Процесс формирования творчества детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 01:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить наиболее эффективные условия развития творчества у детей дошкольного возраста в работе с природными материалами.

Объект исследования: творчество детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами.

Предмет исследования: процесс формирования творчества детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами.

Задачами работы являются:

1. Определение сущности и значения творчества и творческих способностей дошкольников;

2. Изучение особенности творческой деятельности дошкольников;

3. Рассмотрение особенностей развития воображения у дошкольников; 4.Изучение программы по формированию детского творчества в работе с природными материалами;

5. Исследование методики и результатов проведения эксперимента по обучению дошкольников работе с природными материалами и развитию их творческих способностей;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
Глава 1. Аспекты развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной практике…………………..

1.1. Сущность творчества и творческих способностей………………….

1.2. Особенности развития воображения у дошкольников.……………

1.3. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

в процессе работы с природным материалом…………………………….

Глава 2. Содержание, формы и методы работы по формированию изобразительного творчества в процессе обучения детей дошкольного возраста в работе с природными материалами………………………….

2.1 Программа по формированию детского творчества в работе с природными материалами………………………………………………..

2.2 Методика и результаты проведения эксперимента по обучению дошкольников работе с природными материалами и развитию их творческих способностей…………………………………………………

Заключение………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………...

Работа содержит 1 файл

Предмет.docx

— 1.09 Мб (Скачать)

     Обучать таким приемам детей целесообразней, когда они делают игрушки по замыслу. Так, при изготовлении путника используют шиповник, но на данном занятии его  не оказалось. Воспитатель спрашивает ребят, каким материалом можно заменить шиповник и что из него можно сделать.

     В процессе работы над разнообразными поделками необходимо помнить о  том, что оценка детских работ  также является средством воспитания и обучения. Поэтому объективность, похвала в оценке достижений каждого  ребенка приобретают особое значение.

     В первое время воспитатель отмечает наиболее удавшиеся работы. Но если у ребенка не получилась игрушка, а он старался, то его прилежание не должно остаться без внимания. Важно  поддержать старания малыша, помочь ему  поверить в свои силы. Лучше всего  это удается, если воспитатель и  ребенок делают игрушку вместе.[14,C.123]

     Постепенно  к оценке результатов труда приобщают  и детей. Воспитатель стремится  направить внимание ребят на анализ положительных результатов. В будущем  многие игрушки детям предстоит  делать совместно со сверстниками. Поэтому важно научить их видеть в первую очередь достижения товарищей, их прилежание. Воспитатель заботится  о том, чтобы любая неудача  у каждого ребенка вызывала желание  помочь ему, а не посмеяться или похвалиться перед ним своим успехом.

     Можно наметить общую характерную схему  последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала  по образцу: 1. Рассматривание и анализ образца игрушки. 2. Установление поэтапной  последовательности ее изготовления и  планирование хода работы. 3. Выбор способа  соединения частей игрушки. 4. Подбор материала  и инструментов (с помощью воспитателя  или самостоятельно). 5. Изготовление игрушки. 6. Анализ и оценка поделок.

     Предложенная  последовательность работы по изготовлению игрушек не является обязательной. Воспитатель может найти более  удачные педагогические приемы при  анализе образца, чтобы заинтересовать детей, повысить их умственную активность в процессе изготовления игрушки.

     В детском саду работу с природным  материалом организуют на занятиях в  первой половине дня. 

     Согласно  «Программе воспитания и обучения в  детском саду» в старшей и  подготовительной к школе группах  проводят по два занятия в месяц, чередуя работу с природным материалом, бумагой, тканью и др. Кроме этого, работу можно организовать и во второй половине дня в групповой комнате  или в уголке труда (хорошо освещенном) с подгруппой детей (6–7 человек) или  со всеми детьми (в зависимости от вида и этапа работы) один раз в неделю. 

2.2 Методика и результаты  проведения эксперимента  по обучению дошкольников  работе с природными  материалами и  развитию их творческих  способностей

     Дети  дошкольного возраста  задают множество  вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами, с окружающей природой и явлениями общественной жизни. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым. Им уже доступно понимание простейших связей в наблюдаемых  явлениях. Исходя из этого воспитатель средней группы решает новые задачи в ознакомлении детей с природой. Учит ребят видеть в предметах характерные свойства, сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, формирует первые элементарные обобщения, подводит к установлению простейших связей между некоторыми явлениями.[19,C.34]

     Основным  методом ознакомления детей с  природой остаются наблюдения. Они  осуществляются на ежедневных и целевых  прогулках. Лучше всего организовать экскурсии тогда, когда сезонные изменения проявляются наиболее ярко.

     На  прогулках не предусматривается  проведение фронтальных занятий. Воспитатель  проводит работу с подгруппами или  индивидуально. Основные сведения, намеченные воспитателем, должны быть усвоены  каждым ребенком.

     Прогулки  с детьми будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знания ребят. Кроме того на прогулках попутно детям предлагается собрать определенный природный материал, который впоследствии используется при изготовление игрушек по замыслу детей. [15,C.156]

     Цель  занятий, на которых  ребята мастерят игрушки  по замыслу: научить их самостоятельно подбирать тему для работы, опираясь на имеющийся опыт создания поделок под руководством педагога; совершенствовать умение детей определять последовательность действий при изготовлении задуманной игрушки; развивать инициативу и творчество в оформлении поделок.

     Методика  проведения занятий. Время проведения занятий определяется воспитателем. Оно зависит от степени подготовленности детей к такой работе, умения делать игрушки легкой конструкции. Обычно ребята, смастерив 4–5 несложных игрушек по темам, овладевают необходимыми навыками ручного труда и могут приступить к самостоятельному созданию игрушек по замыслу.

     Как правило, проводят 2–3 таких занятия. В начале первого занятия воспитатель, беседуя с детьми, побуждает их вспомнить и сказать, какие игрушки из природного материала они уже делали, какой материал для этого использовали и в какой последовательности выполняли работу. Затем все вместе рассматривают детские поделки. После этого каждый ребенок решает, какую игрушку он будет делать, продумывает последовательность действий и приступает к осуществлению замысла под контролем взрослого. Однако вначале воспитатель не ограничивается только контролем за действиями детей, он оказывает им необходимую помощь на разных этапах работы, стимулируя интерес ребят, стремление достичь поставленной цели, завершить задуманную поделку. В основном с этой целью проводятся и анализ, и оценка готовых игрушек. В ходе анализа поделок воспитатель укрепляет в детях веру в свои возможности, вызывает чувство радости от процесса и результата труда.

     На  втором и третьем занятиях детям  предоставляют большую самостоятельность, побуждают к тому, чтобы они  опирались на имеющийся опыт ручного  труда, умение планировать работу. Выполнение детьми поделок хотя и осуществляется под контролем воспитателя, однако его руководство, влияние должны быть незаметными; важно, чтобы ребята ощущали полную самостоятельность  и свободу в действиях, проявляли  инициативу, творчество в процессе ручного труда. Рассматривая и оценивая готовые изделия, педагог особое внимание обращает на качество работы, на то, как в процессе изготовления игрушек дети общались, оказывали  друг другу помощь, насколько самостоятельно и инициативно выполняли задуманное.

     

     Олень (рис. 1)

     Цель. Учить детей использовать различный природный материал (желуди, шишки, мох, веточки и др.) для изготовления оленя; познакомить с новым типом образца — моделью игрушки и способом наглядной фиксации этапов работы над поделкой в виде схемы последовательности действий; развивать умение соединять части игрушек при помощи заостренных веточек (или спичек); продолжать закреплять навыки работы с шилом; воспитывать внимательность и старание в работе.[25]

     Материал  и инструменты: желудь, еловые шишки, спички, веточки, сосновая хвоя, мох, клей, краски, картон, деревянная дощечка, шило, нож (для воспитателя), кисти, листы бумаги, карандаши.

     Подготовка  к работе. Воспитатель ножом заостряет с обоих концов спички для ног и хвоста игрушки, для соединения ее частей, мелко режет сосновую хвою. Затем все это раскладывает на столах вместе с другими природными материалами.

     Ход работы. Работа над поделкой начинается с анализа рисунка игрушки, выделения отдельных ее частей. Затем воспитатель рисует на доске модель игрушки и предлагает детям нарисовать такую же модель у себя на листках бумаги.

     Дети  рассматривают модель и выделяют части игрушки. Педагог предлагает им рассказать о последовательности работы. Сообщает, что теперь он не будет показывать, каким образом изготавливается игрушка, а чтобы запомнить порядок действий, они будут рисовать схему поэтапного изготовления игрушки; объясняет и показывает, как создается на бумаге такая схема: для обозначения частей поделки используют геометрические формы, каждый этап работы обозначают рамкой, а стрелками указывают, с какого этапа надо начинать и каким заканчивать работу. По ходу обсуждения последовательности работы над игрушкой на доске вычерчивают наглядное изображение процесса работы, дети у себя на листках бумаги рисуют такую же схему, которую впоследствии используют как план (см. схему к рис. 20), затем приступают к созданию игрушки.[23]

     Для головы оленя берут желудь, делают в нем шилом три отверстия: два сверху, в них вставляют  разветвленные веточки — это  рога, и одно снизу, в которое вставляют  спичку, заостренную с обоих концов для соединения головы с шеей. Затем  выбирают две еловые шишки: одну большую  для туловища, другую меньшего размера  и короче для шеи. Сделав в них  шилом по отверстию, вставляют в  Отверстие большой шишки спичку, на нее плотно насаживают маленькую  шишку, соединяя таким образом туловище с шеей. После этого в шишке-туловище делают еще пять таких же отверстий — четыре для ног и одно для хвоста — и вставляют в них спички. В верхней части шишки-шеи также делают одно отверстие и соединяют спичкой с головой оленя. Мордочку можно нарисовать красками или цветными карандашами.

     Воспитатель следит за тем, чтобы вся работа шилом  выполнялась на специальной дощечке, напоминает детям о правилах пользования  инструментом и экономном расходовании материалов.

     Полезно предложить ребятам подумать и ответить на вопрос: что нужно изменить в  игрушке, чтобы олень не стоял, а  бежал или шел? Какие еще можно  внести изменения? Обязательно нужно  похвалить тех, кто догадался, как  сделать фигурку оленя более  выразительной, как можно изменить положение ног: если ноги оленя прямые — он стоит, а если изогнутые —  он бежит или идет; голова может  быть опущена, запрокинута, слегка повернута  в сторону.

     Игрушки готовы, можно оценить свои поделки, посмотреть, у кого олень получился  лучше. Воспитатель хвалит детей  за старание, фантазию, обращает их внимание на то, что они мастерили игрушки  по самостоятельно нарисованному плану, отмечает, как удобно работать по схеме.

     

     Вертолет (рис. 2)

     Цель. Учить детей работать с новым материалом — пробкой; воспитывать интерес к применению разнообразного материала и умение экономно его использовать; учить изображать модель игрушки в качестве образца, рисовать план-схему ее пооперационного изготовления и пользоваться им в процессе работы; добиваться проявления самостоятельности в работе над игрушками более сложных конструкций, настойчивости и целеустремленности; учить преодолевать трудности, доводить дело до конца; развивать самоконтроль в процессе работы над игрушкой по плану-схеме.

     Материал  и инструменты: пробка, ветки деревьев, крылатки клена, пластилин, шило, нож (для воспитателя), деревянная дощечка.

     Подготовительная  работа. Воспитатель заостряет ножом  веточки, дети внимательно наблюдают  за его действиями. Вне занятий  ребят можно поупражнять в  этой работе, предварительно объяснив, как действовать ножом. Для этого  левой рукой надо придержать веточку, один конец которой (ближе к основанию) положить на деревянную дощечку под  углом, а правой рукой ножом заострить  веточку. Делать это надо до тех пор, пока ребята не научатся правильно  держать нож и действовать  им на занятиях.

     Ход работы. Воспитатель предлагает для анализа схематический рисунок (модель) игрушки, просит детей рассмотреть, из каких частей она состоит, какие детали есть у поделки, какой можно использовать материал для ее изготовления. Если ребята не могут проанализировать схематическое изображение, рядом с моделью располагают рисунок игрушки, а ее модель создают вновь по ходу анализа и выделения характерных особенностей. Когда первичный анализ будет завершен, приступают к установлению последовательности этапов изготовления. Педагог продолжает учить детей изображать план последовательности работы, показывая и объясняя, как это делается, просит их проанализировать ход работы, объяснить последовательность действий (см. схему к рис. 2). С этой целью можно задавать детям следующие вопросы: с чего мы начнем работать над игрушкой? Как мы покажем это на рисунке? Что изготавливается после? Как это мы изобразим на рисунке? Чтобы закончить игрушку, что нужно сделать еще? Как это можно нарисовать?

     По  мере уточнения последовательности изготовления поделки дети у себя (на бумаге), а воспитатель на доске  рисуют план-схему поэтапного изготовления игрушки (места отверстий на схеме  обозначаются точками).

     Затем воспитатель предлагает взять разложенный  заранее на столах материал, рассмотреть  его, ощупать поверхность. Дети убеждаются, что с пробкой удобно работать — ее нетрудно проколоть шилом, она  легка и упруга.

     Как мастерить вертолет?

     Для кабины и салона вертолета используют пробку цилиндрической формы. В ней  шилом делают два отверстия (одно сверху, посередине, другое в боковом  срезе). Затем берут небольшую  ровную веточку (2–2,5 см) или спичку, заостренную с одного конца, и, слегка надавливая, вставляют в верхнее  отверстие пробки. На другой конец  этой же веточки прикрепляют маленький  шарик из пластилина. В него втыкают  четыре крылатки — получился пропеллер  с лопастями. После этого можно  приступить к изготовлению хвоста. Для этого надо взять веточку  потолще (диаметром 1 см и длиной 5–6 см), заостренную с одного конца, вставить ее в отверстие пробки на боковом срезе. Затем прикрепить к ней с помощью пластилинового шарика крылатки клена. Вертолет готов. Можно приделать к вертолету и колеса с помощью проволоки и плюсок желудя, как показано на рисунке и схеме последовательности действий.

Информация о работе Процесс формирования творчества детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами