Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:12, реферат

Описание работы

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.

Работа содержит 1 файл

Проблема возраста и возрастной периодизаци1.docx

— 83.24 Кб (Скачать)

Критерии периодизации возрастного развития. Понять закономерности возрастного развития, специфику  отдельных возрастных этапов позволяет  разделение жизненного пути на периоды. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития. Л.С. Выготский различал три  группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам  детского развития.

Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим  процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные  по биогенетическому принципу. Согласно этой позиции онтогенез в кратком  и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального  развития ребенка выстраивается  в соответствии с основными периодами  биологической эволюции и исторического  развития человечества.

Еще один пример – периодизация Р. Заззо. В ней  этапы детства совпадают со ступенями  системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного  возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в  семье или дошкольном учреждении. Далее следует стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой  ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в Средней  школе (12-16 лет), когда он получает общее  образование; и позже – стадия высшего или университетского образования. Так как развитие и воспитание взаимосвязаны и структура образования  создана на базе большого практического  опыта, границы периодов, установленных  по педагогическому принципу, почти  совпадают с переломными моментами  в детском развитии.

Во второй группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием  становится какая-либо одна сторона  развития, например развитие костных  тканей в периодизации П.П. Блонского  и развитие детской сексуальности  у 3. Фрейда.

Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легкодоступный наблюдению, связанный с существенными  особенностями конституции растущего  организма признак – появление  и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (до 8 месяцев – 2–2,5 лет), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

Зигмунд Фрейд  считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, – поглаживание, сосание, освобождение кишечника и т.д. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.

Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них  не учитывается изменение роли выбранного критерия в общем развитии на разных его этапах, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

В третьей группе периодизаций периоды возрастного  развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей этого развития. Примером могут служить периодизации Льва Семеновича Выготского и Даниила  Борисовича Эльконина.

Л.С. Выготский о стадиальности  развития

Возрастное развитие, в особенности детское, – сложный  процесс, который в силу ряда своих  особенностей приводит к изменению  всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие – это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое «не падает с неба», как писал Л.С. Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.

Источником развития является социальная среда. Каждый шаг  в развитии ребенка меняет влияние  на него среды: среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит  от одной возрастной ситуации к следующей. Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития» – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.

Как ребенок  взаимодействует со средой? Л.С. Выготский  выделяет две единицы анализа  социальной ситуации развития – деятельность и переживание. Легко наблюдать  внешнюю активность ребенка, его  деятельность. Но существует и внутренний план, план переживаний. Одну и ту же ситуацию в семье по-разному переживают разные дети, даже дети одного возраста – близнецы. В результате на развитии одного ребенка конфликт между родителями, например, скажется слабо, а у другого  вызовет невроз и прочие отклонения. Один и тот же ребенок, развиваясь, переходя от одного возраста к другому, будет по-новому переживать ту же самую  семейную ситуацию.

Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу  периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее  наибольшее значение для развития на следующей стадии.

Л.С. Выготский  рассмотрел динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике  могут происходить медленно и  постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен  в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце  периода дают качественный скачок в  развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец  стабильного периода, можно представить  себе тот огромный путь, который  прошел ребенок в своем развитии.

Стабильные периоды  составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по несколько  лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются  устойчивыми, фиксируются в структуре  личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Л.С. Выготский  придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон  детского развития. В настоящее время  у нас чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят  на счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить.

Кризисы, в отличие  от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном  стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых  происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять  в это время катастрофический характер.

Кризис начинается и завершается незаметно, его  границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для  окружающих ребенка людей оно  связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости», как  пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит  из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые  раньше имели успех, теперь перестают  действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими – типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится труднопереносимым, а второй почти  не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим  – таким, каким он был раньше. Каждый ребенок испытывает трудности  в общении с окружающими, у  каждого снижается темп продвижения  в учебной работе.

Главные изменения, происходящие во время кризиса, –  внутренние. Развитие приобретает негативный характер. Что это значит? На первый план выдвигаются инволюционные  процессы: распадается, исчезает то, что  образовалось на предыдущей стадии. Ребенок  теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность, отказывается от прежних ценностей и форм отношений. Но наряду с потерями создается и  что-то новое. Новообразования, возникшие  в бурный, непродолжительный период, оказываются неустойчивыми и  в следующем стабильном периоде  трансформируются, поглощаются другими  новообразованиями, растворяются в  них и, таким образом, отмирают.

В кризисные  периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его  все еще ограниченными возможностями, с другой – между новыми потребностями  ребенка и сложившимися ранее  отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Кризисные и  стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (7-13 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (13-17 лет) – кризис 17 лет.

Периодизация  психического развития по Д.Б. Эльконину

Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о  возрастном развитии. Он рассматривает  ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир  – мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок – вещь» и «ребенок -- взрослый». Но вещь, обладая определенными физическими свойствами, заключает в себе и общественно выработанные способы действий с нею. Это, по сути – общественный предмет, действовать с которым ребенок должен научиться. Взрослый тоже не только человек, имеющий конкретные индивидуальные качества, но и представитель какой-то профессии, носитель других видов общественной деятельности с их специфическими задачами и мотивами, нормами отношений, т.е. общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем «ребенок – общественный предмет» и «ребенок – общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность.

В то же время  эти системы отношений осваиваются  ребенком в деятельностях разного  типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние  на развитие ребенка, Д.Б. Эльконин выделяет две группы.

В первую группу входят деятельности, которые ориентируют  ребенка на нормы отношений между  людьми. Это непосредственно-эмоциональное  общение младенца, ролевая игра дошкольника  и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело главным  образом с системой отношений  «ребенок – общественный взрослый», или, шире, «человек – человек».

Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря  которым усваиваются общественно  выработанные способы действий с  предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, периода. Для окружающих ребенка людей  оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости», как  пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит  из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые  раньше имели успех, теперь перестают  действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими – типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится труднопереносимым, а второй почти  не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим – таким, каким он был раньше. Каждый ребенок испытывает трудности в общении с окружающими, у каждого снижается темп продвижения в учебной работе.

Главные изменения, происходящие во время кризиса, –  внутренние. Развитие приобретает негативный характер. Что это значит? На первый план выдвигаются инволюционные  процессы: распадается, исчезает то, что  образовалось на предыдущей стадии. Ребенок  теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность, отказывается от прежних ценностей и форм отношений. Но наряду с потерями создается и  что-то новое. Новообразования, возникшие  в бурный, непродолжительный период, оказываются неустойчивыми и  в следующем стабильном периоде  трансформируются, поглощаются другими  новообразованиями, растворяются в  них и, таким образом, отмирают.

Информация о работе Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии