Професионально-важные качества в профотборе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Как часто мы не знаем, кем хотим быть, не только в юные годы, но и по прошествии нескольких лет? Часто даже в зрелом возрасте мы сомневаемся, а в нужном ли направлении идём, на своём ли месте трудимся?
Опыт показывает, что лица, не обладающие достаточными способностями к данной деятельности, не имеющие «предназначения» к данной профессии (не пригодны), не только значительно дольше других и с большими трудностями овладевают этой деятельностью, но и работают хуже других: чаще допускают ошибки и просчёты, являются виновниками аварий и в целом обладают меньшей надёжностью в работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое изучение профессионально-важных качеств в профотборе………………………………………………………………………..6
1.1 . Понятие психологического и профессионального отбора…………….6
1.2 . Профессионально важные качества личности………………………...14
1.3 . Эмпатия и толерантность как профессионально значимые качества психолога………………………………………………………………….22
Выводы по главе 1. ………………………...…………………..…………...30
Глава 2. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств в профотборе………………………………………………………………………31
2.1 .Программа исследования………………………………………………..31
2.2 .Анализ и интерпретация полученных результатов исследования……35
Выводы по главе 2. ………………………………………….....…………...38
Заключение……………………………………………………………………...39
Список использованной литературы………..................................................40

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ №2.docx

— 85.41 Кб (Скачать)

Введение

 

Актуальность. Как часто мы не знаем, кем хотим быть, не только в юные годы, но и по прошествии нескольких лет? Часто даже в зрелом возрасте мы сомневаемся, а в нужном ли направлении идём, на своём ли месте трудимся?

Опыт показывает, что лица, не обладающие достаточными способностями  к данной деятельности, не имеющие  «предназначения» к данной профессии (не пригодны), не только значительно  дольше других и с большими трудностями  овладевают этой деятельностью, но и  работают хуже других: чаще допускают  ошибки и просчёты, являются виновниками  аварий и в целом обладают меньшей  надёжностью в работе.

Возникает законный вопрос: целесообразно ли подбирать людей  для работы, не считаясь с их индивидуально  – психологическими особенностями, целесообразно ли тратить время  и средства на обучение людей, отдача которых впоследствии будет минимальной? Сразу же возникает следующий  вопрос - как этого избежать? Что  послужило причиной данной проблемы?

Для решения данных вопросов нужно разобраться в причинах данной проблемы, именно их выявление  поможет нам найти пути выхода из сложившихся ситуаций, ведь выделив  причины, мы сможем попытаться воздействовать на них.

Одной из главнейших причин является то, что в большинстве  случаев упускается профессиональное становление и самоопределение  молодого человека. Большинство выпускников  школ даже не представляют себе, кем  они хотят быть. Это говорит  о том что, школьники имеют  слабое понятие не только о профессиях, но и о своих способностях. Это  приводит к тому, что молодой человек, волей случая идёт в любое учебное  заведение, не задумываясь о том, к чему это может привести впоследствии.

Проблема личностного  и профессионального самоопределения, являлась актуальной всегда, без её решения невозможно формирование личности нового типа - конкурентоспособной в реальных рыночных условиях современности.

Становление молодого человека упустить нельзя. Период личностного  и профессионального самоопределения  хронологически совпадает с кризисом юности. Для этого периода жизни  характерно становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, поиск смысла жизни, - все это активизирует процессы самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии.

В этот период в школе  должно уделяться внимание не только процессу обучения, но и развитию у  школьников – прежде всего самого себя, ученик должен осваивать свой мир, формировать свою жизненную  позицию.

В процессе социализации у  школьника должны быть сформированы: понимание своих способностей, способность  самоопределяться в личностном и  профессиональном планах, дальнейшие действия в становлении его - как  профессионала, способного к построению своей деятельности, ее изменению  и развитию. Главное, что бы, выбранная  профессия совпадала с интересами, призванием, стремлением к овладению  данной профессией личности, а не была выбрана по стечению обстоятельств  или советам близких людей.

Каждый человек может  овладеть почти любой профессией, но дело в том, сколько на это понадобится  сил и какова будет успешность и профессиональный рост в будущем. Период трудовой активности в жизни  человека ограничен, а непродуктивная, безрадостная деятельность не только личное несчастье, но она отражается, в конечном счете, на всем обществе.

Немало важно отметить и то, что человек, занимая определённую должность, должен обладать профессионально-важными  качествами. Как психолог может работать с другими людьми, если у него низкий уровень коммуникативной толерантности? У него просто не хватит сил разбирать проблему, найти выход из неё. Тоже самое можно сказать и о таком качестве как социальная эмпатии. Обладая низким уровнем социальной эмпатии, психологу будет абсолютно безразлична проблема, с корой к нему пришли.

Поэтому, исходя из вышесказанных  суждений, проблема нашего исследования является актуальной. 

Цель исследования: на практике с помощью диагностических методик выявить наиболее профессионально важные качества, а именно толерантность и эмпатия.

Объект исследования: специалисты, работающие в области психологического консультирования.

Предмет исследования: социальная эмпатия и коммуникативная толерантность.

Проблема исследования: Наиболее пригодными специалистами будут те, у которых более выражен уровень социальной эмпатии и коммуникативной толерантности.

Задачи исследования: Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить такие задачи как:

  1. Разобраться в основных понятиях.
  2. Произвести выбор методик.
  3. Провести исследование, исходя из цели.
  4. Обработать и проанализировать полученные результаты.

Методы и методики:

  1. Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)
  2. Диагностика социальной эмпатии (В.В.Бойко)

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из двух частей (теоретической и эмпирической). В теоретической части мы раскрываем объект, предмет, цель исследования, задачи. В эмпирической части мы раскрываем программу нашего исследования и полученные результаты в процессе исследования. Также курсовая работа содержит список используемой литературы и приложения.

 

 

 

Глава 1. Теоретическое изучение профессионально-важных качеств в профотборе

 

1.1.Понятие психологического  и профессионального отбора

 

Профессиональный отбор  — процедура вероятностной оценки профессиональной пригодности человека, изучение возможности овладения  им определенной специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей. В профессиональном отборе выделяют 4 компонента: медицинский, физиологический, педагогический и психологический. По своей сути и критериям профотбор  является социально-экономическим  мероприятием, а по методам —  медико-биологическим и психологическим.

Основная цель отбора —  привлечение работников с нужной квалификацией и необходимыми личностными  качествами, способных решать поставленные перед ними задачи максимально эффективно. Следует отметить, что в широком  смысле под эффективностью деятельности сотрудника понимается мера достижения не только производственных целей, но и социально-личностных, включая  сохранение здоровья работника и  его развития как личности.

При профессиональном отборе определяется соответствие возможностей и взглядов кандидатов условиям и  особенностям работы на конкретной должности. В малых фирмах, где нет специального подразделения по работе с персоналом, решение по отбору принимает менеджер соответствующего линейного профиля. В крупных и среднего размера  фирмах к принятию решения при  отборе, как правило, привлечены специалист (менеджер) по персоналу и линейный менеджер.

Результатом профессионального  отбора должен стать выбор наиболее профпригодного работника (т.е. не самого наилучшего, а наиболее профессионально  соответствующего данной деятельности). При нормальном (без специальных протекций) отборе предпочтение отдается соискателю, который более других кандидатов соответствует предъявляемым требованиям[8].

Понятия «профессиональный  отбор» и «психологический отбор» часто  отождествляются, т.к. сущностью последнего является диагностика и прогнозирование  способностей. Основные этапы психологического профессионального отбора:

1) Извлечение и первичная  обработка необходимой исходной  диагностической информации;

2) Формулирование прогнозов  способности к данному виду  профессиональной деятельности  и оценка предполагаемого уровня  пригодности обследуемого;

3) Верификация прогнозов  на основе данных о фактической  эффективности профессиональной  деятельности отобранных лиц. 

Система психологического профессионального  отбора включает комплекс специальных  диагностических методик, технических  средств и стандартизованных  процедур. Также используются приемы обобщения, интерпретации полученной диагностической информации и составление  прогнозов успешности деятельности[10].

Условием, определяющим практическую целесообразность психологического профотбора, является  доказанность его социально-экономической  оправданности, наличие обоснованной и апробированной системы отбора, опытных специалистов-диагностов.

Основные этапы  и критерии профессиональной пригодности  в профотборе

Профотбор - это научно обоснованный допуск людей к какому-либо определенному  виду профессионального обучения и  деятельности. Профотбор зависит  во многом от предоставленного времени, отпускаемого на обучение и адаптацию  к деятельности, от наличия претендентов на рассматриваемую профессию, от уровня требования к надёжности работы и т. д. В процессе отбора выделяют несколько взаимосвязанных этапов:

1. Психологическое изучение  профессии с целью выявления  требований к человеку. При этом  должна быть раскрыта внутренняя  структура деятельности и дан  не просто перечень психических  и психомоторных процессов, находящихся  под наибольшей нагрузкой, а  целостная картина их взаимосвязи  и воплощения в профессиональной  эффективности. 

Такое изучение (профессиография) завершается подробной характеристикой  профессии - профессиограммой и психограммой.

2. Выбор психодиагностических  методов исследования, в том числе  тестов, в наибольшей мере характеризующих  те психические процессы и  профессиональные действия, в отношении  которых надлежит оценивать профессиональную  пригодность. 

3. Психодиагностика - психологическое  изучение претендентов на овладение  профессией, оценка их общего  развития, направленности на овладение  данной профессией, степени развития  у них качеств, наиболее важных  для успехов в овладении профессией, и оценка способности выполнения  ими элементов целостной деятельности  в различных условиях.

4. Психологический прогноз  успешности обучения и последующей  деятельности на основе сопоставления  сведений о требованиях профессии  к человеку и полученных психодиагностических  данных, с акцентом на оценку  личностных характеристик; о возможности  целенаправленного совершенствования  и компенсации профессионально  значимых качеств; вероятности  адаптации к профессии; возможности  появления экстремальных воздействий [22].

В основе принятия экспертного  решения в профотборе лежит оценка профпригодности. Профпригодность  в отборе - это вероятная характеристика, отражающая возможности человека в  овладении какой - либо профессиональной деятельностью. В профотборе профпригодность  может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям, в том числе по показателям физической подготовленности; по данным образовательного ценза или конкурсным экзаменам; с помощью психологического обследования; с учетом некоторых показателей, отражающих социальное лицо претендента; с учетом достигнутого уровня профессиональной адаптации и др.

Критерии психологического отбора определяются в связи с  конкретными особенностями тех  профессий, в отношении которых  проводится отбор. Исходным пунктом  для исследования профпригодности  является профессиограмма, и в частности  психологическая ее часть - психограмма.

В ходе профессиографии выявляют особенности профессиональной деятельности специалиста, обосновывают требования к его профессионально важным психологическим качествам и  составляют на основе этого психограмму профессии. Перечень таких требований кладется в основу психологического обследования при отборе.

Так же, следует отметить, что отбор должен сочетать прогноз  успешности обучения с более длительным прогнозом последующей трудовой деятельности. В связи с этим личностный подход и оценка общественного лица претендента на какую-либо профессиональную деятельность является не менее важным компонентом психологического отбора. Тот факт, что при определении  профпригодности оценивается уровень  наличной подготовки, не снижает в  ряде случаев возможности вероятностного прогноза успехов в обучении и  деятельности. Особенно эффективный  прогноз может быть проведен в  профотборе к профессиям, обучение которым проводится в ограниченные сроки и при очень высоких  материальных затратах. Дело в том, что, начиная обучение с более  высокого уровня развития тех или  иных психических, психомоторных или  физических качеств и наличия  соответствующих знаний и навыков, абитуриент имеет важные преимущества в овладении навыками и знаниями, имеющими сходство с наличными [19].

Информация о работе Професионально-важные качества в профотборе