Процесс формирования творчества детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 01:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить наиболее эффективные условия развития творчества у детей дошкольного возраста в работе с природными материалами.

Объект исследования: творчество детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами.

Предмет исследования: процесс формирования творчества детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами.

Задачами работы являются:

1. Определение сущности и значения творчества и творческих способностей дошкольников;

2. Изучение особенности творческой деятельности дошкольников;

3. Рассмотрение особенностей развития воображения у дошкольников; 4.Изучение программы по формированию детского творчества в работе с природными материалами;

5. Исследование методики и результатов проведения эксперимента по обучению дошкольников работе с природными материалами и развитию их творческих способностей;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
Глава 1. Аспекты развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной практике…………………..

1.1. Сущность творчества и творческих способностей………………….

1.2. Особенности развития воображения у дошкольников.……………

1.3. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

в процессе работы с природным материалом…………………………….

Глава 2. Содержание, формы и методы работы по формированию изобразительного творчества в процессе обучения детей дошкольного возраста в работе с природными материалами………………………….

2.1 Программа по формированию детского творчества в работе с природными материалами………………………………………………..

2.2 Методика и результаты проведения эксперимента по обучению дошкольников работе с природными материалами и развитию их творческих способностей…………………………………………………

Заключение………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………...

Работа содержит 1 файл

Предмет.docx

— 1.09 Мб (Скачать)

     2. Умение видеть целое раньше  частей.

     3. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

     4. Экспериментирование - способность  сознательно и целенаправленно  создавать условия, в которых  предметы наиболее выпукло обнаруживают  свою скрытую в обычных ситуациях  сущность, а также способность  проследить и проанализировать  особенности "поведения" предметов  в этих условиях.

     Ученые  и педагоги, занимающиеся разработкой  программ и методик творческого  воспитания на базе ТРИЗ (теория решения  изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого  потенциала человека составляют следующие  способности:[21,C.234]

     1. Способность рисковать.

     2. Дивергентное мышление.

     3. Гибкость в мышлении и действиях.

     4. Скорость мышления.

     5. Способность высказывать оригинальные  идеи и изобретать новые.

     6. Богатое воображение.

     7. Восприятие неоднозначности вещей  и явлений.

     8. Высокие эстетические ценности.

     9. Развитая интуиция.

     Анализируя  представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

     Исходя  из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

     1. Развитие воображения.

     2. Развитие качеств мышления, которые  формируют креативность.

     Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них. Человек сам может в себе воспитать, а скорее разбудить, способность к творчеству. Это не значит, что можно себя убедить в том, что ты виртуозный скрипач, но попробовать взглянуть на окружающий мир или конкретный вопрос под другим углом может каждый человек. Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов. Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях. В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения. Сам творческий процесс поддается классификации. Например, творческие методы. Безусловно, способность к творческим решениям появляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие возможности можно и нужно развивать. Нацеленность на поиск ответов может присутствовать "в фоне", в повседневной жизни, но это не должно быть какое-то постоянное напряжение, а лишь внимательный и разносторонний подход к окружающему миру. Одновременно быстрое и качественное решение - это исключение из правил. Как правило, творческий процесс это цепь решений, которые возникают друг из друга в результате размышления (в случае одиночного варианта) или обсуждения (в случае коллективного творчества). Другими словами, изобретение или открытие, это не подарок судьбы, не случайность, а итог целенаправленного мыслительного процесса. И если вдруг какие-либо случайности на самом деле происходят, то что бы увидеть эти "случайности", нередко нужна внимательность к мелочам, трудолюбие, упорство и терпение.[3,C.66-68]

     Первым  шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем  раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и  материалами.

     Вторым  важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой  средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его  самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали  бы в нем именно то, что в соответствующий  момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго  до обучения чтению годовалому ребенку  можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр  называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

     Развитию творческих способностей ребенка способствует создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

     Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого  процесса, который требует максимального  напряжения сил. Дело в том, что способности  развиваться тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек  добирается "до потолка" своих  возможностей и постепенно поднимает  этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального  напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс  познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться  опытом взрослых малыш не может, так  как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество  совершенно новых для него задач  самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.[4,C.34]

     Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в  выборе деятельности, в чередовании  дел, в продолжительности занятий  одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание  ребенка, его интерес, эмоциональный  подъём послужат надежной, гарантией  того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

     Но  предоставление ребенку такой свободы  не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть пятое  условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди  родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

     Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому  шестое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная  атмосфера в семье и детском  коллективе. Взрослые должны создать  безопасную психологическую базу для  возвращения ребенка из творческого  поиска и собственных открытий. Важно  постоянно стимулировать ребенка  к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить  из обихода замечания и осуждения.

     Но  создание благоприятных условий  недостаточно для воспитания ребенка  с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи  и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что  надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

     Воспитание  творческих способностей детей будет  эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой  целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной курсовой работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте.[8,C.45] 

     1.2. Особенности развития  воображения

     у  дошкольников

     Дети  дошкольного возраста, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке.

     К старшему дошкольному возрасту у  ребенка все больше развивается  уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.

     Все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. Но образы воображения у младшего дошкольника  еще неустойчивы, фрагментарны, что  сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

     Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной  деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом  образе, усиливают работу воображения. [5,C.126]

           В этот период происходит дальнейшее  физическое и психофизиологическое  развитие ребенка, обеспечивающее  возможность систематического обучения  в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов к 5-6 годам кора больших полушарий является уже в значительной мере зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 10 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

       В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей.

     Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков  и девочек: девочки по-прежнему опережают  мальчиков. [11,C.122]

         Ведущей в      дошкольном возрасте становится подготовительная учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

           Переход к систематическому обучению  создает условия для развития  новых познавательных потребностей  детей, активного интереса к  окружающей действительности, к  овладению новыми знаниями и  умениями.

           Дошкольный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

           Центральными новообразованиями  младшего школьного возраста  являются:

     -         качественно новый уровень развития  произвольной регуляции поведения  и деятельности;

     -         рефлексия, анализ, внутренний план  действий;

     -         развитие нового познавательного  отношения к  

       действительности;

     -         ориентация на группу сверстников. 

        Согласно, например, концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 5-7 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными. У ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям. Можно сказать, что восприятие становится думающим. [10,C.133]

           Таким образом, во всех сферах психического развития происходят важнейшие новообразования: преобразуется интеллект, личность и социальные отношения 

1.3. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Информация о работе Процесс формирования творчества детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами