Проявление особенностей темперамента у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности темперамента младших школьников; сформулировать методические рекомендации для учителей в учебно-воспитательной работе с обучающимися, обладающими разным темпераментом.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте;
2) составить общую характеристику четырех темпераментов;
3) выявить возрастные особенности темперамента;
4) проанализировать возрастные особенности темперамента младших школьников;
5) рассмотреть особенности проявления четырех темпераментов у младших школьников;
6) сформулировать методические рекомендации по учету темпераментальных особенностей младших школьников в учебно – воспитательной работе.

Содержание

Введение.

Глава 1. Темперамент как психологическая категория.

1.1 Общее представление о темпераменте.

1.2 Концепции и теории темперамента.

1.2.1 Ранние теории темперамента.

1.2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента.

1.2.3 Теория И.П.Павлова.

1.2.4 Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину.

1.2.5 Концепция темперамента В.М.Русалова.

1.3 Физиологическая и психологическая основы темперамента. Свойства темперамента и их особенности.

1.4. Типы темпераментов.

1.5.Влияние темперамента на личность. Роль темперамента в трудовой, учебной, спортивной деятельности. Свойства темперамента и поведение.

1.6 Преодоление отрицательного влияния темперамента.

Вывод по главе:

Глава 2. Возрастные особенности темперамента младшего школьника.

2.1. Возрастные изменения темперамента.

2.2. Особенности проявления темперамента у младших школьников.

2.3. Особенности темперамента. Изучение индивидуальных свойств темперамента младших школьников.

2.4 Выявление связи индивидуальных свойств темперамента обучающихся.

2.5. Влияние экстраверсии, тревожности, ригидности на стиль деятельности, поведение, личностные установки.

2.6. Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-воспитательной работе.

2.6.1. Учебно-воспитательная работа с сангвиниками.

2.6.2. Учебно-воспитательная работа с холериками.

2.6.3. Учебно-воспитательная работа с флегматиками.

2.6.4. Учебно-воспитательная работа с меланхоликами.

2.7. Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом особенностей темперамента младших школьников.

Выводы по главе:

Заключение.

Используемая литература:

Приложение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по возрастной психологии.doc

— 533.00 Кб (Скачать)

Индивидуальный стиль деятельности формируется в процессе воспита­ния и обучения. Одно из важнейших условий выработки индивидуального стиля - сознательное, творческое отношение к выполняемой работе. Инди­видуальный стиль возникает только в том случае, если человек активно ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть самых высо­ких результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у детей, отличающихся положительным отношением к дея­тельности. Другое условие формирования индивидуального стиля - учет свойств темперамента. Человек выбирает такие приемы и способы выполне­ния действий, которые в наибольшей степени соответствуют его темпера­менту. Творческий характер деятельности - еще одно необходимое усло­вие возможности возникновения и формирования индивидуального стиля деятельности. Практически формирование индивидуального стиля дея­тельности происходит по следующей схеме: определение типологических свойств нервной системы и темперамента; выявление индивидуальных осо­бенностей деятельности, способствующих или препятствующих успеху; под­бор и реализация соответствующих педагогических приемов работы.

 

Педагогические рекомендации по индивидуальному учету свойств тем­перамента.

Тревожность. Если у ребенка повышенная тревожность необходимо;

1) мягкое, тактичное, внимательное отношение;

2) обучение методам регулирования эмоциональных состояний;

3) удерживание от чрезмерной траты энергии;

4) дозирование мотивации.

Ригидность требует

1) изменение мест занятий, видов деятельности, методов работы, способов объяснения;

2) требование мысленного воспроизведения действий перед их выполнением.

Экстравертность

1) требование систематичной работы над собой;

2) требование сдерживания чрезмерной общительности в условиях деятельности.

В процессе обучения к одинаково высокому уровню деятельности раз­ных лиц, требуются разные педагогические воздействия для каждого из них в зависимости от особенностей темперамента. Так, например, извес­тный распространенный метод усиления мотивации похвала и порицание (словесные), а также опенка деятельности имеет различную эффектив­ность в зависимости от темперамента. Похвала способствует формирова­нию навыка у всех испытуемых, но более положительное влияние оказы­вает на обучаем ость "сильных" и неуравновешенных. Неоднозначно и дей­ствие порицания: наиболее положительное действие для "сильных" и неу­равновешенных; наименьшее - для уравновешенных и "слабых". Ожидание оценки эффективно для лиц со слабой нервной системой и уравновешенных, менее эффективно для "сильных" и неуравновешенных.

 

Вывод по главе:

 

1)     Темперамент является динамической характеристикой психической активности и связан с такими характеристиками, как темп, быстрота, интенсивность, сила и др.

2)     Темперамент основан на особенностях физиологии человека и в этом смысле он относится к числу врожденных характеристик человека. В настоящее время не существует единого мнения о физиологической основе темперамента.

3)     В результате наблюдением за динамическими проявлениями людей сформировались описания четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Каждый из этих типов более адекватен той или иной ситуации, так что нельзя их оценивать с точки зрения "плохой - хороший".

4)     Темперамент тесно связан с другими личностными проявлениями человека (характером, способностями и т.д.), выступая, как их динамическая основа.

5)     На основе анализа основных ре­зультатов, полученных в различных шко­лах, можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев в состав темпераментальных свойств исследователи включают динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения.

6)     Общепризнан­ным является представление о наследст­венной обусловленности темперамента, его относительной устойчивости, о един­стве, целостности проявлений в темпера­менте биологических и психологических качеств человека.

7)     Никто, кроме В.М.Русалова с соавторами, из рассмотренных в главе авторов не ставит вопрос о теорети­ческой модели темперамента, основанной на современных представлениях о биологической организации человека, и, прежде всего — работе нервной системы, из кото­рой можно было бы вывести заданное количество основных шкал (факторов) темперамента.

8)     Большинство изучаемых свойств темперамента носит, как правило, описательный характер. Количество свойств вытекает не из определенной теоретичес­кой модели, а детерминировано особен­ностями факторной обработки исходных характеристик темперамента.

9)     В факторных теориях темперамента ничего не говорится о развитии свойств темперамента, о влия­нии одних свойств на другие, об их роли и месте в структуре личности и индивиду­альности.

 

Таким образом, темперамент и его свойства являются фактором, ко­торый определяет индивидуальный характер эффективности различных мето­дов и приемов педагогического воздействия по отношению к каждому чело­веку в отдельности.

 

При обучении и воспитании необходимо учитывать:

1. Психические свойства личности становятся устойчивыми на опре­деленной ступени развития. Свойства темперамента всегда устойчивы и постоянны.

2. Свойства темперамента образуют психологическую почву, на которую падают воздействия среды и воспитания. В зависимости от темперамента, при одних и тех же объективных условиях, формируются свойства личности с одинаковым содержанием, но с разными динамическими особенностями. Но от темперамента не зависит, такие свойства личности и с каким содержанием будут формироваться при данных определенных объективных условиях.

 


Глава 2. Возрастные особенности темперамента младшего школьника.

 

2.1. Возрастные изменения темперамента.

 

Темперамент подобно всем свойствам организма, подвержен возрастным изменениям, прежде всего связанным с процессом созре­вания или с изменениями поведения, вытекающими главным образом из анатомического и физиологи­ческого развития нервной системы и других систем организма.

Тот факт, что свойства темперамента подвержены возрастным изменениям, подтверждается результата­ми исследований, проведенных как с животными, так и с людьми.

Изучение типов нервной системы у детей различного возраста подтверждает существование возрастных изменений темперамента (свойств нервной системы), обусловленных прежде всего созреванием центральной нервной системы и эндокринного аппарата. Такие наблюдения проводили еще в 30-х годах нашего столетия, и в настоящее время дают примерно такие же результаты. Наиболее систематично они изложены в работах психологов: В. Э. Чудновского, Н. С. Лейтеса и Э. И. Маствилискер. Из них выводятся некоторые закономерности. Рассмотрим некоторые из закономерностей возрастных изменений темперамента, акцентируя внимание на младшем школьном возрасте.

1.      На раннем этапе своего развития дети обладают слабой нервной системой; это в равной мере относится к процессам возбуждения и торможения. Слабость процесса возбуждения проявляется прежде всего в малой выносливости нервной системы, быстром утомлении и легком возникновении охранительного торможения. Показателем слабости является также сильно развитое индуктивное (внешнее) торможение, которое выражается в затормаживании действий под влиянием побочных раздражителей. О том, что такое торможение проявляется еще в младшем школьном возрасте, прекрасно знают учителя: ведь им часто приходится наблюдать, как мельчайшее изменение обстановки в классе отвлекает внимание учащихся от школьных занятий. Пониженной работоспособ­ности (выносливости) сопутствует повышенная возбу­димость и чувствительность индивида, что, в част­ности, выражается в моторных и эмоциональных реакциях, неадекватных силе раздражителей. Поми­мо того, что эти реакции очень сильны, они имеют короткий латентный период. Многие исследования показывают, что сила процесса возбуждения, еще малая в дошкольном возрасте, достигает соответст­вующего данному индивиду максимального уровня примерно к 7—8-му году жизни. Начиная с этого возраста, больших различий в работоспособности нервной системы между детьми и взрослыми уже не отмечается.

 

2.      Общепринято мнение, что сила процесса тор­можения, выражающаяся прежде всего в способности к образованию и устойчивости различных условных тормозных реакций, достигает своего максимального уровня позднее, чем сила процесса возбуждения. Однако относительно возраста, в котором это свойство обнаруживается уже в зрелой форме, нет единого мнения. Есть данные, полученные, правда, в основном в опытах с живот­ными, из которых следует, что сила процесса тор­можения в большей мере, чем сила процесса воз­буждения, подвержена влиянию тренировок, особен­но в раннем онтогенезе. Слабость процесса торможе­ния в первые годы жизни ребенка проявляется глав­ным образом в пониженной способности сдерживать различные реакции, в склонности к нарушению за­претов, в преждевременных реакциях и т. п.

 

 

3.      Возрастная характеристика уравновешенности нервных процессов вытекает, собственно, из специфи­ки возбуждения и торможения в соответствующих периодах жизни. Принимая во внимание более дли­тельный процесс созревания силы торможения в нерв­ной системе, в первоначальный период развития наблюдается неуравновешенность при преобладании силы возбуждения. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста своим поведением в известном смысле напоминает холерика. Затем эта неуравно­вешенность, вызванная большей слабостью торможе­ния в сравнении с возбуждением, постепенно умень­шается, и в возрасте около 12 лет ребенок в этом отношении уже заметно не отличается от взрослого. Преобладание возбуждения над торможением прояв­ляется прежде всего в импульсивности и взрывном характере поведения ребенка. Для него типичен пониженный контроль за ситуационно обусловлен­ным поведением (то есть действующими в данный момент стимулами). Однако аналогичное поведение мо­жет быть вызвано не только недостаточно зрелой способностью к торможению и, следовательно, пре­обладанием возбуждения, но и слабостью возбужде­ния при одновременной слабости торможения. Сла­бость процесса возбуждения является фактором, вы­зывающим такие формы поведения, которые напоми­нают неуравновешенных индивидов. Это объясняется неадекватностью силы реакции силе раздражителей или в более общем случае — значению ситуации, на которую реагирует индивид.

 

4.      Что касается подвижности нервных процессов, то в зависимости от того, какие показатели этого свойства принимаются во внимание, его возрастная динамика может выглядеть по-разному. Это свиде­тельствует о давно уже отмеченной неоднородности этого свойства нервной системы. В раннем онтогенезе наблюдается большая неустойчивость и изменчивость реакций, что выражается в затруднениях при выпол­нении заданий, в изменениях реакций под влиянием перемен в обстановке, в неустойчивости условно-рефлекторной деятельности и т. п. С возрастом поведение становится все более стабильным, благо­даря чему оно в меньшей мере зависит от непосредст­венных стимулов. Если учитывать классические показатели подвиж­ности, в особенности способность к переделке сиг­нального значения пары раздражителей и легкость образования динамических стереотипов, то можно сказать, что в раннем онтогенезе подвижность срав­нительно невелика и возрастает с развитием инди­вида. Это проявляется, в частности, в том, что дети школьного возраста легче и быстрее приспосаблива­ются к изменяющимся условиям, у них лучше про­текает процесс переучивания или переделки раз­личных навыков, чем у детей дошкольного возраста. Так понимаемая подвижность снова явно снижается в пожилом возрасте, для которого типична понижен­ная адаптируемость к изменениям обстановки, зна­чительная ригидность форм поведения.

Итак, чем младше ребенок, тем больше его отличают некоторые признаки слабости типа нервной системы. Это не только маленькая выносливость, но и повышенная чувствительность, яркость восприятия, детская впечатлительность и такие черты, как легкость перехода к возбуждению, импульсивность. Характерны также интенсивность эмоциональных переживаний и их неустойчивость (стремительные переходы от слез к улыбке). Слабость нервной системы удивительным образом сочетается с быстрым возобновлением энергии.

В связи со всем вышесказанным нельзя не учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента: «в каждом возрасте — своя специфика активности, эмоциональности и моторики. В младшем школьном возрасте — это легкость пробуждения интереса и краткость состояния сосредоточенности, связанные с той же слабостью нервной системы. И эмоциональность, и моторика в эту пору, конечно, иные, чем в последующие годы, когда одновременно происходит увеличение возможностей нервной системы и утрата ее ценных детских свойств», — отмечал Я. Стреляу в своей книге «Роль темперамента в психическом развитии»

Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу темперамента. Различия в этом отношении вполне определенно выступают, например, когда дети уже овладели устной речью. Так, если речь у ребенка громкая, быстрая и отчетливая, с правильными интонациями, сопровождаемая живыми жестами и выразительной мимикой, то можно говорить о признаках сангвинистического темперамента. Если речь медленнее, чем у других, спокойная, равномерная, иногда с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики, это может свидетельствовать о флегматическом темпераменте. На признаки холерического темперамента указывает торопливо-напряженная, порывистая, как бы захлебывающаяся речь. К признакам меланхолического темперамента может быть отнесена речь приторможенная, тихая, иногда снижающаяся до шепота. Конечно, о типе темперамента, кроме особенностей речи, говорят и особенности двигательной и общей активности ребенка.

Резюмируя, можно сказать, что изменение основных свойств нервных процессов, входящих в понятие типа нервной системы, а на психологическом уровне - в понятие темперамента, происходят в следующих направлениях:

 

Ранний период развития

Период стабилизации

Слабый процесс возбуждения

Слабый процесс торможения

Неуравновешенность нервных процессов с преобладанием возбуждения над торможением

Малая подвижность нервных процессов ( речь идет о подвижности в узком смысле)

Сильный процесс возбуждения

Сильный процесс торможения

Уравновешенность возбуждения и торможения

 

Большая подвижность нервных процессов

Информация о работе Проявление особенностей темперамента у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности