Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:04, курсовая работа
Актуальность. Как часто мы не знаем, кем хотим быть, не только в юные годы, но и по прошествии нескольких лет? Часто даже в зрелом возрасте мы сомневаемся, а в нужном ли направлении идём, на своём ли месте трудимся?
Опыт показывает, что лица, не обладающие достаточными способностями к данной деятельности, не имеющие «предназначения» к данной профессии (не пригодны), не только значительно дольше других и с большими трудностями овладевают этой деятельностью, но и работают хуже других: чаще допускают ошибки и просчёты, являются виновниками аварий и в целом обладают меньшей надёжностью в работе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое изучение профессионально-важных качеств в профотборе………………………………………………………………………..6
1.1 . Понятие психологического и профессионального отбора…………….6
1.2 . Профессионально важные качества личности………………………...14
1.3 . Эмпатия и толерантность как профессионально значимые качества психолога………………………………………………………………….22
Выводы по главе 1. ………………………...…………………..…………...30
Глава 2. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств в профотборе………………………………………………………………………31
2.1 .Программа исследования………………………………………………..31
2.2 .Анализ и интерпретация полученных результатов исследования……35
Выводы по главе 2. ………………………………………….....…………...38
Заключение……………………………………………………………………...39
Список использованной литературы………..................................................40
Введение
Актуальность. Как часто мы не знаем, кем хотим быть, не только в юные годы, но и по прошествии нескольких лет? Часто даже в зрелом возрасте мы сомневаемся, а в нужном ли направлении идём, на своём ли месте трудимся?
Опыт показывает, что лица, не обладающие достаточными способностями к данной деятельности, не имеющие «предназначения» к данной профессии (не пригодны), не только значительно дольше других и с большими трудностями овладевают этой деятельностью, но и работают хуже других: чаще допускают ошибки и просчёты, являются виновниками аварий и в целом обладают меньшей надёжностью в работе.
Возникает законный вопрос: целесообразно ли подбирать людей для работы, не считаясь с их индивидуально – психологическими особенностями, целесообразно ли тратить время и средства на обучение людей, отдача которых впоследствии будет минимальной? Сразу же возникает следующий вопрос - как этого избежать? Что послужило причиной данной проблемы?
Для решения данных вопросов нужно разобраться в причинах данной проблемы, именно их выявление поможет нам найти пути выхода из сложившихся ситуаций, ведь выделив причины, мы сможем попытаться воздействовать на них.
Одной из главнейших причин является то, что в большинстве случаев упускается профессиональное становление и самоопределение молодого человека. Большинство выпускников школ даже не представляют себе, кем они хотят быть. Это говорит о том что, школьники имеют слабое понятие не только о профессиях, но и о своих способностях. Это приводит к тому, что молодой человек, волей случая идёт в любое учебное заведение, не задумываясь о том, к чему это может привести впоследствии.
Проблема личностного
и профессионального
Становление молодого человека
упустить нельзя. Период личностного
и профессионального
В этот период в школе должно уделяться внимание не только процессу обучения, но и развитию у школьников – прежде всего самого себя, ученик должен осваивать свой мир, формировать свою жизненную позицию.
В процессе социализации у
школьника должны быть сформированы:
понимание своих способностей, способность
самоопределяться в личностном и
профессиональном планах, дальнейшие
действия в становлении его - как
профессионала, способного к построению
своей деятельности, ее изменению
и развитию. Главное, что бы, выбранная
профессия совпадала с
Каждый человек может овладеть почти любой профессией, но дело в том, сколько на это понадобится сил и какова будет успешность и профессиональный рост в будущем. Период трудовой активности в жизни человека ограничен, а непродуктивная, безрадостная деятельность не только личное несчастье, но она отражается, в конечном счете, на всем обществе.
Немало важно отметить и то, что человек, занимая определённую должность, должен обладать профессионально-важными качествами. Как психолог может работать с другими людьми, если у него низкий уровень коммуникативной толерантности? У него просто не хватит сил разбирать проблему, найти выход из неё. Тоже самое можно сказать и о таком качестве как социальная эмпатии. Обладая низким уровнем социальной эмпатии, психологу будет абсолютно безразлична проблема, с корой к нему пришли.
Поэтому, исходя из вышесказанных суждений, проблема нашего исследования является актуальной.
Цель исследования: на практике с помощью диагностических методик выявить наиболее профессионально важные качества, а именно толерантность и эмпатия.
Объект исследования: специалисты, работающие в области психологического консультирования.
Предмет исследования: социальная эмпатия и коммуникативная толерантность.
Проблема исследования: Наиболее пригодными специалистами будут те, у которых более выражен уровень социальной эмпатии и коммуникативной толерантности.
Задачи исследования: Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить такие задачи как:
Методы и методики:
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из двух частей (теоретической и эмпирической). В теоретической части мы раскрываем объект, предмет, цель исследования, задачи. В эмпирической части мы раскрываем программу нашего исследования и полученные результаты в процессе исследования. Также курсовая работа содержит список используемой литературы и приложения.
Глава 1. Теоретическое изучение профессионально-важных качеств в профотборе
1.1.Понятие психологического и профессионального отбора
Профессиональный отбор
— процедура вероятностной
Основная цель отбора — привлечение работников с нужной квалификацией и необходимыми личностными качествами, способных решать поставленные перед ними задачи максимально эффективно. Следует отметить, что в широком смысле под эффективностью деятельности сотрудника понимается мера достижения не только производственных целей, но и социально-личностных, включая сохранение здоровья работника и его развития как личности.
При профессиональном отборе определяется соответствие возможностей и взглядов кандидатов условиям и особенностям работы на конкретной должности. В малых фирмах, где нет специального подразделения по работе с персоналом, решение по отбору принимает менеджер соответствующего линейного профиля. В крупных и среднего размера фирмах к принятию решения при отборе, как правило, привлечены специалист (менеджер) по персоналу и линейный менеджер.
Результатом профессионального отбора должен стать выбор наиболее профпригодного работника (т.е. не самого наилучшего, а наиболее профессионально соответствующего данной деятельности). При нормальном (без специальных протекций) отборе предпочтение отдается соискателю, который более других кандидатов соответствует предъявляемым требованиям[8].
Понятия «профессиональный отбор» и «психологический отбор» часто отождествляются, т.к. сущностью последнего является диагностика и прогнозирование способностей. Основные этапы психологического профессионального отбора:
1) Извлечение и первичная
обработка необходимой
2) Формулирование прогнозов
способности к данному виду
профессиональной деятельности
и оценка предполагаемого
3) Верификация прогнозов
на основе данных о
Система психологического профессионального отбора включает комплекс специальных диагностических методик, технических средств и стандартизованных процедур. Также используются приемы обобщения, интерпретации полученной диагностической информации и составление прогнозов успешности деятельности[10].
Условием, определяющим практическую
целесообразность психологического профотбора,
является доказанность его социально-экономической
оправданности, наличие обоснованной
и апробированной системы отбора,
опытных специалистов-
Основные этапы и критерии профессиональной пригодности в профотборе
Профотбор - это научно обоснованный допуск людей к какому-либо определенному виду профессионального обучения и деятельности. Профотбор зависит во многом от предоставленного времени, отпускаемого на обучение и адаптацию к деятельности, от наличия претендентов на рассматриваемую профессию, от уровня требования к надёжности работы и т. д. В процессе отбора выделяют несколько взаимосвязанных этапов:
1. Психологическое изучение
профессии с целью выявления
требований к человеку. При этом
должна быть раскрыта
Такое изучение (профессиография)
завершается подробной
2. Выбор психодиагностических
методов исследования, в том числе
тестов, в наибольшей мере
3. Психодиагностика - психологическое
изучение претендентов на
4. Психологический прогноз
успешности обучения и
В основе принятия экспертного решения в профотборе лежит оценка профпригодности. Профпригодность в отборе - это вероятная характеристика, отражающая возможности человека в овладении какой - либо профессиональной деятельностью. В профотборе профпригодность может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям, в том числе по показателям физической подготовленности; по данным образовательного ценза или конкурсным экзаменам; с помощью психологического обследования; с учетом некоторых показателей, отражающих социальное лицо претендента; с учетом достигнутого уровня профессиональной адаптации и др.
Критерии психологического отбора определяются в связи с конкретными особенностями тех профессий, в отношении которых проводится отбор. Исходным пунктом для исследования профпригодности является профессиограмма, и в частности психологическая ее часть - психограмма.
В ходе профессиографии выявляют особенности профессиональной деятельности специалиста, обосновывают требования к его профессионально важным психологическим качествам и составляют на основе этого психограмму профессии. Перечень таких требований кладется в основу психологического обследования при отборе.
Так же, следует отметить,
что отбор должен сочетать прогноз
успешности обучения с более длительным
прогнозом последующей трудовой
деятельности. В связи с этим личностный
подход и оценка общественного лица
претендента на какую-либо профессиональную
деятельность является не менее важным
компонентом психологического отбора.
Тот факт, что при определении
профпригодности оценивается
Информация о работе Професионально-важные качества в профотборе