Проявление особенностей темперамента у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности темперамента младших школьников; сформулировать методические рекомендации для учителей в учебно-воспитательной работе с обучающимися, обладающими разным темпераментом.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте;
2) составить общую характеристику четырех темпераментов;
3) выявить возрастные особенности темперамента;
4) проанализировать возрастные особенности темперамента младших школьников;
5) рассмотреть особенности проявления четырех темпераментов у младших школьников;
6) сформулировать методические рекомендации по учету темпераментальных особенностей младших школьников в учебно – воспитательной работе.

Содержание

Введение.

Глава 1. Темперамент как психологическая категория.

1.1 Общее представление о темпераменте.

1.2 Концепции и теории темперамента.

1.2.1 Ранние теории темперамента.

1.2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента.

1.2.3 Теория И.П.Павлова.

1.2.4 Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину.

1.2.5 Концепция темперамента В.М.Русалова.

1.3 Физиологическая и психологическая основы темперамента. Свойства темперамента и их особенности.

1.4. Типы темпераментов.

1.5.Влияние темперамента на личность. Роль темперамента в трудовой, учебной, спортивной деятельности. Свойства темперамента и поведение.

1.6 Преодоление отрицательного влияния темперамента.

Вывод по главе:

Глава 2. Возрастные особенности темперамента младшего школьника.

2.1. Возрастные изменения темперамента.

2.2. Особенности проявления темперамента у младших школьников.

2.3. Особенности темперамента. Изучение индивидуальных свойств темперамента младших школьников.

2.4 Выявление связи индивидуальных свойств темперамента обучающихся.

2.5. Влияние экстраверсии, тревожности, ригидности на стиль деятельности, поведение, личностные установки.

2.6. Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-воспитательной работе.

2.6.1. Учебно-воспитательная работа с сангвиниками.

2.6.2. Учебно-воспитательная работа с холериками.

2.6.3. Учебно-воспитательная работа с флегматиками.

2.6.4. Учебно-воспитательная работа с меланхоликами.

2.7. Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом особенностей темперамента младших школьников.

Выводы по главе:

Заключение.

Используемая литература:

Приложение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по возрастной психологии.doc

— 533.00 Кб (Скачать)

Влияние темперамента на формирование личности ребенка выражается в следующих формах:

1. Проявление темперамента влияет на обращение с ребенком окружающих, что оказывает косвенное воздействие на его личность. Личность формируется под влиянием постоянного обращение с ребенком близких ему людей.

2. Темперамент ребенка оказывает модифицирующее влияние на окру­жающую его обстановку и систему воспитания. Свойства темперамента оп­ределяют интенсивность и продолжительность воспитательных действий, что оказывает опосредованное влияние на условия формирования личности.

3. Свойства темперамента могут быть как благоприятствующими, так и противодействующими факторами определенных черт личности. Существуют данные, указывающие на совместные проявления свойств темперамента и определенных черт личности. Опираясь на параметры условно рефлекторных процессов, судят об отдельных свойствах темперамента. Сходными, а иногда идентичными показателями пользуются психологи, изучающие такие характеристики личности, как экстравертированность-интровертированность и уровень тревожности.

Экстраверт и интроверт - два типа личности, описанные в 20-х го­дах Юнгом; в основании деления положена установка индивида вовне или внутрь, которая обнаруживается в его мироощущении или в реакциях на различные стимулы. Экстраверт - индивид, мысли, чувства, интересы и действия которого направлены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он хорошо и легко вступает в контакт с другими людьми, без труда прис­посабливается к новым ситуациям. Интроверт - индивид, психическая энергия которого направлена на самого себя. Его мысли, интересы и даже собственные действия обращены на "собственное Я". У него проявляется склонность к рефлексии, замкнутость, постоянный анализ своих собствен­ных психических состояний. С трудом контактирует с окружающими. Айзенк утверждает, что в основе экстравертно-интровертного поведения лежат врожденные особенности, от которых зависит баланс между процесса­ми возбуждения и торможения, к числу показателей экстраверсии-интроверсии,  он отнес скорость образования и угасания условной реакции и уровень сенсорной чувствительности,  показатели, которой многие пси­хологи используют для определения свойств темперамента. Учитывая это, можно утверждать, что между типом нервной системы и экстраверсией-интроверсией имеется большое сходство. Существует также связь между уровнем реактивности и мерой зкстраверсии-интроверсии, связь между экстраверсией-ннтроверсией и временной характеристикой поведения. Экстраверсия сопутствует большой подвижности поведения, тогда как интроверсия сочетается с подвижностью.

Другое свойство личности - тревожность также связана с чертами темперамента. На связь между реакциями страха и темперамента указывал еще Павлов, который обращал внимание, что одной из форм поведения, от­личающих слабый тип от сильного, является большое беспокойство слабо­го типа. В ряде исследований доказано, что тревожность повышается с ростом уровня реактивности, малая реактивность соответствует отсут­ствию тревожности.

Темперамент можно оценивать с точки зрения адаптивных возможнос­тей индивида и той роли, которую темперамент играет в процессе поддер­жания равновесия между организмом и средой. Павлов с  этой точки зре­ния считает предпочтительнее темперамент сангвиника и флегматика. Ме­нее приспособлен к жизни холерик, что обусловлено отсутствием уравно­вешенности процессов возбуждения и торможения. Наименее приспособлен к жизни меланхолик из-за низкой работоспособности (выносливости) нер­вной системы. Оценку темперамента или его отдельных свойств с точки зрения адаптивных возможностей следует производить в зависимости от конкретной ситуации, т.е. диалектически. Одни и те же свойства темпера­мента в разных условиях, в разной среде приобретают различную цен­ность для индивида с разной структурой темперамента.

   Отношение между свойствами темперамента и эффективностью действий свя­зано с условиями, в которых эти действия совершаются, а также со структурой самих действий. Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т. е. конечным результатом действий и особенностя­ми темперамента: если деятельность протекает в условиях, которые мож­но определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности, в нормальной, не стрессовой ситуации, ре­зультаты деятельности будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет завесить от других факторов, в особенности от уровня  мотивации и способностей. Но от особенностей темперамента зависит спо­соб осуществления самой деятельности. Наблюдается изменение в структу­ре действий или деятельности. В зависимости от особенностей темпера­мента людей различают не конечным результатом, а способом достижения результатов. Учащиеся с высокой подвижностью нервных процессов выпол­няют задания быстрее, чем инертные. Процесс усвоения материала у инертных более растянут во времени. Ориентированные же действия у инер­тных занимают больше времени по сравнению с подвижными. У подвижных - тенденция к быстрому исполнению, в результате - пропуски элементов за­дания, но для них характерно быстрое усвоение материала. У инертных усвоение материала медленное, но точность выполнения усвоенного задания является ценным свойством. У инертных учащихся познавательные, дей­ствия регулярно влияют на исполнение действия в большей степени, чем у подвижных. Подвижные отводят гораздо меньше времени на знакомство с материалом, чем инертные. Они знакомятся с ним быстро и поверхностно, немедленно приступая к исполнительным действиям. В ходе работы реже сверяются с образцом. У инертных значительное время занимают подгото­вительные действия. Подвижные не тратят время на подготовку. В ходе исполнительных действий у подвижных преобладают ориентировочно-познавательные действия, что обусловлено меньшим временем, которое они тра­тят на подготовку. Точность и аккуратность исполнения работы у подвиж­ных ниже, чем у инертных. Подвижные отличаются быстротой движений, за­дание, требующее медленных движений лучше выполняют инертные. Инер­тные редко отвлекаются от деятельности, неохотно меняют режим работы, неохотно переделывают неправильно выполненное. Подвижные часто отвле­каются, прерывают работу, берутся за другое.

 

В зависимости от силы нервной системы зависит стиль работы учени­ков. "Сильные" - для них характерна малая подверженность утомлению, заниматься предпочитают с друзьями, от легких заданий переходят к сложным. Тратят мало времени на подготовку; исправления и дополнения делают в ходе работы, У них хорошее распределение внимания на разную деятельность. Письменная речь у них краткая, предпочтение отдают ус­тной речи. В ситуациях напряжения наблюдается расширение объема ум­ственной деятельности. "Слабые" - большая утомляемость, перерывы в ра­боте, потребность в полной тишине, в отдыхе. От трудных заданий переходят к легким. Им необходима длительная подготовка, исправления они делают в ходе проверки. За новую работу берутся, только завершив нача­тое. Заранее планируют, предпочитают сделать работу заранее. В их письменной речи преобладают сложные конструкции. Письменную речь пред­почитают устной. Под влиянием напряжения объем умственной деятельнос­ти сужается; больше времени тратят на подготовку и контрольные дей­ствия. Общая продолжительность выполнения задания увеличивается. Педа­гог должен организовать работу школьников так, чтобы они могли выпол­нять поставленные перед ними задачи в соответственном им стиле дея­тельности. Таким образом, именно темперамент и, прежде всего сила и подвижность нервных процессов оказывают существенное влияние на форми­рование определенного стиля деятельности.

Т. Левицкий провел сравнительный анализ свойств темперамента с точки зрения их влияния на эффективность обучения. Эти сравнения пока­зали, что главным фактором эффективности является реактивность.

Он сумел доказать, что свойства темперамента влияют на уровень достижений учащихся. С достижениями учащихся больше всего связаны два фактора темперамента - реактивность (сила процессов возбуждения) и подвижность. Что касается связи между уровнем интеллектуальных способ­ностей и типом темперамента, исследования показали, что лица с высо­ким уровнем умственных способностей могут обладать самым разным темпе­раментом, а лица, имеющие одинаковый темперамент, могут обнаруживать самые разные уровни умственных способностей. Свойства темперамента придают своеобразие манере, стилю деятельности, но не предопределяют самих умственных возможностей человека. Особенности темперамента обус­лавливают пути и способы работы, но не уровень достижений; умственные возможности создают условия для компенсации недостатков темперамента.

Поведение индивидов в сложных ситуациях зависит от свойственных им особенностей темперамента. Трудная ситуация, в которой нарушается рав­новесие между заданиями, действиями, условиями с одной стороны и возможностями субъекта с другой стороны. Нарушение равновесия связано с типами нервной системы.

1. Ученики со слабым типом нервной системы обнаруживают сущес­твенное ухудшение распределения внимания при выполнении заданий, под­лежащих оценке педагога. Чего не наблюдалось у учеников с сильным ти­пом нервной системы.

2. Ученики с сильной нервной системой обнаруживают большую кон­центрацию внимания при выполнении заданий, подлежащих оценке учителя, чем при выполнении неоцениваемых заданий. В угрожающей ситуации сильные индивиды проявляют большую концентрацию внимания, чем ученики со слабой нервной системой. Школьная ситуация  у  учеников со слабой нервной системой (высоко реактивные) вызывает дезорганизацию поведения или снижение результатов при выполнении действий.

У высоко реактивных индивидов наблюдается, предпочтение менее стимулирующих способов поведения и ситуацией, тогда как низко реактивные индивиды выбирают и предпочитают ситуации и действия более возбуждаю­щие. Это проявляется в выборе соответствующей формы деятельности. Когда уровень возбуждения превышает определенное значение, мы наблюдаем, снижение производительности у всех испытуемых, независимо от их реактивности, В ситуациях, когда стимуляция не соответствует пот­ребности индивида, представители обеих групп могут действовать в рав­ной степени эффективно, но это приводит к увеличению психофизиологичес­ких затрат организма. Длительное сохранение или частый повтор слишком высокого для данного индивида уровня возбуждения, вызванное отсут­ствием такой стимуляции, которая позволяла бы действовать в границах оптимального возбуждения, может привести к определенным нарушениям по­ведения или нежелательный изменениям личности.

 

Свойства темперамента играют большую роль в устойчивости к стрес­сам в спорте. Ученики с сильной нервной системой во время состязаний показывают более высокие результаты, чем на тренировках, а во время соревнований увеличивается нестабильность, ухудшаются результаты. Условия состязания вызывают у слабых уменьшение веры в свои силы, страх, напряжение, повышенную ответственность за результат, чего не наблюдается у сильных. У слабых типов при стрессовой ситуации усиливается процесс возбуждения, достигая, своего предела и наступает  охра­нительное торможение, в результате чего снижается эффективность дей­ствия. У сильных во время соревнований наступает оптимальное состоя­ние нервной системы, что приводит к более высоким результатам на со­ревнованиях, чем на тренировках.

При исследовании взаимосвязи между реактивностью и поведением ин­дивида в стрессовой ситуации было установлено, что результаты, полу­ченные в стрессовой ситуации (соревнования), по сравнению с результа­тами в нормальной обстановке выше у низко реактивных индивидов, а у высоко реактивных происходит снижение результатов в условиях соревнова­ния.

Т.е. существует связь между сопротивляемостью стрессам и уровней реактивности. Чем ниже реактивность, тем выше выносливость в трудных ситуациях. У высокореактивных быстрее наступает фаза перегрузки. Одно и тоже напряжение, являющееся оптимальной нагрузкой для низко реактивных, может вызвать перегрузку у высоко реактивных, что проявляется в меньшей эффективности их действий или даже в некоторых нарушениях деятельности.

 

 

1.6 Преодоление отрицательного влияния темперамента.

 

Преодоление отрицательного влияния темперамента может быть дос­тигнуто путем реорганизации деятельности, когда в процессе обучения и воспитания создаются условия, при которых увеличиваются положительные проявления темперамента. В зависимости от влияния свойств темперамен­та на различные стороны деятельности, учитель использует индиви­дуальные принципы обучения и воспитания.

1. В одних и тех же условиях разные свойства темперамента прояв­ляются по-разному. Тревожность обеспечивает особую тщательность, акку­ратность, внимание к деталям, добросовестное отношение к делу. Эмоциональная возбудимость – высокую активность при изучении нового.

2. Одно и то же свойство темперамента в разных условиях может влиять на деятельность противоположным образок. Например, высоко положительное отношение к деятельности у тревожных выступает как положи­тельное условие в условиях тренировки или подготовки, определяя осо­бую тщательность, старательность. В условиях соревнований это высоко положительное отношение способствует чрезмерной ответственности, вол­нению, излишнему напряжению и влияет на деятельность отрицательно.

3. В одних и тех же условиях полярные проявления данного свой­ства могут влиять на деятельность по-разному. Высокая тревожность, оп­ределяя склонность к самоанализу своего действия, влияет на дея­тельность в положительном направлении. Таково же влияние на дея­тельность и низкой тревожности, которая определяет эмоциональную ус­тойчивость в деятельности.

Приспособление темперамента к требованиям деятельности, например, в спорте, путем индивидуального подхода гораздо шире и эффективнее, чем отбор, тренировка и создание положительного отношения. Одни и те же задания и требования могут быть осуществлены различными приемами и способами.

Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую, обуслов­ленную темпераментом индивидуальную систему приемов и способов дей­ствия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата. Индивидуальный стиль деятельности позволяет не столько преодолевать отрицательные, сколько использовать положительные стороны свойств типа нервной системы и темперамента для деятельности, что, в конечном счете, способствует и успеху. Можно рас­сматривать индивидуальный стиль, обусловленный у человека свойствами типа нервной системы и темперамента, как способность к деятельности. Суть индивидуального стиля в том, что к одинаково высоким результатам разные люди идут разными путями.

Информация о работе Проявление особенностей темперамента у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности