Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:08, лекция
Актуальность данной темы обусловлена и особенно значима в условиях совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы и должна соответствовать таким механизмам управления, которые основываются на складывающихся в обществе новых социальных, экономических, и психологических отношениях. Это учет и использование широкого спектра социально-психологических процессов, происходящих в ходе управления исправительными учреждениями.
Реферат
на тему
Пенитенциарная
психология и ее роль
в современной
реформе уголовно-
Содержание
Введение
1. Пенитенциарная
психология и ее роль в
1.1 Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников
1.2 Психологические
проблемы изучения личности
1.3 Социально-психологические явления в среде осужденных и профилактика их негативных влияний
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Пенитенциарная
психология – раздел юридической
психологии, где изучаются психологические
аспекты эффективности
Объектом
пенитенциарной психологии являются люди,
находящиеся в условиях отбывания
тех или иных видов наказания
и психологический анализ эффективности
применения к ним средств и методов исправительного
и превентивного воздействия. В силу многоплановости
и сложности проблем, решаемых исправительными
учреждениями, предмет пенитенциарной
психологии многократно расширялся за
более чем столетний период ее развития.
В настоящее время в него включают вопросы,
которые связаны с изучением фактов, закономерностей
и механизмов проявлений психики у конкретных
типов осужденных и их общностей на различных
этапах отбывания наказания, а также с
разработкой научно обоснованных психологических
рекомендаций по оптимальному использованию
условий и средств в ресоциализации осужденных
и в постпенитенциарной реабилитации
лиц, отбывших наказание.1
1. Пенитенциарная психология и ее роль в современной реформе
Уголовно-исполнительной
системы
1.1 Психологические аспекты проблемы наказания и исправления
Преступников
С позиций
психологической науки
Исправление осужденных в условиях отбывания наказания основывается на такой психологической закономерности человеческой психики, как способности ее претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды. Если целенаправленность последней эффективно задействует исправительный потенциал таких средств как творческий и производительный труд, разнообразные формы общего и профессионального обучения, многоплановые виды воспитательной работы и общественных воздействий, то можно вести речь не только о возможности юридического исправления осужденных, но и их перевоспитания.
Среди основных направлений ресоциализующей деятельности выступают следующие:
- психологическая
диагностика личностных
- разработка
долгосрочных программ
- осуществление
в специально созданных
- разработка и внедрение новых моделей и принципов исполнения и отбывания наказаний, базирующихся на психологически обоснованных критериях исправления и предоставляющих возможности для личностного роста;
- всемерное восстановление нарушенных у осужденных лишением свободы социальных и других связей, мобилизация их психической активности на выработку социально положительных ценностных ориентаций и норм поведения, психологической готовности к правопослушному поведению после освобождения.
Антирецидивный эффект деятельности исправительных учреждений будет невысок не только из-за низкой действенности мер профилактической работы с осужденными в местах лишения свободы (обеспечение общей и специальной превенции преступлений, правовое воспитание осужденных и пр.), но и при отсутствии целенаправленной, в общегосударственнном масштабе системы постпенитенциарной реабилитации лиц, возвращающихся из исправительных учреждений.
Меры специальной превенции, реализуемые в местах лишения свободы, базируются на создании в процессе исполнения наказаний таких условий и такого “ психологического климата”, которые должны исключать или в значительной мере затруднять совершения осужденными новых преступлений. Это обеспечивается не только за счет мероприятий, которые проводятся сотрудниками службы безопасности и оперативно-режимной работы исправительных учреждений, но и путем целенаправленного управления как факторами, которые непосредственно воздействуют на осужденных в процессе реализации (воспитательный процесс и его методы, личность воспитателя и организация отношений с осужденными, режим и возможности прогрессивного отбывания наказания, труд и наличие в нем элементов творчества и социальной полезности, возможности системы общего и профессионального развития), так и факторами факультативного характера ( поддержание тесной связи с семьей, увлечения самодеятельным творчеством и самообразованием для повышения культурного уровня, активное участие в мероприятиях общественных и религиозных организаций и т.д.)
Постпенитенциарная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, базируется на комплексе мер: во - первых, по социальной реадаптации их к жизни в новых условиях на свободе, во-вторых, по социальному контролю и профилактике вероятности “ асоциальных срывов”, в том числе и совершения повторных преступлений.
Социальная реадаптация освободившихся из мест лишения свободы крайне нужна в связи с тем, что данные лица могут испытывать значительные психические перегрузки из-за нарушенности прежних социальных и семейных связей, настороженности знакомых и отвержения их сотрудниками кадровых служб предприятий и учреждений, отсутствия жилья и бытовой неустроенности. Поэтому при отсутствии мероприятий поддержки и конкретной социальной помощи могут не только подавляться установки на новый, правопослушный образ жизни, но и возникать тягостные переживания своего одиночества и враждебности к окружающим людям, в целом к обществу и его конкретным социальным институтам. Как свидетельствуют результаты исследований, наибольшая вероятность рецидивного срыва приходится на первый год после освобождения. Именно в данный период требуется как социальный контроль, так и меры социальной коррекции и социальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы.
В зарубежных
странах, активно внедряющих пенитенциарную
“реабилитационную модель” (США, Канада,
отчасти Англия и Германия) вся деятельность
по социальной реабилитации освободившихся
из мест лишения свободы координируется
специальными центрами постпенитенциарной
помощи. В их задачи входят вопросы по
трудоустройству, проведению профессиональных
и психологических консультаций и др.
К социально-реабилитационной работе
с бывшими заключенными также широко подключаются
общественные благотворительные организации,
добровольные помощники и семьи-поручители
из местных общин.
1.2 Психологические проблемы изучения личности осужденных и
динамики
их психических состояний
в процессе отбывания
наказания
Лишение
свободы и помещение в
1) тактику
поддержки актива и
2) тактику
борьбы за лидерство и
3) тактику выжидания;
4) тактику четкого нейтралитета;
5) тактику поиска покровителей;
6) тактику полной неадаптированности и самоагрессии. 3
Учитывая возможность проявления осужденными указанных тактик, сотрудники исправительных учреждений и должны строить индивидуальную работу с ними. При этом внимательное отслеживание направленности внешней активности и характера переживаний осужденных, может позволить, во-первых, профилактировать возможные межличностные или личностно-групповые конфликты, во-вторых, предотвратить суицидальные попытки, в-третьих, оказывать поддержку в приспособлении к конкретным условиям, средствам исправления и ситуациям отбывания наказания.
Примерно через 5-6 месяцев пребывания в исправительном учреждении (причем, в зависимости от меры преодоления внутриличностных конфликтов и освоения требований внешней среды) для осужденных типичным является выход на вторую фазу адаптации - “нивелировки”. Ее особенностью является то, что личностные реакции многих осужденных на факт социальной изоляции и воздействия внешней среды нивелируются и они все больше в типовых ситуациях как бы становятся похожими по внешним проявлениям (походка, позы, жесты, жаргон в речи, обращение к персоналу и т.д.) на других осужденных. Это свидетельствует о том, что происходит усвоение стереотипов “зоновского ролевого поведения”. Но наряду с этой тенденцией наблюдаются попытки проявления интереса и индивидуальных особенностей на производстве, во время досуга, в построении отношений с “близкими по линии судьбы” осужденными (“земляками”, “сверстниками” и т.п.).
Третья фаза - “завершение адаптации”, наступающая обычно к концу первого года отбывания наказания, характеризуется тем, что осужденные начинают ставить перед собой конкретные цели и стремятся их реализовывать в условиях учреждения, а также жить не только прошлым и настоящим, но и надеждой на будущее. На данной фазе главная задача сотрудников ИУ состоит в том, чтобы в жизненных планах осужденного нашло отражение не только стремление любыми путями отбыть наказание, но и выработалось желание позитивно изменить себя, преодолеть асоциальные стереотипы (преступный образ мыслей, негативизм к людям и социальным институтам, аморальные привычки и пр.). Кроме индивидуальной воспитательной работы с осужденными сотрудники исправительных учреждений (воспитатели, начальники отрядов и др.) должны воздействовать на него и через позитивные социально-психологические явления (ритуалы, традиции, обычаи и т.д.), имеющие место в первичных общностях и коллективе учреждения.