальных особенностей младших школьников в учебно – воспитательной работе.
Введение.
Глава 1. Темперамент как психологическая категория.
1.1 Общее представление о темпераменте.
1.2 Концепции и теории темперамента.
1.2.1 Ранние теории темперамента.
1.2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента.
1.2.3 Теория И.П.Павлова.
1.2.4 Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину.
1.2.5 Концепция темперамента В.М.Русалова.
1.3 Физиологическая и психологическая основы темперамента. Свойства темперамента и их особенности.
1.4. Типы темпераментов.
1.5.Влияние темперамента на личность. Роль темперамента в трудовой, учебной, спортивной деятельности. Свойства темперамента и поведение.
1.6 Преодоление отрицательного влияния темперамента.
Вывод по главе:
Глава 2. Возрастные особенности темперамента младшего школьника.
2.1. Возрастные изменения темперамента.
2.2. Особенности проявления темперамента у младших школьников.
2.3. Особенности темперамента. Изучение индивидуальных свойств темперамента младших школьников.
2.4 Выявление связи индивидуальных свойств темперамента обучающихся.
2.5. Влияние экстраверсии, тревожности, ригидности на стиль деятельности, поведение, личностные установки.
2.6. Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-воспитательной работе.
2.6.1. Учебно-воспитательная работа с сангвиниками.
2.6.2. Учебно-воспитательная работа с холериками.
2.6.3. Учебно-воспитательная работа с флегматиками.
2.6.4. Учебно-воспитательная работа с меланхоликами.
2.7. Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом особенностей темперамента младших школьников.
Выводы по главе:
Заключение.
Используемая литература:
Приложение.
получили, что в данной группе учащихся тревожность ярко выражена у 6 человек, не тревожных - 1. Экстравертов - 10 человек, интровертов - 5. Ригидность отчетливо проявляется у 4 человек, пластичность выражена у 3 учащихся. Остальные учащиеся амбриверты, имеющие среднюю степень выраженности тревожности и ригидности.
Таким образом, проведя исследование и изучив индивидуальные свойства темперамента учеников данной группы, замечено, что такое свойство как экстравертированность преобладает в данном коллективе. В процессе наблюдения за данными учениками действительно замечено, что для них характерна направленность во вне. Они общительны, инициативны, имеют много друзей. Всегда окружены одноклассниками, легко могут "завести" других, развеселить.
2.4 Выявление связи индивидуальных свойств темперамента обучающихся.
Изучив индивидуальные свойства темперамента учащихся, выявим связь этих свойств. Взяв за основу симптомокомплекс экстравертированности и интровертированности, наблюдали как эти свойства взаимосвязаны с тревожностью и ригидностью.
Учитывая степень выраженности свойств и беря коэффициент 8, как показатель высокой степени выраженности данного свойства, получены следующие взаимодействия:
Экстраверт | Интроверт | Амбриверт |
+Т Р- | +Т Р- | +Т Р- |
Большаков Рочева
| Гулиева Шелонцев
| Иванова Дилебов Ш. Гусева |
2 чел. | 2 чел. | 3 чел. |
Экстраверт | Интроверт | Амбриверт |
-Т Р+ | -Т Р+ | -Т Р+ |
Круталев Туркина
| Дилебов Ф. Ильин Ласточкин | |
2 чел. | 0 чел. | 3 чел. |
Экстраверт | Интроверт | Амбриверт |
-Т Р- | -Т Р- | -Т Р- |
Емельянов Саратонова Стряпан Седова Терешкина
| Зобова Соколова
|
Комиссарова |
5 чел. | 2 чел. | 1 чел. |
Экстраверт | Интроверт | Амбриверт |
+Т Р+ | +Т Р+ | +Т Р+ |
Наумова
| Павлов | Сергеев |
1 чел. | 1 чел. | 1 чел. |
Экстраверты, имеющие высокую степень тревожности и низкую степень ригидности – 2; экстраверты, имеющие низкую степень тревожности, но высокую ригидность – 2; экстраверты, которые нетревожны и пластичны - 5; экстраверты с высокой степенью тревожности и ригидности - 1.
Интроверты, высоко тревожные, но не ригидные – 2; интроверты не тревожные с высокой ригидностью - 0; интроверты не тревожные и пластичные - 2; интроверты с высокой степенью тревожности и ригидности - 1.
Амбриверты тревожные, но пластичные - 3; амбриверты не тревожные, но ригидные – 3; амбриверты не тревожные и не ригидные - 1; амбриверты, у которых высокая степень тревожности и ригидности - 1.
Таким образом, обнаружено, что в данной группе испытуемых у учащихся наблюдаются такие взаимосвязи индивидуальных свойств:
экстраверсия - не тревожность - пластичность;
интроверсия - тревожность - пластичность;
амбриверсия - не тревожность - пластичность.
Согласно учению Павлова о типах высшей нервной деятельности, существуют те или иные сочетания силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Они характеризуют тип ВНД людей и являются физиологической основой темпераментов.
Существует также связь между типом ВНД и типом темперамента. Каждое из свойств нервной системы влияет на разные стороны темперамента, а каждая из динамических особенностей активности, эмоциональности, моторики, зависит не просто от свойства нервной системы, но и типа нервной системы в целом.
Согласно теории такое свойство темперамента как экстраверсия, сочетается, как правило, с не тревожностью и нерегидностью (пластичностью). Данные этого исследования полностью подтверждают эту научную концепцию и совпадают с ней. Данная группа экстраверсия - не тревожность - пластичность (или по Павлову сильные - уравновешенные - подвижные) соответствует сангвинистическому темпераменту. Эти люди с заметной психической активностью, быстро отзывающиеся на окружающие события, стремящиеся к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающие свои неудачи и неприятности, живые, подвижные, с выраженной мимикой и движениями.
Наблюдая за учащимися данной группы, можно отметить, что это очень живые, непоседливые дети. На уроках они ни минуты не сидят спокойно, меняют позу, вертят, что-либо в руках, разговаривают с соседом по парте, нетерпеливо тянут руку. У них быстрая походка, быстрый темп речи. Они очень впечатлительны, легко увлекаются, рассказывают оживленно и с увлечением. На уроках откликаются живо на каждый новый факт. Живое, подвижное, выразительное лицо; мимика богатая, подвижная выразительная. По их лицу легко можно угадать, какое у них настроение, каково отношение к данному предмету или человеку. Например, Артем К., его поведение на уроке зависит от интереса к предмету. Он может увлеченно слушать учителя, проявлять большую работоспособность. На неинтересных же для него уроках, он занимается своими делами, разговаривает с соседом, часто отвлекается. Чувства и настроения у него очень изменчивы. Получив плохую отметку или выговор учителя, он расстраивается, но через некоторое время на лице нет и следа обиды. На перемене он уже забывает о неприятностях урока и весело играет с одноклассниками. Быстро привыкает к новой обстановке, к новой деятельности. Легко переключается с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой. Легко поддается дисциплине. На замечания учителя реагирует спокойно, перестает вертеться, начинает слушать объяснение, но через некоторое время забывает о замечании, начинает выкрикивать, крутиться, тянуть руку.
В ходе исследования выяснилось и некоторое несоответствие реального состояния практики и теории. Как правило, интровертированость сочетается с высокой тревожностью и ригидностью, что соответствует, обычно, меланхолическому темпераменту (хотя меланхолик может быть и подвижным).
Подведя же результаты исследования, выяснилось , что в данной группе испытуемых, чаще встречаются интроверты, высоко тревожные, но пластичные.
Данное несоответствие могло быть вызвано рядом причин. Во-первых, дети могли неверно оценивать себя, выдавать желаемое за действительное, стремиться быть похожими на других, быть как все, что вполне естественно для данного возраста. В 8-10 лет у детей происходят такие новообразования, как интеграция с новой общностью, наблюдается кризис "мы" (базовое напряжение - быть как все и добиться личных успехов). Если ребенок не может решить это, появляются неврозы, растет тревожность (что также отразилось в проведенной исследовании: тревожные составляют 1\3 часть (6 чел.) от всей группы, в то время как учащихся с ярко выраженной не тревожностью - 1 человек). Тревожность высока в данном возрасте именно из-за неспособности совместить стремление "быть как все" и в то же время справиться с необузданным желанием, которое начинает проявляться в данном возрасте - желание добиться личных успехов, самосовершенствоваться, отличаться от других.
Во-вторых, большую роль могла сыграть самооценка. Самооценка данного возраста строится, главный образом, на оценочных суждениях взрослых, т. к. в данный период мнение учителя и взрослого человека считается безапелляционным. Для данной группы (интроверт - высоко тревожный -пластичный) нехарактерно то, что обычно степень ригидности у интровертов высока (у исследуемых же данной группы - низкая), т.е., возможно, что у данных испытуемых завышена самооценка, и они считают, что они могут довольно легко приспосабливаться к новым условиям, менять привычки. Возможно также, что они выдают желаемое за действительное. Зная свои трудности со сменой привычек, они пытаются скрыть их, чтобы походить на других. Или же сказывается желание данного возраста самосовершенствоваться. Они хотят быть такими и считают, что они таковы.
Ригидность также зависит от эмоционально-волевых особенностей. Для данного возраста учащихся характерны эффективные состояния, причины которых могут быть в том, что возникает расхождение между уровнем притязания и возможностью их удовлетворения. Также для данного возраста характерно то, что понимание своих чувств и осознание чувств других ограничены, т. е., испытуемые, отвечая на вопросы анкеты, могли не предугадать свои чувства, возможно, им было сложно предвидеть свое поведение в данной ситуации.
Наблюдая за одной из испытуемых, можно сказать, что именно одна из выше перечисленных причин дала такой результат, т. к. у Ксении И., явно высокая степень ригидности, что проявляется в ее поведении.
Девочка трудно приспосабливается к новым условиям, требованиям, обстановке. Всегда сидит за одной и той же партой (хотя это и не строгое требование учителя). Когда ее место занимает кто-то из одноклассников, она просит его уступить, обижается, готова расплакаться. С трудом переходит от одного вида деятельности к другому. С трудом берется за что-то новое незнакомое. Выполнение любого задания требует у нее подготовки и раздумий. В данном классе учится с 1-го класса, однако, имеет одну близкую подругу, с которой вместе сидит, ходит домой.
Ярко выраженные свойства темперамента тревожность, ригидность, экстраверсия влияют также на поведенческие проявления обучащихся на уроках.
Некоторые ученики с ярко выраженной тревожностью выделяются среди одноклассников. Они постоянно находятся в состоянии эмоционального напряжения, беспокойства. Они очень чувствительны к неудачам и ошибкам.
Например, Алена Г., получив двойку, готова расплакаться, с трудом сдерживает себя. После урока, на перемене сидит, опустив голову, и долго не может успокоиться.
Алла Г. постоянно перебивает учителя, выкрикивает, нетерпеливо, тянет руку. Отвечает часто невпопад, после чего раздражается, теряет самообладание. Долго расстраивается и переживает, оказавшись в глупом положении перед классом. Все замечания и шутки принимает на личный счет, обижается.
Изменяется состояние и поведение учеников и при какой-либо "угрозе". На обычном уроке в спокойном состоянии они слушают учителя. Когда же учитель объявляет о какой-нибудь контрольной работе, они начинают беспокоиться, ухудшаете их внимание. Они теряют уверенность в своих силах, возможностях, занижают собственные способности. Например, Дарья Т., когда учитель дает задачу для самостоятельного решения, но не на оценку, углубляется в решение, работает спокойно и сосредоточенно над задачей. При выполнении же контрольной работы, зная об "угрозе" отметки, теряется, начинает беспокоиться, спрашивает у соседа, который учится намного хуже нее, т.е. при малейшей "угрозе" у нее возникает неуверенность в - своих силах. Она недооценивает свои собственные возможности. Никогда не поднимает руку на уроке, даже если готова к уроку. Когда же учитель ее вызывает - отвечает всегда на 4 и 5, но очень неуверенно, скованно, заикаясь. Получив плохую отметку, винит себя, считает, что плохо подготовилась, недостаточно прочитала, не все выписала, хотя на самом деле это не так.
Вика Т., получив тетрадь с контрольной работой, открывает ее не сразу, а перелистывает по странице, затем отворачивается в сторону, спустя некоторое время, нерешительно смотрит в тетрадь. Увидев там 5, облегченно вздыхает.
. Таким образом, можно заключить, что для тревожных детей характерно то, что они глубоко переживают неудачи и ошибки, причем относят их на свой счет. Озабочены, самоунижены, недовольны собой. Однако, любое задание учителя или поручение выполняют с особой тщательностью добросовестностью, аккуратностью, вниманием к деталям.
На уроках физкультуры тревожность, как правило, проявляется перед сдачей нормативов или зачетом на оценку. Дети волнуются, излишне напряжены, хотя прекрасно выполняли аналогичное задание на обычном уроке. Из-за "угрозы" показывают худшие результаты. Очень часто они не сдержаны эмоционально. Некоторые могут очень легко выйти из себя. Их очень легко огорчить. На любое критическое замечание учителя обижаются. Объяснение учителя слушают сосредоточенно, не отвлекаясь. В начале урока они более активны, к концу утомляются. При выборе формы ответа, в основном, стремятся к письменной.
Ригидность также имеет свои проявления. Дети трудно привыкают к новым условиям, с трудом меняют привычки. Они очень медленно переключается с одного вида деятельности на другой. Медленно усваивают, перестраивают свои навыки.
Ксения С., когда учитель задает вопрос, сначала теряется, долго икает, не может сориентироваться в ответе, хотя хорошо учится и всегда готова к уроку. Ей трудно переключится с одного вида деятельности на другой: долго не может найти нужную страницу в учебнике, прежде чем начать что-то писать, сосредоточенно, задумавшись, смотрит в одну точку. Ригидные дети с трудом привыкают к чему-либо новому.
Оля С., по английскому языку, всегда имела только «5». Когда учительница заболела, и ее заменил другой учитель, она ответила материал предыдущего урока на 3. Это говорит о том, что девочка привыкла отвечать одному и тому же учителю. Смена привычки, вероятно, вызвала определенные волнения, переживания, это сказалось на результатах деятельности. Как правило, эти ученики всегда с трудом берутся за что-то новое, незнакомое. С трудом воспринимают новый материал, при объяснении нового материала отвлекаются, занимаются посторонними делами. При повторении пройденного материала они более активны на уроке, отвечают лучше. Каждое малейшее препятствие, непредвиденное обстоятельство задерживает на себе их внимание.
Экстраверты общительны, инициативны, подвижны, очень живые.
На уроках непоседливы, ни минуты не сидят спокойно, постоянно меняют позу, вертятся, разговаривают с соседями, вертят что-нибудь в руках. Обладают, как правило, быстрым темпом речи. На каждый новый факт, новую задачу очень живо откликаются. На переменах никогда не сидят на месте, бегают по коридорам, шумят, кричат.