Процесс формирования творчества детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 01:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить наиболее эффективные условия развития творчества у детей дошкольного возраста в работе с природными материалами.

Объект исследования: творчество детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами.

Предмет исследования: процесс формирования творчества детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами.

Задачами работы являются:

1. Определение сущности и значения творчества и творческих способностей дошкольников;

2. Изучение особенности творческой деятельности дошкольников;

3. Рассмотрение особенностей развития воображения у дошкольников; 4.Изучение программы по формированию детского творчества в работе с природными материалами;

5. Исследование методики и результатов проведения эксперимента по обучению дошкольников работе с природными материалами и развитию их творческих способностей;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
Глава 1. Аспекты развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной практике…………………..

1.1. Сущность творчества и творческих способностей………………….

1.2. Особенности развития воображения у дошкольников.……………

1.3. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

в процессе работы с природным материалом…………………………….

Глава 2. Содержание, формы и методы работы по формированию изобразительного творчества в процессе обучения детей дошкольного возраста в работе с природными материалами………………………….

2.1 Программа по формированию детского творчества в работе с природными материалами………………………………………………..

2.2 Методика и результаты проведения эксперимента по обучению дошкольников работе с природными материалами и развитию их творческих способностей…………………………………………………

Заключение………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………...

Работа содержит 1 файл

Предмет.docx

— 1.09 Мб (Скачать)

     Изготовлению  задуманной игрушки предшествует большая  подготовительная работа. Прежде чем  приступить к ее созданию, с детьми проводятся экскурсии в природу (в лес, парк, ботанический сад, к  реке и т. д.). В детском саду с  этой целью можно использовать и  прогулки. На таких экскурсиях воспитатель  учит детей замечать неповторимую красоту  природы, видеть прелесть в стройных березках, величавых дубравах, мягком шелесте трав.

     На  экскурсии детям можно рассказать, что наша Родина богата лесами, в  них растут разнообразные породы деревьев, многие из которых используют в народном хозяйстве. Спиленные деревья сплавляют по воде, перевозят по железной дороге, они идут на переработку древесины (древесиной называют материал, получаемый из спиленных и очищенных от сучков и коры деревьев). А из древесины строят дома, делают мебель и множество вещей, необходимых людям. Но вырастить дерево непросто: для этого требуется много лет. — Значит, лес нужно беречь, защищать его от пожаров, сажать новые деревья.

     Лес — наш зеленый друг, он очищает  воздух, задерживает таяние снегов и спасает от наводнения жилища людей, расположенные на побережье рек; лес делает мягче климат и сохраняет  влагу наших полей. Если погибнет лес, то погибнут и животные, которые  обитают в нем, исчезнут лесные ягоды, грибы, земля наша превратится в  пустыню.

     Во  время экскурсии в природу  весной и осенью можно организовать наблюдение за обрезкой деревьев и  кустарников, объяснить детям ее оздоровительную и эстетическую цель и напомнить, что для изготовления игрушек из природного материала  используют кору высохших или срубленных деревьев (сосен, берез), а также опавшие  ветки и семена деревьев и кустарников. На глазах у детей педагог делает 1–2 простые игрушки (например, стрекозу, рыбку и т. п.), вызывая тем самым  у детей интерес к изготовлению поделок из природного материала. На экскурсию можно взять коробочки  для сбора различных листьев, крылаток, семян, в ходе ее организовать сбор веток, сучьев, которые будут  необходимы для изготовления различных  игрушек. Воспитатель рассказывает детям, как надо собирать природный  материал, подчеркивая, что желуди, шишки, ягоды должны быть целыми, непомятыми. Предлагает сортировать материал по виду, размеру, цвету, помещая его в корзины или коробки большого размера.

     Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки  имеют причудливую форму. Педагог  предлагает детям ответить на вопросы: «На что похоже? Что напоминает?», побуждает ребят сравнивать их, вспоминать знакомых сказочных героев, внимательно вглядываться в материал, фантазировать, продумывать заранее, что из него можно будет сделать, какую создать композицию (с участием человечков, зверей, птиц, рыб и т. п.), какие интересные сценки (например, трех поросят, лисицу, петуха, бременских музыкантов, волка и зайца и т. п.). Организованный таким образом сбор материала дает возможность детям активно воспринимать его форму, цвет, запахи.[12,C.345]

     Беседуя с детьми, воспитатель побуждает  их к наблюдениям, развивает образное восприятие, фантазию: в семенах, шишках, корягах ребята видят забавных человечков, животных, птиц, насекомых. Так, например, рассматривая на прогулке крылатки клена, воспитатель спрашивает у детей, на что они похожи; дети вспоминают: такой формы крылышки у кузнечика, даже цвет зеленый. Здесь же, на прогулке, можно сделать кузнечика. Для головки использовать подсохшие опадающие вишенки, брюшко сделать из березовой сережки, которая изогнута так же, как настоящее брюшко. Каждый ребенок делает кузнечика по собственному замыслу. В процессе работы воспитатель помогает ребятам, поощряет тех, кто оказывает помощь сверстникам. После экскурсии желательно провести беседу. Так, например, на прогулке дети нашли муравейник; воспитатель объяснил, какую пользу приносят муравьи. Рассмотрели муравья, увидели, как он ловко и быстро передвигается по земле. А во время беседы можно уточнить, каких еще насекомых дети знают, какова у них форма тела, сколько ног, каков их образ жизни.

     В другой раз детям можно предложить рассмотреть стрекозу; для изготовления крыльев стрекозы использовать крылатки липы, для головы — вишневые косточки, брюшко выполнить из засушенного  колоска пырея. Во время таких  бесед у детей развиваются  смекалка, сообразительность, расширяются  представления об окружающем мире, углубляются знания, обогащается  речь.

     Когда дети узнают, где и как растут желуди, каштаны, научатся видеть в  них части предполагаемых игрушек, можно предлагать им задания. При  этом в начале работы не следует стремиться к большому разнообразию поделок. Наоборот, целесообразно учить детей одну и ту же игрушку мастерить из различного материала, обращая внимание на то, что пластилин для скрепления подбирается под цвет каштанов и желудей, что нужно прочно и аккуратно соединять части игрушки.

     Экскурсии в природу будут предшествовать работе по изготовлению игрушек и  в подготовительной к школе группе. Каждая экскурсия — встреча с  природой, и задача воспитателя —  учить детей видеть красоту природы, любить ее и воспитывать желание  ее беречь.

     Старшие дошкольники уже знают места  экскурсий. Педагог продолжает учить  их замечать изменения в сезонных явлениях. Дети 6–7 лет многое могут  делать сами. В ходе экскурсии они  мастерят игрушки из собранного материала. Воспитатель напоминает ребятам, какой  материал можно собирать. С этой целью организуется игра «Сбор материала». Взрослый вместе с детьми определяет место приемного сортировочного пункта, выбирает дежурного по лесу (парку), который будет следить  за охраной природы, контролера, проверяющего качество собираемого материала, и  т. д. Экскурсию можно закончить  беседой о красоте и богатстве  природы, о ее охране в нашей стране. В конце игры воспитатель сообщает, что из собранного материала дети будут делать разные игрушки.

     В беседе с детьми воспитатель уточняет их впечатления об увиденном на экскурсии, закрепляет приобретенные знания. Затем можно перейти к изготовлению игрушек из природного материала.

     Указанный вид работы характеризуется двумя  основными этапами: предварительным, или ориентировочным, и исполнительным (А. В. Запорожец). На первом этапе ребенок  анализирует игрушку, которую ему  предстоит смастерить, выявляет условия  достижения цели, планирует последовательность работы над ней, подбирает необходимый  материал, инструменты и определяет практические умения, навыки, с помощью  которых цель будет достигнута.

     На  втором этапе ребенок приступает к непосредственному созданию игрушки. При этом он учится подчинять свое поведение поставленной перед ним  задаче. Конечным результатом работы должна быть не только созданная поделка, но и формирование у ребенка определенного  уровня умственных действий, конкретных практических навыков и приемов  работы, умений как неотъемлемой стороны  трудовой деятельности.

     В обычных условиях организации ручного  труда деятельность ребенка направлена преимущественно на результат, а  способы его достижения оказываются  вне внимания. Такая организация  работы затрудняет формирование у детей  устойчивых и эффективных трудовых навыков и умений. В связи с  этим при изготовлении поделок из природного материала важна правильная организация не только второй (исполнительной), но и предварительной (ориентировочной) части работы над поделкой.

     Уже на первом занятии рекомендуется  обращать внимание детей на специфику  работы с данным материалом: наличие  определенного оборудования, использование  инструментов. Воспитатель следит, чтобы инструменты соответствовали  эстетическим и гигиеническим требованиям, были удобны в пользовании и отвечали не только возрастным, но и индивидуальным возможностям детей.

     Детям объясняют, что работа над поделкой начинается с подготовки рабочего места, в процессе труда необходимо соблюдать  определенные правила; на столе должен быть порядок: аккуратно разложен материал, инструменты; к материалу нужно  относиться экономно, бережно.

     Прежде  всего ребенка учат тщательно анализировать образец будущей поделки. В качестве образца вначале используют игрушку, изготовленную воспитателем заранее. В дальнейшем ее заменяют рисунком, фотографией или схемой-моделью.

     В ходе анализа поделки внимание ребенка  направляют на ее внешние характерные  особенности (цвет, форма, величина), части  и детали, на материал, из которого сделана игрушка и из какого она еще может быть изготовлена.

     При рассматривании образца используют вопросы типа: «Из каких частей состоит поделка? Из какого материала  изготовлена поделка? Какой еще  материал можно использовать для  изготовления данной игрушки? Из какого другого материала можно смастерить отдельные детали поделки?»

     Правильный  и разносторонний анализ структуры  готовой поделки является важным звеном в работе.

     Затем ребенка учат анализировать процесс  предстоящей работы над игрушкой. Уточняются основные этапы работы: в какой последовательности изготавливают части и детали поделки (что за чем); из какого материала; как создают части игрушки (какие для этого совершают трудовые операции, какими инструментами, как соединяют части и детали). Воспитатель демонстрирует перед детьми весь процесс работы над игрушкой от начала до конца и показывает, как она создается. Показ работы над каждой частью, деталью поделки, способов их соединения воспитатель сопровождает объяснением. При этом педагог должен заботиться о том, чтобы его действия были точными и чтобы их могли видеть все дети.

     Если  после этого ребята все же не могут  приступить к работе, воспитатель  вторично объясняет и демонстрирует  на образце последовательность изготовления игрушки. Следует предусмотреть  повторение работы с показом хода труда, чтобы поупражнять детей  в выполнении действий в определенной последовательности.

     Во  время работы не следует без надобности опекать детей, приучать их выполнять  задание под диктовку воспитателя. Хороших результатов можно достигнуть, если ребята будут поставлены в такие  условия, когда требуется самим  подумать, как сделать ту или иную деталь, пофантазировать. Вот почему с первых занятий так важно  приобщить ребят к анализу  предстоящей работы. Воспитатель  при этом использует показ, объяснение, вопросы к детям, ответы на которые  помогают выявить или уточнить последовательность изготовления поделки, например: «Как вы думаете, что нужно сделать сначала, чтобы смастерить игрушку? Что потом? Как можно обозначить на фланелеграфе (на доске), что за чем надо делать, чтобы получилась игрушка?»

     По  мере накопления у детей определенных трудовых навыков и умений воспитатель  переходит к обучению их приему схематической  зарисовки игрушки и созданию наглядного плана-схемы ее пооперационного  изготовления. Овладение ребенком данным приемом работы в значительной степени  повлияет на уровень развития конкретно-образного  мышления: умения намечать цель, обдумывать трудовой процесс и подчинять  свое поведение его осуществлению.

     Работа  со схематической зарисовкой поделки  и планом-схемой пооперационного  ее изготовления может быть построена  следующим образом. Составные части  почти всех игрушек представляют собой несколько измененные геометрические формы, которые дети легко рисуют. На первом таком занятии после  анализа образца детям предлагают посмотреть, как рисуют схематический  рисунок выполняемой игрушки, используя  геометрические формы, после чего они  на бумаге повторяют чертеж, данный воспитателем.[13,C.300]

     Затем взрослый объясняет и показывает, как на доске можно изобразить поэтапное изготовление поделки. Для  этого схему поделки как бы растягивают в пространстве, последовательно  рисуя одну за другой каждую часть, деталь игрушки в таком порядке, в каком они затем будут  соединяться. На первых порах воспитатель  помогает детям делать модели с помощью  готового схематического рисунка и  плана-схемы последовательности ее изготовления, в дальнейшем дети смогут самостоятельно делать такие схемы.

     Одним из интересных вариантов работы с  природным материалом является создание игрушки по условию воспитателя  и по собственному замыслу. Такие  занятия имеют большое воспитательно-образовательное  значение, так как детей учат самостоятельно планировать свою деятельность. Ребенок, прежде чем приступить к работе, должен предварительно наметить действия, определить их последовательность (что сделать сначала, как соединить части игрушки, детали и т. д.).

     Наличие у детей умения создавать наглядную  схему последовательности действий служит той основой, которая помогает ребенку видеть работу от начала до конца, а также пути воплощения замысла.

     Многие  поделки выполняются детьми из одного вида материала и одинаковыми  способами. Воспитатель учит их пользоваться этими же приемами, способами работы при изготовлении новых поделок. Важно соблюдать преемственность  в работе, опираться на ранее приобретенные  знания. Обучение таким обобщенным способам работы способствует развитию интереса к ручному труду, формированию умения мастерить.

     При создании игрушек воспитатель предлагает детям комбинировать природный  материал. Например, чтобы смастерить забавную птичку, для туловища можно  взять шишку, голову сделать из небольшого желудя соответствующей формы, шею  — из ветки, лапки — из мелких веточек, а хвостом может служить  яркое пушистое перо. В качестве глаз для птиц, животных, человечков используются семена различных растений (рябина, подсолнух, арбузные семечки  и т. п.). Для ног, лапок подойдут изогнутые веточки дерева, сучки  с интересным изломом. Рога оленя  — это причудливо изогнутые ветки. Чашечки (плюски) желудей хорошо заменяют шапочки или штанишки человечкам. Кора дерева может служить подставкой для игрушек-сувениров. Из крылаток клена, ясеня прекрасно получаются уши зайца, борода Карабаса-Барабаса, хвост и грива лошадки и множество других деталей.

Информация о работе Процесс формирования творчества детей 4-6 лет в работе с разными природными материалами