Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:04, курсовая работа
Актуальность. Как часто мы не знаем, кем хотим быть, не только в юные годы, но и по прошествии нескольких лет? Часто даже в зрелом возрасте мы сомневаемся, а в нужном ли направлении идём, на своём ли месте трудимся?
Опыт показывает, что лица, не обладающие достаточными способностями к данной деятельности, не имеющие «предназначения» к данной профессии (не пригодны), не только значительно дольше других и с большими трудностями овладевают этой деятельностью, но и работают хуже других: чаще допускают ошибки и просчёты, являются виновниками аварий и в целом обладают меньшей надёжностью в работе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое изучение профессионально-важных качеств в профотборе………………………………………………………………………..6
1.1 . Понятие психологического и профессионального отбора…………….6
1.2 . Профессионально важные качества личности………………………...14
1.3 . Эмпатия и толерантность как профессионально значимые качества психолога………………………………………………………………….22
Выводы по главе 1. ………………………...…………………..…………...30
Глава 2. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств в профотборе………………………………………………………………………31
2.1 .Программа исследования………………………………………………..31
2.2 .Анализ и интерпретация полученных результатов исследования……35
Выводы по главе 2. ………………………………………….....…………...38
Заключение……………………………………………………………………...39
Список использованной литературы………..................................................40
Критерии профпригодности
в психологическом отборе могут
охватывать такие черты личности,
как честность, справедливость, принципиальность,
чувство коллективизма, смелость, решительность,
настойчивость, готовность взять на
себя ответственность в трудный
момент и др. В ряде профессий
особое значение имеют организаторские
способности, умение планировать работу,
руководить, требовать. Во всех случаях
особое значение имеет степень осознанности
и прочности мотивации к
В психологическом отборе
большую важность имеет также
достаточный объем применяемых
методик, позволяющий оценить
Выявление лиц с показателями
«ниже среднего» уровня позволяет
вероятностно прогнозировать их неудачи
в обучении и деятельности и рекомендовать
им специальную
При реализации «подхода по минимуму» минимально допустимые показатели тестов обычно определяются размерами конкурса, но в ряде случаев они могут быть четко определены только требованиями профессии.
Применение тестов с целью
прогнозирования
Аналитический подход предусматривает изучение и оценку отдельных психологических показателей, важных для успешности обучения и деятельности в избранной профессии.
Синтетический подход предусматривает изучение целостной деятельности или важных ее элементов, и потому в рамках этого метода применяются различные аппараты, с помощью которых моделируются такие элементы и целые профессиональные операции.
Комплексный подход заключается
в объединении аналитического и
синтетического методов и в изучении
некоторых психических и
В практике профотбора используются различные методики оценки профпригодности, среди них - наблюдение, интервью, беседа и экспертная оценка.
Указанные методы дают возможность глубокой, но преимущественно качественной, описательной оценки ПВК личности. Кроме того, одни из них требуют длительного обследования, другие - всесторонних знаний о кандидате, о его поведении в реальных, в том числе и в экстремальных условиях.
По результатам профотбора выносится одно из следующих заключений:
1) рекомендуется в первую
очередь - первая категория
2) рекомендуется - вторая
категория профпригодности (в
основном соответствует
3) рекомендуется условно
- третья категория
4) не рекомендуется - четвертая
категория профпригодности (не
соответствует предъявляемым
После выяснения основных критериев психологической и профессиональной пригодности перейдём к рассмотрению основных этапов профпригодности в отборе, на примере научно–обоснованной системе ПОНАП.
Система ПОНАП характеризуется комплексным подходом к решаемым задачам и максимальным использованием всех имеющихся в мировой практике форм и методов работы с персоналом.
Система ПОНАП включает следующие относительно самостоятельные блоки: поиск персонала, отбор персонала, наем персонала, адаптацию персонала. Каждый блок включает общую схему действия, инструментарий, методы и приемы работы. Конечная цель реализации системы - максимальное совпадение ожиданий кандидата и предприятия.
Система ПОНАП - составная часть всей системы управления персоналом, она предусматривает несколько этапов, выполнение каждого из которых дает новое качественное состояние для реализации всей системы управления персоналом и требует определенных действий в строго указанной последовательности. Рассмотрим эти блоки более подробно.
К первому из них относится поиск персонала. Успешный поиск персонала в значительной степени предопределяется имиджем фирмы. Источники поиска персонала могут быть внешние и внутренние.
Внешние источники - кандидаты, до этого не связанные трудовыми отношениями с данным предприятием, внутренние - работники данного предприятия.
Порядок обработки обращений (заявлений) претендентов кадровыми службами на этапе поиска кандидатов следующий:
1) получение обращения (заявления, резюме, личного листка и т.д.);
2) учет (регистрация);
3) анализ представленных
документов и при
4) направление в соответствующий отдел;
5) рассмотрение в отделе;
6) возвращение в отдел кадров;
7) выработка согласованного
мнения отдела кадров и отдела,
которому был направлен
8) отказ или приглашение к собеседованию.
Следующий блок – отбор персонала. После изучения представленных кандидатами анкетных данных и принятия решения о приглашении на собеседование кандидата начинается самый ответственный период для кадровых служб - период отбора персонала [29].
Отбор персонала включает несколько последовательных этапов:
1) оформление в установленном
порядке анкетных и
2) анализ рекомендаций и послужного списка;
3) собеседование;
4) освидетельствование
5) медицинский контроль и аппаратные исследования;
6) анализ результатов
испытаний и вынесение
7) принятие решения о найме на работу.
На каждом из этапов отбора отсеивается часть заявителей вследствие несоответствия определенным требованиям или же они сами отказываются от процедуры, принимая другие решения. Использование всех этапов обеспечивает минимум ошибок в отборе персонала. Чем выше должностной уровень кандидата на должность, тем больше потребность в использовании всех этапов [3].
1.2.Профессионально важные качества личности
Профессионально важные качества включают в себя индивидуально-психические и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности. Кроме собственно психических свойств (индивидуально-психологических особенностей) отдельные функции профессионально важных качеств могут выполнять и некоторые внепсихические свойства субъекта — соматические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др. К примеру, физическая сила и выносливость — пример ярко выраженных профессионально важных качеств (ПВК) для многих видов деятельности.
Согласно А. В. Карпову, профессионально важные качества (ПВК) делятся на 4 основные группы, образующие в своей совокупности структуру профессиональной пригодности [21]:
- абсолютные ПВК-свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;
- относительные ПВК, определяющие возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);
- мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);
- анти-ПВК-свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности. Структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. В противоположность качествам первых трех групп они коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно.
Психологами установлено,
что любая деятельность
Во всех видах деятельности
принято различать те
Итак, можно дать следующее
определение ПВК.
Для будущих
Основными направлениями
профессиональной ориентации
Профессиональный подбор - это предоставление человеку рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим и физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. Человеку подбирают профессию, профессиональную сферу и те специальности, которые более всего соответствуют его индивидуально-психологическим особенностям для полноценной реализации своего потенциала в трудовой деятельности.
В профессиональных
учебных заведениях
- предотвратить поступление человека на работу, к которой у него имеются противопоказания (не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию, психофизиологическим данным);
- отобрать для работы в данной профессии наиболее работоспособных людей, могущих выполнять трудовые обязанности по специальности без ущерба для здоровья;
- определить, к какому виду труда тот или иной человек наиболее способен, чтобы рекомендовать ему тот или иной вид деятельности [7].
Если в профессиональном
отборе в основном решаются
первые две задачи, а третья
задача выполняется в
Психологический
- наличие объективной социально-экономической необходимости (например, наличие большого количества свободных работников на определенные профессиональные вакансии);
Информация о работе Професионально-важные качества в профотборе