Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:12, реферат
Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.
Необходимость
определения психологического содержания,
характерного для каждого возрастного
периода, была очевидна и для большинства
ученых, и для практиков, занимавшихся
обучением и воспитанием детей.
В то же время критерий, введенный
Гетчинсо-ном, был в достаточной
степени умозрительным и
Так, Штратце считал, что критерием должно стать развитие полового влечения. Поэтому он выделил периоды минимального влияния сексуального влечения, его умеренного роста и, с 16 лет, максимального роста и влияния на психическую жизнь человека.
Сходная периодизация была разработана А.Гезеллом, который в качестве критерия предложил темп психического развития. Он выделил три периода – от рождения до года, от года до трех и от трех до 18 лет, причем первый период характеризуется максимально высоким темпом психического развития, второй – средним, а третий – низким темпом развития психики.
Объективный и
легко диагностируемый критерий
был и в периодизации, разработанной
П.П. Блонским. Он считал, что человеческая
жизнь состоит из трех этапов –
детства, размножения, угасания. При
этом детство есть эпоха прогрессирующего
роста, предшествующего этапу
Еще одной тенденцией в теориях периодизаций было использование также внешнего и объективного, но уже социального критерия, вытекающего из условий жизни и деятельности людей. К этой группе теорий можно отнести периодизации Р. Заззо, в которой периоды выделяются исходя из ступеней образования, Ш. Бюлер и Л. Сэва. Две последних имеют более сложное основание, чем теория Заззо, и частично могут быть отнесены к мотивационно-личностной группе периодизаций (Бюлер) или к периодизациям, критерием в которых является смена деятельности (Сэв).
Тем не менее, ведущим для обеих периодизаций остается чисто внешняя, социальная сторона ролевой позиции человека. Так, Бюлер выделила следующие пять этапов, или, как она пишет, пять фаз жизненного пути личности:
Не вдаваясь
в анализ содержания жизненных фаз,
ошибочность которых будет
Сложная периодизация Сэва строится на основе изменений деятельности субъекта, или, его словами, на основе поступков, которые отражаются в биографии в виде конкретной деятельности, требующей определенных способностей. Так он выделил циклы деятельности, характерные для ребенка, студента, рабочего и пенсионера.
Однако наиболее значимыми для понимания природы и механизмов психического развития стали периодизации, построенные на основании чисто внутренних, психологических параметров, прежде всего изменений в интеллектуальной и мотивационной сферах.
Д. Селли, доказывая, что психическое развитие основывается на законах ассоциаций, утверждал, что ребенок рождается только с предпосылками основных психических процессов, которые формируются уже при жизни детей. Такими предпосылками служат три элемента, составляющие основу главных образующих психики – ума, чувства и воли. Исследования Селли показали, что первыми у детей появляются ассоциации по сходству, затем постепенно формируются образы предметов, основанные на ассоциациях по смежности, а в конце второго года жизни возникают ассоциации по контрасту. Данные, полученные Селли, позволили также выделить основные этапы в познавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые необходимо учитывать при их обучении.
Немецкий ученый
Э. Мейман стремился соединить ассоциани-
В своей концепции
Мейман одним из первых доказывал, что
интеллект представляет собой фундамент
для развития психики, а потому и
периодизация должна строиться на основе
этапов становления интеллекта. Это
направление в теориях
Клапаред выделил четыре этапа в психическом развитии:
Периодизация Клапареда была направлена на объяснение широкого круга проблем - от механизмов психического развития до технологий обучения на определенных этапах онтогенеза. Было показано, что эта концепция имеет не только теоретическое, но и прикладное значение, позволяющее использовать ее данные в процессе воспитания, социализации детей.
Огромное значение для понимания динамики становления интеллекта имели работы ученика Клапареда Ж.Пиаже, раскрывшего не только периоды, но и механизмы восхождения от одной стадии к другой.
Как известно, он выделил три периода:
При этом каждую
стадию Пиаже разделил на два этапа
– появление необратимой
Опираясь на идеи Пиаже, Л. Кольберг обозначил этапы нравственного развития, основанные на интеллектуальной зрелости детей. Он ставил перед детьми задачу оценить нравственную сторону проблемы выбора (причем выбора заведомо неоднозначного), анализируя систему их рассуждении. Это дало ему возможность выделить три уровня развития нравственных суждений, каждый из которых состоит из двух стадий:
Кольберг, как и Пиаже, предполагал, что смена стадий нравственного развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями, прежде всего с децентрацией и формированием логических операций. При этом он считал, что на нравственное развитие влияет как общий уровень образования, так и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, желание получить награду за хорошее поведение. Именно этот, последний, фактор вызывает наибольшее количество критических замечаний, хотя большинство исследователей в целом принимают последовательность этапов формирования нравственности, разработанную ученым.
Другое направление
в теориях периодизации исходило
из приоритета мотивационной стороны
становления психики, а потому стадии
выделялись на основе изменения мотивации
и способов ее удовлетворения. Одним
из первых этот подход был реализован
в периодизации Бюлера, в которой
при приоритете эмоций все же учитывались
изменения в интеллектуальной сфере.
Доказывая необходимость
Эмоциональное развитие при переходе от стадии к стадии выражается в том, что удовольствие от деятельности смещается из конца в начало. Так, при инстинкте сначала происходит действие, а затем наступает удовольствие от него (например, лягушка вначале прыгает за мухой, глотает ее, а затем получает удовольствие от еды). При дрессуре деятельность и удовольствие идут параллельно (так, собачка, прыгая через обруч, в награду получает кусочек сахара). Наконец, при наличии интеллекта человек может представить, какое удовольствие он получит, к примеру, от вкусной конфетки или от общения с другом еще до начала этой деятельности. Именно интеллектуальная стадия как культурная позволяет наиболее гибко и адекватно приспособиться к среде, считал К. Бюлер.
Наиболее полно
мотивационный критерий периодизации
был воплощен в работах Фрейда,
хотя интеллектуальная сторона при
этом практически не учитывалась. Фрейд
создал свою периодизацию, исходя из закономерностей
развития либидозной энергии, которая
непосредственно связана с
Подчеркивая значение родителей в развитии личности ребенка, Фрейд писал о том, что именно от них во многом зависит способ прохождения этих периодов психического развития, а травмы, полученные при общении со взрослым в первые годы жизни, становятся причиной психических и социальных отклонений в поведении, которые могут проявиться значительно позднее.
Информация о работе Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии