Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:08, лекция
Актуальность данной темы обусловлена и особенно значима в условиях совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы и должна соответствовать таким механизмам управления, которые основываются на складывающихся в обществе новых социальных, экономических, и психологических отношениях. Это учет и использование широкого спектра социально-психологических процессов, происходящих в ходе управления исправительными учреждениями.
Преступные группы относительно устойчивы, но вместе с тем не отличаются постоянным составом. Так, одни члены группы выбывают из ее состава в связи с освобождением, переводом в другое учреждение, отказом принятия либо нарушением групповых норм, другие же, преимущественно из числа недавно поступивших в колонию, пополняют ее состав. Средняя численность таких групп, как правило, 3-7 человек. Преступным группам осужденных присуща статусно-функциональная стратификация, определяемая в зависимости от возможностей каждого ее члена удовлетворять потребности и цели группы, способствовать ее консолидации.
Предупреждение
формирования преступных групп невозможно
без знания криминологических
В
преступную группу входят активные участники
из числа непосредственного
- 13 -
тельности. Лидер и активные участники группы составляют руководящее ее ядро. В случае выхода лидера из состава группы, например, вследствие освобождения, перевода в другое учреждение, помещение камерного типа его место занимает один из активных членов группы.
Непосредственную
функциональную часть группы составляют
исполнители, и рядовые участники.
Они выполняют решения группы,
за что пользуются материальной, психологической,
а при необходимости и
Важное значение для предупреждения криминальной деятельности преступных групп имеет знание оснований их формирования. Результаты исследования позволили выделить наиболее типичные из них: землячество (объединение лиц по признакам проживания в прошлом в одной местности или по национальной принадлежности); знакомство участников группы вне мест лишения свободы или в период отбывания предыдущих наказаний; общность преступных интересов.
В ходе наших исследований установлены способы вовлечения осужденных в противоправную групповую деятельность. Основными из них являются покровительство и предоставление психологической, материальной или физической поддержки. И хотя предпочтение отдается прежним знакомым, лицам, стремящимся к участию в подобного рода группах, поддерживающим традиции среды преступников, решающим все же остается наличие у кандидата возможностей в той или иной мере удовлетворять интересы группы, реализовать предписанную ему роль. Стимулом для этого является создание материальной зависимости от членов группы, а также атмосферы риска угрозы для здоровья и жизни, иногда обращение к национальным чувствам.
Сплоченности членов преступных групп активно служат неформальные правила их поведения и обязанности. Результаты исследования позволили выделить наиболее характерные из них: соблюдение тайны планов и интересов группы, взаимная поддержка при конфликтах; отказ от личных интересов при несогласованности их с планами группы; обязательное выполнение групповых решений; оказание пси-
- 14 -
хологической, материальной и физической помощи другим членам группы, конспирация противоправной деятельности и применение насильственных мер воздействия в отношении неугодных лиц; насаждение страха; связь с преступными группами других учреждений уголовно-исполнительной системы; установление "воровских традиций"; осуществление контрразведывательной деятельности; подкуп и компрометация, сотрудников; выдвижение угроз сотрудникам и членам их семей.
Устойчивость преступной группы обеспечивается возможностью применения неформальных санкций, являющихся фактором, удерживающим от нарушений участниками группы принятых норм и правил поведения, который также способствует их сплоченности.
Результаты исследования позволили выделить конкретные способы реализации целей преступных групп. К ним в первую очередь относятся: присвоение результатов труда других осужденных; установление нелегальных каналов связи для получения предметов, запрещенных к использованию в исправительных колониях; диктат своих требований, используя психическое и физическое давление; совершение конкретных преступлений.
Функционирование преступных групп оказывает существенное влияние на состояние оперативной обстановки в исправительных колониях, негативно отражается на всем процессе исполнения наказания. Конкретные последствия криминальной деятельности таких групп в обобщенном виде выражаются в том, что они (она): затрудняют эффективное применение мер исправительного воздействия, создают конфликтную обстановку, порождают у осужденных неверие в способность администрации обеспечить надлежащий порядок; вызывают естественное недовольство и противодействие со стороны преследуемых ими лиц, которое иногда приводит к совершению тяжких преступлений; вызывают эксцессы с участием значительного или большого числа осужденных.
На основе результатов проведенного исследования представляется возможным сделать вывод, что преступные группы в исправительных колониях представляют собой неформальные объединения осужденных и иных лиц, не желающих становиться на путь исправления, имеющих стойкие криминальные убеждения, характеризующиеся наличием в них системы негативных внутригрупповых норм поведения и совершением их членами противоправных деяний в целях обеспече-
- 15 -
ния наиболее благоприятных условий своего существования.
Исследуя причинный механизм формирования преступных групп в исправительных учреждениях, соискатель отмечает, что складывающаяся криминальная обстановка и экономическое состояние в исправительных колониях отражают сложившуюся социально-экономическую и криминальную ситуацию в обществе. Внешние факторы, существующие в обществе, трансформировались во внутренние пенитенциарные. Детерминантами криминальной субкультуры, формирования преступных групп и их криминальной деятельности явились проблемы в организации процесса исполнения наказания, обусловленные внешними факторами. В условиях бюджетного недофинансирования на 40 %, проблем с питанием осужденных, энергетического и материально-бытового обеспечения (В. Ялунин) перелимита, трудовой занятости, отвлечения оборотных средств на содержание осужденных, износа основных фондов, задолженности по платежам по федеральным и местным налогам и сборам, распространенности СПИДа и туберкулеза (А. И. Зубков, О.В.Филимонов) в исправительных колониях утрачивают свое назначение основные средства исправительного воздействия, образуется вакуум профессионального дискомфорта персонала, который криминалитет пенитенциарных учреждений заполняет практически легализованной формой криминального лидерства.
К причинному комплексу формирования в исправительных колониях преступных групп диссертант относит проблемы в организации процесса исполнения наказания, связанные с несовершенством функционального и структурного механизмов исправительного учреждения, недостаточно эффективной профессиональной деятельностью.
Диссертант также на основе проведенных им исследований делает вывод о том, что криминализации среды осужденных, формированию преступных групп способствуют криминогенные условия, относящиеся к недостаткам в различных направлениях профессиональной деятельности: воспитательной работе, изоляции осужденных и надзоре за их поведением, труде, обеспечении жилищно-бытовых условий; ненадлежащей организации работы столовых; нарушениях торгового обслуживания; лечебно-профилактической работе. Это вызывает у осужденных недовольство, является весомым аргументом оправдания противоречащих установленным правилам поведения действий, криминогенным стимулятором активизации консолидирующих начал процесса формирования групп осужденных, противодействующих официальному управлению в
- 16 -
исправительной колонии.
Диссертант связывает формирование и криминальную деятельность преступных групп с недостатками в оперативно-розыскной деятельности, незаконным оборотом наркотических средств, денег, спиртных напитков.
Преступные
группы, как утверждает диссертант,
могут создаваться для оказания
противодействия персоналу
Во второй главе «Система предупредительной деятельности в отношении преступных групп в исправительных колониях» рассматриваются меры, общего и специального предупреждения формирования и криминальной деятельности преступных групп, предотвращения и пресечения их криминальной деятельности.
На основе закономерностей тенденций криминогенных процессов, приводящих к формированию преступных групп и совершению ими криминальных деяний, диссертант предлагает разработанную им систему мер общего и специального предупреждения с учетом особенностей объектов, каковыми являются исправительные учреждения. Общие меры предупреждения заключаются, по мнению диссертанта, в создании оптимальных условий для исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы. Это согласованные меры, разрабатываемые и осуществляемые всеми структурными подразделениями во взаимодействии с другими субъектами, имеющими возможность позитивно влиять на процесс исполнения наказания, предупреждения отклонений поведения осужденных от установленных норм.
Содержанием специального предупреждения является выявление причин и условий формирования преступных групп осужденных и совершения ими криминальных деяний. В исправительных учреждениях меры специального предупреждения можно сгруппировать в два блока: 1) общая профилактика; 2) индивидуальная профилактика. В диссертации детально раскрывается содержание предупредительной деятельности.
В
механизме предупредительной
- 17 -
процесса
заключается в оперативном
Диссертант приходит к выводу, что он не разделяет существующее в теории мнение о необходимости сотрудничества и компромисса с лидерами и членами преступных групп (В.В.Зайцев, В.П. Хомколов, Н.М.Якушин), что это граничит с «противоправной» направленностью предупредительной деятельности. По мнению диссертанта, комплекс мер по предотвращению может быть направлен: на переориентацию направленности преступной группы; разобщение или разложение преступной группы; привлечение членов группы к уголовной ответственности.
В диссертации раскрывается содержание данной деятельности. Диссертант не исключает и меры по дискредитации членов преступных групп и их лидеров: по результатам такой работы в 44,4 % случаев создавалась обстановка недоверия, в 33,3 % - распространялись сведения, порочащие их действия, в 16,7 35 - создавалась видимость неспособности лидеров выполнять взятые на себя криминальные функции.
В
третьей главе «Направления совершенствования
предупреждения формирования преступных
групп осужденных в исправительных
колониях и совершения ими преступлений»
рассматривается разработанная
автором комплексная система
совершенствования
Анализируя правовые основы (Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Уголовно-исполнительный и Уголовный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»), автор делает вывод, что перечисленные законодательные акты не содержат положений, регламентирующих комплексность предупредительной деятельности в исправительных учреждениях.
Рассматривая оперативные аппараты исправительных колоний как подразделения, занимающие ведущее место в организации предупреждения формирования преступных групп и совершения ими преступлений, диссертант предлагает комплексную предупредительную систему на многосубъектной основе с участием других структурных подразде-