Професионально-важные качества в профотборе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Как часто мы не знаем, кем хотим быть, не только в юные годы, но и по прошествии нескольких лет? Часто даже в зрелом возрасте мы сомневаемся, а в нужном ли направлении идём, на своём ли месте трудимся?
Опыт показывает, что лица, не обладающие достаточными способностями к данной деятельности, не имеющие «предназначения» к данной профессии (не пригодны), не только значительно дольше других и с большими трудностями овладевают этой деятельностью, но и работают хуже других: чаще допускают ошибки и просчёты, являются виновниками аварий и в целом обладают меньшей надёжностью в работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое изучение профессионально-важных качеств в профотборе………………………………………………………………………..6
1.1 . Понятие психологического и профессионального отбора…………….6
1.2 . Профессионально важные качества личности………………………...14
1.3 . Эмпатия и толерантность как профессионально значимые качества психолога………………………………………………………………….22
Выводы по главе 1. ………………………...…………………..…………...30
Глава 2. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств в профотборе………………………………………………………………………31
2.1 .Программа исследования………………………………………………..31
2.2 .Анализ и интерпретация полученных результатов исследования……35
Выводы по главе 2. ………………………………………….....…………...38
Заключение……………………………………………………………………...39
Список использованной литературы………..................................................40

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ №2.docx

— 85.41 Кб (Скачать)

Эмпатию как  сопереживание, актуализированную  в двух формах – созерцания и  деятельности, характеризует Ф.Е. Василюк [6]. Как социальную установку личности в общении рассматривает А.В. Мудрик. Ю.А. Менджерицкая определяет данный феномен, как социально-психологическое свойство личности, систему отношений, ценностные ориентации, особенности мотивации субъектов взаимодействия [29].

В целом исследователи  определяют эмпатию как социально-психологическое  свойство, представляющее совокупность социально-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается как субъекту, так и объекту эмпатии.

Таким образом, анализ исследований позволил определить эмпатию как понимание эмоционального состояния другого человека, постижение его чувств и переживаний, а также  эмоциональный ответ на переживания, в качестве которого выступает поддержка  и действенная помощь другим людям.

Как особые формы эмпатии выделяют:

 сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек через отождествление с ним;

сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.

Способность личности к эмпатии (причём уровень  её сформированности может быть разным) характеризуется такими параметрами, как направленность, широта, устойчивость, эффективность (что особенно важно в педагогическом взаимодействии) её проявлений. Применительно к проблеме психологической компетентности показательной становится степень выраженности эмпатии у учителя в реальном общении с учениками.

Связь эмпатии  с рефлексией и гибкостью усиливает  необходимость причисления её к  разряду профессионально значимых качеств. Эмпатичность влияет на формирование типичных для личности отношений  с людьми, выработку привычных  для педагога способов поведения  в различных педагогических ситуациях [38].

Выделенное  качество (эмпатичность) можно назвать  личностным потому, что оно служит реализации индивидуальных способностей человека через призму социальных отношений, функций (ролей).

Способность к эмпатии понимается в психологии как эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям. Эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку. Такое  отношение к людям подразумевает  развитие гуманистических ценностей  личности, без чего невозможна её полная самореализация. Основная идея гуманизма  заключается в том, что человек  является наивысшей ценностью. По мере того, как личность всё глубже познаёт  себя, свою индивидуальность, она становится  более чувствительной и способной  принять уникальность других. Поэтому  развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его  ведущих признаков. Эмпатия помогает человеку соединиться с миром  людей и не ощущать одиночества. В целом же необходимо помнить  о возможности развития способности  к эмпатии по мере личностного  роста и стремления к самоактуализации.

Толерантность:

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, близка к понятиям милосердия и снисхождения.

Важность этого феномена в современной жизни столь  сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята  Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур  нашего мира, наших форм самовыражения  и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и  содействие замене культуры войны культурой  мира.

 Толерантность выражает  способность установить и сохранить  общность с людьми, отличающимися  от нас в каком-либо отношении.  Разумеется, при этом надо иметь  в виду, что существуют границы  терпимости, т.е. наличие неких  моральных пределов, позволяющих  не смешивать толерантные отношения  с вседозволенностью и безразличием  к ценностям, питающим убеждения.  В противном случае пришлось  бы согласиться с определением  Г.К.Честертона: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят».

По сферам проявления выделяют политическую, научную, педагогическую и административную толерантность. Применительно к личности психологи  различают несколько видов толерантности.

  1. Естественная (натуральная) толерантность

Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств  его «Я», поскольку процесс становления  личности, т.е. ее персонализации еще  не привел к расщеплению индивидуального  и социального опыта, к существованию  обособленных планов поведения и  переживания и т.д. [33]

Наличие естественной толерантности  позволяет малышу принимать родителей  в любом виде, вплоть до крайне жестокого  обращении с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой – неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.

  1. Моральная толерантность

 Этот тип означает  терпимость, ассоциируемую с личностью  (внешним «Я» человека). В той  или иной мере она присуща  большинству взрослых людей и  проявляется в стремлении сдерживать  свои эмоции, используя механизмы  психологических защит. 

Здесь имеет место некая  условность, т.к. человек не проявляет  нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью  сути такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…».

Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками  квази-терпимости по отношению к  ценностным установкам друг друга.

  1. Нравственная толерантность

Как ни странно, в терминологическом  поле на сей раз мы имеем парадоксальный случай, когда синонимическое значение слов «моральный» и «нравственный» разведено. Но что поделать… В  отличие от моральной , нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которые  ассоциируются с сущностью или  «внутренним Я» человека.

Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для  другого, так и осознание и  принятие собственного внутреннего  мира, своих собственных ценностей  и смыслов, целей и желаний, переживаний  и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.

 Собственно, это и есть  истинная, зрелая толерантность. Для оценки ее уровня специалисты разработали соответствующие психологические портреты, используя несколько критериев. Они могут служить подсказкой и для желающих убедиться в собственной толерантности [37].

Итак, что свойственно  человеку толерантному (Т) и интолерантному (И)?

1. Знание себя

Т: Адекватно оценивает  себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться  в своих проблемах, собственных  достоинствах и недостатках.

И: Замечает у себя преимущественно  достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную  позицию.

2. Защищенность

Т: Уверен в себе, не сомневается, что справится с любой возникшей  задачей.

И: Опасается своего социального  окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность

Т: Не перекладывает ответственность  на других, сам отвечает за свои поступки.

И: Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.

4. Потребность в определении

Т: Стремится к работе, творчеству, самореализации.

И: Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я…»).

5. Чувство юмора

Т: Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой.

И: Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес.

6. Авторитаризм

Т: Предпочитает демократические  начала.

И: Предпочитает жесткую  власть.

 Как видим, толерантность  – это не просто отдельно  взятое качество, а результирующий  фактор взаимосвязанных свойств  личности. А потому взятая на  себя задача «стану терпимым!»  может привести только к усилению  моральной толерантности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1

 

В первой главе нашего исследования мы рассмотрели объект и предмет  исследования, а именно социальная эмпатия и коммуникативная толерантность, специалисты, работающие в области психологического консультирования. Исходя из выше сказанного, мы сделали следующие выводы:

  1. Основная цель отбора — привлечение работников с нужной

квалификацией и необходимыми личностными качествами, способных  решать поставленные перед ними задачи максимально эффективно.

  1. Результатом профессионального отбора должен стать выбор

наиболее профпригодного работника (т.е. не самого наилучшего, а  наиболее профессионально соответствующего данной деятельности).

  1. Эмпатия и толерантность являются профессионально значимыми

качествами психолога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств в профотборе

 

2.1. Программа исследования

 

Цель исследования: на практике с помощью диагностических методик выявить наиболее профессионально важные качества, а именно толерантность и эмпатия.

Объект исследования: специалисты, работающие в области психологического консультирования.

Предмет исследования:  социальная эмпатия и коммуникативная толерантность.

Задачи исследования:

  1. Разобраться в основных понятиях.
  2. Произвести выбор методик.
  3. Провести исследование, исходя из цели.

Обработать и проанализировать полученные результаты.

Проблема исследования: Наиболее пригодными специалистами будут те, у которых более выражен уровень социальной эмпатии и коммуникативной толерантности.

Методы и методики исследования:

  1. Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)
  2. Диагностика социальной эмпатии (В.В.Бойко)
  3. Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)

Методика диагностики  общей коммуникативной толерантности, предложенная В.В.Бойко (Практическая психодиагностика, 1998), позволяет диагностировать  толерантные и интолерантные  установки личности, проявляющиеся  в процессе общения. Согласно автору методики, коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнеру по общению (супругу, коллеге, случайному знакомому), типологической – отношением к собирательному типу или группе людей (представителям какой-либо национальности, профессии, социального слоя). Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами). Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности.

Ниже представлены пункты опросника, сгруппированные в 9 шкал. Бланк предъявляется респондентам без названий шкал.

Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где

0 – совсем неверно,

1 – верно в некоторой  степени,

2 – верно в значительной  степени, 

3 – верно в высшей  степени.

Названия шкал.

Шкала 1.Проверьте себя: насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальности встречающихся нам людей. Ниже приводятся суждения; воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по отношению лично к вам

Информация о работе Професионально-важные качества в профотборе