Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:04, курсовая работа
Актуальность. Как часто мы не знаем, кем хотим быть, не только в юные годы, но и по прошествии нескольких лет? Часто даже в зрелом возрасте мы сомневаемся, а в нужном ли направлении идём, на своём ли месте трудимся?
Опыт показывает, что лица, не обладающие достаточными способностями к данной деятельности, не имеющие «предназначения» к данной профессии (не пригодны), не только значительно дольше других и с большими трудностями овладевают этой деятельностью, но и работают хуже других: чаще допускают ошибки и просчёты, являются виновниками аварий и в целом обладают меньшей надёжностью в работе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое изучение профессионально-важных качеств в профотборе………………………………………………………………………..6
1.1 . Понятие психологического и профессионального отбора…………….6
1.2 . Профессионально важные качества личности………………………...14
1.3 . Эмпатия и толерантность как профессионально значимые качества психолога………………………………………………………………….22
Выводы по главе 1. ………………………...…………………..…………...30
Глава 2. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств в профотборе………………………………………………………………………31
2.1 .Программа исследования………………………………………………..31
2.2 .Анализ и интерпретация полученных результатов исследования……35
Выводы по главе 2. ………………………………………….....…………...38
Заключение……………………………………………………………………...39
Список использованной литературы………..................................................40
Шкала 2.Проверьте себя: нет ли у вас тенденции оценивать людей, исходя из собственного Я. Меру согласия с суждениями, как и в предыдущем случае, выражайте ответы в баллах от 0 до 3.
Шкала 3. Проверьте себя: в какой мере категоричны или неизменны ваши оценки в адрес окружающих.
Шкала 4. Проверьте себя: в какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей (степень согласия с суждениями оценивайте от 0 до 3 баллов):
Шкала 5. Проверьте себя: есть ли у вас склонность переделывать и перевоспитывать партнера (оценка суждений от 0 до 3 баллов).
Шкала 6. Проверьте себя: в какой степени вы склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными (оценка суждений от 0 до 3 баллов).
Шкала 7. Проверьте себя: свойственна ли вам такая тенденция поведения (оценка суждений от 0 до 3 баллов):
Шкала 8. Проверьте себя: в какой степени вы терпимы к дискомфортным состояниям окружающих (оценка суждений от 0 до 3 баллов):
Шкала 9. Проверьте себя: каковы ваши адаптационные способности во взаимодействии с людьми (оценка суждений от 0 до 3 баллов):
Обработка и интерпретация данных.
Итак, вы ознакомились
с некоторыми поведенческими
признаками, свидетельствующими о
низком уровне общей
Обратите внимание
на то, по каким из 9 предложенных
выше поведенческих признаков
у вас высокие суммарные
2. Диагностика социальной эмпатии (В.В.Бойко)
Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания (независимо от того, радости или печали) связана с умением человека “проникать” в мир чувств других людей. В разнообразных жизненных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи.
Инструкция
Тест содержит 33 утверждения.
Прочитайте их и по ходу
чтения дайте ответ, вспоминая
или предполагая, какие
Помните, что в тесте
нет хороших или плохих
Если у вас возникнут какие-либо вопросы, связанные с заполнением бланка, задайте их исследователю, прежде чем начнете работу по тесту.
Обработка и интерпретация результатов теста
Цель обработки результатов
– получение индекса
Чтобы получить индекс
эмпатийности, нужно подсчитать
количество ответов,
Ответ "Да"- 1 5 7 9 10 12 14 16 17 18 19 25 26 27 29 31
Ответ "Нет"- 2 3 4 6 11 13 15 20 21 22 23 24 28 30 32 33
Таким образом, индекс
эмпатийности (Иэ) является суммой
совпадений ответов по
На первом этапе нами было проведено исследование уровня коммуникативной толерантности с помощью методики В.В. Бойко (диагностика коммуникативной толерантности). Были получены следующие результаты: 30% исследуемой выборки набрали максимальную сумму баллов по всем признакам. Это свидетельствует о том, что у испытуемых наблюдается низкий уровень к толерантности.
60% исследуемых имеют средний уровень к толерантности. И лишь 10% имеют высокий уровень к толерантности.
Изобразим полученные результаты для наглядности в виде диаграммы.
Рисунок 1 - Полученные результаты по методике В.В. Бойко (диагностика коммуникативной толерантности).
На втором этапе нами была проведена диагностика социальной эмпатии (В.В. Бойко). Цель-получение индекса эмпатичности (или эмпатических тенденций испытуемого). Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретации индекса «Иэ» с учетом возраста и пола респондента.
Таблица 1.
Пол |
Уровни эмпатических тенденций | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Юноши |
33-25 |
24-17 |
16-8 |
Девушки |
33-29 |
28-22 |
21-12 |
Было выявлено, что 50% имеют средний уровень,40%-низкий. У 10% исследуемой выборки наблюдается высокий уровень эмпатии.
Полученные результаты исследования изображены в виде диаграммы.
Рисунок 2 - Полученные результаты по методике В.В. Бойко (диагностика социальной эмпатии).
По результатам проведенных
методик наибольший процент исследуемой
выборки имеет средний
Таким образом, проблема нашего исследования, а именно наиболее пригодными специалистами будут те, у которых более выражен уровень социальной эмпатии и коммуникативной толерантности, является актуальной на сегодняшний день.
Выводы по главе 2
Для диагностики профессионально-
- Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)
- Диагностика социальной эмпатии (В.В.Бойко)
Все полученные результаты изображены в виде диаграмм и таблиц. Опросники и бланки ответов находятся в разделе «ПРИЛОЖЕНИЯ».
Исходя из полученных
данных выдвинутая нами
Заключение
В нашей курсовой работе
были рассмотрены исследования таких
профессионально-важных качеств в
профотборе, как социальная эмпатия
и коммуникативная
Профессионально важные качества включают в себя индивидуально-психические и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности.
Человеку, который занимает
определённую должность, необходимо обладать
профессионально-важными
Список использованной литературы
1. Аверченко Л.К., Удальцова М.В. и др. «Психология управления»: Курс лекций. М.: ИНФРА, 1997. 150 с.
2. Беляцкий Н.П. «Менеджмент. Основы лидерства»: Учеб. пособие. М.: Новое знание, 2002. 250 с.
3. Беляцкий Н.П. и др. «Управление персоналом»: Учеб. пособие. Мн.: ИП «Экорерспектива», 2000. 320 с.
4. Бодалёв А.А., Деркач
А.А. «Рабочая книга
5. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии.СПб.: Питер, 2001. 512 с.
6. Винокуров Л.В., Скрипюк
И.И. «Организационная
7. Винокуров Л.В., Скрипюк
И.И. «Организационная
8. Генкин Б.М. и др. «Основы управления персоналом»: Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 1996. 383 с.
9. Глухов В.В. «Менеджмент»: Учеб. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: «Лань», 2002. 528 с.
10. Гончаров В.И. «Менеджмент»: Учеб. пособие. Мн.: Мисанта, 2003. 624 с.
11. Джордж М., Джоунс Г.
«Организационное поведение.
12. И. В. Дубровиной «
13. Журнал: «Отдел кадров» - № 6,8,9,10,11,12 (2004), № 3,4, 5, 10 (2005).
14. Зайцева Г.Г. «Управление персоналом»: Учеб. пособие. СПб.: «Северо-Запад», 1998. 310 с.
15. Кабинова А.Я. «Управление персоналом организации»: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1997. 512 с.
16. Казаринова Н.В., Погольши В.М. «Межличностное общение». СПб.: Питер, 2001. 512 с.
17. Карданская Н.Л. «Основы
принятия управленческих
18. Киселёв И.Е. «Основы социальной психологии»: Учеб. пособие. Мн.: «Экоперспектива», 2000. 214 с.
19. Карпов А. В. - Психология
менеджментаКлимов Е.А. «Как
20. Климов Е.А. «Психология
профессионала: Избранные
21. Климов Е.А. «Психология
профессионального
22. Кочеткова А.И. «Введение
в организационное
23. Ладанов И.Д. «Практический менеджмент (Психотехника управления и самотренировки)». М.: 1995. 492 с.
24. Лукашук И.И. «Искусство деловых переговоров»: Учеб. практическое пособие. М.: БЕК, 2002. 208 с.
25. Маничев С.А. «Психология менеджмента» / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 460 с.
26. Митина Л.М. (ред.) Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996. 260 с.
27. Митина Л.М. Личностное
и профессиональное развитие
человека в новых социально-
28. Митина Л.М. Психологическая
диагностика эмоциональной
29. Морозов А.В. «Деловая психология»: Курс лекций, СПб.: «Союз», 2002. 576 с.
30. Мучинский П. «Психология, профессия, карьера»: 7-е изд. СПб.: Питер, 2004. 539 с.
31. Мэт Р. Искусство
психологического
Информация о работе Професионально-важные качества в профотборе