Процесс формирования творчества детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 01:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить наиболее эффективные условия развития творчества у детей дошкольного возраста в работе с природными материалами.

Объект исследования: творчество детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами.

Предмет исследования: процесс формирования творчества детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами.

Задачами работы являются:

1. Определение сущности и значения творчества и творческих способностей дошкольников;

2. Изучение особенности творческой деятельности дошкольников;

3. Рассмотрение особенностей развития воображения у дошкольников; 4.Изучение программы по формированию детского творчества в работе с природными материалами;

5. Исследование методики и результатов проведения эксперимента по обучению дошкольников работе с природными материалами и развитию их творческих способностей;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
Глава 1. Аспекты развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной практике…………………..

1.1. Сущность творчества и творческих способностей………………….

1.2. Особенности развития воображения у дошкольников.……………

1.3. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

в процессе работы с природным материалом…………………………….

Глава 2. Содержание, формы и методы работы по формированию изобразительного творчества в процессе обучения детей дошкольного возраста в работе с природными материалами………………………….

2.1 Программа по формированию детского творчества в работе с природными материалами………………………………………………..

2.2 Методика и результаты проведения эксперимента по обучению дошкольников работе с природными материалами и развитию их творческих способностей…………………………………………………

Заключение………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………...

Работа содержит 1 файл

Предмет.docx

— 1.09 Мб (Скачать)

в процессе работы с  природным материалом

     Работа  с природным материалом заключает  в себе большие возможности сближения  ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения  к ней и формирования первых трудовых навыков.

     Чтобы дети не были гостями в природной  мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской — забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала  — труд кропотливый, увлекательный  и очень приятный. Для того чтобы  дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и  ловкость в работе. На важность использования  природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».[6,C.256]

     С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему  — красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный  материал, перебирают, ощупывают, обследуют  его. Это способствует запоминанию  формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д.

     Встречи с природой расширяют представления  детей об окружающем мире, учат их внимательно  вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

     Изготовление  поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает  уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для  подготовки руки к письму, к учебной  деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

     Большое влияние оказывает труд с природным  материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.

     Во  время такой работы создаются  условия для развития не только планирующей  функции речи, но и речевой регуляции  поведения. Однако, как подчеркивает А. Р. Лурия, роль речи этим не исчерпывается. Возрастающее влияние словесной регуляции поведения ребенка проявляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений. [20,C.149]

     Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания — повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале  посмотреть, где надо делать отверстия  для лап (они должны быть расположены  симметрично, на одном уровне, не слишком  высоко и не слишком низко, чтобы  были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.

     Поделки из природного материала в большой  мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

     Благоприятный эмоциональный настрой детей  во время изготовления игрушек, радость  общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько 

искренней радости, восторга приносят малышам  незамысловатые поделки из ракушек, рогоза! Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Положительные  эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.[7,C.5]

     Труд  по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок  встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишки нужной формы  для создания ослика, плюски из желудей  для шапочек или соединить  части игрушки определенным способом. Под руководством взрослого ребенок  учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как  целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

     В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия  для формирования общественных мотивов  труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок  получает возможность почувствовать  и пережить радость от личного  участия в общем деле.

     В данном виде труда есть реальные возможности  формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и  планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

     Труд  по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость  своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у  них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у  воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.

     Результаты  коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают  их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.

     Таким образом, конструирование из природных материалов относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направленно на получение определенного продукта. Оно отвечает интересам и потребностям дошкольников. Созданные поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений и т.п., что приносит им большое удовлетворение. Конструирование рассматривается не только как практическая творческая деятельность, но и как универсальная, умственная способность, проявляющаяся в других видах деятельности и направленной на создание новых целостностей (сюжета, рисунка и т.д.).

     Работа  с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе  и окружающему миру.

     В процессе изготовления поделок развивается  мелкая моторика руки, восприятия мышления, внимания, интеллектуальная и творческая активность, что является необходимым  условием будущего успешного обучения в школе. 
 
 
 
 
 

Глава 2. Содержание, формы  и методы работы по формированию творчества в процессе обучения детей дошкольного  возраста в работе с природными  материалами

     2.1 Программа по формированию  детского творчества  в работе с природными  материалами

     Методика  организации работы детей дошкольного  возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности и др. Качество изготовления поделок зависит от грамотного методического  руководства со стороны воспитателя (взрослого); 2) уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать  образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать  результат своего труда и т. д.); 3) степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом и инструментами; 4) развития у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, внимательность, старательность, любознательность, взаимопомощь и др.

     Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать  его возможности на начальном  этапе организации работы в старшей  группе, а также дальнейшее их расширение и изменение. Можно рекомендовать  воспитателям вначале выяснить, как  дети в группе относятся к ручному  труду, хотят ли они трудиться  и что умеют делать. Одновременно следует пробуждать интерес воспитанников  к природному материалу, желание  действовать с ним, учить видеть в знакомых его формах новые сочетания. Нужно иметь в виду, что интерес  ребенка к данному виду ручного  труда является основой формирования положительного отношения к нему.

     Очень нравится ребятам разглядывать готовые  работы, выполненные их сверстниками, — каждый хочет научиться делать такие же игрушки, а если пофантазировать  немного, можно придумать и что-то свое. Всегда пользуются успехом в группе выставки детских работ: «Уголок Самоделкина», «Умелые руки», «Природа и мы» и т. п.

     У ребенка, который видит, как трудятся его родители, другие взрослые (воспитатель, няня), возникает естественное желание  тоже сделать что-то полезное для  других, доставить людям радость  своим трудом (например, сделать  подарок маме, бабушке к 8 Марта, смастерить игрушки для малышей, гирлянды для  украшения групповой комнаты  и т. п.).

     Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым, и сознание, что он работает как взрослый, приносит ему радость, поддерживает интерес к труду. Этому  способствует и совместная работа нескольких детей над изготовлением одной  поделки (например, композиции).

     Здесь особенно важно, чтобы дети понимали, что конечный результат зависит  от работы каждого. И если воспитатель  покажет им преимущества коллективного  труда, ребята будут с большим  интересом учиться работать сообща, распределять обязанности между  собой, уступать товарищу ради общего дела.[9,C.145]

     Сначала воспитатель активно вмешивается  в процесс распределения обязанностей между детьми, показывает, как это  делается. Чтобы мнение взрослого  не было навязано детям, ему желательно включиться в совместное изготовление поделок и так же, как и всем участникам коллективного труда, отвечать за какое-нибудь конкретное дело. В  таком случае советы воспитателя  не будут восприниматься детьми как  приказ, а общение станет непосредственнее и доверительнее. Когда у ребят  появится некоторый опыт работы в  коллективе, воспитатель может не принимать участия в ней. Он помогает детям объединиться в бригады  с учетом их индивидуальных особенностей и организует соревнование между  ними: «Какая бригада изготовит самую  красивую игрушку?» В дальнейшем детям предоставляется возможность  самим распределять обязанности  между участниками работы.

     Работа  над изготовлением игрушек из природного материала выполняется  детьми успешнее, если они имеют  возможность заниматься ею и в других видах деятельности. Так, например, природный материал (различные семена, скорлупки орехов, мох, желуди, их чашечки и др.) можно использовать на занятиях по лепке. Любят дети делать аппликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях они знакомятся с новым для них приемом приклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, а на то место, куда она будет накладываться. С удовольствием накладывают мозаичные узоры из семян, окрашенных тушью в разные цвета, на покрытые пластилином дощечки. Такие занятия тренируют руку, развивают творчество.

     Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, необходимо учитывать  уровень знаний и практических умений детей, сформированный на таких занятиях, как конструирование, изобразительная  деятельность, аппликация, формирование элементарных математических представлений, ручной труд. Очень важно использовать при этом и художественную литературу. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной  сферы. Произведения о природе с  ярким, образным описанием окружающих явлений пробуждают детскую фантазию, воспитывают художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе.

Информация о работе Процесс формирования творчества детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами