Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:04, курсовая работа
Актуальность. Как часто мы не знаем, кем хотим быть, не только в юные годы, но и по прошествии нескольких лет? Часто даже в зрелом возрасте мы сомневаемся, а в нужном ли направлении идём, на своём ли месте трудимся?
Опыт показывает, что лица, не обладающие достаточными способностями к данной деятельности, не имеющие «предназначения» к данной профессии (не пригодны), не только значительно дольше других и с большими трудностями овладевают этой деятельностью, но и работают хуже других: чаще допускают ошибки и просчёты, являются виновниками аварий и в целом обладают меньшей надёжностью в работе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое изучение профессионально-важных качеств в профотборе………………………………………………………………………..6
1.1 . Понятие психологического и профессионального отбора…………….6
1.2 . Профессионально важные качества личности………………………...14
1.3 . Эмпатия и толерантность как профессионально значимые качества психолога………………………………………………………………….22
Выводы по главе 1. ………………………...…………………..…………...30
Глава 2. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств в профотборе………………………………………………………………………31
2.1 .Программа исследования………………………………………………..31
2.2 .Анализ и интерпретация полученных результатов исследования……35
Выводы по главе 2. ………………………………………….....…………...38
Заключение……………………………………………………………………...39
Список использованной литературы………..................................................40
Эмпатию как сопереживание, актуализированную в двух формах – созерцания и деятельности, характеризует Ф.Е. Василюк [6]. Как социальную установку личности в общении рассматривает А.В. Мудрик. Ю.А. Менджерицкая определяет данный феномен, как социально-психологическое свойство личности, систему отношений, ценностные ориентации, особенности мотивации субъектов взаимодействия [29].
В целом исследователи
определяют эмпатию как социально-
Таким образом,
анализ исследований позволил определить
эмпатию как понимание
Как особые формы эмпатии выделяют:
сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек через отождествление с ним;
сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
Способность личности к эмпатии (причём уровень её сформированности может быть разным) характеризуется такими параметрами, как направленность, широта, устойчивость, эффективность (что особенно важно в педагогическом взаимодействии) её проявлений. Применительно к проблеме психологической компетентности показательной становится степень выраженности эмпатии у учителя в реальном общении с учениками.
Связь эмпатии
с рефлексией и гибкостью усиливает
необходимость причисления её к
разряду профессионально
Выделенное качество (эмпатичность) можно назвать личностным потому, что оно служит реализации индивидуальных способностей человека через призму социальных отношений, функций (ролей).
Способность
к эмпатии понимается в психологии
как эмоциональная
Толерантность:
Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, близка к понятиям милосердия и снисхождения.
Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира.
Толерантность выражает
способность установить и
По сферам проявления выделяют политическую, научную, педагогическую и административную толерантность. Применительно к личности психологи различают несколько видов толерантности.
Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, т.е. ее персонализации еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д. [33]
Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой – неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.
Этот тип означает
терпимость, ассоциируемую с личностью
(внешним «Я» человека). В той
или иной мере она присуща
большинству взрослых людей и
проявляется в стремлении
Здесь имеет место некая
условность, т.к. человек не проявляет
нетерпимость, которая у него имеется,
но остается внутри. Ситуационной моделью
сути такого отношения являются варианты
типа «обстоятельства так
Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками квази-терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.
Как ни странно, в терминологическом поле на сей раз мы имеем парадоксальный случай, когда синонимическое значение слов «моральный» и «нравственный» разведено. Но что поделать… В отличие от моральной , нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека.
Она включает как уважение
ценностей и смыслов, значимых для
другого, так и осознание и
принятие собственного внутреннего
мира, своих собственных ценностей
и смыслов, целей и желаний, переживаний
и чувств. Это дает личности преимущество
не бояться и выдерживать
Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность. Для оценки ее уровня специалисты разработали соответствующие психологические портреты, используя несколько критериев. Они могут служить подсказкой и для желающих убедиться в собственной толерантности [37].
Итак, что свойственно человеку толерантному (Т) и интолерантному (И)?
1. Знание себя
Т: Адекватно оценивает себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.
И: Замечает у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную позицию.
2. Защищенность
Т: Уверен в себе, не сомневается,
что справится с любой
И: Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.
3. Ответственность
Т: Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.
И: Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.
4. Потребность в определении
Т: Стремится к работе, творчеству, самореализации.
И: Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я…»).
5. Чувство юмора
Т: Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой.
И: Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес.
6. Авторитаризм
Т: Предпочитает демократические начала.
И: Предпочитает жесткую власть.
Как видим, толерантность
– это не просто отдельно
взятое качество, а результирующий
фактор взаимосвязанных
Выводы по главе 1
В первой главе нашего исследования мы рассмотрели объект и предмет исследования, а именно социальная эмпатия и коммуникативная толерантность, специалисты, работающие в области психологического консультирования. Исходя из выше сказанного, мы сделали следующие выводы:
квалификацией и необходимыми личностными качествами, способных решать поставленные перед ними задачи максимально эффективно.
наиболее профпригодного
работника (т.е. не самого наилучшего, а
наиболее профессионально
качествами психолога.
Глава 2. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств в профотборе
2.1. Программа исследования
Цель исследования: на практике с помощью диагностических методик выявить наиболее профессионально важные качества, а именно толерантность и эмпатия.
Объект исследования: специалисты, работающие в области психологического консультирования.
Предмет исследования: социальная эмпатия и коммуникативная толерантность.
Задачи исследования:
Обработать и проанализировать полученные результаты.
Проблема исследования: Наиболее пригодными специалистами будут те, у которых более выражен уровень социальной эмпатии и коммуникативной толерантности.
Методы и методики исследования:
Методика диагностики
общей коммуникативной
Ниже представлены пункты
опросника, сгруппированные в 9 шкал.
Бланк предъявляется
Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где
0 – совсем неверно,
1 – верно в некоторой степени,
2 – верно в значительной степени,
3 – верно в высшей степени.
Названия шкал.
Шкала 1.Проверьте себя: насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальности встречающихся нам людей. Ниже приводятся суждения; воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по отношению лично к вам
Информация о работе Професионально-важные качества в профотборе