Процесс формирования творчества детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 01:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить наиболее эффективные условия развития творчества у детей дошкольного возраста в работе с природными материалами.

Объект исследования: творчество детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами.

Предмет исследования: процесс формирования творчества детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами.

Задачами работы являются:

1. Определение сущности и значения творчества и творческих способностей дошкольников;

2. Изучение особенности творческой деятельности дошкольников;

3. Рассмотрение особенностей развития воображения у дошкольников; 4.Изучение программы по формированию детского творчества в работе с природными материалами;

5. Исследование методики и результатов проведения эксперимента по обучению дошкольников работе с природными материалами и развитию их творческих способностей;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
Глава 1. Аспекты развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной практике…………………..

1.1. Сущность творчества и творческих способностей………………….

1.2. Особенности развития воображения у дошкольников.……………

1.3. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

в процессе работы с природным материалом…………………………….

Глава 2. Содержание, формы и методы работы по формированию изобразительного творчества в процессе обучения детей дошкольного возраста в работе с природными материалами………………………….

2.1 Программа по формированию детского творчества в работе с природными материалами………………………………………………..

2.2 Методика и результаты проведения эксперимента по обучению дошкольников работе с природными материалами и развитию их творческих способностей…………………………………………………

Заключение………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………...

Работа содержит 1 файл

Предмет.docx

— 1.09 Мб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Стр.                              

Введение  ……………………………………………………………………

Глава 1. Аспекты  развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в  современной практике…………………..

1.1. Сущность  творчества и творческих способностей………………….

1.2. Особенности развития воображения у  дошкольников.……………

1.3. Развитие  творческих способностей в дошкольном  возрасте 

в процессе работы с природным материалом…………………………….

Глава 2. Содержание, формы и методы работы по формированию изобразительного творчества в процессе обучения детей дошкольного возраста в работе с природными  материалами………………………….

2.1 Программа  по формированию детского творчества  в работе с природными  материалами………………………………………………..

2.2 Методика и  результаты проведения эксперимента  по обучению дошкольников работе  с природными материалами и развитию их творческих способностей………………………………………………

Заключение………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………... 

3 

6

6

14 

16 
 

21 

21 
 

32

43

46 

                                                                                  
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Творчество  — процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и формируется постепенно под воздействием воспитания и обучения.

     Творчество  ребенка не просто результат педагогического  воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками  процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного  явления. Чем раньше ребенок будет  вовлечен в творческую деятельность, тем более высоких результатов  можно добиться в его общем  художественном развитии.

     Проблема  формирования творчества детей дошкольного  возраста в различных видах деятельности рассматривалась педагогами: А.В. Антоновой, Е.К.Брыкиной , Е.И.Игнатьевым, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Р.М.Чумичевой , О.В. Дыбиной, С.В. Кожохарь .

     Работа  с разными материалами является такой продуктивной деятельностью, в результате которой дети дошкольного возраста могут не просто создавать разнообразные поделки и игрушки, выполнять плоскостные и объемные композиции, но и выражать свое отношение к окружающему. В результате работы возникает реальный привлекательный для детей продукт (игрушка, сувенир, подарок маме).

     Исследователи зачастую не используют возможности  взаимодействия материалов и техник для создания выразительной композиции и формирования творческих способностей у детей, начиная с дошкольного  возраста.

     Это приводит к широко распространенным ошибкам в работе с детьми. В  практике дошкольного воспитания и  образования занятия с природными  материалами проходят подчас неинтересно, с большими трудностями в организации работы. Часто поделки, выполненные руками дошкольников, выглядят малоэстетично, качество работ очень низкое.

     Актуальность  проблемы указывает на необходимость  изучения роли работы с природным  материалом для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

     Цель  исследования: выявить наиболее эффективные  условия развития творчества у детей  дошкольного возраста в работе с природными материалами.

     Объект  исследования: творчество детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами.

     Предмет исследования: процесс формирования творчества детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами.

     Задачами  работы являются:

1. Определение сущности и значения творчества и творческих способностей дошкольников;

2. Изучение особенности творческой деятельности дошкольников;

3. Рассмотрение  особенностей развития воображения у  дошкольников; 4.Изучение программы по формированию детского творчества в работе с природными  материалами;

5. Исследование  методики и результатов проведения  эксперимента по обучению дошкольников  работе с природными материалами  и развитию их творческих способностей;

     Научная новизна исследования:

     - изучена возможность формирования детского творчества в работе с разными  природными материалами путем организации оптимального соотношения индивидуальных и коллективных форм деятельности; - доказано, что разнообразие материалов, используемых для создания изделий, повышает интерес к художественной деятельности; - выявлено, что разработанная система занятий способствовала формированию у детей навыков и умений необходимых в последующей трудовой деятельности;

     - апробированы в опытно-экспериментальных занятиях научные основы использования наиболее эффективных приемов развития детского творчества в процессе обучения детей работе с разными материалами (широкое привлечение детей к показу способов выполнения изделия, опора на предыдущий опыт дошкольников, использование в объяснении и анализе детских работ игровых и практических приемов, экспериментирование с материалом перед началом обучения; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Аспекты  развития творчества и творческих способностей детей  дошкольного возраста в современной  практике

     1.1.Сущность  творчества и творческих  способностей

     Развитие творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

     Очевидно, что рассматриваемое нами понятие  тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается  нечто новое - будь это предмет  внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о  мире, или чувство, отражающее новое  отношение к действительности.[1,C.123]

     Если  внимательно рассмотреть поведение  человека, его деятельность в любой  области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид  деятельности тесно связан с нашей  памятью и его сущность заключается  в том, что человек воспроизводит  или повторяет уже ранее созданные  и выработанные приемы поведения  и действия.

     Кроме репродуктивной деятельности в поведении  человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его  опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или  действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

     Таким образом, в самом общем виде определение  творческих способностей выглядит следующим  образом. Творческие способности - это  индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

     Так как элемент творчества может  присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических  творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. [2,C.234]

     В данной курсовой работе будет рассмотрена  проблема развития универсальных творческих способностей у детей при работе с природными материалами, которые необходимы для успешного осуществления данного вида творческой деятельности.

     Творческие  способности представляют собой  сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие ученые связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Творческим личностям свойственно так называемое дивергентное    мышление [16,C.436] .

     Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного  решения, а начинают искать решения  по всем возможным направлениям с  тем, чтобы рассмотреть как можно  больше вариантов. Такие люди склонны  образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают  и используют только определенным образом, или формировать связи между  двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого  мышления, которое характеризуется  следующими основными особенностями:

     1. Быстрота - способность высказывать  максимальное количество идей (в  данном случае важно не их  качество, а их количество).

     2. Гибкость - способность высказывать  широкое многообразие идей.

     3. Оригинальность - способность порождать  новые нестандартные идеи (это  может проявляться в ответах,  решениях, несовпадающих с общепринятыми).

     4. Законченность - способность совершенствовать  свой "продукт" или придавать  ему законченный вид.

     Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии  выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие  творческие способности:[22,C.45]

     1.Способность  видеть проблему там, где её  не видят другие.

     2.Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

     3. Способность применить навыки, приобретённые  при решении одной задачи к  решению другой.

     4.Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

     5.Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

     6.Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

     7. Гибкость мышления.

     8. Способность выбирать одну из  альтернатив решения проблемы  до её проверки.

     9.Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

     10.Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

     11.Лёгкость генерирования идей.

     12.Творческое воображение.

     13.Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

     Выделяют  следующие креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории: [18,C.54-55]

     1. Релизм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

Информация о работе Процесс формирования творчества детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами