Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:12, реферат

Описание работы

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.

Работа содержит 1 файл

Проблема возраста и возрастной периодизаци1.docx

— 83.24 Кб (Скачать)

В других случаях  организационные процессы в системе  могут протекать с разной скоростью: вначале очень быстро, затем с  постепенным снижением чувствительности до определенного уровня, но без  полной ее утраты. Возможен и еще  один вариант, когда организационные  процессы в системе ускоряются неоднократно; в этом случае система будет обнаруживать не один, а несколько, возможно, ритмически повторяющихся критических периодов. Важно подчеркнуть, что вследствие повышения избирательной чувствительности системы к воздействиям среды, возникающей  в сензитивном периоде, он одновременно является и оптимальным для направленных воздействий с целью оптимизации  или коррекции развивающихся  процессов, и периодом уязвимости системы  к повреждающим воздействиям.

Из сказанного следует, что критические и сензитивные  периоды обеспечивают механизм индивидуализации развития, поскольку в зависимости  от особенностей реализации каждого  конкретного периода дальнейшие этапы развития могут приобретать  все более специфический, присущий только данному индивиду опыт.

В психологии изучение критических и сензитивных периодов психического развития имеет свою историю. Несмотря на некоторые различия в  теоретической интерпретации этих явлений, общепризнанно, что существуют периоды, когда психическое развитие происходит наиболее быстро и особенно эффективно.

Применительно к психическому развитию детей и  подростков критические периоды, называемые кризисами, были наиболее полно проанализированы Л.С. Выготским. Он выделял несколько, основными из них можно считать  кризисы одного года, 3, 7 и 13 лет. Первый отделяет младенчество от раннего детства, второй обеспечивает переход к дошкольному  детству, третий является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом, последний представляет собой перелом в развитии при  переходе к пубертату. Указанные  Л.С. Выготским сроки протекания кризисов, по-видимому, в настоящее  время могут быть оспорены, хотя бы уже по причине эпохальной акселерации/децелерации  развития. Однако содержание и последовательность выделенных кризисов, безусловно, сохраняются, поскольку отражают нормативные  закономерности психического развития.

Как отмечает Н.С. Лейтес (1978), толкование критических  периодов у Выготского имеет существенные точки соприкосновения с пониманием критических периодов в физиологии развития: это наиболее ответственные, поворотные пункты развития, когда  на протяжении относительно короткого  времени происходят очень значимые для дальнейшего резкие сдвиги. Поскольку  индивидуальность человека на всех этапах онтогенеза целостна, можно высказать  предположение, что психические  кризисы имеют системный характер и в качестве «невидимой подводной  части айсберга» включают существенные физиологические преобразования. Основания  для такого предположения есть, поскольку  в возрастной физиологии и возраст 7-8 лет, и начало пубертата рассматриваются  как критические периоды развития. Помимо многих специфических особенностей они характеризуют и общее  явление: высокое напряжение гомеостатических механизмов адаптации.

Еще одним важным понятием в психологии является возрастная сензитивность, при этом считается, что в каждом возрасте ребенок особенно чувствителен к определенного рода воздействиям, специфическим для данного возраста (Лейтес, 1978). Причем подчеркивается, что природу этой сензитивности нельзя вывести только из процессов созревания (натуральный ряд) или объяснить педагогическим воздействием на ребенка и его культурными накоплениями (социальный ряд). Возрастная сензитивность возникает, как пишет Б.Г. Ананьев, в результате сплетения органического и социального рядов в целостном психическом развитии.

Пока, по-видимому, преждевременно высказывать предположения  по поводу того, какие конкретные физиологические  механизмы создают условия для  обеспечения этих явлений в психическом  развитии ребенка, их изучение – дело будущего.

Информация о работе Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии