Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:12, реферат
Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.
В других случаях
организационные процессы в системе
могут протекать с разной скоростью:
вначале очень быстро, затем с
постепенным снижением
Из сказанного следует, что критические и сензитивные периоды обеспечивают механизм индивидуализации развития, поскольку в зависимости от особенностей реализации каждого конкретного периода дальнейшие этапы развития могут приобретать все более специфический, присущий только данному индивиду опыт.
В психологии изучение
критических и сензитивных
Применительно к психическому развитию детей и подростков критические периоды, называемые кризисами, были наиболее полно проанализированы Л.С. Выготским. Он выделял несколько, основными из них можно считать кризисы одного года, 3, 7 и 13 лет. Первый отделяет младенчество от раннего детства, второй обеспечивает переход к дошкольному детству, третий является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом, последний представляет собой перелом в развитии при переходе к пубертату. Указанные Л.С. Выготским сроки протекания кризисов, по-видимому, в настоящее время могут быть оспорены, хотя бы уже по причине эпохальной акселерации/децелерации развития. Однако содержание и последовательность выделенных кризисов, безусловно, сохраняются, поскольку отражают нормативные закономерности психического развития.
Как отмечает Н.С.
Лейтес (1978), толкование критических
периодов у Выготского имеет существенные
точки соприкосновения с
Еще одним важным понятием в психологии является возрастная сензитивность, при этом считается, что в каждом возрасте ребенок особенно чувствителен к определенного рода воздействиям, специфическим для данного возраста (Лейтес, 1978). Причем подчеркивается, что природу этой сензитивности нельзя вывести только из процессов созревания (натуральный ряд) или объяснить педагогическим воздействием на ребенка и его культурными накоплениями (социальный ряд). Возрастная сензитивность возникает, как пишет Б.Г. Ананьев, в результате сплетения органического и социального рядов в целостном психическом развитии.
Пока, по-видимому, преждевременно высказывать предположения по поводу того, какие конкретные физиологические механизмы создают условия для обеспечения этих явлений в психическом развитии ребенка, их изучение – дело будущего.
Информация о работе Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии