Таким образом, одни
мотивы, побуждая деятельность, вместе
с тем придают ей личностный
смысл; мы будем называть их
смыс-лообразующими мотивами. Другие,
сосуществующие с ними, выполняя
роль побудительных факторов (положительных
или отрицательных) — порой
остро эмоциональных, аффективных,—лишены
смыслообразующей функции; мы
будем условно называть такие
мотивы метивами-стимулами. Характерная
черта: когда важная по своему
личностному смыслу для человека
деятельность сталкивается в
ходе своего осуществления с
негативной стимуляцией, вызывающей
даже сильное эмоциональное переживание,
то личностный смысл ее от
этого не меняется; чаще происходит
другое, а именно своеобразная, быстро
нарастающая психологическая дискредитация
возникшей эмоции. Это хорошо известное
явление заставляет еще раз задуматься
над вопросом об отношении эмоционального
переживания к личностному смыслу.
Распределение функций
смыслообразования и только побуждения
между мотивами одной и той
же деятельности позволяет попять
главные отношения, характеризующие
мотивационную сферу личности: отношения
иерархии мотивов. Эти отношения
определяются складывающимися связями
деятельности субъекта, их опосредствованиями
и поэтому являются релятивными.
Это относится и к главному
соотношению— к соотношению смыслообразующнх
мотивов и мотивов-стимулов. В
структуре одной деятельности
данный мотив может выполнять
функцию смыслообразования, в
другой - функцию дополнительной
стимуляции. Однако смыслообразующие
мотивы всегда занимают более
высокое иерархическое место,
даже если они не обладают
прямой аффектогенностью. Являясь
ведущими в жизни личности, для
самого субъекта они могут
оставаться «за занавесом» - и
со стороны сознания, и со стороны
своей непосредственной аффективностн.
Факт существования
актуально несознаваемых мотивов
вовсе не выражает собой особого
начала, таящегося в глубинах
психики. Несознаваемые мотивы
имеют ту же детерминацию, что
и всякое психическое отражение:
реальное бытие, деятельность
человека в объективном мире.
Несознаваемое и сознаваемое
не противостоят друг другу;
это лишь разные формы и
уровни психического отражения,
находящегося в строгой соотнесенности
с тем местом, которое занимает
отражаемое в структуре деятельности,
в движении ее системы. Если
цели и отвечающие им действия
необходимо сознаются, то иначе
обстоит дело с осознанием
их мотива — того, ради чего
ставятся и достигаются данные
цели. Предметное содержание мотивов
всегда так или иначе воспринимается,
представляется. В этом отношении
объект, побуждающий действовать,
и объект, выступающий в качестве
орудия или преграды, так сказать,
равноправны. Другое дело —
осознание объекта в качестве
мотива. Парадокс состоит в том,
что мотивы открываются сознанию
только объективно, путем анализа
деятельности, ее динамики. Субъективно
же они выступают только в
своем косвенном выражении —
в форме переживания желания,
хотения, стремления к цели. Специфика
мотивации в структуре психики
человека заключается в опосредованности
интеллектом, речью и сознанием
и в отличие от животных
осуществляется при помощи волевых
процессов.
Итак, мотивационная структура
человека представлена в коре
головного мозга отдельным нервным
образованием. Она имеет сложную
структуру и двойственную природу.
С одной стороны, выделяют биологические
потребности, с другой – социальные.
Совокупность этих двух уровней
и составляет, собственно, мотивационную
сферу человека. Структура мотивации
человека имеет сложную систему,
которая характеризуется иерархической
соподчиненностью, полимотивированным
характером, поливолентностью мотивов
по отношению к потребностям
и взаимозаменяемостью. Она складывается
под влиянием как внутренних,
так и внешних факторов. И в
целом, мотивационная сфера индивида
определяет общую направленность
личности.
Глава 2. Формирование
мотивационной сферы человека.
2.1 Онтогинез мотивационной
структуры человека.
Как указывает А.
Н. Леонтьев, потребности ребенка
удовлетворяются взрослым безотносительно
к продуктивности собственной
(в основном игровой) деятельности
ребенка. Неудовлетворение биологических
потребностей не стимулирует
формирование высших средств
и мотивов деятельности; развивающиеся
интеллектуальные возможности и
высшие познавательные потребности
являются, безусловно, не средством
поддержания жизни ребенка; скорее
наоборот, удовлетворение биологических
потребностей является средством,
необходимым и благоприятным
фоновым условием формирования
специфических потребностей высшего
порядка.
Элементы, зачатки высших
функциональных возможностей и
мотивов ребенка вырастают не
из деятельности по удовлетворению
биологических потребностей (таковая
ему не присуща), а как раз
вне этой деятельности и по
мере освобождения ребенка от
этой деятельности. Основными детерминантами
формирования ребенка являются,
с одной стороны, биогенетические
задатки морфологического и функционального
развития мозга, которые создают
потенциальные возможности развития
специфически человеческих форм
поведения, и, с другой стороны,
непосредственный психологический
и социальный контакт ребенка
с взрослым, который способствует
актуальному проявлению биогенетических
задатков и детерминирует конкретный
процесс психического развития
ребенка. Не случайно, например, Л.
И. Божович выделяет потребность
ребенка во впечатлениях как
относительно самостоятельную, которая
дает начало последующему формированию
ряда высших потребностей.
У ребенка формируется
довольно рано целый комплекс
потребностей функционального плана
(в общении, в деятельности
манипулятивного и игрового типа,
в том числе потребность во
впечатлениях и т. д.), которые в процессе
развития становятся структурно оформленными
и самостоятельными, — это потребности
в физической, интеллектуальной, эмоциональной,
социальной, творческой деятельности.
Удовлетворение биологических
потребностей объективно абсолютно
необходимо человеку для поддержания
его физического существования
как живого существа. Однако удовлетворение
ряда специфических функциональных
потребностей ребенка, составляющих
основу духовных, и в частности
социальных, потребностей, столь же
абсолютно необходимо для формирования
ребенка именно как человеческого
существа.
Мы еще не знаем
всех последствий лишения ребенка
человеческой среды, особенно
в начальный период жизни, но
можно считать доказанным, что
даже существенное ограничение
в удовлетворении его потребностей
в контакте со взрослым человеком
(эмоциональном, активно-действенном,
речевом, социальном) значительно
задерживает психическое развитие
ребенка; в случае же еще
больших ограничений могут произойти
необратимые изменения (М. Розенгарт-Пупко,
Л. И. Божович и др.). Причем
есть основания предполагать, что
дитя человека не может стать
просто «умным животным»; оно
должно либо стать человеком,
либо погибнуть. Потенциал морфологического
и функционального развития мозга
включает в себя только человеческие
проявления и предполагает только
специфические условия реализации
этого потенциала.
Процесс формирования
мотивационной системы характеризуется
в основном объединением, интеграцией
рядоположных, стихийно формирующихся
побуждений в более крупные
мотивационные единицы с тенденцией
к образованию единой, целостной
мотивационной системы личности.
Характерная для раннего детского
возраста аморфная структура
побуждений с одноуровневым строением,
рядоположностью, ситуационностью
и импульсивностью актуализации
постепенно преобразуется в более
сложную, многоуровневую структуру
с централизованной сознательно-волевой
системой управления поведением,
с иерархическим соподчинением
побуждений, с высоким динамическим
и содержательно-смысловым единством.
Не ставя задачей
дать конкретно-психологическое
описание процесса интеграции
мотивационной системы как одного
из основных процессов ее онтогенетического
формирования, попытаемся выяснить
наиболее существенные особенности
структурного строения мотивации,
специфичные как для генетически
начальной стадии формирования,
так и для генетически зрелой
стадии, и тем самым выявить
наиболее общий характер тенденций
в развитии мотивации. Важно
определить не столько конкретные
этапы этого процесса, сколько
его общий смысл, общее направление
и основные особенности складывающейся
зрелой структуры мотивации.
Структура мотивации
ребенка двух-трехлетнего возраста
характеризуется еще значительной
аморфностью, отсутствием устойчивой
иерархии мотивов. Система доступных
ребенку мотивов представляет
собой рядоположный набор мотивов,
сменяющих друг друга в относительно
случайном порядке. Жизненно важные
потребности и капризы нередко
еще не дифференцируются ребенком
и приобретают иногда одинаково
высокую значимость для него.
Мотивы сменяются во времени,
не подчиняясь еще единому
сознательно-волевому контролю.
Логика этой простой
«цепочковой» актуализации мотивов
зависит от периодически возобновляющихся
внутренних потребностей в пище,
физической активности, в развертывании
быстро растущих функциональных
возможностей в познавательной,
речевой, игровой деятельности. Вместе
с тем эти как будто спонтанные,
«внутренние» по источнику потребности
еще настолько недифференцированны,
неопределенны, что само конкретное
их проявление и процесс удовлетворения
решающим образом зависят от непосредственной
внешней среды, от тех видов и форм конкретной
деятельности, которые подсказаны ребенку
взрослыми. Именно поэтому бросается в
глаза ситуационный характер мотивов
ребенка не только по форме их выражения,
но и по самой актуализации, возбуждению
того или иного мотива. Ребенок и в деятельности,
и в самой мотивации является еще рабом
непосредственного ситуационного поля,
в частности зрительного: висящий плод
вызывает у ребенка желание съесть его,
вид улицы, сада или леса — желание погулять
и т. д.
С. Л. Рубинштейн
дает следующую психологическую
характеристику мотивации в детском
возрасте: «Каждое непосредственно
на ребенка действующее побуждение
имеет в раннем детстве еще
очень большую власть над ребенком.
Поэтому внутренняя мотивация
еще очень неустойчива: при
каждой перемене ситуации ребенок
может оказаться во власти
других побуждений. Неустойчивость
мотивации обусловливает известную
бессистемность действий».
Говоря о стихийном
влиянии ситуации, он в то же
время подчеркивает столь же
стихийное влияние на поведение
импульсивных желаний ребенка:
«В раннем детстве характерной
особенностью волевой сферы является
непосредственная импульсивность.
Воля ребенка на начальных
стадиях развития — это совокупность
его желаний; каждое его желание
сродни аффекту. Эмоции ребенка
непосредственно переходят в
действия, так что избирательность
сначала означает лишь некоторое
многообразие мотивов, между которыми
в силу этого иногда возникает
борьба. Много шансов на победу
в этой борьбе имеют сначала
непосредственно действующие чувственные
стимулы перед более отдаленными,
данными лишь в представлении,
и особенно эмоционально яркие
перед более нейтральными. Лишь
в ходе дальнейшего развития
ребенок становится способным
действовать не в силу эмоционально
привлекательных побуждений».
Таким образом, поведение
ребенка раннего возраста характеризуется,
во-первых, импульсивностью (т. е.
чрезмерной зависимостью от
стихийно складывающихся
внутренних влечений),
а во-вторых, ситуационностью
(т. е. чрезмерной зависимостью
от случайных внешних обстоятельств).
То и другое характерно для
побуждений, которые актуализируются
под влиянием непосредственной,
ближайшей действительности и
в пределах этой же узкой
сферы удовлетворяются. Глубокий
приспособительный характер такой
стихийно формирующейся стратегии
мотивации заключается в максимальном
использовании благоприятных ситуационных
возможностей для удовлетворения
того или иного побуждения.
Легкость, доступность
удовлетворения побуждения провоцирует
его актуализацию. Ввиду недостаточности
опыта и функционально-энергетических
возможностей активного воздействия
на действительность ребенок
благодаря такой мотивационной
стратегии получает возможность
приспосабливаться к «стихийно»
складывающимся благоприятным возможностям
удовлетворения побуждений.
Дальнейшее развитие
мотивации в этом отношении
идет в направлении формирования
более устойчивых побуждений, которые
уже вследствие устойчивости
не остаются рядоположными, внешними
в отношении друг к другу,
а приобретают тенденцию к
объединению, интеграции, тенденцию
складываться в иерархическую
структуру. А. Н. Леонтьев отмечает,
что вообще «человек стремится
к устранению дезинтегрированности
своего сознания». Характеризуя
в этом плане развитие человеческой
мотивации, С. Л. Рубинштейн писал: «Человек
перестает быть рабом непосредственно
ситуации; действия его, становясь опосредованными,
могут определяться не только стимуляцией,
исходящей из непосредственно наличной
ситуации, но и целями и задачами, лежащими
за ее пределами: они становятся избирательными,
целевыми и волевыми; именно эти черты
характеризуют деятельность человека
в его специфических отличиях от поведения
животных». Динамическая особенность
мотивации на ранней генетической стадии
формирования личности заключается в
относительно узкой временной сфере действия
побуждений. Ребенок еще не способен длительно
удерживать мотивационную установку:
она быстро «истощается». В случае небольшой
актуальности побуждения ребенок отвлекается
от него, «забывает» о нем. В случае значительной
актуальности у ребенка наблюдается настоятельная
установка на быструю, иногда немедленную
реализацию побуждения, а в случае неудовлетворения
наступает аффективная реакция, которая
является своеобразной эмоциональной
формой «разрядки» напряженного побуждения.
В любом случае — и при удовлетворении,
и при отвлечении, и при аффективной реакции
— побуждение так или иначе распадается
в пределах заданного относительно небольшого
периода времени.