Профессионально-психологическая устойчивость и противодействие криминальным авторитетам и группам лиц отрицательной направленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:08, лекция

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена и особенно значима в условиях совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы и должна соответствовать таким механизмам управления, которые основываются на складывающихся в обществе новых социальных, экономических, и психологических отношениях. Это учет и использование широкого спектра социально-психологических процессов, происходящих в ходе управления исправительными учреждениями.

Работа содержит 1 файл

рефераты.doc

— 451.00 Кб (Скачать)

2. Некоторые вопросы правового обеспечения организации взаимодействия оперативных аппаратов ИТУ с иными частями и службами этих учреждений// Теория и практика ОРД: Сб. науч. тр. - Рязань: РВШ МВД СССР. 1990. 0,1 п. Л.

3. Макет литерного дела. Рязань, 1990. '3,2 п. л./0,6 п. л. (соавторы - Зайцев В.В., Наливайченко О.М., Моисеев Н.Д.).

4. Рекомендации по формированию  профессионального ядра сотрудников  в оперативных аппаратах исправительно-трудовых  учреждений. - Рязань, 1990. 2,6 п.л. (соавторы - Зайцев В.В., Моисеев Н.Д.).

5. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел// Сборник нормативных и методических материалов по теме «Организация и тактика борьбы с организованными преступными группами осужденных». Рязань. 1991. 4 п.л. (соавтор - Моисеев Н.Д.).

6. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел// Сборник нормативных и методических материалов по теме «Основы розыскной работы ОВД». - Рязань. 1991. 1,4 п.л. (соавтор - Зайцев В.В.).

7. Учет результатов и отчетность  оперативных аппаратов ИТУ// Организация работы оперативных аппаратов исправительно-трудовых учреждений: Учеб. пособие для учеб. заведений МВД СССР. - Рязань: РВШ МВД СССР, 1991. 0,5 п.л. (соавтор - Моисеев Н.Д.).

8. К вопросу о борьбе с преступными  группами в ВТК// Проблемы совершенствования оперативно-розыскной деятельности: Материалы науч. - практ. конф. - Рязань: РВШ МВД РФ, 1992. - 78с. 0,2 п. л.

9. Об опыте использования ЭВМ  в осуществлении контроля и  оценки знаний слушателей по  курсу ОРД// Организационно-методические  проблемы подготовки кадров в Рязанской высшей школе МВД РФ. - Рязань: РВШ МВД РФ, 1992. 0,1 п. л. (соавтор - Терещенко В. Г.).

10. Предупреждение и раскрытие поджогов// Предупреждение и раскрытие преступлений  оперативными аппаратами органов,  исполняющих наказания: Учеб. для  учеб. заведений МВД РФ/ Под ред. Н.С.Артемьева. - Рязань: РВШ МВД РФ, 1993. 0,4 п. л. (соавтор - Дедюхин В. В.).

11. О проблемах оперативной разработки  преступных групп в ИТК// Проблемы  совершенствования оперативно-розыскной  деятельнос-

- 24 -

ти  в свете положений Закона Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации": Сб. науч. тр. - Рязань: РВШ МВД РФ, 1994. 0,2 п. л.

12. О работе оперативных аппаратов  исправительных учреждений и  УОП в борьбе с организованной  преступностью и коррупцией в свете нового уголовно-исполнительного законодательства// Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: проблемы теории и практики: Материалы науч. - практ. семинара, посвященного памяти Н.А.Стручкова. - Рязань, 1998. 0,2 п.л. (соавтор - Зайцев В.В.).

13. Оперативно-розыскная деятельность. Взаимодействие оперативных аппаратов  учреждений уголовно-исполнительной  системы и криминальной милиции  в борьбе с преступностью: Учеб. - метод, материалы. - Рязань, 2000. 1,7 п.  л. (соавтор - Кленов С.Н.).

14. Предупреждение и раскрытие фальшивомонетничества  в исправительных учреждениях// Оперативно-розыскная  деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания. Общая  и Особенная части: Курс лекций/ Под ред. Н.П. Барабанова, Б.  Б. Казака, Е.В. Соколова. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. 0,2 п.л.

15... Предупреждение и раскрытие поджогов  в ИУ// Оперативно-розыскная деятельность  органов и учреждений, исполняющих  наказания, общая и Особенная  части: Курс лекций/ Под ред.  Н.П. Барабанова, Б.Б. Казака, Е.В. Соколова. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. 0,2 п. л.

16. Особенности предупреждения и  раскрытия преступлений в колониях-поселениях// Оперативно-розыскная деятельность  органов и учреждений, исполняющих наказания. Общая и Особенная части: Курс лекций/ Под ред. Н.П. Барабанова, Б.Б. Казака, Е.В. Соколова. - Рязань: Академия права и управления Минюста России. 2001. 0,3 п. л. (соавтор - Барабанов Н. П.).

17. Оперативно-розыскная характеристика  организованной преступности// Оперативно-розыскная деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания. Общая и Особенная части: Курс лекций/ Под ред. Н.П. Барабанова, Б.Б. Казака, Е.В. Соколова. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. 0,4 п.л. (соавтор - Дьячковский С.А.).

18. Оперативно-розыскные меры борьбы  с организованными преступными  группами в исправительных учреждениях// Оперативно-ро-

- 25 -

зыскная деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания. Общая и  Особенная части: Курс лекций/ Под ред. Н.П. Барабанова, Б.Б. Казака, Е.В. Соколова. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. 0,3 п.л. (соавтор - Дьячковский С.А.).

19. Раскрытие преступлений, совершенных  организованными преступными группами// Оперативно-розыскная деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания. Общая и Особенная части: Курс лекций/Под ред. Н.П. Барабанова, Б.Б. Казака, Е.В. Соколова. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. 0,3 п. л. (соавтор - Зайцев В. В.).

20. Организация розыскной работы и компетенция оперативных аппаратов// Оперативно-розыскная деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания. Общая и Особенная части: Курс лекций/ Под ред. Н.П. Барабанова, Б.Б. Казака, Е.В. Соколова. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. 0,3 п. л.

21. Организация и тактика местного  розыска лиц, скрывшихся от  следствия, суда и отбывания  наказания// Оперативно-розыскная деятельность  органов и учреждений, исполняющих  наказания. Общая и Особенная  части: Курс лекций/ Под ред. Н.П. Барабанова, Б.Б. Казака, Е.В. Соколова. - Рязань: Академия права и .управления Минюста России, 2001. О, 2 п. л.

22. организация и тактика федерального  розыска лиц, скрывшихся от  следствия, суда и отбывания  наказания// Оперативно-розыскная деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания. Общая и Особенная части: Курс лекций/ Под ред. Н.П. Барабанова, Б. Б. Казака, Е.В. Соколова. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. 0,2 п. л.

23. Проблемы противодействия преступности в условиях негативных тенденций криминологической ситуации в России// Человек: преступление и наказание: Вестн. Акад. Минюста России. Рязань, -2002. № 2. 0,2 п. л. (соавторы- Барабанов Н. П., Дьячковский С. А.)

24. Некоторые оперативно-розыскные аспекты борьбы с влиянием авторитетов преступной среды на подростков// Россия на рубеже тысячелетий: социально-экономические и правовые проблемы. Материалы вузовского семинара молодых ученых / Под ред. А.Ф.Марукова и др. - Рязань: Академия права и управления Минюста России. - 2002. -0,2 п.л. (соавтор - Иваньков И.А.).

26 -

25. о некоторых возможностях совместной  работы оперативных аппаратов  исправительных учреждений и  РУБОП в борьбе с организованной  преступностью и коррупцией в  свете нового уголовно-исполнительного законодательства // Россия на рубеже тысячелетий: социально-экономические и правовые проблемы. Материалы вузовского семинара молодых ученых / Под ред. А.Ф.Марукова и др. - Рязань: Академия права и управления Минюста России. - 2002. О,2 п.л.

26. Оперативно-розыскное и уголовно-процессуальное  законодательство об использовании  результатов ОРД в доказывании  по уголовным делам// Уголовно-процессуальные  и экспертно-криминалистические  проблемы дознания в органах  исполняющих уголовные наказания: Материалы межвузовского семинара. - Рязань: Академия права и управления Минюста России. - 2002. 0,4 п.л. (соавтор - Барабанов Н. П.), в печати.  

12.7. Психология деятельности  органов, исполняющих  наказания (пенитенциарная  психология)

Исполнение  наказания как психологическая проблема. Одной из наиболее развитых отраслей юридической психологии является пенитенциарная (от лат. poenitentiarius — покаянный, исправляемый) психология. Ее также называют «исправительно-трудовой», «уголовно-исполнительной» (по названию соответствующей отрасли права) или «исправительной» психологией. Попытки противопоставить эти названия в советский период отражали скорее различия в идеологических, нежели научных подходах. В настоящее время термины «пенитенциарная» и «исправительная» психология рассматриваются как синонимы.

Предмет изучения пенитенциарной психологии составляют факты, закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.  

 
Матвиенко Е.А. Судебная речь. - Минск, 1972. - С. 163.

Шиханцов Г.Г. Указ. соч. - С. 265-267.

Существенное  влияние на становление и развитие пенитенциарной психологии в России оказали отечественные писатели (Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Г.А. Медынский, А.И. Солженицын, О.В. Волков и др.); юристы (М.Н. Гернет, С.В. Познышев, Б.С. Утевский, Н.А. Стручков, И.В. Шмаров, Г.Ф. Хохряков и др); педагоги (АС. Макаренко, Л А Высотина, М.П. Стурова, А.В. Пищелко, НА Тюгаева и др.); психотерапевты и психиатры (В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкин) и, естественно, психологи (АФ. Лазурский, АГ. Ковалев, АД. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, И.П. Башкатов, АИ. Панкин, В.Г. Деев, АН. Сухов, АИ.Ушатиков и др).

Одной из первых отечественных работ, в  которых глубоко раскрыты проблемы пенитенциарной психологии, является книга М.Н. Гернета «В тюрьме. Очерки тюремной психологии» (1925). Автор образно  раскрывает предмет своего исследования: «Не спертый и тяжелый воздух в тюремной камере, не количество воздуха, приходящееся на арестанта, интересует автора настоящих строк, а живая душа человека, заключенного в тюрьму, с особенностями его переживаний за высокими стенами, за крепкими дверями, под охраной внутренней и внешней». Свою задачу он видел в изучении влияния лишения свободы на психику и поведение осужденных.

В современной  пенитенциарной науке феномен наказания  в виде лишения свободы рассматривается  в трехракурсном плане:кара, исправление и профилактика совершения осужденными новых преступлений.

В психологическом  аспекте наказание как кара, базируясь на закономерностях отрицательного подкрепления, только тогда будет действенным, когда суд с учетом субъективной стороны преступления и перспектив изменения личности осужденного изберет такую меру причинения физических и моральных страданий, которые бы не ожесточали его, а заставляли испытывать угрызения совести и стремиться к позитивным самоизменениям. В этой связи выбор типа исправительного учреждения (с соответствующим режимом — общим, строгим, особым) имеет целью реализовать следующие основные функции:карательную, воспитывающую и обеспечивающую.

Карательная функция режима состоит в том, что осужденный изолируется от общества, находится под охраной и постоянным надзором, в условиях принудительной регламентации всей жизнедеятельности, что в итоге может вызывать негативные переживания из-за ограничений в удовлетворении большинства базисных физиологических и социальных потребностей. Однако кара, заключенная в режиме, психологически по-разному воспринимается и переживается различными осужденными. Субъективная сила, глубина и длительность переживаний кары зависят от пенитенциарно-криминального опыта осужденного, его пола, возраста, социального и семейного положения, отношения к приговору, времени нахождения в конкретном учреждении и ТА.

Воспитывающая функция режима состоит в том, что строгая организованность жизни и быта осужденных (наличие распорядка дня, регламентированность условий отбывания наказания и пр.) со временем накладывает отпечаток на поведение и в целом на их характер, постепенно приучая к дисциплинированности, аккуратности, исполнительности.

Обеспечивающая функция режима проявляется в создании благоприятных условий для организации труда, обучения, воспитательной работы, исправительной деятельности персонала и самодеятельных организаций осужденных, а также для подключения различных внешних общественных объединений к работе в колониях.

Исправление осужденных в условиях отбывания  наказания основывается на способности человеческой психики претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды. Если целенаправленность последней эффективно задействует исправительный потенциал таких средств, как режим, творческий и производительный труд, разнообразные формы общего и профессионального обучения, многоплановые виды воспитательной работы и общественных воздействий, то можно вести речь о реальной возможности исправления осужденных. При этом актуальность применения именно психолого-педагогических методов в воспитательной работе впервые определена в новом (1996 г.) Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.

В периодических  изданиях и в научных публикациях  порой ставится под сомнение правомочность  отнесения законодателем (ст. 9 УИК РФ) режима к одному из основных средств исправления осужденных (наряду с трудом, воспитательной работой, обучением и общественным воздействием). Но опыт и исследования показывают, что режим является таким средством, когда все его функции согласованы между собой и проявляются в полном объеме, базируясь на психологически обоснованных требованиях организации жизни и деятельности осужденных. Если же между функциями имеются противоречия или дисбаланс в реализации (например, преобладание карательной функции над воспитательной и как результат — применение преимущественно одного вида санкций — водворение осужденного в штрафной изолятор или в помещение камерного типа при любых нарушениях, невзирая на тяжесть проступка и личность последнего), то режим не выступает действенным средством исправления. Последнее, к сожалению, порой встречается на практике, несмотря на то, что в основу нового уголовно-исполнительного законодательства положены принципы законности, гуманизма, рационального применения мер принуждения (ст. 8 УИК РФ). Объяснить подобное положение дел можно лишь наличием у сотрудников пенитенциарных учреждений профессиональной деформации личности («репрессивный уклон») либо отсутствием у них должной психологической компетентности.

Дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний также выступают основными принципами УИК РФ. Однако в практике исправительных учреждений без участия психологов зачастую происходит лишь их декларирование, но не создание целостной воспитательной системы, базирующейся на психолого-педагогических методах. Это не позволяет персоналу успешно решать задачи по целенаправленному изменению личности и коллектива осужденных.

В связи  с изучением зарубежного пенитенциарного  опыта сегодня все более настойчиво стали звучать призывы активно внедрять в практику исправительных учреждений психологически обоснованные технологии ресоциали-зации осужденных. Подобные призывы останутся лишь лозунгами идеологов современной пенитенциарной реформы, если в ближайшие годы не изменится организационная и штатная структура, если не будет привлечено значительное число специалистов из числа психологов, психиатров, социальных педагогов и социальных работников. Актуальна и проблема решительного

улучшения психолого-педагогической подготовки других типов специалистов, работающих в пенитенциарных учреждениях, так как в число основных направлений ресоциализующей деятельности входят:

• психологическая  диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление  дефектов общей и правовой социализации личности, а также дефектов в психической регуляции и наличия пограничных нервно-психических расстройств;

• разработка долгосрочных программ индивидуально-личностной и групповой психолого-педагогической коррекции осужденных и поэтапная  их реализация;

• осуществление в специально созданных центрах необходимых мер психотерапии для осужденных, страдающих невротизацией и психопатическими проявлениями, неадекватными методами психологической защиты и личностными акцентуациями;

• разработка и внедрение новых моделей  и принципов исполнения и отбывания наказаний, базирующихся на психологически обоснованных критериях исправления и предоставляющих возможности для личностного роста;

• всемерное  восстановление нарушенных у осужденных лишением свободы социальных и других связей, мобилизация их психической активности на выработку социально положительных ценностных ориентации и норм поведения, психологической готовности к правопослушному поведению после освобождения.

Меры  превенции, реализуемые в местах лишения свободы, базируются на создании в процессе исполнения наказаний таких условий и такого «психологического климата», которые должны исключать или в значительной мере затруднять совершение осужденными новых преступлений. Это достигается не только мероприятиями, которые проводятся сотрудниками службы безопасности, и оперативно-режимной работой исправительных учреждений, но и путем целенаправленного управления двумя типами факторов: 1) теми, что непосредственно воздействуют на осужденных (воспитательный процесс и его методы, личность воспитателя и организация отношений с осужденными, режим и возможности «прогрессивного отбывания наказания», труд и наличие в нем элементов творчества и социальной полезности, возможности системы общего и профессионального развития) и 2) факторами факультативного характера (поддержание тесной связи с семьей, увлечение самодеятельным творчеством и самообразованием для повышения культурного уровня, активное участие в мероприятиях общественных и религиозных организаций и др.).

Антирецидивный  эффект деятельности исправительных учреждений может быть невысок не только из-за низкой действенности мер профилактической работы с осужденными в местах лишения свободы (обеспечение общей и специальной превенции преступлений, правовое воспитание осужденных и пр.), но и при отсутствии целенаправленной, в общегосударственном масштабе, системы постпенитенциарной реабилитации лиц, возвращающихся из исправительных учреждений.

Психология  личности и среды  осужденных. Изучение индивидуально-психологических особенностей осужденных, акцентуаций и других черт их характера показывает, что по этим параметрам они существенно не отличаются от правопослушных граждан. Различия обнаруживаются в особенностях

проявления  ценностных ориентации, психических  состоянии и статусно-групповой  принадлежности осужденных. Именно эти параметры, по мнению специалистов, определяют «тюремный синдром» поведения осужденного. Ведь сам факт совершения преступления, арест, помещение под стражу в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства, отбывание наказания в пенитенциарном учреждении оказывают существенное влияние на психику и поведение человека. Проиллюстрируем сказанное результатами одного из экспериментов, проведенного зарубежными психологами и получившего название «эксперимент с моделированной тюрьмой».

На этапе  подготовки к эксперименту было отобрано 24 испытуемых — учащихся колледжа. Их разделили на две равные группы, которые по своим социально-демографическим  и психологическим свойствам  существенно не отличались, но одна выполняла роль надзирателей, а вторая — заключенных. Под помещение «тюрьмы» был отведен подвал здания. Здесь были оборудованы три камеры с решетками, нарами и другими соответствующими атрибутами, а также карцер. Униформу заключенных составлял халат с личным номером на груди и спине. На лодыжке одной из ног был закреплен металлический запирающийся браслет с цепью. Все внешние атрибуты «надзирателей» (форма, дубинка и т.д.) также способствовали идентичности личности с выполняемой социальной ролью. «Надзиратели» работали посменно, а «заключенные» должны были провести в камерах две недели.

Видеозапись зафиксировала, что уже с первых часов общения между «заключенными» и «надзирателями» стали устанавливаться  отношения враждебности, агрессивности. У большинства «заключенных» наблюдались такие симптомы, как потеря личностной индивидуальности (все стали похожи друг на друга), снижение чувства собственного достоинства, подавленность, враждебность по отношению к «надзирателям». Ситуация оказалась настолько сложной, что пятерых «заключенных» пришлось освободить через пять суток, так как они впали в состояние депрессии, часто кричали, сильно ожесточились и проявляли крайнее беспокойство. Один «заключенный» был освобожден после того, как у него на коже появились пятна в результате психического напряжения. Эксперимент, рассчитанный на две недели, пришлось приостановить спустя семь дней.

«Моделированная тюрьма» наглядно подтвердила, что  социальная изоляция в виде лишения  свободы оказывает существенное влияние на психику человека, причем более сильное, чем представляют себе многие работники правоохранительных органов. Как отмечает американский ученый X. Зер, традиционная тюрьма и атмосфера в ней «лишает человека собственного достоинства... По сути тюремные нормы предписывают постоянное послушание, умение следовать приказам. ...Покорность и послушание - вот тот урок, который призвана преподать тюрьма, но меньше всего этот урок пригодится, чтобы освоиться на свободе».Поэтому одна из важных проблем современной пенитенциарной науки и практики — установление точного соответствия между тяжестью совершенного преступления и мерой наказания. Срок уголовного наказания, вид режима и его атрибуты, с одной стороны, должны вызывать у осужденного переживания, способные удержать его от совершения новых преступлений, а с другой — не должны пагубно сказываться на его здоровье и состоянии психики. Не случайно в процессе современного реформирования уголовно-исполнительной системы во всех странах существенное внимание обращается на гуманизацию условий содержания осужденных. 

 
Зер X. Восстановительное правосудие: Новый взгляд на преступление и наказание. Пер. с англ. - М., 1998. - С. 47-48.

В пенитенциарной психологии наиболее глубоко изучено влияние лишения свободы на содержание и динамику психических состояний осужденных

(М.Н.  Гернет, А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, В.А. Елеонский). По мнению М.Н.  Гернета (1925), фундаментом тюремной  жизни является состояние тоски (по дому, родным, близким): «...Вику хорошо представляю. Она ведь моя любимица. Но лучше бы, Светлана (жена. - Авт.), вас никогда не было. Мне было бы намного спокойнее. Посмотрю я на тех, у кого, как говорят, ни родных, ни знакомых, они держатся спокойно. Не переживают, никому не пишут, у них никакой ответственности перед своим будущим. Да у них и время быстрее проходит. Но черт с ним...».

Одним из сложных комплексных психических  состояний, возникающих у лишенных свободы, является фрустрация — состояние повышенной психической напряженности, вызываемое объективно-неопределенными (или субъективно так понимаемыми) трудностями, которые возникают на пути к достижению личностно значимой цели. Практика показывает, что основными поведенческими реакциями осужденных в состоянии фрустрации являются: агрессия на объект фрустрации (как правило, на окружающих, в том числе сотрудников исправительного учреждения); агрессия на себя (аутоагрес-сивные проявления, связанные с членовредительством, суицидом и пр.); депрессия (подавленность, апатия, пассивность, безразличие и т.п.).

Психическое состояние осужденных существенно меняется в зависимости от времени нахождения в пенитенциарном учреждении.

Наиболее  глубокие переживания характерны для начальной фазы адаптации к условиям конкретного учреждения. В зависимости от уровня кримина-лизации личности, источников информации и субъектов «адаптационной поддержки» осужденные могут избрать различные тактики вхождения в коллектив исправительного учреждения (А.И. Канунник, 1985): тактику поддержки актива и администрации; тактику борьбы за лидерство и самоутверждение на негативной основе; тактику выживания; тактику четкого нейтралитета; тактику поиска покровителей; тактику полной неадаптированности и самоагрессии. Учитывая возможность проявления осужденными указанных тактик, сотрудники исправительных учреждений и должны строить работу с ними. При этом внимательное отслеживание направленности внешней активности и характера переживаний осужденных может позволить, во-первых, профилактировать возможные межличностные или личностно-групповые конфликты, во-вторых, предотвратить суицидальные попытки,в-третьих, оказывать поддержку в приспособлении к конкретным условиям, средствам исправления и ситуациям отбывания наказания. Примерно через 5-6 месяцев пребывания в исправительном учреждении (причем в зависимости от меры преодоления внутриличностных конфликтов и освоения требований внешней среды) для осужденных типичным является выход на вторую фазу адапта-ции-«нивелировки*. Ее особенностью является то, что личностные реакции многих осужденных на факт социальной изоляции и воздействия внешней среды нивелируются и они все в типовых ситуациях как бы становятся похожими по внешним проявлениям (походка, позы, жесты, жаргон в речи, обращение к персоналу и т.д.) на других осужденных. Это свидетельствует о том, что происходит усвоение стереотипов «зоновского ролевого поведения». Но наряду с этой тенденцией наблюдаются попытки проявления интереса и индивидуальных особенностей на производстве, во время досуга, в построении отношений с «близкими по линии судьбы» осужденными («земляками, «сверстниками» и т.п.).  

 
В пенитенциарной психологии достаточно глубоко изучена проблема суицидов осужденных и возможности их профилактики (А.Г. Абрумова, М.Б. Метелкин, А.И. Мокрецов, И.Б. Бойко).

Третья фаза — «завершение адаптации» — наступает обычно к концу первого года отбывания наказания и характеризуется тем, что осужденные начинают ставить перед собой конкретные цели и стремятся их реализовать в условиях учреждения, а также жить не только прошлым и настоящим, но и надеждой на будущее. На данной фазе главная задача сотрудников исправительных учреждений состоит в том, чтобы в жизненных планах осужденного нашло отражение не только стремление любыми путями отбыть наказание, но и выработалось желание позитивно изменить себя, преодолеть асоциальные стереотипы (преступный образ мыслей, негативизм к людям и социальным институтам, аморальные привычки и пр.). Кроме индивидуальной воспитательной работы с осужденными сотрудники исправительных учреждений (воспитатели, начальники отрядов) должны воздействовать на них и через позитивные социально-психологические явления (ритуалы, традиции, обычаи и тд.).

Важной  характеристикой личности осужденных являются их ценностные ориентации, стандарты поведения, принятые в определенных группах и которым должно подчиняться поведение ее членов. В зависимости от того, на какие ценностные нормы ориентированы осужденные, их можно дифференцировать на определенные статусно-групповые категории (страты).

Если  поведение осужденного в первую очередь регулируется нравственными  и правовыми ценностями, ориентацией на соблюдение правил внутреннего распорядка, стремлением позитивно изменить себя, преодолеть преступные стереотипы и оказывать помощь администрации учреждения в противодействии насаждению в зоне воровских традиций, то данных осужденных относят к группе актива колонии. Эта группа осужденных состоит из лиц, твердо вставших на путь исправления, активно участвующих в трудовом процессе и общественной деятельности, в организации самоуправления осужденных.

Однако  сотрудники колоний встречаются  и с фактами, когда в актив стремятся попасть осужденные, которые, внутренне не раскаявшись в совершенном преступлении и не имея установки на ведение правопослушного образа жизни после освобождения, в силу корыстных интересов (возможности использования предоставляемых законом льгот и условно-досрочного освобождения) демонстрируют псевдоподдержку требований администрации. Поэтому умение изобличить подобных типов людей с двойной моралью и убедить их в пагубности последнего есть свидетельство профессионально-педагогического мастерства сотрудников пенитенциарных учреждений.

Ко второй группе осужденных (причем наиболее многочисленной) -«нейтралам» (или «пассиву») — относят тех, кто, с одной стороны, внешне солидарен с официальными нормами и выполняет требования администрации (не нарушает режим, хорошо трудится и т.д.), а с другой — открыто не осуждает поведение нарушителей режима, уклоняется от прямой поддержки инициатив администрации и актива, так как считается со многими неофициальными нормами, существующими в среде осужденных. Подобная двойственность в стратегии их поведения, когда поступки прежде всего зависят от создавшейся ситуации, требует значительных воспитательных усилий со стороны сотрудников исправительных учреждений. Ведь от того, на чью сторону удастся сориентировать «нейтралов», во многом и будет зависеть динамика развития оперативной обстановки в учреждении.

К третьей  группе осужденных — «отрицаловке» (или «блатарям») — относятся те лица, для которых основным регулятором поведения выступают нормы, сформулированные в «воровском законе»: оппозиция, а порой и открытое противодействие администрации учреждения; уклонение от участия в общественно-полезном труде либо работа без усердия; стремление доминировать над другими осужденными и жить за их счет; материальная и физическая поддержка нарушителей режима (в том числе «подогрев» находящихся в ШИЗО и ПТК); категорическое неучастие в работе самодеятельных организаций и пренебрежительное отношение к ним, борьба с активом за сферы влияния и т.д. В последние годы наблюдается тенденция увеличения численности данной категории осужденных. Это привело к повышению их агрессивности, моральному и физическому давлению на всех осужденных, которые не придерживаются «воровского закона», усилению неповиновения администрации, организации побегов, захватов заложников, массовых беспорядков.

Четвертая группа осужденных — «пренебрегаемые» — это лица, чье поведение противоречит как официальным (нравственно-правовым), так и неофициальным («воровским») нормам и обычаям. Раньше в состав этой группы включались преимущественно осужденные, склонные к гомосексуализму в пассивной форме или лица, имеющие психические отклонения или умственную неполноценность. Сегодня же их состав значительно расширился за счет осужденных, проигравшихся в карты, лиц, уличенных в краже личного имущества осужденных; лиц, заподозренных в сотрудничестве с оперработниками; изгнанных из «высшей воровской касты» за нарушение традиций и правил поведения. В силу их активного отвержения со стороны других групп осужденных в последние годы «пренебрегаемые», в силу массовости, стали объединяться для самозащиты, заискивать перед авторитетами и в то же время вести себя агрессивно по отношению к «нейтралам» и к новичкам в колонии. Естественно, последнее не только вызывает возмущение основной массы осужденных, но и часто порождает конфликты и более серьезные осложнения оперативной обстановки.

Сотрудники  исправительных учреждений пытаются усилить  профилактическую работу, чтобы данная категория осужденных не пополнялась  в колониях. Однако это не всегда удается, так как, с одной стороны, наблюдается значительное снижение нравственности в целом в постсоветском обществе, ведущее к росту численности осужденных за половые преступления, а с другой — длительное пребывание в переполненных местах предварительного заключения (из-за перегруженности судов) дает много кандидатов в «отвергаемые» из числа лиц, не прошедших ритуалов «прописки» и получивших унизительные клички.

Отнесение конкретных осужденных к определенным статусным категориям — это лишь первичная ориентация и прогнозирование возможного направления их поведения. Полноценное осуществление индивидуального подхода к исправлению и перевоспитанию осужденных основано на знании не только их индивидуальных особенностей, но и социально-психологических закономерностей тюремной среды.

Нахождение  в местах лишения свободы зачастую не только разрушает сложившуюся  ранее систему отношений человека с людьми, но и подталкивает осужденных к поиску друзей, единомышленников в целях преодоления чувства  одиночества и дефицита в общении. В итоге на основе общности интересов, по схожести судеб, профессионального, криминального опыта или национальному признаку в исправительном учреждении образуются неформальные малые группы осужденных. Они имеют разную численность, устойчивость и направленность по отношению к целям исправительного учреждения и общим требованиям жизни в коллективе осужденных.

Функционированию  малых групп осужденных присущ ряд  особенностей: в них всегда складывается и существует определенная иерархическая  структура отношений и зависимостей («система ролей»); действуют свои ценностные ориентации, нормы и правила в регуляции поведения ее членов; на основе групповой сплоченности демонстрируется избирательное отношение к другим группам и конкретным типам осужденных; ведется активный поиск и коллективное обсуждение значимой информации, а также возможных групп новых действий; осуществляется поддержка своих членов в моральной и физической форме, а также продуктами питания, вещами и другими средствами, которые были приобретены в зоновском ларьке, получены в посылках и т.д.; реализуется активное стремление к совместному проведению досуга, а также к другим формам жизнедеятельности в условиях лишения свободы.

В научных  публикациях рассмотрение групп  осужденных часто начинают с раскрытия феноменов, присущих таким микрогруппам, как «семья». Это обычно стойкая малая группа, состоящая из двух или более осужденных, объединившихся на основе общих взглядов и интересов (совместный досуг, питание, защита от посягательств и т.д.). Права и обязанности членов «семьи» обычно не имеют четкой регламентации, а определяются личностными качествами и авторитетом ее членов, и в первую очередь ее лидера. В функции лидера «семьи» входит планирование и координация всех ее действий, поддерживание и развитие групповых традиций и обычаев, представительство «семьи» в отношениях с другими группами, контроль за поведением членов группы, их поощрение или наказание, осуществление функции «арбитража» и пр.

В условиях исправительных учреждений могут возникать и более крупные по размерам, но «размытые» в плане разделяемых ценностей и норм общности осужденных, которые в специальной литературе называют «.землячествами». Возникновению последних способствовали в свое время и официальные ведомственные мероприятия, когда в середине 80-х годов большие группы осужденных усиленного режима были целенаправленно перемещены из южных регионов страны в РСФСР. Именно в связи с этим, по мнению В.М. Анисимкова (1997), в местах лишения свободы и возникли криминальные кавказские, азиатские и другие региональные общности осужденных, которые активно стремились к лидерству в пенитенциарной среде.

Наряду  с указанными неформальными социальными  группами — «семьями» и «землячествами»  — в исправительных учреждениях  на традициях «воровской идеи» всегда существовали и криминальные группировки осужденных. Внешне основывая свое существование на «субкультуре тюремной общины», члены таких группировок в то же время стремятся к авторитарной власти среди осужденных, открыто высказывают и демонстрируют негативное отношение к режиму отбывания наказания, к труду, учебе, воспитательным мероприятиям, ведут запугивание и реальную борьбу за влияние в среде осужденных с представителями самодеятельных организаций.

В статусно-иерархическом  плане члены криминальных группировок в исправительном учреждении могут занимать места потрем уровням. На высшем уровне находится лидер. Им, как правило, является лицо, заслужившее признание со стороны представителей уголовной среды: «вор в законе» или «смотрящий» — криминальный авторитет, получивший «мандат» и имеющий поддержку от преступного сообщества на воле. Лидерство часто основывается на «харизме», ранее приобретенном статусе в уголовном мире, наличии престижного опыта (не менее двух судимостей), тонком знании криминальных норм и особенностей отношений в среде осужденных.Стремясь осуществлять «теневое» руководство всеми осужденными, «криминально коронованные лидеры» пытаются утвердить свою власть не только на пропаганде «воровской идеи», но и на различных видах принуждения, реализуемых с помощью членов подчиненной и единолично руководимой криминальной группировки.

На  втором уровне в криминальном образовании утверждаются лица из числа непосредственного окружения лидера, к которым чаще всего в специальной литературе применяют термин авторитеты. По исследованиям В.М. Анисимкова (1998), данные лица обладают примерно такими же криминальными качествами, как и лидер, в то же время по «воровскому кодексу» они не имеют права свергать лидера, выдвигать и утверждать нового, так как их статус не утвержден решениями «блатных тюремных сходок» или съездов «воров в законе». Каждый из них, зная об этом (в том числе и о возможных в последующем суровых наказаниях за нарушение правил криминальной субкультуры), всячески поддерживают лидера по руководству асоциальной группировкой, в пропаганде и утверждении среди осужденных «корпоративных законов и правил преступного мира».

На  третьем уровне в иерархии криминальной группировки находятся исполнители — осужденные, которых на блатном жаргоне часто именуют «пехотой», «солдатами», «торпедой». Они рассматриваются и используются «авторитетами» как подручные, а поэтому не принимают активного участия в решении важных вопросов жизнедеятельности «блатного сообщества».

При слабой дисциплине в исправительных учреждениях криминальные группировки могут, во-первых, пытаться распространить свое влияние на весь коллектив осужденных, внедряя «зоновские традиции и обычаи», а во-вторых, путем проведения «сходок авторитетов» добиваются сплочения и координации действий против администрации исправительных учреждений. В последние годы в ряде мест Лишения свободы криминальные группировки представляют собой иерархически жестко структурированные и наиболее организованные сообщества, имеющие связь с внешней преступной средой. Они стремятся представить себя в виде руководящей «группы», обеспечивающей внутренний1' порядок и выражающей иные интересы всех осужденных. Свое влияние криминальные группировки пытаются распространить и на авторитетных нейтральных осужденных, стремясь их превратить в «центровых» или «козырных мужиков», взаимодействующих с «авторитетами».  

 
См. работы: В.Ф. Пирожкова, 1982,1994; Г.Ф. Хохрякова, Г.С. Саркисова, 1988; А.И. Гурова, 1990; М.А. Корсакевича, С.А. Мырикова, 1991; М.Г. Дебольского, 1991, Н.М. Якушева, В.В. Зайцева, 1992; В.М. Анисимкова, 1993, 1997.

Свою  руководящую роль в исправительных учреждениях криминальные группировки  часто пытаются обеспечить, с одной  стороны, путем установления контроля и целенаправленного распределения  средств, поступающих в места лишения свободы, активного насаждения понятия «арестантской чести», организации «воровских судов» и жестокой расправы с отступниками от воровской идеи или осужденными, творящими «беспредел», а с другой — «показной лояльностью» их лидеров к администрации учреждений и выбиванию у нее уступок по принципу «ты мне — я тебе». Чтобы усиленно противодействовать криминальным группировкам, персонал исправительных учреждений должен не только знать организационно-структурные и психологические закономерности возникновения и функционирования последних, но и хорошо разбираться в атрибутах насаждаемой ими в местах лишения свободы криминальной субкультуры.

Традиционно предметом исследований пенитенциарных психологов являются конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных. Выявленные психологами закономерности и механизмы развития данных негативных явлений учитываются в проведении сотрудниками учреждений различных форм профилактической работы, а также в специальных мероприятиях по разложению или нейтрализации влияния криминальных группировок. При этом разложение малых групп отрицательной направленности в исправительных учреждениях обычно осуществляется через специальные воздействия на их лидера; через выявление и перекрытие противоправных каналов, поступающей к ним информации и запрещенных предметов; через развенчание истинной сути воровских традиций и обычаев.

Отечественными  пенитенциарными психологами в  последние годы разработаны научно обоснованные рекомендации по воздействию  на негативные социально-психологические явления в среде осужденных, пресечению слухов, преодолению негативных последствий «зоновской моды», влиянию на агрессивную и паническую толпу осужденных. Создан ряд специальных методик для изучения элементов криминальной субкультуры: методика пространственно-знаковой социометрии, психосемантический анализ арготизмов в среде осужденных, визуальная психодиагностика невербальных проявлений осужденных и др. Представляется, что ознакомление с ними сотрудников пенитенциарных учреждений будет способствовать не только повышению их профессионально-психологической компетенции, но и совершенствованию индивидуального и дифференцированного подхода к воспитательной работе с различными категориями осужденных.

Психологические требования к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений. Общепризнано, что эффективность функционирования исправительных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и психологической пригодности персонала. Поэтому в пенитенциарной психологии, как отечественной, так и зарубежной, уделяется существенное внимание обоснованию психологических требований, предъявляемых к сотрудникам данной системы. В числе профессионально значимых качеств отмечают: нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных (А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, Е.А. Пономарева и др.).

На основе психологического тестирования с помощью  Миннесотского многофакгорного личностного опросника (MMPI) выявлены типичные личностные профили сотрудников исправительных учреждений. По мнению Б.Г. Бовина, присутствие в профиле ведущей пятой шкалы (женственность) свидетельствует о высокой гуманистичности, мягкости, миролюбивости личности. Сотрудники с подобной особенностью наиболее успешно справляются с воспитательной работой в исправительном учреждении.1

Однако  в целом усредненный личностный профиль сотрудников пенитенциарных учреждений существенно не отличается от профилей личности работников других правоохранительных органов. Это опровергает достаточно распространенный стереотип общественного сознания, что в уголовно-исполнительной системе работают люди с садистскими наклонностями, высоким уровнем агрессивности, низким интеллектом и т.п. Подобный стереотип чаще всего формируется на основе отдельных ситуаций, связанных с нарушением законности и получивших общественный резонанс, а порой и целенаправленным искажением событий в средствах массовой информации. Например, в конце 80-х годов была серия публикаций о якобы имеющих место нарушениях законности при содержании злостных нарушителей режима в Усольском управлении лесных исправительно-трудовых учреждений (в так называемом «Белом лебеде»). Вместе с тем ни одна проверка, включая и проведенные правозащитными организациями, этого не подтвердила. Более того, опыт Усольского УЛИТУ был распространен на другие регионы.

В связи  с общественным резонансом изучение причин нарушений законности стало  объектом пристального внимания пенитенциарных психологов и педагогов (М.Г. Дебольский, 1979; А.В. Пищелко, В.И. Белослудцев, И.И. Соколов, 1998 и др.). В качестве причин противоправных действий сотрудников отмечают: несоответствие личностных качеств требованиям профессиональной деятельности; слабый профессионализм; эмоциональную несдержанность в ситуациях провокации (оскорбление чести, достоинства и т.п.); влияние менталитета, выработанного в тоталитарном государстве; слабую материальную обеспеченность сотрудников; профессиональную деформацию персонала.

Последний феномен заслуживает особо пристального внимания. Когда говорят о профессиональной деформации, то имеют в виду влияние условий и содержания профессиональной деятельности на негативное изменение личностных качеств и поведение сотрудников. Рукоприкладство, грубость, применение спецсредств без должной необходимости — это крайние формы проявления профессиональной деформации. На более ранних этапах службы личностные изменения проявляются лишь в усвоении профессионального жаргона, подражании некоторым манерам поведения осужденных, а в последующем — в потере способности к эмпатии, сопереживанию чужому горю, в формировании установки на ужесточение наказания. Исследования, проведенные учеными ВНИИ МВД России, подтверждают, что среди сотрудников пенитенциарных учреждений, имеющих стаж службы более 10 лет, гораздо больше акцентуантов, чем среди молодых сотрудников. Наглядно механизм формирования профессиональной деформации описан в упомянутой выше  

 
См.: Бовин Б.Г. и др. Методические рекомендации по психологическому отбору лиц, поступающих на работу в исправительно-трудовые учреждения. — М., 1993.

работе  «Эксперимент с моделированной тюрьмой», где авторами сделан вывод, что именно социальная роль (например, «надзиратель») меняет психологию и поведение человека, побуждая действовать на основе сложившихся социальных стереотипов и экспектаций (ожиданий).

Таким образом, профессиональная деформация — это не просто «пережиток тоталитарной системы» или проявление национального (российского) менталитета, а общечеловеческий социально-психологический феномен.

В подтверждение  сказанного целесообразно напомнить  знаменитый эксперимент американского  психолога Милграма (1965).1Ученый формировал у испытуемого установку, что он — учитель и должен будет наказывать своих учеников за допущенные ошибки при заучивании иностранных слов. В качестве наказания использовался удар током, напряжение которого постоянно увеличивалось от 15 до 450 вольт с шагом в 15 вольт. На пульте были нанесены цифры с указанием напряжения и пометкой: «слабый удар» (15-60 В), «чувствительный удар» (75-150 В), «очень чувствительный удар» (165-250 В), «опасно-мощнейший удар» (265-450 В). Как только «ученик» допускал ошибку, экспериментатор требовал от учителя переключить тумблер на одну ступеньку выше, невзирая на крики испытуемых.

Сам С. Милграм, оценивая итоги эксперимента, сказал: «Если бы в Соединенных  Штатах была создана система лагерей  смерти по образцу Германии, подходящий персонал для этих лагерей можно  было бы набрать в любом американском городе средней величины». В целом эксперимент показал, что даже вполне благопристойные люди, когда им поручают общественно значимую деятельность и наделяют властными полномочиями, одновременно снимая индивидуальную ответственность за последствие своих действий, склонны к проявлению неоправданной жестокости ради выполнения поставленной перед ними задачи. Поэтому закономерно, что и в условиях пенитенциарного учреждения, где объектом карательно-воспитательного воздействия являются преступники, т.е. люди, нарушившие закон и зачастую имеющие те или иные человеческие пороки, механизм проявления по отношению к ним жестокости со стороны сотрудников может становиться еще менее личностно болезненным, чем в приведенном эксперименте. Здесь действует своеобразный психологический механизм «дегуманизации противника» — раз он плохой, то по отношению к нему можно применять любые средства. Отмечая реальность действия в исправительных учреждениях данного механизма деформации персонала, Ф. Зимбардо (1974) отмечал, что «надзиратель тюрьмы - такая же жертва системы, как и заключенный». Однако какими бы ни были сложными ситуации, как бы ни «давили» на человека внешние факторы, он всегда сам принимает решения и сам несет за них ответственность.

В настоящее  время в отечественной системе  органов, исполняющих наказания, проводится линия на гуманизацию. Она преимущественно связана с установленными в новом Уголовно-исполнительном кодексе РФ (1996 г.) нормами ослабления режима отбывания наказаний, с созданием более благоприятных жилищно-бытовых условий осужденным и рядом иных моментов, соответствующих Стандартным минимальным правилам обращения с заключенными и другим документам, принятым ООН и ратифицированным российскими законодателями.  

 
См.: Бовин Б.Г. и др. Указ. соч.

Не подвергая  сомнению целесообразность указанных мер, в то же время пенитенциарные психологи обращают внимание нанеобходимость создания подлинной гуманизации среды в местах лишения свободы. Последнее, по их мнению, может быть достигнуто не только лишь через приведение жизнедеятельности осужденных в соответствие с физическими, санитарно-бытовыми, экономическими и другими нормами, обеспечивающими «очеловеченные» условия отбывания наказания, но и сгуманистическим преобразованием характера взаимоотношений в исправительном учреждении (причем как между различными категориями осужденных, так и между ними и персоналом мест лишения свободы).

Как свидетельствует  анализ передового пенитенциарного  опыта (М.П. Стурова, 1987; В.Б. Шабанов, 1995; А.С. Новоселова, 1998), истинно гуманная психологическая среда возникает лишь в тех исправительных учреждениях, где активно ведется ресоциализация, а также профилактическая деятельность по недопущению распространения норм и традиций преступной среды, обеспечивается формирование нравственных взаимоотношений среди осужденных и пресекается использование средств и способов, унижающих человеческое достоинство осужденных с низким неформально-статусным положением, создаются условия для успешного функционирования самодеятельных организаций лиц, лишенных свободы. В обеспечении реализации конкретных мероприятий по созданию в исправительном учреждении гуманного режима ключевая роль принадлежит психологам, которые не только целенаправленно изучают особенности прибывших осужденных в карантине, но и готовят для сотрудников учреждений рекомендации по индивидуальной и групповой исправительно-ресоциализирующей деятельности, а также проводят с осужденными соответствующую психоконсультативную и психокор-рекционную работу.

Сегодня активное развитие пенитенциарной психологии как особой научной системы знания и психопракгики диктуется прежде всего потребностями проводимой реформы уголовно-исполнительной системы России. Ведь речь идет, во-первых, не о формальной передаче пенитенциарных учреждений в Министерство юстиции, а ожиданиях, «что в гражданском ведомстве процесс исполнения наказания в виде лишения свободы будет организовываться на более гуманистических началах и с меньшими нарущениями законности»,а во-вторых, о целенаправленном участии сотрудников развиваемой с начала 1990-х годов в исправительных учреждениях психологической службы в психологическом обеспечении процесса исправления осужденных и профилактики совершения ими новых преступлений. 

Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность. / Под ред. и с предисл. С.В. Степашина и П.В. Крашенинникова. - М., 1998. - С. 91.

 
 

3 Введение  
Актуальность темы исследования. Последнее десятилетие прошедшего столетия характеризовалось снижением уровня насильственной преступности в местах лишения свободы. К концу 2000г. количество зарегистрированных преступлений насильственного характера уменьшилось примерно в семь раз. Однако начиная с 1997г. темпы снижения уровня преступности резко замедлились. В 2000г. уровень преступного насилия, зарегистрированного в местах лишения свободы, снизился всего на 19% по отношению к аналогичному показателю 1997года (248 преступлений насильственного характера). Согласно материалам, обнародованным на Всероссийском совещании руководителей территориальных органов Уголовно-исполнительной системы Минюста России, к концу 2001 г. ожидается рост уровня преступности, в том числе и насильственного характера, приблизительно на 10 % по отношению к предыдущему году1. Неутешительный прогноз развития данного негативного явления обусловлен, по мнению руководителей Главного управления по исполнению наказаний Минюста Российской Федерации (ГУИН МЮ РФ), наблюдаемой за последние пять лет тенденцией «омоложения» контингента осужденных, поступающих в исправительные учреждения для отбытия лишения свободы и ухудшения их криминологических характеристик. «За период с января 1995 года удельный вес лиц молодежного возраста (до 25 лет) увеличился с 28 до 30,7%, лиц осужденных за убийства, - с 10,6 до 12,3%; за разбой, грабеж - с 14,8 до 18, 8%. В настоящее время более половины (51,5%) всех осужденных отбывают наказания за насильственные преступления»2.  
По мнению большинства криминологов, противоправная деятельность, осуществляемая лидерами тюремного мира, направленная на установление приоритета своего неформального влияния на основную массу осужденных, составляет основу противодействия, дезорганизующего деятельность исправительных учреждений.  
См.: Материалы Всероссийского совещания руководителей территориальных органов УИС Минюста России. // Ведомости Уголовно-исполнительной системы России № 2 (8), 2001г. - С. 62 - 64.  
2 Там же  
4  
Поэтому проблема борьбы с данной деятельностью, проблема нейтрализации криминогенных факторов, ее порождающих, не является новой для пенитенциарной системы нашего государства. Постоянное обращение большинства ученых к ее разрешению обусловлено: 1) высокой степенью общественной опасности дезорга-низационной деятельности; 2) широким распространением данного явления в местах лишения свободы, наблюдаемого на протяжении довольно длительного исторического периода применения наказания, в виде лишения свободы; 3) потребностью любого субъекта правоохранительной деятельности в постоянном совершенствовании действующих и разработке новых предупредительных мер, с целью приведения их в соответствие существующей в объективной реальности криминальной ситуации.  
Суть проблемной ситуации заключается не столько в высокой степени общественной опасности, присущей противодействию, дезорганизующему деятельность исправительных учреждений (ИУ), или в широкой распространенности этого негативного явления в местах лишения свободы, сколько в несовершенстве разработанных наукой и применяемых на практике мер предупреждения рассматриваемого преступления.  
Реформа уголовного законодательства, проведенная в 1996г., полностью дек-риминализировала противоправную и общественно опасную деятельность "авторитетов" тюремного мира, направленную на организацию в местах лишения свободы противодействия, дезорганизующего деятельность администрации исправительного учреждения. Начиная с января 1997г. предотвращение и пресечение этой противоправной деятельности осуществляется администрацией ИУ посредством применения только лишь мер дисциплинарного воздействия предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом России. Меры же уголовно-правового характера оказались бессильными для осуществления указанных видов специальной криминологической профилактики. По данным ГУИН МЮ РФ, в 998 исправительных учреждениях (исправительные колонии (ИК) - 737; тюрьмы - 13; следственные изоляторы (СИЗО) - 184; воспитательные колонии (ВК) - 64.) на оперативном учете состоят 2,5 тыс. группировок осужденных отрицательной направленности (в них около 30 тыс. членов), 2 тысячи "авторитетов" уголовной среды, 100 "воров в законе". Ими  
f  
5  
совершается до 70% насильственных преступлений3. От 50% до 80% осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях с различными режимами содержания, находится под влиянием тюремной субкультуры, насаждаемой "авторитетами". Основная масса осужденных, не принадлежащих к числу "авторитетов" преступной среды (более 90%), испытьшает постоянное чувство тревоги за личную безопасность и считает главным условием ее обеспечения - соблюдение обычаев и традиций тюремной субкультуры. Однако за весь период действия послерефор-менного Уголовного законодательства правоохранительными органами не было возбуждено ни одного уголовного дела по ст. 210 УК РФ в отношении организаторов и активных участников противодействия, дезорганизующего деятельность исправительного учреждения. Две трети лиц, осужденных по ст. 321 УК РФ, за период 1997-99гг., совершили указанное преступление посредством оказания противодействия отдельному сотруднику ИУ в момент пресечения им противоправных действий, нарушающих установленный федеральным законодательством порядок отбывания наказания, и только 52 человека были осуждены за активное участие в преступной группе по предварительному сговору, организованной для расправы с осужденными - членами секции правопорядка и дисциплины. К этому следует добавить и тот факт, что преступления, предусмотренные ст.321 УК РФ, были зафиксированы за указанный период лишь в 30% региональных управлений по исполнению наказаний Минюста РФ (УИН МЮ РФ). В остальных же территориальных органах, обеспечивающих изоляцию от общества, данное преступное деяние не фиксируется вообще. Сопоставление статистических данных с выводами криминологических исследований, проведенных в последние годы, свидетельствует не столько о высокой степени латентности указанного негативного явления, сколько о полной несостоятельности уголовно-правовых мер направленных на его предупреждение, предотвращение и пресечение. Существенный недостаток организационно-правовых мер, разработанных сложившейся практикой исполнения лишения свободы и закрепленных в уголовно-исполнительном законодательстве, проявляется в том, что их применение не позволяет нейтрализовать негативное влияние "авторитетов" тюремного мира на основную массу осужденных.  
3 См. Информационный бюллетень ГУИН МВД РФ, - М.: ГУИН МВД РФ, 1998. № 38.-С. 81.  
6  
Степень разработанности темы исследования. Проблемы противодействия противоправной деятельности, осуществляемой лидерами преступной среды в местах лишения свободы, затрагиваются в работах многих ученых криминологов и пе-нитенциаристов. Исследования Г. Ф. Хохрякова посвящены изучению социальной среды, окружающей осужденного в местах лишения свободы. Монография В. М. Анисимкова раскрывает сложные и противоречивые взаимоотношения субкультурной среды, дает характеристику носителям криминальных традиций, их обычаям и нравам. В работе А. И. Гурова отмечается непосредственное влияние пенитенциарной системы на развитие и становление профессиональной и организованной преступности России. Взаимосвязь рецидивной преступности с преступностью организованной, тенденции ее развития и меры предупреждения раскрывает исследование, проведенном В. И. Поповым. Состоянию пенитенциарной преступности на современном этапе, определению тенденций ее развития и выработке мер ее предупреждения посвящены исследования М. Ф. Костюка и О. В. Старкова. В работе С. В. Назарова рассматриваются теоретические и практические проблемы применения уголовной ответственности за действия, дезорганизующие деятельность ИУ, определяются направления совершенствования законодательства и практики его применения. В работах М. В. Елеськина и О. В. Филимонова наиболее полно раскрыт криминологический аспект предупреждения действий, дезорганизующих деятельность администрации ИУ4.  
Указанную тему затрагивали также и другие авторы: Л. П. Амелин, Ю. М. Антонян, Е. Н. Билоус, В. И. Быстрых, А. Н. Джужа, А. И. Зубков, С. И. Кузьмин, Г. И. Курбатова, А. И. Кулагин, А. С. Михлин, В. И. Монахов, В. С. Овчинский, В. Д. Пахомов, В. К. Пинчук, В. Ф. Пирожков, А. П. Романов, Н. А. Стручков, О. В. Старков, Б. С. Утевский, В. В. Усе, О. В. Филимонов, И. В. Шмаров, Н. М. Якушин и др.  
Отдельные выводы и предложения, содержащиеся в трудах перечисленных авторов, легли в основу гипотезы о том, что противодействие, организуемое лидерами преступной среды в борьбе с администрацией ИУ за установление приоритета своего неформального влияния на основную массу осужденных, является одним из  
4 Перечень работ перечисленных авторов приведен в библиографическом списке, используемой в диссертации литературы.  
7  
основных криминогенных факторов, детерминирующих дезорганизационную деятельность. Однако проблема предупреждения противоправной деятельности группировок, лидирующих в сообществе осужденных, затрагивается в указанных работах частично, лишь в контексте основной темы исследования.  
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы, на которые осуществляется противоправное посягательство со стороны организованных преступных группировок в ИУ, а также социальные явления и процессы, продуцирующие или нейтрализующие противодействие, дезорганизующее деятельность исправительных учреждений, последствия этого воздействия.  
Предметом исследования является организация предупреждения преступлений, дезорганизующих деятельность исправительных учреждений, совершаемых организованными группировками осужденных.  
Цель исследования. На основе сравнительного анализа действующих норм федерального законодательства, практики его применения с существующей в объективной реальности криминальной обстановкой, сложившейся в местах лишения свободы, выявить негативные факторы, способствующие снижению эффективности мер, направленных на предупреждение противодействия, дезорганизующего деятельность исправительных учреждений, сформулировать теоретические выводы, разработать и внести конкретные предложения по совершенствованию специальных профилактических мер, для приведения их в соответствие существующей криминальной обстановке.  
Достижению цели способствует решение следующих взаимосвязанных задач:  
1) проанализировать признаки состава преступления, дезорганизующего деятельность исправительных учреждений, в том числе и на основе характеристики общественных отношений, подвергнутых преступному посягательству;  
2) провести криминологическое исследование противоправных деяний, дезорганизующих деятельность исправительных учреждений, с целью выявления детерминант их продуцирующих;  
3) установить круг общественных явлений и процессов, оказывающих позитивное или негативное влияние на развитие исследуемого противоправного явления:  
8  
4) определить характер причинно-следственных связей и детерминант этих преступлений, дезорганизующих деятельность исправительных учреждений;  
5) предложить систему мер по специальному предупреждению преступлений, л дезорганизующих деятельность исправительных учреждений.  
* Методология и методика исследования. Методология исследования базиру-  
ется в целом на использовании диалектико-материалистического учения. Работа направлена на изучение явлений социального характера, поэтому она осуществлялась с использованием всех методов исследования общественных явлений. Из общенаучных методов познания использовались следующие: восхождение от абстрактного к конкретному; гипотеза; системно-структурный анализ; исторический метод; сравнение; динамические и статистические методы. При изучении социальных явлений в их конкретном проявлении в конкретных условиях места и времени применялись конкретно-социологические методы: изучение документов, в том числе уголовных дел; опросы в форме анкетирования и интервью; наблюдение.  
Теоретическую основу исследования составляют научные труды по философии, социологии, социальной психологии, уголовному праву, криминологии, уголовно-исполнительному праву и другим отраслям науки.  
Нормативную базу исследования составляют Международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, Уголовное и Уголовно-исполнительное законодательства России, действующее Уголовно-процессуальное законодательство, а также отдельные законы федерального законодательства. В исследовании использованы нормы отдельных Указов Президента Российской Федерации и Постанов-Ф лений Правительства России, а также нормативные акты отдельных ведомств.  
Эмпирическую базу исследования составляют данные, полученные в ходе исследований, проведенных М. Ф. Костюком, А. С. Михлиным, О. И. Олейником, С. В. Назаровым, В. М. Анисимковым, посредством изучения статистической отчетности ГИЦ МВД России, за период 1990 - 2000гг., более 250 уголовных дел из 78 регионов России, анкетирования 4742 респондентов (4182 сотрудники ИУ и 556 осужденных, совершивших преступления в местах лишения свободы) из 13 территориальных органов УИС, проведенного совместно с ГУИН МЮ РФ в период  
^F 1999-2000гг.  
8  
4) определить характер причинно-следственных связей и детерминант этих преступлений, дезорганизующих деятельность исправительных учреждений;  
5) предложить систему мер по специальному предупреждению преступлений, л дезорганизующих деятельность исправительных учреждений.  
* Методология и методика исследования. Методология исследования базиру-  
ется в целом на использовании диалектико-материалистического учения. Работа направлена на изучение явлений социального характера, поэтому она осуществлялась с использованием всех методов исследования общественных явлений. Из общенаучных методов познания использовались следующие: восхождение от абстрактного к конкретному; гипотеза; системно-структурный анализ; исторический метод; сравнение; динамические и статистические методы. При изучении социальных явлений в их конкретном проявлении в конкретных условиях места и времени применялись конкретно-социологические методы: изучение документов, в том числе уголовных дел; опросы в форме анкетирования и интервью; наблюдение.  
Теоретическую основу исследования составляют научные труды по философии, социологии, социальной психологии, уголовному праву, криминологии, уголовно-исполнительному праву и другим отраслям науки.  
Нормативную базу исследования составляют Международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, Уголовное и Уголовно-исполнительное законодательства России, действующее Уголовно-процессуальное законодательство, а также отдельные законы федерального законодательства. В исследовании использованы нормы отдельных Указов Президента Российской Федерации и Постанов-Ф лений Правительства России, а также нормативные акты отдельных ведомств.  
Эмпирическую базу исследования составляют данные, полученные в ходе исследований, проведенных М. Ф. Костюком, А. С. Михлиным, О. И. Олейником, С. В. Назаровым, В. М. Анисимковым, посредством изучения статистической отчетности ГИЦ МВД России, за период 1990 - 2000гг., более 250 уголовных дел из 78 регионов России, анкетирования 4742 респондентов (4182 сотрудники ИУ и 556 осужденных, совершивших преступления в местах лишения свободы) из 13 территориальных органов УИС, проведенного совместно с ГУИН МЮ РФ в период  
^F 1999-2000гг.  
10  
падает. Поэтому предотвращение и пресечение этой противоправной деятельности осуществляется только лишь посредством применения мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных Уголовно-исполнительным законодательством.  
5. Стратегия осуществления специальной профилактики противодействия, дезорганизующего деятельность исправительных учреждений, должна быть направлена на:  
- криминализацию противоправной деятельности, осуществляемой "авторитетами преступного мира" в борьбе за приоритет своего неформального влияния на основную массу осужденных;  
- изоляцию "авторитетов" от основной массы осужденных, разобщение организуемых ими группировок.  
6. Основу уголовно- правового предупреждения дезорганизационной деятельности лидеров тюремного мира должна составить ст. 321 УК РФ, в предлагаемой автором редакции.  
7. Преступные деяния иного характера, направленные на применение насилия в отношении сотрудника ИУ или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, охватываются диспозицией ст. 318 УК РФ.  
Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования вносят определенный вклад в развитие наук уголовного и уголовно-исполнительного права, а также в криминологию. Выводы и предложения, сформулированные в диссертации, могут способствовать повышению эффективности профилактической деятельности, осуществляемой администрацией исправительных учреждений УИС Минюста России. Материалы исследования могут быть использованы в учебных заведениях МВД и Минюста России по курсам «Уголовное право», «Криминология», «Уголовно-исполнительное право» и ряду специальных курсов.  
Апробация результатов исследования и внедрение их в практику. Результаты исследования представлены на межвузовском научно-практическом семинаре, состоявшемся в Смоленском филиале Московского юридического института МВД России в октябре 2000г., а также на Всероссийской научно-практической конференции, состоявшейся в Московском институте МВД России 18-20 апреля 2001г. Выводы и практические рекомендации исследования нашли отражение в методиче-  
11  
ских рекомендациях, подготовленных ГУИН Минюста России. По теме диссертационного исследования опубликованы три научные статьи. Материалы используются в учебном процессе Академии управления МВД России по спецкурсу «Актуальные проблемы борьбы с традициями преступной среды в местах лишения свободы».  
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.  
12  
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика деяний, дезорганизующих деятельность исправительных учреждений, совершаемых организованной группой  
§1. Признаки состава преступления, дезорганизующего деятельность исправительных учреждений  
В современном правовом поле ответственность за дезорганизацию деятельности исправительных учреждений предусмотрена ст. 321 УК РФ. В действовавшем ранее (до периода реформ) уголовном законодательстве, ответственность за действия, дезорганизующие деятельность исправительно-трудовых учреждений (сейчас - исправительные учреждения) была предусмотрена ст.771 УК РСФСР. Следует заметить, что указанная уголовно-правовая норма, впервые в истории * Российского законодательства, рассматривала действия, дезорганизующие дея-  
тельность исправительно-трудовых учреждений в качестве самостоятельного преступления. До вступления данной нормы в законную силу преступные деяния, предусмотренные ее диспозицией квалифицировались по различным статьям Уголовного кодекса, редакции 1960г., как убийство (ст. 102 УК РСФСР), хулиганство (ст. 206 УК РСФСР), насилие в отношении должностного лица в связи с его служебной деятельностью (ст. 193 УК РСФСР) и т.п5. «Имелись и такие случаи, когда лица, осужденные за тяжкие преступления, вообще не привлекались к уголовной ответственности за насилие над заключенными, вставшими на путь исправления, если потерпевшим были нанесены легкие или даже менее тяжкие телесные повреждения»6. Введению в действие ст. 77 УК РСФСР предшествовала реформа Уголовного законодательства СССР, осуществленная в 1960г., а так же резкое обострение оперативной обстановки в местах лишения свободы, наблюдаемое в конце 50-х начале 60-х годов. Именно последнее обстоятельство потребовало от законодателя ужесточения уголовно-правовых мер воздействия в  
3 Амелин Л. П., Пинчук В. К., Романов А. П. Борьба с действиями, дезорганизующими работу ИТУ. - М., 1963. С- 8.  
6 Там же  
13  
отношении лиц, совершающих повторно преступления в период отбывания лишения свободы. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1961 года «Об усилении борьбы с особо опасными преступлениями» предусмотрел возможность применения суровых мер наказания - лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет или смертной казни - к особо опасным рецидивистам и лицам, осужденным за тяжкие преступления, «терроризирующим» в местах лишения свободы, вставших на путь исправления «заключенных», или совершающим нападения на администрацию, или организующим с этой целью преступные группировки, или активно участвующим в таких группировках7. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1961 года Закон «Об уголовной ответственности за государственные преступления» был дополнен ст. 14. об ответственности за действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений, которая Законом Верховного Совета РСФСР от 25 июля 1962 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» введена в текст УК РСФСР в виде ст. 778.  
Редакция цитируемых Указов обосновывает и закрепляет де-юре высокую степень общественной опасности деяний, дезорганизующих деятельность учреждений, исполняющих лишение свободы. Общественная опасность действий, дезорганизующих работу исправительных учреждений, как в прошлый период, так и в настоящее время, определяется тем, что они серьезно препятствуют достижению целей исполнения наказания - исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений. Это преступление причиняет ущерб всем средствам исправительного воздействия на осужденных: препятствует укреплению установленного законом порядка отбывания наказания, привлечению осужденных к общественно полезному труду и проведению с ними воспитательной работы. Кроме того, эти действия причиняют серьезный вред самодеятельным организациям осужденных.  
Общественная опасность рассматриваемого преступного деяния, обусловлена  
7 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. № 19. С. 207 Там же  
14  
еще и тем, что действия предусмотренные диспозициями, как ст. 11х УК РСФСР, так и ст. 321 УК РФ, носят характер психического и физического насилия и рассматриваются Уголовным законом в качестве самостоятельных преступлений против личности. Для характеристики общественной опасности данного преступления немаловажен и тот факт, что оно совершается, чаще всего, лицами уже отбывающими наказание за совершенное ранее преступление т.е. носят рецидивный характер.  
«Наибольшую опасность действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений, представляют в случаях, когда они совершаются членами преступных группировок. Заключенным, против которых направлены объединенные действия опасных преступников, труднее противостоять насилию и угрозам с их стороны, а администрации - сложнее разоблачить, и обезвредить подобные группы»9. Деятельность так называемых «лидирующих группировок», стремящихся установить свою неформальную власть над остальными осужденными, организуется, как из нутри, так и из вне, членами «воровского сообщества» или их представителями. Помимо достигнутого целевого единства, все члены «лидирующей группировки» разделяют единые ценности «криминальной субкультуры». Поэтому лидирующая в сообществе осужденных группировка характеризуется высокой степенью устойчивости ее членов, что согласно ч.З ст.35 и п. «в» ст. 63 УК РФ увеличивает степень общественной опасности совершаемого деяния. 
Согласно теории уголовного права, уровень общественной опасности отграничивает преступление от иных правонарушений, но для квалификации самого преступления необходимо выявить его состав - «совокупность установленных законом признаков, наличие которых характеризует данное общественно опасное деяние как конкретное преступление10».  
Преступления, направленные на дезорганизацию законной деятельности администрации исправительных учреждений, совершаемые криминальными группи-  
Амелин Л. П. указ. раб. - С. 13.  
ю  
Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений. - М.: Изд-во Моск.  
ун-та, 1984,-С. 41.  
15  
ровками осужденных традиционно рассматриваются законодателем в качестве преступлений против государственной власти. Ответственность за совершение этих преступлений предусмотрена в статьях раздела X УК РФ, типовым объектом которых являются «общественные отношения, обеспечивающие защиту основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации, функционирование государственной власти, защиту интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, правосудия, а также поддержание порядка управления11». В соответствии с критерием содержания родового объекта посягательства, преступления дезорганизующие нормальную работу исправительного учреждения, включены законодателем в группу преступлений, посягающих на порядок управления. В ранее действовавшем УК РСФСР 1961 года, «действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений» (ст.771) были отнесены законодателем к «иным государственным преступлениям», что предопределяло родовой объект их преступного посягательства в качестве общественных отношений, обеспечивающих безопасность государства. В дальнейшем, эта позиция законодателя, подверглась критике со стороны некоторых ученых-юристов. По мнению А.И.Гурова, неправильное определение объекта преступного посягательства «значительно тормозит применение закона на практике», и далее: «... вряд ли факт терроризирования нескольких осужденных может повлиять на безопасность государства. С юридической точки зрения объектом данного преступления являются общественные отношения, возникающие в сфере управления определенными узко обусловленными процессами - организации работы по исправлению ... осужденных12», i^ Реформа УК РСФСР 1960г. в УК РФ 1997г., происходящая в рамках общей правовой реформы всего Законодательства России, способствовала изменению мнения законодателя относительно родового объекта посягательства рассматриваемого преступления.  
Л.Д.Гаухман, Л.М.Колодкин, С.В.Максимов. Уголовное право: Часть Общая. Часть Особенная. Учебник. - М., Юриспруденция, 1999. - С. 662.  
Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. - М.: Юр.лит., 1990г.-С. 261.  
16  
Закрепление в ч.1. ст.1. Конституции Российской Федерации демократической формы государственного устройства, существенно изменило положение государства и его управленческие функции в гражданском обществе. В отличие от тоталитарной формы государственного устройства, при которой государство поглощает в себе, подчиняет своим целям все гражданское общество, при демократической форме - государство, являясь, лишь, одним из институтов этого общества, обеспечивает свободу и безопасность этой плюралистической системы, представляющей собой совокупность различных общественно-политических институтов общества13.  
Федеральный закон «О "безопасности14» закрепив в ст. 1. перечень объектов го-сударственной безопасности в качестве конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства, исключил, тем самым, преступления, дезорганизующие работу исправительных учреждений, из разряда государственных преступлений, в виду незначительности вреда, наносимого данным преступлением безопасности государства.  
Как уже отмечалось выше, законодатель, посредством индивидуализации дополнительных признаков объекта преступных посягательств, характеризует преступления против порядка управления как «общественно опасные деяния, посягающие на официальный порядок функционирования государственных и местных властных институтов (органов, учреждений, символов), а также удостоверения и реализации юридически значимых прав и обязанностей физических лиц ...15». Это позволяет объединить названные преступления, посягающие на однородные общественные отношения в одноименную главу 32 раздела X «Преступления против государственной власти» УК РФ. К этой главе УК РФ отнесена и ст.321, предусматривающая уголовную ответственность за действия, дезорганизующие нормальную деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. Отнесение за-  
13 Ковлер А.И. Кризис демократии. Демократия на рубеже XXI века. - М.: Институт Права и Государства РАН. 1997г., С-22-28.  
Закон Российской Федерации от 5 марта 1992г. О Безопасности., с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Российской Федерации от 25 декабря 1992г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской федерации. 1992.№ 15. Ст.769; 1993. №2. Ст.77.  
15  
Л.Д.Гаухман, Л.М.Колодкин, С.В.Максимов, указ. учебн. - С. 721.  
17  
конодателем преступлений, дезорганизующих законную деятельность учреждений, исполняющих наказание, к гл.32 УК РФ определяет их родовой объект.  
«Родовым объектом рассматриваемой группы преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие установленный законами РФ и основанными на них иными нормативными актами порядок государственного и местного управления, в том числе относящийся к функционированию органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, символов государственной власти, а также к удостоверению и реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц16».  
Лишение свободы является одним из видов наказания, связанного с изоляцией от общества, функция исполнения которого возложена государством на специальные учреждения и органы, составляющие единую уголовно-исполнительную систему (УИС)17. Поэтому, непосредственный объект, рассматриваемого преступления, аналогичен объекту преступления, предусмотренного ст.321.УК РФ, и представляет собой - общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, выполняющей, возложенную государством функцию - лишение свободы осужденных, за совершенные преступления.  
Содержанием уголовно-исполнительных отношений - непосредственного объекта рассматриваемого преступления, является нормальная деятельность УИС, которая предполагает выполнение ее структурными подразделениями и должностными лицами определенных функций. На это обстоятельство акцентирует внимание и законодатель; специально оговаривая, что ответственность за совершение действий, дезорганизующих работу ИУ, наступает лишь в том случае, когда осужденный противодействует администрации ИУ в осуществлении ее  
16 Л.Д.Гаухман, Л.М.Колодкин, С.В.Максимов, указ. учебн. - С. 721.  
17 См. преамбулу к ФЗ от 21 июля 1993г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993.№ЗЗ.Ст.1316.

Информация о работе Профессионально-психологическая устойчивость и противодействие криминальным авторитетам и группам лиц отрицательной направленности