Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 01:57, курсовая работа
Цель исследования: выявить наиболее эффективные условия развития творчества у детей дошкольного возраста в работе с природными материалами.
Объект исследования: творчество детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами.
Предмет исследования: процесс формирования творчества детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами.
Задачами работы являются:
1. Определение сущности и значения творчества и творческих способностей дошкольников;
2. Изучение особенности творческой деятельности дошкольников;
3. Рассмотрение особенностей развития воображения у дошкольников; 4.Изучение программы по формированию детского творчества в работе с природными материалами;
5. Исследование методики и результатов проведения эксперимента по обучению дошкольников работе с природными материалами и развитию их творческих способностей;
Введение ……………………………………………………………………
Глава 1. Аспекты развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной практике…………………..
1.1. Сущность творчества и творческих способностей………………….
1.2. Особенности развития воображения у дошкольников.……………
1.3. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
в процессе работы с природным материалом…………………………….
Глава 2. Содержание, формы и методы работы по формированию изобразительного творчества в процессе обучения детей дошкольного возраста в работе с природными материалами………………………….
2.1 Программа по формированию детского творчества в работе с природными материалами………………………………………………..
2.2 Методика и результаты проведения эксперимента по обучению дошкольников работе с природными материалами и развитию их творческих способностей…………………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………...
Содержание
Стр.
Введение
……………………………………………………………………
Глава 1. Аспекты развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной практике………………….. 1.1. Сущность творчества и творческих способностей…………………. 1.2. Особенности развития воображения у дошкольников.…………… 1.3. Развитие
творческих способностей в в процессе работы
с природным материалом…………………… Глава 2. Содержание, формы и методы работы по формированию изобразительного творчества в процессе обучения детей дошкольного возраста в работе с природными материалами…………………………. 2.1 Программа
по формированию детского 2.2 Методика и
результаты проведения Заключение…………………………………………………… Список использованной
литературы……………………………………... |
3 6 6 14 16 21 21 32 43 46 |
Введение
Творчество — процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и формируется постепенно под воздействием воспитания и обучения.
Творчество ребенка не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления. Чем раньше ребенок будет вовлечен в творческую деятельность, тем более высоких результатов можно добиться в его общем художественном развитии.
Проблема формирования творчества детей дошкольного возраста в различных видах деятельности рассматривалась педагогами: А.В. Антоновой, Е.К.Брыкиной , Е.И.Игнатьевым, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Р.М.Чумичевой , О.В. Дыбиной, С.В. Кожохарь .
Работа с разными материалами является такой продуктивной деятельностью, в результате которой дети дошкольного возраста могут не просто создавать разнообразные поделки и игрушки, выполнять плоскостные и объемные композиции, но и выражать свое отношение к окружающему. В результате работы возникает реальный привлекательный для детей продукт (игрушка, сувенир, подарок маме).
Исследователи зачастую не используют возможности взаимодействия материалов и техник для создания выразительной композиции и формирования творческих способностей у детей, начиная с дошкольного возраста.
Это
приводит к широко распространенным
ошибкам в работе с детьми. В
практике дошкольного воспитания и
образования занятия с
Актуальность проблемы указывает на необходимость изучения роли работы с природным материалом для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные условия развития творчества у детей дошкольного возраста в работе с природными материалами.
Объект исследования: творчество детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами.
Предмет исследования: процесс формирования творчества детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами.
Задачами работы являются:
1. Определение сущности и значения творчества и творческих способностей дошкольников;
2. Изучение особенности творческой деятельности дошкольников;
3. Рассмотрение особенностей развития воображения у дошкольников; 4.Изучение программы по формированию детского творчества в работе с природными материалами;
5. Исследование
методики и результатов
Научная новизна исследования:
- изучена возможность формирования детского творчества в работе с разными природными материалами путем организации оптимального соотношения индивидуальных и коллективных форм деятельности; - доказано, что разнообразие материалов, используемых для создания изделий, повышает интерес к художественной деятельности; - выявлено, что разработанная система занятий способствовала формированию у детей навыков и умений необходимых в последующей трудовой деятельности;
-
апробированы в опытно-экспериментальных
занятиях научные основы использования
наиболее эффективных приемов развития
детского творчества в процессе обучения
детей работе с разными материалами (широкое
привлечение детей к показу способов выполнения
изделия, опора на предыдущий опыт дошкольников,
использование в объяснении и анализе
детских работ игровых и практических
приемов, экспериментирование с материалом
перед началом обучения;
Глава 1. Аспекты развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной практике
1.1.Сущность творчества и творческих способностей
Развитие творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно,
что рассматриваемое нами понятие
тесным образом связано с понятием
"творчество", "творческая деятельность".
Под творческой деятельностью мы
понимаем такую деятельность человека,
в результате которой создается
нечто новое - будь это предмет
внешнего мира или построение мышления,
приводящее к новым знаниям о
мире, или чувство, отражающее новое
отношение к действительности.[
Если
внимательно рассмотреть
Кроме
репродуктивной деятельности в поведении
человека присутствует творческая деятельность,
результатом которой является не
воспроизведение бывших в его
опыте впечатлений или
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. [2,C.234]
В данной курсовой работе будет рассмотрена проблема развития универсальных творческих способностей у детей при работе с природными материалами, которые необходимы для успешного осуществления данного вида творческой деятельности.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие ученые связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [16,C.436] .
Люди,
обладающие таким типом мышления,
при решении какой-либо проблемы
не концентрируют все свои усилия
на нахождение единственно правильного
решения, а начинают искать решения
по всем возможным направлениям с
тем, чтобы рассмотреть как можно
больше вариантов. Такие люди склонны
образовывать новые комбинации из элементов,
которые большинство людей
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3.
Оригинальность - способность порождать
новые нестандартные идеи (это
может проявляться в ответах,
решениях, несовпадающих с общепринятыми)
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.
Известный
отечественный исследователи
1.Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2.Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4.Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5.Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6.Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9.Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10.Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11.Лёгкость генерирования идей.
12.Творческое воображение.
13.Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
Выделяют следующие креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории: [18,C.54-55]
1. Релизм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.