Професионально-важные качества в профотборе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Как часто мы не знаем, кем хотим быть, не только в юные годы, но и по прошествии нескольких лет? Часто даже в зрелом возрасте мы сомневаемся, а в нужном ли направлении идём, на своём ли месте трудимся?
Опыт показывает, что лица, не обладающие достаточными способностями к данной деятельности, не имеющие «предназначения» к данной профессии (не пригодны), не только значительно дольше других и с большими трудностями овладевают этой деятельностью, но и работают хуже других: чаще допускают ошибки и просчёты, являются виновниками аварий и в целом обладают меньшей надёжностью в работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое изучение профессионально-важных качеств в профотборе………………………………………………………………………..6
1.1 . Понятие психологического и профессионального отбора…………….6
1.2 . Профессионально важные качества личности………………………...14
1.3 . Эмпатия и толерантность как профессионально значимые качества психолога………………………………………………………………….22
Выводы по главе 1. ………………………...…………………..…………...30
Глава 2. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств в профотборе………………………………………………………………………31
2.1 .Программа исследования………………………………………………..31
2.2 .Анализ и интерпретация полученных результатов исследования……35
Выводы по главе 2. ………………………………………….....…………...38
Заключение……………………………………………………………………...39
Список использованной литературы………..................................................40

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ №2.docx

— 85.41 Кб (Скачать)

Шкала 2.Проверьте себя: нет ли у вас тенденции оценивать людей, исходя из собственного Я. Меру согласия с суждениями, как и в предыдущем случае, выражайте ответы в баллах от 0 до 3.

Шкала 3. Проверьте себя: в какой мере категоричны или неизменны ваши оценки в адрес окружающих.

Шкала 4. Проверьте себя: в какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей (степень согласия с суждениями оценивайте от 0 до 3 баллов):

Шкала 5. Проверьте себя: есть ли у вас склонность переделывать и перевоспитывать партнера (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

Шкала 6. Проверьте себя: в какой степени вы склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

Шкала 7. Проверьте себя: свойственна ли вам такая тенденция поведения (оценка суждений от 0 до 3 баллов):

Шкала 8. Проверьте себя: в какой степени вы терпимы к дискомфортным состояниям окружающих (оценка суждений от 0 до 3 баллов):

Шкала 9. Проверьте себя: каковы ваши адаптационные способности во взаимодействии с людьми (оценка суждений от 0 до 3 баллов):

Обработка и интерпретация  данных.

 Итак, вы ознакомились  с некоторыми поведенческими  признаками, свидетельствующими о  низком уровне общей коммуникативной  толерантности. Подсчитайте сумму  баллов, полученных вами по всем  признакам ми сделайте вывод:  чем больше балов, тем ниже  уровень коммуникативной толерантности.  Максимальное число баллов, которые  можно заработать, 135, свидетельствует  об абсолютной нетерпимости к  окружающим, что вряд ли возможно  для нормальной личности. Точно  также невероятно получить ноль  баллов – свидетельство терпимости  ко всем типам партнеров во  всех ситуациях. В среднем,  по нашим данным, опрошенные набираю:  руководители медицинских учреждений  и подразделений – 40 баллов, медсестры  – 43 балла, воспитатели – 31 балл. Сравните свои данные с  приведенными с делайте вывод  о своей коммуникативной толерантности.

 Обратите внимание  на то, по каким из 9 предложенных  выше поведенческих признаков  у вас высокие суммарные оценки  – здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов; чем больше баллов по конкретному признаку, тем менее вы терпимы к людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше ваши оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений с партнерами. Разумеется, полученные данные позволяют подметить лишь основные тенденции, свойственные вашим взаимодействием с партнерами. В непосредственном, живом общении личность проявляется ярче и многообразнее.

2. Диагностика  социальной эмпатии (В.В.Бойко)

Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится  к высшим нравственным чувствам. Эмпатия  в форме сочувствия или сопереживания (независимо от того, радости или  печали) связана с умением человека “проникать” в мир чувств других людей. В разнообразных жизненных  ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о  вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи.

Инструкция

 Тест содержит 33 утверждения.  Прочитайте их и по ходу  чтения дайте ответ, вспоминая  или предполагая, какие чувства  в подобной ситуации возникали  или могли бы возникнуть лично  у вас. Если ваши переживания,  мысли, реакции соответствуют  тем, что предложены в утверждении,  то в бланке ответов против  соответствующего номера, совпадающего  с номером утверждения, подчеркните  ответ “да”, а если они иные, то есть не соответствуют утверждению,  то подчеркните ответ “нет”.

 Помните, что в тесте  нет хороших или плохих ответов.  Не старайтесь своими ответами  произвести благоприятное впечатление.  Свое мнение выражайте свободно  и искренне, только в этом случае  вы получите действительное представление  о своих психологических особенностях. Лучше давать тот ответ, который  первым пришел вам в голову. Каждое последующее утверждение читайте после того, как ответите на предыдущее, старайтесь также не оставлять данные вопросы-утверждения без ответа.

 Если у вас возникнут  какие-либо вопросы, связанные  с заполнением бланка, задайте  их исследователю, прежде чем  начнете работу по тесту.

Обработка и интерпретация  результатов теста

Цель обработки результатов  – получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого.

 Чтобы получить индекс  эмпатийности, нужно подсчитать  количество ответов, совпадающих  со следующим ключом:

Ответ "Да"- 1 5  7  9  10  12  14  16  17  18  19  25  26  27  29  31

Ответ "Нет"-  2  3  4  6  11  13  15  20  21  22 23  24  28  30  32  33

 Таким образом, индекс  эмпатийности (Иэ) является суммой  совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ “да”, и  по вопросам-утверждениям, предполагающим  ответ “нет”.

 

      1. Анализ и интерпретация полученных результатов

 

На первом этапе нами было проведено исследование уровня коммуникативной толерантности  с помощью методики В.В. Бойко (диагностика коммуникативной толерантности). Были получены следующие результаты: 30% исследуемой выборки набрали максимальную сумму баллов по всем признакам. Это свидетельствует о том, что у испытуемых наблюдается низкий уровень к толерантности.

60% исследуемых имеют средний уровень к толерантности. И лишь 10% имеют высокий уровень к толерантности.

Изобразим полученные результаты  для наглядности в виде диаграммы.

 

Рисунок 1 - Полученные результаты по методике В.В. Бойко (диагностика коммуникативной толерантности).

 

На втором этапе нами была проведена диагностика социальной эмпатии (В.В. Бойко). Цель-получение индекса эмпатичности (или эмпатических тенденций испытуемого). Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретации индекса «Иэ» с учетом возраста и пола респондента.

Таблица 1.

Пол

Уровни эмпатических тенденций

Высокий

Средний

Низкий

Юноши

33-25

24-17

16-8

Девушки

33-29

28-22

21-12


 

Было выявлено, что 50% имеют  средний уровень,40%-низкий. У 10% исследуемой  выборки наблюдается высокий  уровень эмпатии.

Полученные результаты исследования изображены в виде диаграммы.

Рисунок 2 - Полученные результаты по методике В.В. Бойко (диагностика социальной эмпатии).

 

По результатам проведенных  методик наибольший процент исследуемой  выборки имеет средний показатель (60%- коммуникативная толерантность, 50%- социальная эмпатия).

Таким образом, проблема нашего исследования, а именно наиболее пригодными специалистами будут те, у которых более выражен уровень социальной эмпатии и коммуникативной толерантности, является актуальной на сегодняшний день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

 

Для диагностики профессионально-важных качеств в профотборе, а именно, коммуникативная толерантность  и социальная эмпатия, использовались следующие методики:

- Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)

- Диагностика социальной эмпатии (В.В.Бойко)

Все полученные результаты изображены в виде диаграмм и таблиц. Опросники и бланки ответов находятся  в разделе «ПРИЛОЖЕНИЯ».

 Исходя из полученных  данных выдвинутая нами проблема  о том, что наиболее пригодными специалистами будут те, у которых более выражен уровень социальной эмпатии и коммуникативной толерантности, является актуальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В нашей курсовой работе были рассмотрены исследования таких  профессионально-важных качеств в  профотборе, как социальная эмпатия  и коммуникативная толерантность.

Профессионально важные качества включают в себя индивидуально-психические  и личностные качества субъекта, которые  необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности.

Человеку, который занимает определённую должность, необходимо обладать профессионально-важными качествами. Как психолог может работать с  другими людьми, если у него низкий уровень коммуникативной толерантности? У него просто не хватит сил разбирать проблему, найти выход из неё. То же самое можно сказать и о таком качестве как социальная эмпатии. Обладая низким уровнем социальной эмпатии, психологу будет абсолютно безразлична проблема, с корой к нему пришли. Но если эти и другие качества будут развиты на высоком уровне, то это поможет человеку в профессиональном развитии и определит его как высококвалифицированного специалиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Аверченко Л.К., Удальцова  М.В. и др. «Психология управления»:  Курс лекций. М.: ИНФРА, 1997. 150 с. 

2. Беляцкий Н.П. «Менеджмент.  Основы лидерства»: Учеб. пособие.  М.: Новое знание, 2002. 250 с. 

3. Беляцкий Н.П. и др. «Управление персоналом»: Учеб. пособие.  Мн.: ИП «Экорерспектива», 2000. 320 с. 

4. Бодалёв А.А., Деркач  А.А. «Рабочая книга практического  психолога»: Пособие для специалистов  работающих с персоналом. М.: Из-во  Института Психотерапии, 2002. 640 с. 

5. Василюк Ф.Е. Семиотика  и техника эмпатии.СПб.: Питер, 2001. 512 с. 

6. Винокуров Л.В., Скрипюк  И.И. «Организационная психология».  СПб.: Питер, 2001. 512 с.

7. Винокуров Л.В., Скрипюк  И.И. «Организационная психология».  СПб.: Питер, 2001. 512 с. 

8. Генкин Б.М. и др. «Основы  управления персоналом»: Учеб. для  вузов. М.: Высш. шк., 1996. 383 с. 

9. Глухов В.В. «Менеджмент»: Учеб. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: «Лань», 2002. 528 с. 

10. Гончаров В.И. «Менеджмент»: Учеб. пособие. Мн.: Мисанта, 2003. 624 с. 

11. Джордж М., Джоунс Г.  «Организационное поведение. Основы  управления»: Учеб. пособие для  вузов / Пер. с англ. под ред.  проф. Е.А. Климова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 436 с. 

12. И. В. Дубровиной «Индустриально-организационная  психология»: Учеб. для вузов.  СПб.: Питер, 2001. 720 с. 

13. Журнал: «Отдел кадров»  - № 6,8,9,10,11,12 (2004), № 3,4, 5, 10 (2005).

14. Зайцева Г.Г. «Управление  персоналом»: Учеб. пособие. СПб.: «Северо-Запад», 1998. 310 с. 

15. Кабинова А.Я. «Управление  персоналом организации»: Учебник.  М.: ИНФРА-М, 1997. 512 с. 

16. Казаринова Н.В., Погольши  В.М. «Межличностное общение». СПб.: Питер, 2001. 512 с. 

17. Карданская Н.Л. «Основы  принятия управленческих решений»: Учеб. пособие М.: Русская Деловая  Литература, 1998. 288 с. 

18. Киселёв И.Е. «Основы  социальной психологии»: Учеб. пособие.  Мн.: «Экоперспектива», 2000. 214 с. 

19. Карпов А. В. - Психология  менеджментаКлимов Е.А. «Как выбирать  профессию»: кн. для учащихся ст. классов сред. шк. 2-е изд. доп.  и дораб. М.: Посвящение, 1990. 159 с. 

20. Климов Е.А. «Психология  профессионала: Избранные психологические  труды». М.: Воронеж, 1996. 348 с. 

21. Климов Е.А. «Психология  профессионального самоопределения»: Учеб. пособие для вузов. Ростов  н/д, 1996. 512 с. 

22. Кочеткова А.И. «Введение  в организационное моделирование»: Учеб. пособие. М.: Дело, 2003. 944 с. 

23. Ладанов И.Д. «Практический  менеджмент (Психотехника управления  и самотренировки)». М.: 1995. 492 с. 

24. Лукашук И.И. «Искусство  деловых переговоров»: Учеб. практическое  пособие. М.: БЕК, 2002. 208 с. 

25. Маничев С.А. «Психология  менеджмента» / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 460 с. 

26. Митина Л.М. (ред.) Проблемы  профессиональной социализации  личности. Кемерово, 1996. 260 с. 

27. Митина Л.М. Личностное  и профессиональное развитие  человека в новых социально-экономических  условиях // Вопросы психологии, №  4, 1997, с. 28-30.

28. Митина Л.М. Психологическая  диагностика эмоциональной устойчивости  учителя. Москва, 1992. 358 с. 

29. Морозов А.В. «Деловая  психология»: Курс лекций, СПб.: «Союз», 2002. 576 с. 

30. Мучинский П. «Психология,  профессия, карьера»: 7-е изд. СПб.: Питер, 2004. 539 с. 

31. Мэт Р. Искусство  психологического консультирования. М.: Независимая фирма «Класс», 1994. 326 с. 

Информация о работе Професионально-важные качества в профотборе