Профессионально-психологическая устойчивость и противодействие криминальным авторитетам и группам лиц отрицательной направленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:08, лекция

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена и особенно значима в условиях совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы и должна соответствовать таким механизмам управления, которые основываются на складывающихся в обществе новых социальных, экономических, и психологических отношениях. Это учет и использование широкого спектра социально-психологических процессов, происходящих в ходе управления исправительными учреждениями.

Работа содержит 1 файл

рефераты.doc

— 451.00 Кб (Скачать)

ЛЕКЦИЯ

на  тему: «Профессионально-психологическая  устойчивость и противодействие  криминальным авторитетам  и группам лиц  отрицательной направленности в учреждениях  и органах УИС» 

    Актуальность данной темы обусловлена и особенно значима в условиях совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы и должна соответствовать таким механизмам управления, которые основываются на складывающихся в обществе новых социальных, экономических, и психологических отношениях. Это учет и использование широкого спектра социально-психологических процессов, происходящих в ходе управления исправительными учреждениями.    

Наиболее  важным для широкого спектра социально-психологических  процессов и наиболее значимыми  для любых ИУ представляются процессы, связанные с взаимоотношениями людей с механизмами власти, поддержанием внутренних официальных и неофициальных правил поведения. На первый план при любых процессах управления в ИУ выступает проблема подчинения осужденных требованиям администрации, то есть проблема власти в колонии.   

Психологический подход имеет основной целью обоснование  психологических условий правильного  сочетания, сбалансирования и совершенствования  отношений, устранение психологических  причин появления в них отклонений, снижающих эффективность управления ИУ. Это способствует осуществлению властных полномочий сотрудников ИУ, характеру и специфике построения межличностных отношений между ними и осужденными при исполнении наказания в виде лишения свободы, поддержанию механизмов официальных и неофициальных правил поведения в колонии.    

При исследовании властных отношений в организационно или нормативно предписанных процессах  управления сотрудники УИС, согласно данным опроса, отдали предпочтение следующим  формам управления поведением осужденных: умелому использованию правовых полномочий сотрудников ИУ, убеждению, стимулированию осужденных сотрудниками учреждений, манипулированию и применению силы принуждения при решении конфликтных ситуаций.        

Органы  внутренних дел и исправительные учреждения УИС МЮ РФ относятся к подразделениям, где доминирующим является авторитарный стиль управления. Этот стиль, по характеристике А.П. Ипакяна, использует преимущественно непосредственное распорядительное воздействие на управляемого, когда, с точки зрения выбора конкретной формы особенно важно его психологическое обоснование. Понятие "АВТОРИТЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ" имеет насыщенное психологическое содержание и проблема заключается, в частности, в том, чтобы определить в каждый данный момент, какое решение является наиболее справедливым и правильным, будет ли оно восприниматься как действительно справедливое и правильное.          

Управление  контингентом осужденных не может быть простым и однообразным процессом: особые средства и методы требуются  для работы с осужденными разного возраста и пола, сохранившими и утратившими социальные связи, совершили корыстные и насильственные преступления и т.д.

1. Психологические  особенности личности  осужденных отрицательной  направленности.   

Среди осужденных, находящихся в местах лишения свободы выделяется несколько категорий так называемой "группы риска".    

Нередко к ним можно отнести лиц, недавно  прибывших в ИУ, находящихся еще  в стадии адаптации к условиям жизни в учреждении. Психика осужденного  в начальном периоде отбывания  наказания во многом определяется воздействием сложных фрустраторов, влияние которых он пережил: арест, предъявление обвинения, судебный процесс, вынесение приговора, содержание в следственном изоляторе, прибытие в исправительное учреждение. Наслаиваясь и аккумулируясь, эти раздражители вызывают сильнейшее напряжение психики, обостряют чувства. Не случайно в этот период многие осужденные насторожены, недоверчивы, раздражительны, многие из них убеждены в несправедливости определенной им меры наказания, в ответ начинают "мстить", нарушая установленный порядок отбывания наказания. Продолжительность периода адаптации определяется авторами исследований по-разному: от двух-трех месяцев пребывания в ИУ до одного года. В этот период осужденных можно считать трудновоспитуемыми, в особенности тех из них, кто отрицательно относится к соблюдению режима, к требованиям сотрудников ИУ, обладает задатками лидера и организаторскими способностями.   

Довольно  часто бывает затруднена воспитательная работа с осужденными женщинами. Это происходит из-за наличия личностных особенностей, присущих женщинам: их чрезмерную вспыльчивость, агрессивность, аффективность поведения, настойчивое стремление к самоутверждению. Распад социально-полезных связей у женщин происходит более интенсивно, чем у мужчин. Хотя назначенное наказание и воспринимается как возмездие за совершенное преступление, но при этом женщина часто не может понять, кому "выгодно" ее унизительное, по ее мнению, положение в колонии, распад семьи, разлука с ребенком.   

Как следствие  наличия этих черт, женщины являются более дезадаптированными в условиях жизни в ИУ, чем мужчины. Поэтому не случайно эта категория осужденных является одной из наиболее "трудных" для управленческой деятельности и проведения воспитательной работы.   

При управлении коллективом осужденных, с психологической точки зрения, важно учитывать и особенности личности, обусловленные возрастными различиями. Среди осужденных с отрицательным поведением часто встречаются лица молодежного возраста (среди постоянных нарушителей установленного порядка отбывания наказания осужденные в возрасте до 30 лет составляют 68,2%, на долю среднего и старшего возраста приходится соответственно 21,2% и 10,6%).    

 Социально-психологическое  развитие осужденной молодежи  тесно связано с проявлениями нигилизма и конфликтности, склонности к нарушениям правил внутреннего распорядка, с отсутствием психологической готовности к формированию своей личности.   

 Для осужденных Молодежного возраста характерны такие устойчивые отрицательные качества личности, как равнодушие, дерзость и грубость, безжалостность и жестокость, озлобленность, легкомысленное стремление "жить красиво". Об устойчивости нравственных пороков этой категории осужденных свидетельствует и то, что значительная часть из них первое преступление совершили в возрасте до 18 лет.   

Несомненно, нельзя исключать и такую категорию  осужденных, как личности в возрасте 35-50 лет, неоднократно судимые, при этом утратившие социально-полезные связи. Эти люди, которым, по их собственному выражению, "больше терять нечего", обладающие сильными чертами характера, зачастую не только не проявляют в своем поведении признаки отрицательной направленности, но и становятся лидерами негативно настроенных групп осужденных. По отношению к администрации ИУ они скрытны, озлобленны, недоверчивы. Осуществление по отношению к ним позитивной управленческой деятельности наиболее затруднено.   

Таким образом, категория трудновоспитуемых  осужденных, личности которых присуща  отрицательная направленность, неоднородна. Среди них можно выделить несколько групп осужденных, отличающихся друг от друга поведением, личностными свойствами, реакцией на принимаемые к ним меры воздействия. Например, А.В. Пищенко предлагает разделить их на две группы:   

А) "пассивные  с отрицательной направленностью". Они держатся независимо и обособленно, имеют свою точку зрения, которую отстаивают. Часто их мнение противоположно коллективному, преследует узколичностные, эгоистические интересы. Как правило, эти осужденные не оценивают практически свои негативные поступки, а, напротив, гордятся ими. Их самооценка обычно завышена, а отрицательные установки, мотивы и утверждения довольно прочны.   

Б) "активные с отрицательной направленностью ". Основным регулятором поведения  у них являются не нравственно-правовые нормы, а неофициальные, основанные на соблюдении воровских традиций, что выражается в негативном, конфликтном отношении даже противодействии администрации ИУ, доминировании над другими осужденными.   

Ю.Н. Кудряков и В.П. Голубев выделяют следующие  группы трудновоспитуемых осужденных:    

А) Первая группа включает осужденных, нарушения  которых однотипны и носят  хронический характер. Осужденные этой группы притесняют других осужденных, пытаются заставить их выполнять  свою работу, недобросовестно относятся к труду, устраивают драки. Эти осужденные являются членами групп отрицательной направленности, выполняют поручения лидеров, но сами, как правило, в роли лидеров не выступают, так как не способны хитрить, подавлять эмоции, скрывать свои чувства и пр. Поведение этих лиц носит импульсивный характер, решающим моментом в поведении личностей подобного типа являются неконтролируемые побуждения. Они чрезвычайно вспыльчивы, раздражительны, подозрительны, остро реагируют на различного рода "несправедливость". Самооценка этой категории осужденных завышена, они считают, что окружающие не понимают их, враждебны к ним. Моральные устои в их жизни не играют сколько-нибудь заметной роли. Как правило, осужденные этой группы не умеют организовывать свое поведение в соответствии с любыми устойчивыми мнениями, интересами, целями. Они плохо усваивают любые нормы поведения, что делает их поведение практически непредсказуемым.    

В работе с осужденными данной группы наиболее действенными оказываются приемы и  методы индивидуальной работы.    

Б) Вторая группа осужденных отрицательной направленности включает в себя лиц, которые в  среде осужденных в силу личностных особенностей держатся обособленно. Это  либо совершенно озлобленные люди, не поддерживающие контактов с другими  осужденными, либо такие личности, которые способны влиять на окружающих, и зачастую именно они являются инициаторами конфликтов, групповых нарушений, но сами предпочитают оставаться в тени. Эта группа довольно малочисленна, однако, трудности причиняемые ею администрации ИУ, довольно значительны. Различного рода взыскания к таким осужденным применять затруднительно, т.к. они весьма умело перекладывают свою вину на других лиц.   

Им свойственно  жестко закрепленное мировоззрение, которое  будет негативным, антиобщественным по содержанию, делает их преступниками по убеждению. Наиболее характерной личностной чертой данной категории осужденных является честолюбие. Они осмотрительны, осторожны, трезвы в расчетах, целеустремленны, в то же время - подозрительны, недоверчивы и склонны воспринимать действия окружающих как направленные на ущемление их личных интересов. Эти осужденные жестоки, циничны, неспособны к сопереживанию и проявлению альтруистических чувств.   

В) третья группа включает в себя осужденных, которые в неформальной структуре ИУ чаще всего занимают место лидера отрицательно направленной группы. Нарушения, совершаемые ими в исправительном учреждении, разнотипны, что объясняется личностными особенностями данной категории осужденных. У них нет, твердых позиций и принципиальности, они хитры, изворотливы и чрезвычайно активны. Они стремятся к любого рода деятельности, в которой смогли бы реализовать свои качества. В условиях ИУ такие осужденные обычно не конфликтуют со средой. Они без насилия над собой принимают правила поведения, выработанные самими осужденными, и занимают в ней определенную позицию, стремясь к лидерству. Роль лидера привлекает их, т.к. дает возможность реализовать стремление к активности, к проведению различных комбинаций.

2. Методы и средства  работы с осужденными.   

Как уже  отмечалось ранее, роль психолога ИУ в оказании помощи руководителю исправительного  учреждения в работе с осужденными  весьма значительна. Огромную роль всегда играют личные встречи с осужденными, индивидуальные беседы, прием по личным вопросам, посещение штрафного изолятора, выступления по различным поводам перед группой осужденных. Кроме того, неотъемлемой задачей управленческой деятельности психолога является курирование подчиненных ему сотрудников ИУ в проведении воспитательной работы с осужденными, особенно с личностями отрицательной направленности. Он должен уметь не только квалифицированно оценить действия того или иного сотрудника, но и при необходимости предложить наиболее действенный метод воздействия на осужденных "группы риска". Только активное участие всех работников ИУ в воспитательной работе может усилить положительное воздействие на осужденных, противопоставить его влиянию отрицательно направленных группировок и отдельных лиц.   

Одним из ведущих принципов воспитания является принцип уважения и требовательности к воспитуемому. Однако в исправительном учреждении отношение сотрудника к осужденному, особенно нарушителю, не всегда строится на полном уважении и доверии; иногда, утверждают даже, что осужденному необходимо почаще напоминать о том, что он преступник. Однако, как показывает практика, если с человеком обращаются как с нижестоящим, он часто приходит к представлению о себе как о низшем существе, и его поведение может стать инфантильным или агрессивным. Вот почему создание доброжелательной, но высокотребовательной атмосферы в общении с осужденными представляет важное психолого-педагогическое требование, без которого немыслимо осуществление позитивной управленческой деятельности.    

Информация о работе Профессионально-психологическая устойчивость и противодействие криминальным авторитетам и группам лиц отрицательной направленности