Проявление особенностей темперамента у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности темперамента младших школьников; сформулировать методические рекомендации для учителей в учебно-воспитательной работе с обучающимися, обладающими разным темпераментом.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте;
2) составить общую характеристику четырех темпераментов;
3) выявить возрастные особенности темперамента;
4) проанализировать возрастные особенности темперамента младших школьников;
5) рассмотреть особенности проявления четырех темпераментов у младших школьников;
6) сформулировать методические рекомендации по учету темпераментальных особенностей младших школьников в учебно – воспитательной работе.

Содержание

Введение.

Глава 1. Темперамент как психологическая категория.

1.1 Общее представление о темпераменте.

1.2 Концепции и теории темперамента.

1.2.1 Ранние теории темперамента.

1.2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента.

1.2.3 Теория И.П.Павлова.

1.2.4 Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину.

1.2.5 Концепция темперамента В.М.Русалова.

1.3 Физиологическая и психологическая основы темперамента. Свойства темперамента и их особенности.

1.4. Типы темпераментов.

1.5.Влияние темперамента на личность. Роль темперамента в трудовой, учебной, спортивной деятельности. Свойства темперамента и поведение.

1.6 Преодоление отрицательного влияния темперамента.

Вывод по главе:

Глава 2. Возрастные особенности темперамента младшего школьника.

2.1. Возрастные изменения темперамента.

2.2. Особенности проявления темперамента у младших школьников.

2.3. Особенности темперамента. Изучение индивидуальных свойств темперамента младших школьников.

2.4 Выявление связи индивидуальных свойств темперамента обучающихся.

2.5. Влияние экстраверсии, тревожности, ригидности на стиль деятельности, поведение, личностные установки.

2.6. Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-воспитательной работе.

2.6.1. Учебно-воспитательная работа с сангвиниками.

2.6.2. Учебно-воспитательная работа с холериками.

2.6.3. Учебно-воспитательная работа с флегматиками.

2.6.4. Учебно-воспитательная работа с меланхоликами.

2.7. Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом особенностей темперамента младших школьников.

Выводы по главе:

Заключение.

Используемая литература:

Приложение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по возрастной психологии.doc

— 533.00 Кб (Скачать)

 

С течением времени в теории Павлова выявилось много слабых мест, что привело к серьезным ее трансформациям. В частности уже сам Павлов на ряде экспериментов убедился в том, что часто предложенная им схема не работает. Тогда, ученый изменил значение слова "темперамент", введя понятия "генотип" и "фенотип". Генотип Павлов определил как прирожденный тип нервной системы, фенотип - как склад высшей нервной деятельности, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания. Генотип Павлов связал с понятием "темперамент", а фенотип - с понятием "характер".

              Тем самым Павлов, о сути, дал чисто физиологическую интерпретацию темперамента, отрешившись от его психологических аспектов. Психологические же аспекты темперамента он назвал характером.

              Таким образом, попытка Павлова связать типы темпераментов с типами нервной деятельности оказалась неудачной, хотя во многом продвинула исследования в этой сфере.

 

1.2.4 Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину.

 

Дальнейшие исследования, проведенные в школе Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, показали, что необходим принципиально другой подход к изучению биологических основ темперамента [1985; 1990]. По их мнению, преж­де всего, следовало бы сосредоточиться не на изучении типов, как предполагал И.П. Павлов, а на исследовании отдель­ных свойств нервной системы. Предполагалось, что, только зная свойства нервной системы, их количество и устойчивые вариации, можно будет установить воз­можную структурную организацию (тип) темперамента.

Теплов развил и во многом переосмыслил учение Павлова о свойствах нервной системы.

Под свойствами нервной системы он понимает ее природные, врожденные особенности.

Нет никаких ни теоретических, ни экспериментальных оснований считать, что число основных типов нервной системы равно четырем, отмечает Теплов.

Итак, согласно Теплову, можно наметить следующую структуру свойств нервной системы:

1)     сила (выносливость),

2)     динамичность (легкость генерации нервного процесса),

3)     подвижность (скорость переделки знаков раздражителей),

4)     лабильность (скорость возникновения и прекращения нервного процесса).

Каждое из этих свойств может быть различным по отношению к процессу возбуждения и к процессу торможения: Следовательно, нужно говорить об уравновешенности нервных процессов по каждому из этих свойств. Небилицин продолжил направление исследований Теплова. Критический анализ результатов, получаемых при использовании различных методов определения свойств нервной системы, позволил Б. М. Теплову и его сотрудникам прийти к выводу о су­ществовании наряду с традиционно выделенными еще нескольких свойств нервной системы, в частности таких, как динамичность и лабильность. Первое из них отвечает за легкость генерации нервной системой процессов возбуждения и торможения, в частности при формировании временных связей. Второе - лабильность - есть скоростная характеристика деятельности нервной системы, определяющая в основном быстроту затухания последействия от импульса возбуждения и, следовательно, быстроту смены одного цикла возбуждения другим при серийной подаче стимулов.

Другой отечественный психолог – ведущий специалист по проблемам темперамента - Небылицин с сотрудниками изучал группу основных свойств нервной системы, существование большинства из которых установлено с достаточной твердостью, в том числе с применением факторного анализа. Все эти свойства характеризуют, каждое со своей определенной точки зрения, динамику каждого из двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Говоря о динамичности нервной системы, Небылицин имеет в виду в сущности два свойства - динамичность возбуждения и торможения, так же как, говоря о силе нервной системы, мы подразумеваем фактически два свойства - силу нервной системы по отношению к возбуждению и по отношению к торможению. Поскольку эти свойства представляют собой элементарные измерения двух фундаментальных нервных процессов, он называет их первичными.

Ко вторичным же свойствам Небылицин относит ряд дополнительных характеристик нервной системы, получаемых посредством измерения и сопоставления одноименных первичных свойств, характеризующих два противоположных нервных процесса ­возбуждение и торможение. Павловское свойство уравновешенности нервных процессов Небылицин рассматривает именно как вторичное: это свойство представляет собой уравновешенность нервной системы по динамичности, т. е. по относительной легкости генерации нервной системой возбудительного или тормозного процесса. Хотя сам Павлов рассматривал уравновешенность как соотношение двух силовых  характеристик нервной системы (силы по отношению к возбуждению и силы по отношению к торможению). Итак, с точки зрения Небылицина, намечается некоторая достаточно простая (всего двухступенчатая) иерархия основных свойств нервной системы, включающая набор первичных и определяемых на их основе вторичных свойств

1.2.5 Концепция темперамента В.М.Русалова.

 

Одной из современных и достаточно широко используемых концепций темперамента является теория, разработанная под руководством В.М.Русалова в лаборатории психологии и психо­физиологии индивидуальности Института психологии РАН.

Исследователями были сформули­рованы следующие критерии темперамента:

1)     независимость от содержания, мотива и цели поведения (стилевой аспект поведе­ния);

2)     динамический (энергетический) аспект процесса взаимодействия человека с внешним и внутренним миром (предмет­ным миром, другими людьми, собой);

3)     универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;

4)     раннее проявле­ние в детстве;

5)     устойчивость в течение длительного периода жизни человека;

6)     высокая корреляция с общими свойст­вами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гумораль­ной, телесной и т.д.);

7)     наследуемость.

Накопленный обшир­ный фактический материал показал недо­статок гуморальных, телесных и сущест­вующих нервных теорий темперамента, поскольку в качестве основания темпера­мента как целостного психологического образования берется не вся биологическая подсистема человека, а лишь та или иная ее составная часть, каждая их которых (будь-то гуморальная, соматическая или нервная) сама по себе не обладает не­обходимыми и достаточными для этого свойствами. Показано, что темперамент испытывает непосредственное влияние со стороны всей биологической организации человека в целом.

Для анализа биологичес­кой системы человека В.М. Русалов выдви­нул концепцию общих и частных консти­туций организма человека. Согласно этой концепции, в основе темперамента лежат свойства общей конституции человечес­кого организма, которая рассматривается как совокупность всех частных конститу­ций, т. е. всех физических и физиологи­ческих свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате.

Наиболее важной отличительной чер­той исследований В.М.Русалова и его коллег является использование кон­цепции П.К. Анохина об интегративной деятельности мозга, которая рас­сматривается как новейший этап в разви­тии учения И.П. Павлова. Применение этой концепции позволило не только вскрыть структуру и организацию общих свойств нервной системы, но и вывести из нее количество фундаментальных свойств темперамента.

Общие (функцио­нально-системные) свойства отражают наиболее существенные нейрофизиологические особенности деятельности всего мозга при реализации ключевых этапов функциональной системы. Количество общих свойств и их содержание вытекает из самой архитектуры функциональной системы. Функционально-системные свой­ства на поведенческом уровне выступают в качестве структурных единиц темпера­мента. Проанализировав сложную архитектуру функциональной системы, удалось выделить четыре «несократимых» функцио­нальных блока: «афферентный синтез», «программирование», «исполнение» и «сличение результатов реального действия с акцептором результата действия». Исходя из этого, была разработана теоретическая модель темперамента, в которой постули­руется четыре (в соответствии с четырьмя основными блоками функциональной системы) фундаментальных свойства тем­перамента. Таким образом, впервые уда­лось теоретически не только обосновать количество первичных, эволюционно целе­сообразных, важнейших параметров тем­перамента, но и раскрыть механизм их функционирования, т. е. понять, каким об­разом совершается единство целостных свойств темперамента: побуждения («аф­ферентный синтез»), действия (блоки «программирования» и «исполнения») и переживания (блок «сличения» как резуль­тат рассогласования реального результата с «акцептором» результата действия).

Исходя из данной функцио­нально-системной концепции, темпера­мент целесообразно рассматривать как результат «системного обобщения» тех ин­вариантных биологических компонентов, прежде всего — общих свойств нервной системы, которые вовлечены в функцио­нальные «блоки» поведения. Благодаря системному обобщению первоначально генетически заданная система индивиду­альных биологических свойств человека (с изначальной иерархией потребностей, планом и способом действий), включаясь в самые различные виды деятельности, постепенно трансформируется и образует независимо от содержания самой деятель­ности обобщенную качественно новую, индивидуально-устойчивую систему инвариантных свойств, но уже не биологи­ческих, а психобиологических, или «фор­мально-динамических», свойств инди­видуального поведения.

Следовательно, согласно Русалову, темперамент — это особая психобиоло­гическая категория, охватывающая обоб­щенные формально-динамические аспекты всего поведения человека.

Развиваемый подход позволяет разре­шить спор о том, является ли темперамент самостоятельным образованием или нет, как соотносить между собой темперамент, интеллект, характер и личность.

Во-первых, темперамент — это одно из самостоятель­ных, независимых базальных и устойчи­вых динамических образований психики. Во-вторых, темперамент и характер не идентичны, поскольку их формально-динамические характеристики имеют раз­ные аспекты обобщения, а также разное соотношение «содержательных» свойств психики. В-третьих, темперамент не иден­тичен личности, поскольку последняя представляет прежде всего систему цен­ностно-смысловых отношений человека. Однако включение темперамента в струк­туру личности позволяет глубже понять те психологические механизмы, которые От­ветственны за формирование и функцио­нирование собственно личностных качеств индивида.

Темперамент, в рамках этого подхода, представ­ляет собой совокупность таких психичес­ких черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных, стилевых ха­рактеристик психики под влиянием устой­чивых индивидуальных биологических детерминант. Отсюда следует, что разви­тие темперамента происходит по двум основаниям: 1) вслед за биологическим возрастным развитием и 2) как результат сменяющих друг друга социально органи­зованных типов деятельности (игра, учеба, труд и т. д.), т. е. в процессе воспитания и тренировки.

К настоящему времени В.М.Русалову и его коллегам в многочислен­ных исследованиях удалось не только экс­периментально выделить теоретически ожидаемые свойства темперамента, выте­кающие из структуры функциональной системы, но и найти их устойчивые ком­бинации. Было установлено, что в струк­туре психической активности существуют три относительно независимых компонента.

Наиболее важным из них является «эргичность» (выносливость), которая соответст­вует «афферентному синтезу» и харак­теризует меру напряженности процесса взаимодействия человека-субъекта с пред­метной средой (в том числе и с собой) и другими людьми.

Другой важнейшей фор­мально-динамической характеристикой активности является «пластичность», со­ответствующая блоку «программирования», в которой отражается легкость (гибкость) процесса переключения с одних программ поведения на другие.

Третий компонент психической активности — «скорость», соответствующая блоку «исполнения», характеризует уровень координации всех подсистем организма и отражает, как быстро протекают психические процессы.

В структуре эмоциональности был выде­лен только один фундаментальный пара­метр — порог чувствительности к несовпа­дению реального результата действия с «акцептором результата действия». В этом пара­метре отражается основное свойство эмо­циональности — «впечатлительность, рани­мость». Все остальные эмоциональные ха­рактеристики (радость, гнев, страх и т. д.) являются производ­ными сочетаниями различных уровней ак­тивности и порога эмоциональной чувст­вительности. Было показано, что выделенные четыре фундаментальных свойства темперамента могут отличаться в зависимости от сферы проявления тем­перамента: психомоторной, интеллекту­альной или коммуникативной.

Таким образом, максимальное число основных шкал темперамента, изу­чаемое В.М.Русаловым и его сотрудниками, может достигать двенадцати, что нашло свое отражение в конструировании нового варианта ОСТ — опросника формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ).

На основе разработанной Русаловым теоретической модели темперамента удалось сконструировать специальный тест-опросник, позволяющий измерить свойства темперамента человека. Опросник структуры темперамента (ОСТ) — уни­кальный отечественный тест, прошедший психометрическую валидизацию. Было показано, что шкалы ОСТ высоко корре­лируют с объективными тестами, эксперт­ными оценками, а также опросниками, содержание шкал которых известно и ана­логично некоторым шкалам ОСТ (тест Айзенков, тест Стреляу и др.). Тест-опросник (ОСТ) позволил исследо­вать не только структуру, половые раз­личия, генетические и психофизиологи­ческие предпосылки формирования, но и закономерности взаимодействия темпера­мента с другими вышележащими струк­турами индивидуальности, а именно — с общим интеллектом и творческими способностями.

 

1.3       Физиологическая и психологическая основы темперамента. Свойства темперамента и их особенности.

 

Физиологической основой темперамента являются не деятельность мозговой коры самой по себе, а взаимодействие ее с подкоркой, равно как и взаимодействие обеих сигнальных систем. Идеи И.П. Павлова о ти­пах ВНД развивали Е.М. Теплов, В.Д. Небылицын, кото­рые создали новое направление в психологии - дифференциальную психологию. Ими были экспериментально установлены дополнительные свойства нервной системы: лабильность - скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процесса: динамичность - скорость и легкость выработки условных рефлексов: концентрированность - показатель меры дифференцировки раздражителей. Открыто важное положительное свойство слабого типа - высокая чувствительность. В последнее время получен ряд новых данных, свидетельствующих о наследственности отдельных свойств нервной системы.

Информация о работе Проявление особенностей темперамента у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности