Проявление особенностей темперамента у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности темперамента младших школьников; сформулировать методические рекомендации для учителей в учебно-воспитательной работе с обучающимися, обладающими разным темпераментом.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте;
2) составить общую характеристику четырех темпераментов;
3) выявить возрастные особенности темперамента;
4) проанализировать возрастные особенности темперамента младших школьников;
5) рассмотреть особенности проявления четырех темпераментов у младших школьников;
6) сформулировать методические рекомендации по учету темпераментальных особенностей младших школьников в учебно – воспитательной работе.

Содержание

Введение.

Глава 1. Темперамент как психологическая категория.

1.1 Общее представление о темпераменте.

1.2 Концепции и теории темперамента.

1.2.1 Ранние теории темперамента.

1.2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента.

1.2.3 Теория И.П.Павлова.

1.2.4 Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину.

1.2.5 Концепция темперамента В.М.Русалова.

1.3 Физиологическая и психологическая основы темперамента. Свойства темперамента и их особенности.

1.4. Типы темпераментов.

1.5.Влияние темперамента на личность. Роль темперамента в трудовой, учебной, спортивной деятельности. Свойства темперамента и поведение.

1.6 Преодоление отрицательного влияния темперамента.

Вывод по главе:

Глава 2. Возрастные особенности темперамента младшего школьника.

2.1. Возрастные изменения темперамента.

2.2. Особенности проявления темперамента у младших школьников.

2.3. Особенности темперамента. Изучение индивидуальных свойств темперамента младших школьников.

2.4 Выявление связи индивидуальных свойств темперамента обучающихся.

2.5. Влияние экстраверсии, тревожности, ригидности на стиль деятельности, поведение, личностные установки.

2.6. Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-воспитательной работе.

2.6.1. Учебно-воспитательная работа с сангвиниками.

2.6.2. Учебно-воспитательная работа с холериками.

2.6.3. Учебно-воспитательная работа с флегматиками.

2.6.4. Учебно-воспитательная работа с меланхоликами.

2.7. Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом особенностей темперамента младших школьников.

Выводы по главе:

Заключение.

Используемая литература:

Приложение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по возрастной психологии.doc

— 533.00 Кб (Скачать)

 

Очевидно, что  независимо от возрастной специфики существуют индивидуальные различия в свойствах нервной системы, которые могут быть частично замаскированы их возрастными изменениями. Поэтому устанавливается диагноз отдельных свойств нервной системы ( темперамента), нужно пользоваться такими показателями поведения и, следовательно, приемами измерения, которые учитывали бы период развития исследуемого ребенка.

В детские годы далеко не просто отличить, что в наблюдаемых динамических чертах идет от своеобразия нервной системы и что от возрастного этапа. И те, и другие признаки одновременно проявляются в динамических свойствах детской психики.

 

2.2. Особенности проявления темперамента у младших школьников.

 

Существуют и выделяются исследователями и педагогами особенности проявления темпераментных особенностей младших школьников в протекании речевых и мыслительных процессов, а также в специфике внимания.

 

Сангвиник

 

Очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит спокойно, вертит что-нибудь в руках. Часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается. Эмоционально рассказывает о полученных впечатлениях. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его увлечения не всегда постоянны и устойчивы — увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. Все эмоции выражаются на его подвижном лице, в его живых глазах. Поэтому легко угадать его настроение, отношение к человеку или предмету. На интересных для него занятиях проявляет большую активность, работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает мешать учителю — разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ — заинтересовать его. Не любит кропотливых занятий, любит такую деятельность, которая позволяет быстро добиться результата. Настроение его часто меняется. Получив замечание, он может очень расстроиться, даже расплакаться. Однако очень быстро совершенно забывает об этом, начиная бегать, играть с друзьями. Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят.

Обычно ученики сангвинистического темперамента быстро решают практические и теоретические задачи, если для этого у них имеется соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная.

Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может спокойно сидеть за партой, часто вскакивает, вертится. На переменах такие ученики чаще всего бегают по коридору, устраивают возню и т. д.

 

Холерик

 

Выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив (его рисунки обычно крупные). Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их.

У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Такие ученики, читают быстрее, рассказывают, пересказывают с одного раза, с увлечением.

Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках.

Холерики обладают высокой моторной активностью. Движения их отличаются большой силой, резкостью и выразительностью. У них богатая мимика, энергичные жесты.

 

Флегматик

 

Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить. Больше всего любит занятия по математике. Его привязанности достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить.

Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов. Речь детей этого типа неторопливая, интонационно мало выразительная. Обычно учителю трудно добиться у них выразительности при чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и слабой переключаемостью.

Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Такой ученик не любит лишних движений, а совершает самые необходимые. Пишет ученик-флегматик, обычно, тоже медленно, во время диктантов отстает от класса. Школьник- флегматик, хорошо владеющий навыками чтения, все же читает гораздо медленнее, чем ученик живого типа. Движения его спокойные и медленные, мимика- бедная и маловыразительная, жесты- редкие, неэнергичные.

 

Меланхолик

 

На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь.

Меланхолики- ученики со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. При выполнении заданий  эти дети должны делать довольно частые перерывы для отдыха. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних раздражителей.

Моторика меланхоликов не выделяется разнообразием. На уроках такие ученики сидят неподвижно, а на перемене оживляются. Однако, движения их, как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые.

 

2.3.                      Особенности темперамента. Изучение индивидуальных свойств темперамента младших школьников.

Исследование было проведено в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Бежецка Тверской области.

В исследовании принимали участие 25 обучающихся 3 класса.

Возраст испытуемых: 8-9 лет.

Цель исследования: выявить тип темперамента, установить связь индивидуально-психологических свойств темперамента обучающихся и их проявление в учебно-воспитательном процессе.

Задачи исследования:

1)                Путем проведения диагностики определить тип темперамента обучающихся 3 класса.

2)                Изучить индивидуальные свойства темперамента (экстраверсию, тревожность, ригидность) обучающихся.

3)                Выявить связь индивидуальных свойств темперамента обучающихся; установить степень влияния экстраверсии, тревожности, ригидности на стиль деятельности, поведение, личностные установки.

 

Диагностика типа темперамента.

 

Цель: выявить тип темперамента обучающихся.

Возраст испытуемых: 8-9 лет.

Оборудование: бланк наблюдения за обучающимися.

(Гамезо MB., Герасимова B.C., Орлова Л.М. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Под общ. ред. М.В. Гамезо. М.: Альфа, 1994.   С. 33-35.)

Инструкция для экспериментатора. Темперамент проявляется в любых реакциях учащегося на различные жизненные ситуации. При этом свойства темперамента отражены в эмоциональных реакциях, в движениях, речи и умственных действиях. Для правильной оценки особенностей темперамента требуется соблюдение следующих условий:

— оценивать их в самых разных видах реакций;

— знать, в каких именно реакциях особенно ярко проявляется темперамент.

Схема наблюдения

1.   В ситуации, когда требуется быстро действовать:

а)  легко включается в работу;

б)  действует со страстью;

в)  действует спокойно, без лишних слов;

г)  действует неуверенно, робко.

2.   Как реагирует учащийся на замечания учителя:

а)  говорит, что больше так делать не будет, но через какое-то время опять делает то же самое;

б)  возмущается, что ему делают замечание;

в)  выслушивает и реагирует спокойно;

г)  молчит, но обижен.

3.   При обсуждении с товарищами вопросов, которые его очень волнуют, говорит:

а)  быстро с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

б)  быстро, со страстью, но других не слушает;

в)  медленно, спокойно, но уверенно;

г)  с большим волнением и сомнением.

4.   В ситуациях, когда нужно сдавать контрольную работу, а она еще не закончена или сделана, как выясняется, с ошибкой:

а)  легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

б)  торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибки;

в)  решает спокойно, пока учитель не подойдет к нему и не возьмет работу, по поводу ошибок говорит мало;

г)  сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5.   При решении трудной задачи (или задания), если она сразу не получается:

а)  бросает, потом опять продолжает решать;

б)  решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает свое возмущение;

в)  спокойно;

г)  проявляет растерянность, неуверенность.

6.   В ситуации, когда ученик спешит домой, а учитель или актив класса предлагает ему остаться в школе после уроков для выполнения конкретного задания:

а)  быстро соглашается;

б)  возмущается;

в)  остается, не говоря ни слова;

г)  проявляет растерянность.

7.   В незнакомой обстановке:

а)   проявляет максимум активности, легко и быстро получает нужные сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

б)   проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого не получает необходимых сведений, но решение принимает быстро;

в)   спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решением не спешит;

г)    робко знакомится с обстановкой, решение принимает не уверенно.

Примечание:

Буквы перед вариантами поведения означают: а — сангвиник, б — холерик, в — флегматик, г — меланхолик.

 

Результаты проведенной диагностики.

Ф.И. испытуемого

ситуация

итого

Тип темперамента

1

2

3

4

5

6

7

а

б

в

г

а

б

в

г

а

б

в

г

а

б

в

г

а

б

в

г

а

б

в

г

а

б

в

г

Большаков А.

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

+

 

 

 

а

Сангвиник

Гулиева А.

 

 

+

 

+

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

 

в

Флегматик

Гусева А.

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

в

Флегматик

Громова М.

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

б

Холерик

Дилебов Ф.

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

а

Сангвиник

Дилебов Ш.

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

б

Холерик

Емельянов Д.

+

 

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

а

Сангвиник

Зобова М.

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

г

Меланхолик

Иванова К.

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

г

Меланхолик

Ильин П.

 

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

+

 

в

Флегматик

Комиссарова Р.

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

в

Флегматик

Круталев А.

+

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

б

Холерик

Ласточкин А.

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

+

 

 

 

 

 

+

г

Меланхолик

Наумова А.

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

+

 

 

 

а

Сангвиник

Павлов А.

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

+

г

Меланхолик

Рочева А.

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

 

+

 

 

а

Сангвиник

Саратонова К.

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

 

в

Флегматик

Седова О.

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

а

Сангвиник

Сергеев Е.

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

в

Флегматик

Соколова М.

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

+

г

Меланхолик

Стряпан С.

+

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

б

Холерик

Терёшкина Д.

 

 

+

 

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

в

Флегматик

Туркина В.

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

а

Сангвиник

Чеснокова А.

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

+

г

Меланхолик

Шелонцев Р.

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

в

Флегматик

Изучение индивидуальных свойств темперамента (экстраверсия, тревожность, ригидность) обучающихся.

 

Для выявления индивидуальных психических свойств темперамента учащихся проведено исследование методом анкетирования в 3-м классе, т к. два человека имеют по "шкале искренности" сумму менее 3-х баллов, что показывает их необъективность, то для интерпретации данных изуче­ния темперамента эти ответы не учитывались. Таким образом, учитывая объективность и степень выраженности свойств темперамента согласно данной таблице:

Свойства темперамента

Балл

Степень выраженности

Балл

Свойства темперамента

Тревожность

9 – 10

Высокая

1 – 2

Нетревожность

Ригидность

9 – 10

Высокая

0 – 1

Пластичность

Экстраверсия

7 - 8

Средняя

2 - 3

Интроверсия

Информация о работе Проявление особенностей темперамента у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности