Проявление особенностей темперамента у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности темперамента младших школьников; сформулировать методические рекомендации для учителей в учебно-воспитательной работе с обучающимися, обладающими разным темпераментом.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте;
2) составить общую характеристику четырех темпераментов;
3) выявить возрастные особенности темперамента;
4) проанализировать возрастные особенности темперамента младших школьников;
5) рассмотреть особенности проявления четырех темпераментов у младших школьников;
6) сформулировать методические рекомендации по учету темпераментальных особенностей младших школьников в учебно – воспитательной работе.

Содержание

Введение.

Глава 1. Темперамент как психологическая категория.

1.1 Общее представление о темпераменте.

1.2 Концепции и теории темперамента.

1.2.1 Ранние теории темперамента.

1.2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента.

1.2.3 Теория И.П.Павлова.

1.2.4 Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину.

1.2.5 Концепция темперамента В.М.Русалова.

1.3 Физиологическая и психологическая основы темперамента. Свойства темперамента и их особенности.

1.4. Типы темпераментов.

1.5.Влияние темперамента на личность. Роль темперамента в трудовой, учебной, спортивной деятельности. Свойства темперамента и поведение.

1.6 Преодоление отрицательного влияния темперамента.

Вывод по главе:

Глава 2. Возрастные особенности темперамента младшего школьника.

2.1. Возрастные изменения темперамента.

2.2. Особенности проявления темперамента у младших школьников.

2.3. Особенности темперамента. Изучение индивидуальных свойств темперамента младших школьников.

2.4 Выявление связи индивидуальных свойств темперамента обучающихся.

2.5. Влияние экстраверсии, тревожности, ригидности на стиль деятельности, поведение, личностные установки.

2.6. Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-воспитательной работе.

2.6.1. Учебно-воспитательная работа с сангвиниками.

2.6.2. Учебно-воспитательная работа с холериками.

2.6.3. Учебно-воспитательная работа с флегматиками.

2.6.4. Учебно-воспитательная работа с меланхоликами.

2.7. Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом особенностей темперамента младших школьников.

Выводы по главе:

Заключение.

Используемая литература:

Приложение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по возрастной психологии.doc

— 533.00 Кб (Скачать)

13. Забываешь ли ты про все остальное, когда занят каким-либо делом?

14. Ты иногда чувствуешь себя усталым без особой причины?

15. Можешь ли ты сказать, что чуть-чуть более обидчивый, чем другие?

16. Тебе всегда очень нравится играть с другими ребятами?

17. Тебе всегда очень трудно браться за какое-либо новое, незнакомое дело?

18. У тебя временами бывает такое чувство, что тебе надоело все?

19. Бывает, что ты так волнуешься, что не можешь усидеть на месте?

20. Охотно ли ты делаешь работу, которая требует сосредоточенного внимания на мелких деталях?

21. Ты шумишь иногда в классе, когда там нет учителя?

22. Можешь ли ты веселиться, не сдерживая себя, в компании ребят?

23. Тебя легко огорчить?

24. Можешь ли ты иногда сказать про себя, что беззаботный человек?

25. Если ты оказываешься в глупом положении, то ты потом долго рас­страиваешься?

26. Когда тебя о чем-нибудь просят, тебе всегда бывает трудно отка­зать?

27. Ты любишь часто ходить в гости?

28. Чувствуешь ли ты себя особенно неприятно, Если кто-то или что-то нарушает твои привычки, обычный уклад жизни?

29. Случалось ли тебе говорить о ком-либо плохо?

30. Как ты думаешь, тебя считают веселым человеком?

31. Ты избегаешь иметь веши, которые ненадежны, непрочны, хотя и очень красивы?

32. Тебе бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

33. Ты почти всегда уверен, что справишься с делом, за которое ты взялся?

34. Разговаривал ли ты когда-нибудь грубо с родителями?

35. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

Обработка. После ответов испытуемого на вопросы надо подсчитать сумму баллов за каждое свойство темперамента в отдельности, соотнести положительные ответы с ключом опросника.

"Ключ" опросника.

Искренность - 2, 12, 21, 29, 34;

Тревожность - 3, 6, 14, 15, 18, 19, 23, 25, 26, 32;

Ригидность - 4, 5, 8, 10, 11, 13, 17, 20, 28, 31;

Зкстраверсия - 1, 7, 9, 16, 22, 24, 27, 30, 33, 35.

При  интерпритации данных изучения темперамента необходимо учиты­вать их объективность и степень выраженности. Объективность данных ис­пытуемого устанавливается по "шкале искренности". Сумма менее 3 бал­лов показывает необъективность данных испытуемого. Степень выраженнос­ти свойств темперамента представлена в таблице.

 

 

1 – тревожные пластичные;

2 – нетревожные ригидные;

3 – нетревожные пластичные;

4 – тревожные ригидные.

1 – тревожные пластичные;

2 – нетревожные ригидные;

3 – нетревожные пластичные;

4 – тревожные ригидные.

1 – тревожные пластичные;

2 – нетревожные ригидные;

3 – нетревожные пластичные;

4 – тревожные ригидные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

Степень выраженности свойств темперамента у исследуемой группы школьников

Ф.И.

Тревожность

Ригидность

Экстраверсия

Искренность

Большаков А.

8

5

8

5

Гулиева А.

9

4

2

4

Гусева А.

7

2

4

3

Громова М.

3

3

6

1

Дилебов Ф.

4

5

6

3

Дилебов Ш.

9

6

5

4

Емельянов Д.

5

6

9

5

Зобова М.

4

4

2

4

Иванова К.

6

3

5

4

Ильин П.

5

9

4

5

Комиссарова Р.

3

3

4

5

Круталев А.

6

9

9

4

Ласточкин А.

4

6

5

3

Наумова А.

7

7

8

5

Павлов А.

9

6

3

3

Рочева А.

7

4

9

5

Саратонова К.

3

5

8

4

Седова О.

2

5

9

4

Сергеев Е.

9

6

5

3

Соколова М.

3

1

2

4

Стряпан С.

4

4

9

4

Терёшкина Д.

5

5

8

4

Туркина В.

5

8

9

5

Чеснокова А.

0

6

5

2

Шелонцев Р.

6

2

3

3

 

3

 



Информация о работе Проявление особенностей темперамента у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности