Проблемы мотивации проектных команд

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Главной целью выполнения курсовой работы является выяснение проблем мотивации проектной команды.
Интерес к созданию и процессу работы проектных команд постоянно растет. Казалось бы, такое разнообразие материалов и методик по проектной деятельности позволит предприятиям, использующим проектную форму организации труда, избежать каких-либо проблем по всем вопросам реализации проекта. Однако очень часто в стороне остается важная и деликатная составляющая –мотивация участников проектной команды.

Содержание

Введение
Глава 1: Понятие проекта и проектной команды
1.1 Понятие проектной команды
1.2 Состав проектной команды
1.3. Способы организации проектной деятельности в рамках компании
Глава 2: Мотивация проектных команд
2.1 Подходы к разработке систем мотивации проектных команд
2.2. Применение теорий мотивации по стимулированию участников проектных команд
2.3. Практические советы профессионалов по мотивации проектных команд
2.3.1 Материальная мотивация
2.3.2 Нематериальная мотивация
2.4 Проблемы мотивации проектных команд
Глава 3: Практический пример мотивации проектной команды
3.1.Краткое описание деятельности ООО «Инвестиционный центр»ЮУТПП
3.2. Программа мотивации проектной команды
3.2 Мотивационные факторы, стимулирующие деятельность проектной команды
3.3 Неэффективность мотивации проектной команды
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по упр персоналос.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

Во – вторых, проверять, действительно ли лучшие работники получают обещанное им вознаграждение. Для этого может оказаться полезным проанализиро­вать прошлый опыт работы над проектами. Возможно, что в прошлом руково­дители проектов обещали премировать наиболее отличившихся работников, но затем не сдержали своего слова. Такие невыполненные обязательства могут по­влиять на активность работы над текущими проектами. Поэтому руководитель никогда не должен обещать такого вознаграждения, которого он не сможет вы­платить. Поддерживать в компании чувство ответственности за обещанные по­ощрения участников проекта (например, продвижение по службе или повыше­ние зарплаты).

В – третьих, выяснить, что имеет наибольшее значение для каждого из членов команды, и вознаграждать их с учетом этих предпочтений. Для одних наиболь­шее значение имеет моральное поощрение, а для других – материальное. Опыт­ный руководитель знает интересы своих подчиненных и обеспечивает каждому то вознаграждение, которое в наибольшей мере стимулирует их усилия.

 

Теория поощрения

Из этой теории следует, что поощрение должно быть непрерывным. Она также говорит о том, что если работа превращается в наказание, то она становится непро­дуктивной. Наконец, согласно этой теории, поощрение, осуществляемое через фик­сированные сроки (например, вручение чека каждые две недели), менее эффектив­но, чем выплаты переменных сумм через произвольные периоды.

Хотя большинству членов проектной команды не обязательно выдавать воз­награждение при каждом успехе, тем не менее, работники нуждаются в регуляр­ном поощрении своих усилий.

То, насколько часто руководитель проекта должен поощрять усилия своих подчиненных, зависит от индивидуальных особенностей каждого из них. Необходимо определить потребность в этом каждого из членов команды. В какой мо­мент у них происходит резкое снижение усилий или падает эффективность работы? Кто нуждается в стимулировании чаще других? Кто жалуется на формальность системы вознаграждения и никогда не бывает доволен получен­ной суммой? Когда руководитель определит, какое поощрение требуется каж­дому сотруднику, он сможет использовать более обоснованный подход.

Теория поощрения говорит о том, что переменное вознаграждение оказывает больший стимулирующий эффект, чем фиксированное. Например, можно выдать кредитную карточку компании для оплаты обедов на всю семью. Или же органи­зовать корпоративное мероприятие для сотрудников после того, как группа добьется значительных ус­пехов или решит поставленную задачу. Люди любят приятные сюрпризы, и тео­рия поощрения говорит, что вознаграждение, предоставляемое с переменной частотой, обеспечивает непрерывность трудовых усилий.[7,225c.]

 

Теория постановки цели

Одна из теорий мотивации, получившая наилучшие подтверждения, – теория по­становки цели, обеспечивает хорошие результаты, и руководители, еще не осво­ившие ее применение, должны поторопиться. Эта теория утверждает, что когда руководитель ставит ясные, конкретные и вызывающие интерес цели, то эффек­тивность работы повышается. Постановка интересной цели приносит лучшие ре­зультаты, чем просьба к сотрудникам «сделать все от них зависящее». Даже если цель достигнута не полностью, команда и ее отдельные члены хотят добиться большего. Удивительно, но исследования подтверждают, что люди не должны участвовать в постановке цели для своей будущей деятельности.

Правильно сформулированная цель определяет, что и к какому сроку должно быть сделано и какие критерии будут использоваться для оценки работы. Цель должна за­ставить команду работать с напряжением. Если цель оказывается слишком простой, она порождает настроение безразличия, члены команды становятся апатичными, а некоторые из них испытывают чувство обиды.

Результаты недавних исследований показали, что эффективность постанов­ки цели снижается, если предлагаемое задание оказывается сложным и незнако­мым, как это бывает во многих проектах. Когда проект оказывается сложным, незнакомым или требующим новых знаний и навыков, его общую цель лучше представлять в виде ряда краткосрочных и более понятных целей, которые будут восприняты сотрудниками как достижимые. В этой ситуации возможно привле­чение к постановке целей членов проектной команды.

Постановка целей, в том виде, в каком она осуществляется во многих организациях, создает одну серьезную проблему. Большинство организаций считают достижение официально объявленных целей непременным условием выплаты вознаграждения. В результате наиболее рациональные люди стараются ставить легкодостижимые цели. Руководители, материальное возна­граждение которых зависит от того, выполнит ли подразделение эти цели, также стремятся ставить перед собой менее сложные задачи. В итоге – повсеместно ста­вятся более простые цели, за достижение которых выплачивается положенное вознаграждение. Таким образом, компания не работает с максимальной отдачей, с которой она стремилась бы к решению более сложных задач.

Для того чтобы постановка целей была более эффективной, руководитель про­екта должен изменить принципы материального стимулирования. Например, оце­нивать цели с учетом их сложности; выплачивать вознаграждение с учетом реаль­ных трудозатрат, а не просто в случае решения поставленной задачи; использовать программу участия в распределении прибылей компании, которая поощряет ра­боту с максимальной эффективностью. Если вы ставите задачи, стимулирующие активность сотрудников, то должны выплачивать вознаграждение за повышение производительности труда даже в том случае, если цели проекта не будут дости­гнуты в полном объеме.[7,228c.]

 

Теория контроля

Теория контроля обеспечивает развитие теории постановки цели, объясняя то, как люди обрабатывают информацию и принимают решения о выборе усилий, которые они будут прилагать в дальней­шем. Согласно этой теории, мы постоянно сравниваем нашу работу с существую­щими стандартами (обычно, с целями). Мы стремимся получить сигналы обрат­ной связи от руководителя, от наших коллег и от процесса работы как такового, которые позволили бы нам проводить подобные сравнения. Когда мы обнаружи­ваем несоответствие между нашей работой и стандартами, мы пытаемся устано­вить его причину и затем решаем, как поступать в дальнейшем. Руководители проектов могут позитивно влиять на этот процесс различными методами. Во – первых, что наиболее важно, они должны обеспечить обратную связь или найти способы, при помощи которых их команды могут наладить ее самостоятельно. И положительная, и отрицательная обратная связь помогает ко­манде исправлять ошибки. Предполагается, что чем больше ошибок выявлено в начале, тем лучше это скажется на проекте в долгосрочной перспективе: если группа находит и устраняет ошибки на ранних этапах работы, это снижает веро­ятность фатальной ошибки при завершении проекта. Кроме того, выявление и устранение ошибок укрепляет взаимное доверие сотрудников.

Руководители должны помогать членам своей команды проводить анализ вы­явленных ошибок. Реакцией на ошибку может стать снижение приверженности поставленным целям, если команда или отдельные ее члены почувствуют себя неспособными предотвращать или исправлять возникающие отклонения. Руко­водитель проекта способен укрепить стремление команды достичь цели и содей­ствовать решению возникающих проблем. Он может помочь команде разобрать­ся в причинах возникновения неадекватной ситуации. [7,230c.]

 

Модель рабочих характеристик

Модель рабочих характеристик полезна для руководства при перепланировке работы и повышении ее разнообразия. Из нее следует, что если люди могут ис­пользовать на работе свои разнообразные навыки, когда работа требует выполне­ния заданий с видимыми результатами и когда работа воспринимается как имею­щая реальное значение, то отношение работников к своей трудовой деятельности оказывается позитивным. Кроме того, эта модель демонстрирует положительные результаты в случае предоставления сотрудникам определенной автономии и на­правлении им сигналов обратной связи о результатах их деятельности. Масштабные исследования позволили установить, что если работа обладает описанными выше характеристиками, ее выполнение приносит большее удовлетворение. Удовлетворение работой уменьшает текучесть кадров, количество прогулов и случаев трудового травматизма. Когда работа обеспечивает автономность и обратную связь, производительность труда обычно повышается.

2.3. Практические советы профессионалов по мотивации проектных команд

2.3.1 Материальная мотивация

Следует для начала поговорить о мотивации в том смысле, который обычно вкладывают в это слово.

При разработке материальной мотивации, как отмечают Глот Н.Н. и М.Рыбаков, следует учитывать тип  организации проектной деятельности, которые подробно описаны в параграфе 1.3 главы 1.

М.Рыбаков отмечает несколько подходов к материальной мотивации:

1.      Сотрудник получает все материальное вознаграждение в своем функциональном подразделении. Плюс — в прозрачности такой схемы, минус — в отсутствии мотивированности человека на результаты работы в проекте. Возможен вариант, при котором функциональный руководитель самостоятельно принимает решение о премировании сотрудников. Это может иметь стимулирующий эффект, однако высока вероятность субъективного подхода к оценке работников.

2.      Во время работы в проекте сотрудник получает все вознаграждение из бюджета проекта. Эта схема пригодна для тех участников, которые полностью освобождаются от выполнения своих повседневных обязанностей на время работы в проекте.

3.      Сотрудник продолжает получать постоянную часть вознаграждения (оклад) в своем «родном» подразделении, а бонусы ему начисляются из бюджета проекта, для которого он выполняет работы.

Надо сказать, что пока в России наиболее распространена первая схема оплаты в силу привычки и простоты ее реализации.[8,14c.]

Отдельно стоит поговорить о мотивации менеджера проекта.

Важно, чтобы его доход напрямую зависел от результатов проекта. Для этого с ним заключают контракт, в котором оговариваются условия оплаты. Некоторый минимум ему выплачивается в виде оклада, часть — по завершении определенных этапов проекта, а основная часть — бонус, премия — по итогам проекта. Размер бонуса напрямую зависит от достигнутых результатов, соблюдения сроков и бюджета. Могут учитываться также и другие критерии, которые надо оговорить «на берегу» и зафиксировать в контракте.[8,14c.]

Глот Н.Н. же отмечает, что следует дифференцировать вознаграждение участников проектной команды за выполнение ими текущих обязанностей и участие в проектной деятельности. Хороший вариант- выплата специалистам оклада за текущую деятельность и премии (переменной части оклада) за работу в проектной команде.

Проектный тип организации работ предпо­лагает наличие системы полного учета време­ни, затрачиваемого на проекты участниками (ведение сотрудниками сквозной фотографии рабочей недели). Поскольку проектные ком­пании чаще всего производят интеллектуаль­ный продукт и выделить индивидуальный ре­зультат каждого участника сложно, то необхо­димо использовать повременный учет работы сотрудников, желательно с определением по­казателя эффективности участия работника в проекте, степени сложности проекта, а также выполнения бюджета проекта (как правило, только для менеджеров).

Измерение степени эффективности производится путем определения соотношения результата и затрат. Затраты, контролируемые сотрудником, обычно выражаются в виде трудозатрат. Если невозможно измерить степень эффек­тивности на основе количественных показателей, следует оценивать ее с помощью критериев качества. Это можно сделать следующим образом:

1.      ввести шкалу эффективности (например, «низкая», «нормальная», «высокая» или в баллах — от 1 до 5); «низ­кая» оценка может быть даже отрицательной;

2.      определить перечень характеристик, детализирующих понятие эффективности (например, качество работ, работа в команде, взаимодействие с менеджером, взаимодействие с клиентом);

3.      для каждой из характеристик сформировать шкалу, включающую несколько значений с указанием условий их достижения;

4.      разработать принцип нахождения значения эффектив­ности на основе оценок характеристик путем введения ве­сового показателя характеристики.

Еще один важный момент — понятие критического значе­ния характеристики. Например, если показатель качества работы сотрудника равен нулю, тогда и значение показате­ля эффективности также равно нулю.[2,229c.]

Размер повременной премии по результатам проекта для сотрудника рассчитывается по формуле:

                   (2.1)

,где ЧЧ-количество человеко-часов, затраченных сотрудником на выполнение задач по проекту

Результат- коэффициент эффективности, присваиваемый каждому значению оценки результатов программы мотивации

Сложность-оценка степени сложности проекта

Ставка-ставка премирования за эффективно отработанный человеко-час

Сложность проекта может быть, например, для внутренних проектов-1, внешних-1,3, сложных внешних-1,5 и т.д.

 

Особенность системы мотивации менеджера проекта состоит в том, что она должна обязательно учитывать такой показатель, как выполнение бюджета проекта:

     (2.2)

,где Роль-коэффициент, присваиваемый за роль в проекте

Бюджет-оценка выполнения бюджета

Для участников проекта, тесно связанных с продажей проекта и способных оказать непо­средственное влияние на уровень его прибыли, правильнее использовать комиссионную систе­му оплаты (процент от продаж, маржи проекта и т. д.). Таким образом, данные участники про­ектной группы будут в большей степени моти­вированы на достижение результата.

Также в качестве варианта мотивации ко­манд проектного типа можно использовать ак­кордную систему, предполагающую расчет об­щего фонда премий на основе плановых пока­зателей повременных затрат участников, и распределение фонда исходя из показателей затраченного времени с учетом результата.

Информация о работе Проблемы мотивации проектных команд