Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:12, реферат

Описание работы

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.

Работа содержит 1 файл

Проблема возраста и возрастной периодизаци1.docx

— 83.24 Кб (Скачать)
 

Проблема  возраста и возрастной периодизации. Кризисы  в развитии

Возраст – одна из фундаментальных и сложных  категорий психологии развития. Уже  самое общее, формальное его определение  имеет 2 значения, оба из которых  широко применяются как в историко-биологических  науках, так и в науках о неживой  материи – это абсолютный и  условный возраст.

Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это –  чисто количественное, абстрактное  понятие, обозначающее длительность существования  объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного  возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета  и принципов ее расчленения.

В науке возрастные категории выглядят чрезвычайно  сложными и противоречивыми. Как  указывает И.С. Кон, чтобы разобраться  в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Во-первых, это  индивидуальное развитие, описываемое  в таких понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография»; его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные  свойства»).

Вторая система  отсчета – социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура  общества, описываемые в таких  терминах, как «возрастная стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные  слои», «возрастные группы», «поколение», «когортные различия» и т.д.

Третья система  отсчета – возрастной символизм, т.е. представления о возрастных процессах в культуре, то, как  их воспринимают и символизируют  представители разных социально-экономических  и этнических общностей и групп («возрастные обряды», «возрастные  стереотипы» и т.п.).

Рассмотрим понятие  возраста в каждой из этих систем.

I. Индивидуальное развитие: жизненный путь  индивида. Поскольку индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация неизбежно покоится на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (различия). То и другое обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов), или стадий развития (детство, переходный возраст, зрелость, старость и др.), известных с древности.

Возрастные свойства отвечают на вопрос: чем среднестатистический индивид данного хронологического возраста и/или находящийся на данной возрастной стадии отличается от среднестатистического  индивида другого возраста? Возрастные процессы отвечают на вопрос, как формируются  возрастные свойства и каким путем (постепенно или резко, скачкообразно) происходит переход из одной возрастной стадии в другую?

Термины, в которых  психология развития описывает возрастные процессы (рост, созревание и т.п.), уходят своими корнями в биологию и подразумевают прежде всего онтогенез. Но реальная биография, жизненный путь индивида значительно богаче и шире онтогенеза – она включает историю «формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». Здесь налицо взаимодействие двух рядов развития, которые Л.С. Выготский назвал натуральным (развитие организма) и социальным (приобщение индивида к культуре путем обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова).

Любой анализ жизненного пути должен учитывать принципиальную многомерность возрастных свойств  и критериев их оценки: биологический  возраст соотносится со свойствами организма и его отдельных  подсистем; социальный возраст –  с положением индивида в системе  общественных отношений; психический  возраст – с характером сенсомоторной, умственной и тому подобной деятельности.

Многомерность возрастных свойств усугубляется принципиально  неустранимой неравномерностью и гетерохронностью (асинхронией) протекания возрастных процессов. Первая обнаруживает себя в том, что  психические функции индивида развиваются  неравномерно (есть спады и подъемы  в их развитии, есть сензитивные  периоды становления функций  и т.д.), разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение. Гетерохронность (межи внутриличностная) выражается в несогласованности  сроков биологического, социального  и психического развития, а также  в несовпадении темпов созревания или  инволюции отдельных подсистем  одного и того же индивида, например темпов физического роста и полового созревания, наличии диспропорции между  интеллектуальным и нравственным развитием  и т.п.

Многомерность возрастных свойств и гетерохронность  возрастных процессов делают любую  научную периодизацию жизненного пути и его отдельных этапов заведомо условной, допускающей многочисленные вариации и отклонения от статистически  среднего, которые являются вполне нормальными, неустранимыми, представляя  собой разные типы развития.

Не менее существенны  социально-исторические вариации жизненного пути. Как считают антропологи, имеется  определенная филогенетическая закономерность, согласно которой в процессе биологической  эволюции возрастает значение индивида и его влияние на развитие вида. Оно проявляется, во-первых, в нарастании длительности периода индивидуального  существования, в течение которого накапливается индивидуальный опыт, оказывающий влияние на дальнейшую эволюцию, и, во-вторых, в нарастании вариативности (морфологической, физиологической  и психической) внутри вида.

Такая же закономерность обнаруживается и в человеческой истории. Кроме общего удлинения  продолжительности жизни человека по сравнению с другими антропоидами, меняется соотношение и длительность ее этапов. С одной стороны, повышается значение подготовительного этапа  жизнедеятельности, происходит удлинение  детства как периода первичного обучения и социализации. С другой стороны, в ходе эволюции возрастает приспособительное значение старости как этапа онтогенеза, поскольку  старые особи в популяциях, передавая  накопленную ими социальную информацию более молодым, способствуют увеличению устойчивости и эволюционных возможностей популяции. Как подчеркивал Б.Г. Ананьев, в этом проявляется обратное воздействие  жизненного пути на онтогенез. Поэтому, хотя возрастные категории первоначально  зародились и часто мыслятся обыденным  сознанием как онтогенетические инварианты, их необходимо рассматривать  в более сложной системе отсчета.

Принято использовать три основных термина для описания индивидуального развития в его  целом – время жизни, жизненный  цикл и жизненный путь.

Время жизни, или  протяженность, пространство жизни (англ. life time или life span) обозначает временной  интервал между рождением и смертью. Чем заполнено это временное  пространство, термин не уточняет. Продолжительность  времени жизни имеет важные социальные и психологические последствия: так, от нее во многом зависят длительность сосуществования поколений и  продолжительность первичной социализации детей. Тем не менее «время жизни» – понятие формальное, обозначающее лишь хронологические рамки индивидуального  существования безотносительно  к его содержанию.

Понятие жизненного цикла предполагает, что ход жизни  подчинен известной закономерности, а его этапы («возрасты жизни» или «времена жизни», подобные временам года) представляют собой постоянный круговорот.

Наиболее емкий  и употребительный современный  научный термин для описания индивидуального  развития – «жизненный путь». Он характеризует  идущие сквозь возрастно-дифференцированное время жизни пути к социальным шаблонам в расписании, длительности, локализации и порядке событий. Время наступления события может  быть столь же важным для жизненного опыта индивида, как и само совершение этого события, и степень или  тип приносимых им перемен. Системное  изучение жизненного пути и биографический метод заняли в последние годы важное место в психологии развития.

До недавнего  времени психологи изучали процессы индивидуального развития так, как  если бы эти процессы совершались  в неизменном социальном мире, тогда  как историки и социологи прослеживали изменения в социальном мире без  учета сдвигов в содержании и  структуре жизненного пути индивида. Сегодня ясно, что нужно изучать  развивающегося индивида в изменяющемся мире. И в свете новой методологической перспективы возрастные различия –  не просто следствие универсальных  этапов онтогенеза, но результат сложного переплетения траекторий индивидуального  психического развития, общественно-производственной, трудовой карьеры и брачно-семейного  цикла.

Содержательная  характеристика возрастных процессов, свойств и стадий индивидуальной жизни может быть дана либо в системе  онтогенеза, субъектом которого является организм, либо в системе жизненного цикла, субъектом которой является средний индивид в единстве его  биосоциальных характеристик, либо в системе жизненного пути, субъектом  которого является личность. Однако эти системы не рядоположны, ибо жизненный путь личности включает в себя жизненный цикл индивида, а этот, в свою очередь, включает онтогенез. Относительно и различие «биологических» и «социальных» возрастных процессов и свойств. Хотя процессы роста, созревания и старения организма автономны от процессов усвоения, выполнения и оставления личностью определенных наборов социальных ролей, главные психические процессы и свойства являются интегративными и не поддаются делению на биологические и социальные.

Историко-культурный анализ жизненного пути и его отдельных  компонентов отнюдь не отрицает онтогенетических инвариант развития в его целом  – развития индивида. Но он проясняет и подчеркивает ведущую роль, которую играют во взаимодействии биологического и социального исторические условия. Ничто не может изменить инвариантную последовательность циклов детства, взрослости и старости, но длительность и содержание каждого из них существенно зависят от социальных факторов. Причем эта зависимость имеет не только количественный, что наглядно видно при изучении динамики продолжительности жизни или процессов акселерации, но и качественный характер.

Современная наука  уделяет особенно много внимания проблеме качественных сдвигов, скачков, кризисов в развитии.

Поскольку критические  периоды и социальные переходы обычно сопровождаются какой-то, подчас болезненной  психологической перестройкой, психология развития выработала особое понятие  «возрастных кризисов», или «нормативных кризисов развития». Слово «кризис» подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей и  перестройки мотивационной сферы  личности и т.д. Но так как в  данной фазе развития подобное состояние  статистически нормально, то и кризисы  эти называются «нормативными» (понятие  нормативного кризиса предложено Э. Эриксоном).

Зная соответствующие  биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, в каком среднем возрасте индивид  данного общества столкнется с теми или иными проблемами, как эти  проблемы связаны друг с другом, от каких сопутствующих факторов зависят глубина и длительность соответствующего нормативного кризиса и каковы типичные варианты его разрешения.

Но если нас  интересует не структура жизненного пути среднестатистического индивида, а биография индивидуальной личности, объективные данные необходимо дополнить  субъективными. Периодизация строится здесь по тем событиям, которые стали поворотными пунктами в развитии личности и ее жизненного мира, что предполагает внутреннюю систему отсчета.

Как ни близки все  названные понятия в философском  смысле, обозначая локализованный во времени скачок, они коренятся  в разных системах отсчета и невыводимы друг из друга: критические периоды  суть инварианты онтогенеза, возрастные переходы производны от социальной структуры  общества, а поворотные пункты относятся  к индивидуальному жизненному пути (биографии).

II. Социально-возрастные  процессы и социально-возрастная  структура общества: возрастная стратификация  общества. Возрастная стратификация – такое же универсальное явление, как жизненный путь. Каждое общество разделяется на какие-то слои (страты) соответственно возрасту своих членов, а развитие общества может быть представлено как процесс последовательной смены и преемственности этих слоев-поколений (когорт).

Система возрастной стратификации включает в себя:

  1. возрастной состав и структуру населения (социально-демографический аспект);
  2. возрастную структуру общественной деятельности (социально-экономический аспект);
  3. возрастную структуру общественных организаций и институтов (социально-политический аспект).

Информация о работе Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии