Проявление особенностей темперамента у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности темперамента младших школьников; сформулировать методические рекомендации для учителей в учебно-воспитательной работе с обучающимися, обладающими разным темпераментом.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте;
2) составить общую характеристику четырех темпераментов;
3) выявить возрастные особенности темперамента;
4) проанализировать возрастные особенности темперамента младших школьников;
5) рассмотреть особенности проявления четырех темпераментов у младших школьников;
6) сформулировать методические рекомендации по учету темпераментальных особенностей младших школьников в учебно – воспитательной работе.

Содержание

Введение.

Глава 1. Темперамент как психологическая категория.

1.1 Общее представление о темпераменте.

1.2 Концепции и теории темперамента.

1.2.1 Ранние теории темперамента.

1.2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента.

1.2.3 Теория И.П.Павлова.

1.2.4 Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину.

1.2.5 Концепция темперамента В.М.Русалова.

1.3 Физиологическая и психологическая основы темперамента. Свойства темперамента и их особенности.

1.4. Типы темпераментов.

1.5.Влияние темперамента на личность. Роль темперамента в трудовой, учебной, спортивной деятельности. Свойства темперамента и поведение.

1.6 Преодоление отрицательного влияния темперамента.

Вывод по главе:

Глава 2. Возрастные особенности темперамента младшего школьника.

2.1. Возрастные изменения темперамента.

2.2. Особенности проявления темперамента у младших школьников.

2.3. Особенности темперамента. Изучение индивидуальных свойств темперамента младших школьников.

2.4 Выявление связи индивидуальных свойств темперамента обучающихся.

2.5. Влияние экстраверсии, тревожности, ригидности на стиль деятельности, поведение, личностные установки.

2.6. Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-воспитательной работе.

2.6.1. Учебно-воспитательная работа с сангвиниками.

2.6.2. Учебно-воспитательная работа с холериками.

2.6.3. Учебно-воспитательная работа с флегматиками.

2.6.4. Учебно-воспитательная работа с меланхоликами.

2.7. Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом особенностей темперамента младших школьников.

Выводы по главе:

Заключение.

Используемая литература:

Приложение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по возрастной психологии.doc

— 533.00 Кб (Скачать)

 

получили, что в данной группе учащихся тревожность ярко выражена у 6 человек, не тревожных - 1. Экстравертов - 10 человек, интровертов - 5. Ригидность отчетливо проявляется у 4 человек, пластичность выражена у 3 учащихся. Остальные учащиеся амбриверты, имеющие среднюю степень вы­раженности тревожности и ригидности.

Таким образом, проведя исследование и изучив индивидуальные свойства темперамента учеников данной группы, замечено, что такое свойство как экстравертированность преобладает в данном коллективе. В процессе наблюдения за данными учениками действительно замечено, что для них характерна направленность во вне. Они общительны, инициативны, имеют много друзей. Всегда окружены одноклассниками, легко могут "за­вести" других, развеселить.

 

2.4           Выявление связи индивидуальных свойств темперамента обучающихся.

Изучив индивидуальные свойства темперамента учащихся, выявим связь этих свойств. Взяв за основу симптомокомплекс экстравертированности и интровертированности, наблюдали как эти свойства взаимосвяза­ны с тревожностью и ригидностью.

Учитывая степень выраженности свойств и беря коэффициент 8, как показатель высокой степени выраженности данного свойства, получены следующие взаимодействия:

 

 

 

Экстраверт

Интроверт

Амбриверт

+Т                            Р-

+Т                            Р-

+Т                            Р-

Большаков

Рочева

 

Гулиева

Шелонцев

 

Иванова

Дилебов Ш.

Гусева

2 чел.

2 чел.

3 чел.

Экстраверт

Интроверт

Амбриверт

-Т                            Р+

-Т                            Р+

-Т                            Р+

Круталев

Туркина

 

 

Дилебов Ф.

Ильин

Ласточкин

2 чел.

0 чел.

3 чел.

Экстраверт

Интроверт

Амбриверт

-Т                            Р-

-Т                            Р-

-Т                            Р-

Емельянов

Саратонова

Стряпан

Седова

Терешкина

 

              Зобова

Соколова

 

 

Комиссарова

5 чел.

2 чел.

1 чел.

Экстраверт

Интроверт

Амбриверт

+Т                            Р+

+Т                            Р+

+Т                            Р+

Наумова

 

Павлов

           Сергеев

1 чел.

1 чел.

1 чел.

 

Экстраверты, имеющие высокую степень тревожности и низкую сте­пень ригидности – 2; экстраверты, имеющие низкую степень тревожности, но высокую ригидность – 2; экстраверты, которые нетревожны и пластич­ны - 5; экстраверты с высокой степенью тревожности и ригидности - 1.

Интроверты, высоко тревожные, но не ригидные – 2; интроверты не тревожные с высокой ригидностью - 0; интроверты не тревожные и пластич­ные - 2; интроверты с высокой степенью тревожности и ригидности - 1.

Амбриверты тревожные, но пластичные - 3; амбриверты не тревожные, но ригидные – 3; амбриверты не тревожные и не ригидные - 1; амбриверты, у которых высокая степень тревожности и ригидности - 1.

Таким образом, обнаружено, что в данной группе испытуемых у уча­щихся наблюдаются такие взаимосвязи индивидуальных свойств:

экстраверсия - не тревожность - пластичность;

интроверсия - тревожность - пластичность;

амбриверсия - не тревожность - пластичность.

Согласно учению Павлова о типах высшей нервной деятельности, существуют те или иные сочетания силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Они характеризуют тип ВНД людей и являются физиоло­гической основой темпераментов.

Существует также связь между типом ВНД и типом темперамента. Каж­дое из свойств нервной системы влияет на разные стороны темперамента, а каждая из динамических особенностей активности, эмоциональности, моторики, зависит не просто от свойства нервной системы, но и типа нер­вной системы в целом.

Согласно теории такое свойство темперамента как экстраверсия, со­четается, как правило, с не тревожностью и нерегидностью (пластичнос­тью). Данные этого исследования полностью подтверждают эту научную концепцию и совпадают с ней. Данная группа экстраверсия - не тревожность - пластичность (или по Павлову сильные - уравновешенные - под­вижные) соответствует сангвинистическому темпераменту.  Эти люди с за­метной психической активностью, быстро отзывающиеся на окружающие со­бытия, стремящиеся к частой смене впечатлений, сравнительно легко пе­реживающие свои неудачи и неприятности, живые, подвижные, с выражен­ной мимикой и движениями.

2.5.    Влияние экстраверсии, тревожности, ригидности на стиль деятельности, поведение, личностные установки.

Наблюдая за учащимися данной группы, можно отметить, что это очень жи­вые, непоседливые дети. На уроках они ни минуты не сидят спокойно, ме­няют позу, вертят, что-либо в руках, разговаривают с соседом по парте, нетерпеливо тянут руку. У них быстрая походка, быстрый темп речи. Они очень впечатлительны, легко увлекаются,  рассказывают оживленно и с увлечением. На уроках откликаются живо на каждый новый факт. Живое, под­вижное, выразительное лицо; мимика богатая, подвижная выразительная. По их лицу легко можно угадать, какое у них настроение, каково отноше­ние к данному предмету или человеку. Например, Артем К., его поведение на уроке зависит от интереса к предмету. Он может увлеченно слушать учителя, проявлять большую работоспособность. На неинтересных же для него уроках, он занимается своими делами, разговаривает с соседом, часто отвлекается. Чувства и настроения у него очень изменчивы. Получив плохую отметку или выговор учителя, он расстраивается, но через некоторое время на ли­це нет и следа обиды. На перемене он уже забывает о неприятностях уро­ка и весело играет с одноклассниками. Быстро привыкает к новой обста­новке, к новой деятельности. Легко переключается с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой. Легко поддается дисцип­лине. На замечания учителя реагирует спокойно, перестает вертеться, на­чинает слушать объяснение, но через некоторое время забывает о замеча­нии, начинает выкрикивать, крутиться, тянуть руку.

В ходе исследования выяснилось и  некоторое несоответствие реального состояния практики и теории. Как правило, интровертированость сочетается с высокой тревожностью и ригидностью, что соответ­ствует, обычно, меланхолическому темпераменту (хотя меланхолик может быть и подвижным).

Подведя же результаты  исследования, выяснилось , что в дан­ной группе испытуемых, чаще встречаются интроверты, высоко тревожные, но пластичные.

Данное несоответствие могло быть вызвано рядом причин. Во-первых, дети могли неверно оценивать себя, выдавать желаемое за действи­тельное, стремиться быть похожими на других, быть как все, что вполне естественно для данного возраста. В 8-10 лет у детей происходят такие новообразования, как интеграция с новой общностью, наблюдается кризис "мы" (базовое напряжение - быть как все и добиться личных успехов). Если ребенок не может решить это, появляются неврозы, растет тревож­ность (что также отразилось в проведенной исследовании: тревожные сос­тавляют 1\3 часть (6 чел.) от всей группы, в то время как учащихся с ярко выраженной не тревожностью - 1 человек). Тревожность высока в дан­ном возрасте именно из-за неспособности совместить стремление "быть как все" и в то же время справиться с необузданным желанием, которое начинает проявляться в данном возрасте - желание добиться личных успе­хов, самосовершенствоваться, отличаться от других.

Во-вторых, большую роль могла сыграть самооценка. Самооценка дан­ного возраста строится, главный образом, на оценочных суждениях взрос­лых, т. к. в данный период мнение учителя и взрослого человека считает­ся безапелляционным. Для данной группы (интроверт - высоко тревожный -пластичный) нехарактерно то, что обычно степень ригидности у интровертов высока (у исследуемых же данной группы - низкая), т.е., возможно, что у данных испытуемых завышена самооценка, и они считают, что они могут довольно легко приспосабливаться к новым условиям, менять при­вычки. Возможно также, что они выдают желаемое за действительное. Зная свои трудности со сменой привычек, они пытаются скрыть их, чтобы похо­дить на других. Или же сказывается желание данного возраста самосовер­шенствоваться. Они хотят быть такими и считают, что они таковы.

Ригидность также зависит от эмоционально-волевых особенностей. Для данного возраста учащихся характерны эффективные состояния, причи­ны которых могут быть в том, что возникает расхождение между уровнем притязания и возможностью их удовлетворения. Также для данного возрас­та характерно то, что понимание своих чувств и осознание чувств дру­гих ограничены, т. е., испытуемые, отвечая на вопросы анкеты, могли не предугадать свои чувства, возможно, им было сложно предвидеть свое по­ведение в данной ситуации.

Наблюдая за одной из испытуемых, можно сказать, что именно одна из выше перечисленных причин дала такой результат, т. к. у Ксении И., яв­но высокая степень ригидности, что проявляется в ее поведении.

Девочка трудно приспосабливается к новым условиям, требованиям, обстановке. Всегда сидит за одной и той же партой (хотя это и не стро­гое требование учителя). Когда ее место занимает кто-то из одноклас­сников, она просит его уступить, обижается, готова расплакаться. С трудом переходит от одного вида деятельности к другому. С трудом бе­рется за что-то новое незнакомое. Выполнение любого задания требует у нее подготовки и раздумий. В данном классе учится с 1-го класса, однако, имеет одну близкую подругу, с которой вместе сидит, ходит домой.

Ярко выраженные свойства темперамента тревожность, ригидность, экстраверсия влияют также на поведенческие проявления обучащихся на уро­ках.

Некоторые ученики с ярко выраженной тревожностью выделяются сре­ди одноклассников. Они постоянно находятся в состоянии эмоционального напряжения, беспокойства. Они очень чувствительны к неудачам и ошиб­кам.

Например, Алена Г., получив двойку, готова расплакаться, с трудом сдерживает себя. После урока, на перемене сидит, опустив голову, и дол­го не может успокоиться.

Алла Г. постоянно перебивает учителя, выкрикивает, нетерпеливо, тя­нет руку. Отвечает часто невпопад, после чего раздражается, теряет са­мообладание. Долго расстраивается и переживает, оказавшись в глупом положении перед классом. Все замечания и шутки принимает на личный счет, обижается.

Изменяется состояние и поведение учеников и при какой-либо "угро­зе". На обычном уроке в спокойном состоянии они слушают учителя. Ког­да же учитель объявляет о какой-нибудь контрольной работе, они начинают беспокоиться, ухудшаете их внимание. Они теряют уверенность в своих силах, возможностях, занижают собственные способности. Например, Дарья Т., когда учитель дает задачу для самостоятельного решения, но не на оценку, углубляется в решение, работает спокойно и сосредоточенно над задачей. При выполнении же контрольной работы, зная об "угрозе" отметки, теряется, начинает беспокоиться, спрашивает у соседа, кото­рый учится намного хуже нее, т.е. при малейшей "угрозе" у нее возни­кает неуверенность в - своих силах. Она недооценивает свои собственные возможности. Никогда не поднимает руку на уроке, даже если готова к уроку. Когда же учитель ее вызывает - отвечает всегда на 4 и 5, но очень неуверенно, скованно, заикаясь. Получив плохую отметку, винит себя, считает, что плохо подготовилась, недостаточно прочитала, не все выписала, хотя на самом деле это не так.

Вика Т., получив тетрадь с контрольной работой, открывает ее не сразу, а перелистывает по странице, затем отворачивается в сторону, спустя некоторое время, нерешительно смотрит в тетрадь. Увидев там 5, облегченно вздыхает.

. Таким образом, можно заключить, что для тревожных детей характер­но то, что они глубоко переживают неудачи и ошибки, причем относят их на свой счет. Озабочены, самоунижены, недовольны собой. Однако, любое задание учителя или поручение выполняют с особой тщательностью добро­совестностью, аккуратностью, вниманием к деталям.

На уроках физкультуры тревожность, как правило, проявляется пе­ред сдачей нормативов или зачетом на оценку. Дети волнуются, излишне напряжены, хотя прекрасно выполняли аналогичное задание на обычном уроке. Из-за "угрозы" показывают худшие результаты. Очень часто они не сдержаны эмоционально. Некоторые могут очень легко выйти из себя. Их очень легко огорчить. На любое критическое замечание учителя обижаются. Объяснение учителя слушают сосредоточенно, не отвлекаясь. В начале урока они более активны, к концу утомляются. При выборе формы ответа, в основном, стремятся к письменной.

Ригидность также имеет свои проявления. Дети трудно привыкают к новым условиям, с трудом меняют привычки. Они очень медленно переклю­чается с одного вида деятельности на другой. Медленно усваивают, пе­рестраивают свои навыки.

Ксения С., когда учитель задает вопрос, сначала теряется, долго икает, не может сориентироваться в ответе, хотя хорошо учится и всег­да готова к уроку. Ей трудно переключится с одного вида деятельности на другой: долго не может найти нужную страницу в учебнике, прежде чем начать что-то писать, сосредоточенно, задумавшись, смотрит в одну точку. Ригидные дети с трудом привыкают к чему-либо новому.

Оля С., по английскому языку, всегда имела только «5». Когда учительница заболела, и ее заменил другой учитель, она ответила материал предыдущего уро­ка на 3. Это говорит о том, что девочка привыкла отвечать одному и тому же учителю. Смена привычки, вероятно, вызвала определенные волне­ния, переживания, это сказалось на результатах деятельности. Как пра­вило, эти ученики всегда с трудом берутся за что-то новое, незнако­мое. С трудом воспринимают новый материал, при объяснении нового мате­риала отвлекаются, занимаются посторонними делами. При повторении пройденного материала они более активны на уроке, отвечают лучше. Каж­дое малейшее препятствие, непредвиденное обстоятельство задерживает на себе их внимание.

Экстраверты общительны, инициативны, подвижны, очень живые.

На уроках непоседливы, ни минуты не сидят спокойно, постоянно меняют позу, вертятся, разговаривают с соседями, вертят что-нибудь в руках. Обладают, как правило, быстрым темпом речи. На каждый новый факт, новую задачу очень живо откликаются. На переменах никогда не си­дят на месте, бегают по коридорам, шумят, кричат.

Информация о работе Проявление особенностей темперамента у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности