Професионально-важные качества в профотборе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Как часто мы не знаем, кем хотим быть, не только в юные годы, но и по прошествии нескольких лет? Часто даже в зрелом возрасте мы сомневаемся, а в нужном ли направлении идём, на своём ли месте трудимся?
Опыт показывает, что лица, не обладающие достаточными способностями к данной деятельности, не имеющие «предназначения» к данной профессии (не пригодны), не только значительно дольше других и с большими трудностями овладевают этой деятельностью, но и работают хуже других: чаще допускают ошибки и просчёты, являются виновниками аварий и в целом обладают меньшей надёжностью в работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое изучение профессионально-важных качеств в профотборе………………………………………………………………………..6
1.1 . Понятие психологического и профессионального отбора…………….6
1.2 . Профессионально важные качества личности………………………...14
1.3 . Эмпатия и толерантность как профессионально значимые качества психолога………………………………………………………………….22
Выводы по главе 1. ………………………...…………………..…………...30
Глава 2. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств в профотборе………………………………………………………………………31
2.1 .Программа исследования………………………………………………..31
2.2 .Анализ и интерпретация полученных результатов исследования……35
Выводы по главе 2. ………………………………………….....…………...38
Заключение……………………………………………………………………...39
Список использованной литературы………..................................................40

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ №2.docx

— 85.41 Кб (Скачать)

- наличие определенного круга профессий, в которых профессиональная пригодность работника имеет большое значение для достижения им высокой эффективности труда (например, труд оператора, требующий специального психологического отбора работников по фактору стрессоустойчивости);

- наличие разработанной и апробированной системы отбора («батареи» диагностических методик, составленных в соответствии с принципами валидности, надежности, взаимодополняемости и взаимозаменяемости);

- наличие специалистов, подготовленных к проведению профессионального отбора и имеющих практический опыт в организации и реализации процедур профессионального отбора.

 Важной целью проведения  профориентационных мероприятий  является удовлетворенность конкретной  профессиональной деятельностью  и профессиональная адаптация.  Профессиональная, производственная и социальная адаптация - это система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высокого уровня профессионализма.

 Становление профессионализма  работника происходит на основе  действия двух групп факторов  — объективных и субъективных. Объективный фактор — это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые  со стороны профессии к труду  человека и наличие у него  определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств). К субъективным факторам относятся имеющиеся у данного работника задатки, способности, мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.

 Основу профессиональной  пригодности составляют профессионально  важные качества личности, которые  формируются в ходе длительной  трудовой деятельности работника.  Задатки же, потенциальные возможности  осуществлять ту или иную конкретную  деятельность, обусловленные индивидуально-психологическими  свойствами личности, заложены в  человеке изначально. Одновременно  с формированием профессионально  важных качеств развивается и  профессиональное мышление человека, формируется его профессиональный  тип с соответствующими ценностными  ориентациями, характером, индивидуальными  особенностями профессионального  поведения и образа жизни в целом [26].

Учет профессионально важных качеств личности, психофизиологических требований к рабочим профессиям, выявление общих и специальных способностей позволяет подбирать такие виды деятельности и характер труда, которые наиболее соответствуют специалисту-профессионалу. Например, для наладчиков токарных автоматов и полуавтоматов требуется высокий порог зрительного различения. В работе водителя транспортных средств и операторов станков с программным управлением важна скорость сенсомоторных реакций, для слесаря и станочника — легкая приспособляемость к однообразным и повторяющимся действиям, способность к длительной концентрации внимания, глазомер и т.п.

Российские ученые Е. А. Климов, В. С. Мерлин, В. Д. Небылицин и Б. М. Теплов, разносторонне изучив такой  феномен, как «индивидуальный стиль  деятельности», пришли к выводу, что  этот стиль вырабатывается и совершенствуется в процессе активного поиска приемов  и способов действий с целью достижения наилучших результатов работы применительно  к своему темпераменту. Под индивидуальным стилем деятельности здесь понимается обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему выполнению возложенных на него обязанностей. Так, представителям инертного типа темперамента лучше не отрываться от начатого дела. Они легко осуществляют плавные движения, предпочитают стереотипные способы решения задач. Монотонную работу чаще всего выполняют обладатели слабой нервной системы, инертных нервных процессов с преобладанием внешнего торможения. Представители же подвижных типов темперамента обладают противоположными чертами [30].

 На основе выявления  свойств темперамента и особенностей  характера определяют профессиональную  пригодность человека к той  или иной деятельности. Например, зная характерологические особенности  нервной деятельности и темперамента (степень эмоциональной возбудимости  и впечатлительности, скорости  принятия решений, быстроты смены  настроений и т. п.), необходимо  подбирать такие виды деятельности, которые человеку наиболее соответствуют. 

 Темперамент оказывает  влияние и на формирование  индивидуального стиля деятельности  учащихся профессиональных лицеев  и колледжей. По данным И. В. Дубровиной [12], одни юноши и девушки решают учебные задачи быстро и правильно, другие — быстро, но не всегда правильно, третьи — медленно и правильно, четвертые — медленно и с ошибками. Представители медленных, инертных типов (флегматики и меланхолики) тратят больше времени на подготовительную работу (сбор и обдумывание материала, написание черновиков и т. п.), подвижные индивиды (сангвиники и холерики) этот этап проходят в свернутом виде, сразу стремясь выполнить задание набело. Из этого следует, что индивидуальные различия учащихся требуют нахождения оптимальных вариантов сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы обучаемых. А это невозможно без учета типов темперамента учащихся, их индивидуальных различий.

 Весьма показательны  закономерности, которые были выявлены  М. Р. Щукиным между подвижностью нервных процессов и стилем работы на токарных станках учащихся профтехучилищ. Эти закономерности сводятся к следующему [39].

 У инертных учащихся  познавательные действия, связанные  с инструктажем, влияют на исполнительские  действия в большей степени,  чем у подвижных. 

 Подвижные учащиеся  отводят гораздо меньше времени  на знакомство с техническим  рисунком, чем инертные. Они знакомятся  с ним быстро и поверхностно, немедленно приступая к исполнительским  действиям. В ходе обработки  деталей они реже, чем инертные, сверяются с чертежом.

 Инертные проявляют  склонность заранее приготовить  и разложить инструменты, подготовить  материал, который может пригодиться  во время работы, старательно  подбирают резец, соответствующий  данному заданию, и т. п. Такие  действия занимают у учащихся  значительное время. Противоположная  картина наблюдается у подвижных.  Не тратя времени на подготовку  соответствующих инструментов и  материалов, они достают их и  пользуются ими, когда возникает  конкретная потребность. Например, ставят первый с краю резец,  заменяя его потом в процессе  обработки детали.

 В ходе исполнительских  действий у подвижных учащихся  преобладают ориентировочно-познавательные  действия, что обусловлено меньшим  временем, которое они тратят  на подготовительные действия, по  сравнению с инертными. При  обработке деталей подвижные  часто прибегают к прикидке  «на глазок», что приводит к  снижению точности и аккуратности  работы. Инертные, наоборот, часто останавливают  станок для измерения детали, благодаря чему быстрее обнаруживают  дефекты в обработке [13].

 Подвижные отличаются  от инертных быстротой движений. Задания, требующие медленных  движений, выполняются более успешно,  равномерно и плавно инертными  учащимися. Обратная картина наблюдается  при выполнении быстрых движений [35].

 Указанные выше группы  резко различаются и по степени  изменяемости исполнительских действий. Инертные учащиеся в ходе шестичасовых  занятий редко отходят от своих  станков и делают это лишь  тогда, когда этого требует  выполняемое задание. Они неохотно  меняют режим обработки, частоту  оборотов и т. д., с неохотой  переделывают неправильно выполненную  деталь. Подвижные учащиеся часто  останавливают свои станки, прерывая  работу, подходят к своим товарищам,  манипулируют рукоятками других  станков и т. п. [33]

 Выявленные различия  в исполнении действий учащихся, скорее всего, обусловлены тем,  что инертные компенсируют свои  ограниченные возможности более  развитой и систематической ориентировочно-познавательной  деятельностью, начинающейся ранее,  чем моторная деятельность.

 Свойства темперамента  играют важную роль и в процессе  сработанности и совместимости  людей в совместной деятельности. Как показал Н. Н. Обозов [32], наибольшая совместимость достигается в звеньях и бригадах на производстве, а также в семейно-брачных отношениях при сочетании людей с противоположными темпераментами. Так, при прочих равных условиях флегматику легче работать с сангвиником, сангвинику — с меланхоликом, а меланхолику — с флегматиком.

 Выявлен и так называемый  равновесный тип личности. По  показателям двухфакторной модели  интроверсии — экстраверсии и  нейротизма Г. Айзенка такой  тип личности находится как  бы на условном нуле (на отметке,  близкой или равной 12 по обоим  показателям). У личности такого  типа уровни возбуждения и  торможения средние, уравновешивают  друг друга, нет ориентации  в будущее (как у холериков  и сангвиников) или в прошлое  (как у флегматиков и меланхоликов). Они живут настоящим, «здесь  и сейчас». Отличительная черта  этого типа — осторожность.

 

1.3.Эмпатия и  толерантность как профессионально значимые качества психолога

 

Профессиональная деятельность человека состоит в том, что она  предполагает обязательную рефлексию  на содержание предмета профессиональной деятельности. Предметом профессиональной деятельности психолога является психическая  реальность человека, которая порождается  и существует только по свойственным ей законам.

В настоящее время психолог призвано оказывать профессиональную помощь жизненных проблем человека. Используя рекомендации специалистов - психологов, многие проблемы человек  может решать самостоятельно, то есть способен быть сам для себя интуитивным  психологом, оценивать свои психические  состояния, особенности поведения  и проявление эмоций. Однако бывают такие ситуации, в которых самостоятельно справиться со сложными проблемами человек  не в силах и нуждается в психофизиологической помощи [27].

Таким образом, психолог - специалист с базовым высшим психофизиологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и  умением их корректировать.

Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей для воздействия на этого другого  человека. Это делает профессию психолога, по мнению Г.Н. Абрамова, одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека.

Следовательно, в первую очередь профессии психолога  предъявляются требования к интеллектуальным качествам, эмоционально-волевым, психомоторным. Это такие требования, как быстрота мыслительных процессов, высокая продуктивность умственной деятельности, эмоциональная устойчивость, хорошая волевая регуляция.

Требования к восприятию: психолог должен обладать активным восприятием  для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета; на первом месте - зрительное и слуховое восприятие, а также  восприятие времени, которое зависит  от эмоционального состояния.

Важна произвольность внимания, большой объем, направленность понимания  на чувства, эмоции субъекта, с которым  взаимодействует психолог, хорошая  распределяемость внимания.

Память должна быть преимущественно  произвольная, долговременная, зрительная, слуховая.

Преимущественные способы  переработки информации: анализ и  синтез, обобщение, характер мышления должен быть целенаправленным для успешного  разрешения профессиональных проблем  и задач. Хорошо развито должно быть словесно-логическое и образное мышление; важны гибкость, быстрота мышления; конкретность и абстрактность мышления, так как задачи перед психологом зачастую стоят сложные и требуют  ответственности при принятии решения [36].

Нагрузка на эмоционально-волевую  сферу идет большая, так как в  работе психолога большинство ситуаций, вызывающих эмоциональную напряженность, требующих больших волевых усилий.

Требования к личности и чертам характера: эмпатические способности, рефлексивность мышления, умение идентифицировать себя с субъектом взаимодействия и его проблемами; доброжелательность, стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию, тактичность и дипломатичность.

Остановимся подробнее на эмпатии:

В современных  социокультурных условиях, когда  общество переживает период нестабильности и социальных конфликтов, во многих сферах нашей жизни на первый план выходит проблема взаимопонимания, взаимодействия и сотрудничества. Это  особая система отношений, в которой  определенное место занимает эмпатическая культура.

Понятийное  поле эмпатии в современной педагогической энциклопедии рассматривается с  различных позиций: «1) внерациональное  познание человеком внутреннего  мира других людей (вчувствование)… 2) эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого человека. Сочувствие побуждает человека к помощи другим. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает».

Информация о работе Професионально-важные качества в профотборе