Процесс формирования творчества детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 01:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить наиболее эффективные условия развития творчества у детей дошкольного возраста в работе с природными материалами.

Объект исследования: творчество детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами.

Предмет исследования: процесс формирования творчества детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами.

Задачами работы являются:

1. Определение сущности и значения творчества и творческих способностей дошкольников;

2. Изучение особенности творческой деятельности дошкольников;

3. Рассмотрение особенностей развития воображения у дошкольников; 4.Изучение программы по формированию детского творчества в работе с природными материалами;

5. Исследование методики и результатов проведения эксперимента по обучению дошкольников работе с природными материалами и развитию их творческих способностей;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
Глава 1. Аспекты развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной практике…………………..

1.1. Сущность творчества и творческих способностей………………….

1.2. Особенности развития воображения у дошкольников.……………

1.3. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

в процессе работы с природным материалом…………………………….

Глава 2. Содержание, формы и методы работы по формированию изобразительного творчества в процессе обучения детей дошкольного возраста в работе с природными материалами………………………….

2.1 Программа по формированию детского творчества в работе с природными материалами………………………………………………..

2.2 Методика и результаты проведения эксперимента по обучению дошкольников работе с природными материалами и развитию их творческих способностей…………………………………………………

Заключение………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………...

Работа содержит 1 файл

Предмет.docx

— 1.09 Мб (Скачать)

     После того как дети усвоят порядок работы над вертолетом, они могут делать игрушку. Воспитатель следит за соблюдением  правил техники безопасности, поощряет проявление самостоятельности, настойчивости, дружеской взаимопомощи. В процессе работы он учит детей пользоваться схемой, соотносить свои действия с  изображением на ней, формируя у ребят  навыки самоконтроля. При необходимости  оказывает индивидуальную помощь.

     В конце занятия детские поделки  анализируются, воспитатель побуждает  ребят, оценивая свои поделки и работы товарищей, быть справедливыми, доброжелательными.

     

     Павлин (рис. 3)

     Цель. Закреплять навыки работы с разным природным материалом; формировать умение по модели игрушки создавать наглядную схему последовательности действий и пользоваться ею как планом работы в процессе изготовления поделки; продолжать учить детей пользоваться шилом; развивать глазомер, эстетический вкус, чувство цвета.

     Материал  и инструменты: шишка еловая или  сосновая среднего размера, желудь, метелка  камыша, веточки деревьев, цветная  бумага, клей, пластилин, деревянный брусок, шило, ножницы, кисточка, карандаш.

     Ход работы. Детям показывают схематический рисунок (модель) игрушки павлина, предлагают рассмотреть его и выделить составные части поделки, указать возможный для применения материал. После чего приступают к анализу последовательности работы и изображению ее этапов: воспитатель рисует на доске, а дети — на листах бумаги (см. схему к рис. 3). Вместе приходят к выводу, что игрушку легче изготовить, соблюдая следующую последовательность в работе: для туловища подобрать еловую или сосновую шишку среднего размера, сделать в ней шилом четыре отверстия (с противоположных концов для шеи и хвоста и внизу для ног павлина). Для головы подойдет желудь без чашечки, в нижней части которого надо сделать прокол для веточки-шеи. Голову и туловище соединить заостренной с обоих концов удлиненной веточкой так, чтобы центральная ее часть осталась снаружи, — это шея. Для прочности скрепления концы веточки смазать клеем. Две веточки, одинаковые по размеру, вставить в отверстия, сделанные в шишке-туловище снизу, — будут ноги. Глаза и клюв, украшения для головы делают из пластилина. На голове можно сделать три прокола, вставить в них три спички, окрашенные в разные цвета, укрепить на их концах разноцветные шарики из пластилина. В сделанное отверстие в шишке-туловище вставляют хвост (метелка камыша или птичьи перья). Метелку и перья можно раскрасить, украсить разноцветными маленькими кружочками из бумаги. Для устойчивости павлина укрепляют на подставке или на ветке.

     В украшении павлина дети проявляют  много творчества: для хвоста они  используют птичьи перья, бумагу, траву.

     

     Собачка (рис. 4)

     Цель. Закрепить знания детей о земляном орехе и приемах работы с ним; воспитывать у них настойчивость, умение доводить начатое дело до конца; продолжать формировать умение планировать работу и самостоятельно контролировать поэтапное ее выполнение в процессе создания и использования наглядного плана-схемы, с пониманием относиться к объективной оценке результата своей работы.

     Материал  и инструменты: два земляных ореха, пять веточек дерева, заостренных с одного конца, пенопласт, клей, краски, пластилин, шило, карандаши черный и простой, листы бумаги, кисточка, деревянная дощечка.

     Ход работы. Воспитатель спрашивает, у  кого из детей есть дома собака, какой  она породы, чем ее кормят, как  ухаживают за ней, сообщает, что сегодня  они будут мастерить собачку и каждый может сам придумать ей имя. Выставляет на доске схематический рисунок (модель) игрушечной собачки и предлагает его рассмотреть: выделить части, определить материал, из которого может быть сделана поделка. Затем дети рассматривают природный материал, лежащий на столах, обсуждают последовательность работы, на учебной доске и листах бумаги схематично изображают ее этапы (см. схему к рис. 4). [25]

     Для туловища игрушки подойдет большой  земляной орех с несколькими извилинами. В нем следует сделать шесть отверстий для передних и задних лап, шеи и хвоста. От второго земляного ореха отрезают заостренную часть для головы и со стороны среза делают отверстие для соединения ее с туловищем. С помощью веточки, заостренной с обоих концов, соединяют голову и туловище собачки, для чего веточку вставляют в отверстия, предварительно заполненные пластилином.

     Затем четыре маленькие веточки вставляют  заостренными концами в туловище — это лапы. Для хвоста берут  изогнутую веточку.

     Чтобы сделать собачке уши, необходимо отрезать одну извилину ореха, разрезать  ее пополам так, чтобы остались две  выпуклые скорлупки. Их приклеивают  к голове клеем или пластилином. Глаза и нос можно нарисовать черным карандашом или красками или  же вылепить из пластилина.

     Готовую игрушку лучше укрепить на подставке  из дерева или пенопласта. Для этого  соответственно положению лап делают углубления в подставке шилом, заливают их клеем и плотно вставляют туда лапы собачки.

     В процессе изготовления игрушки детей  учат контролировать каждый этап своей  работы, сверять его с планом-схемой, чтобы ничего не пропустить, мастерить игрушку прочно и аккуратно. Готовые поделки выставляют на панно «Выставка собак». Воспитатель предлагает ребятам внимательно их рассмотреть и оценить. Он поощряет доброжелательное отношение к труду сверстников. Собачки получатся забавными, так как изготовлены они из своеобразного материала.

       Таким образом, такие игры с природным материалом это не только приятное, но и полезное занятие: занимаясь ручным трудом, дети развивают мелкую моторику, внимание, образное мышление, фантазию и художественный вкус. Они также учатся планировать свою деятельность и доводить начатую работу до конца. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

     Интерес к творческой деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

     Одно  из условий проявления творческой деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.

     Проведенное по данной теме исследование выявило  следующее: дети с интересом занимаются творчеством, используя природные материалы, добиваясь при этом качественного конечного результата, если воспитатель применяет разный  занимательный материал.

     Таким образом, можно сделать следующие  выводы  из курсовой работы:

     1. Творчество в работе с разными материалами следует рассматривать как деятельность, в результате которой создается модель предметов окружающей действительности, развивается восприятие, конструктивное мышление, воображение, память, волевые качества личности, совершенствуются процессы комбинирования и возникают ассоциативные связи, формируются трудовые навыки и умения, играющие важную роль в социализации ребенка. Творчество в работе с разными материалами следует также представлять и как процесс преобразования природного и бросового материала в интересные композиции и предметы.

     2. В процессе работы с разными  природными материалами формируется ручная умелость необходимая для дальнейшей творческой деятельности человека.

     3. В педагогике уже доказано, что  обучение способствует лучшему  развитию природных данных. Обучение, построенное лишь на выполнении  ребенком задания или образца  только на подражании, несовместимо  с воспитанием активной творческой  личности, поэтому очень важно  давать возможность ребенку самовыражаться через творчество.

     4. Программа по формированию детского творчества в работе с природными  материалами побуждает творческую активность детей; стимулирует воображение, желание включаться в творческую активность. Конструирование из природных материалов  относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направленно на получение определенного продукта. Оно отвечает интересам и потребностям дошкольников. Созданные поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений и т.п., что приносит им большое удовлетворение. Конструирование рассматривается не только как практическая творческая деятельность, но и как универсальная, умственная способность, проявляющаяся в других видах деятельности и направленной на создание новых целостностей (сюжета, рисунка и т.д.).

     Работа  с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе  и окружающему миру

     5. Для повышения творческого уровня создаваемых дошкольниками образов применяется рациональное сочетание коллективных и индивидуальных композиций, выполняемых в течение одного или нескольких занятий. Проверена на практике возможность использования, выполненных детьми поделок и композиций в дальнейшей жизни детей в дошкольном учреждении. У детей экспериментальных групп был сформирован устойчивый интерес к занятиям по созданию поделок из различных материалов, а вследствие этого создавалась благоприятная атмосфера для проведения занятий и формирования художественно-творческой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Антонова  А.В. Теоретические основы эстетического  образования и воспитания педагогов  дошкольного образования. Монография. - Мн.:РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001 - 256 с.
  2. Антонова А.В. История развития эстетического воспитания и педагогического образования. Монография. — Мн:, РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2000-327 с.
  3. Антонова А.В. Активные методы обучения в курсе эстетики // Дошкольное воспитание. — 1994 - № 4, с. — 66 -68с.
  4. Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей. Уч.пособие для студентов высших учебных заведений. Часть 1./ Под ред. Т.С.Комаровой, М.Б.Зацепиной. - М., «Альфа», 2002 - 92 с.
  5. Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей. Уч.пособие для студентов высших учебных заведений. Часть 2.1 Под ред. Т.СКомаровой, М.Б.Зацепиной. - М., «Альфа», 2002-172 с.
  6. Арнхейм М. Искусство и визуальное восприятие - М.: Прогресс, 2000-392 с.
  7. Бабаева В.В. Содержание и методы эстетического образования учителя / в системе заочного педагогического образования/.; Автореферат дисс. на соиск. уч.степ. канд.пед.наук. - М. - 1970 - 18 с.
  8. Бабаева В.В. Эстетическое воспитание дошкольников. Учебно- методическое пособие для студентов-заочников. - М., Просвещение, 1999-    54 с.
  9. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду.- М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
  10. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М.: Просвещение, 1992.-206 с.
  11. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с разными материалами. — М.: Педагогическое общество России, 2002. - 147 с.
  12. Бубекина Г., Гославская Т. Самоделки из природного материала. - Мн.: Молодая гвардия, 1999. - 367 с.
  13. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. — М.: Просвещение, 1969.- 304 с.
  14. Водовозова Е.Н. Воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста.-С-П.: Эдуарда Гоппе, 2003.
  15. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество./ Под ред.Т.Я., Г.А.Поровская. — М.: Владос, 2000.- 272 с.
  16. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. 435-442c.
  17. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. – Мн:. «Сфера», 2002. - 128 с.
  18. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. – Мн.: ТРИЗ,2007.-345с.
  19. Жукова  О.Н.  Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста , Мн.: Айрис-прес-2010,104с.
  20. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 2006. -234с.
  21. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10,с.123
  22. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 с.
  23. http://www.detskiysad.ru/izo.html
  24. http://www.detskiysad.ru/izo/teoria03.html
  25. http://www.detskiysad.ru/priroda/595.html

Информация о работе Процесс формирования творчества детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами