Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:12, реферат

Описание работы

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.

Работа содержит 1 файл

Проблема возраста и возрастной периодизаци1.docx

— 83.24 Кб (Скачать)

Несмотря на существенные различия между рассмотренными выше периодизациями, общими между  ними являются не только возрастные границы  отрезков онтогенеза, что связано  и с психологической симптоматикой, и с внешними, социальными условиями (например, с началом систематического обучения), но и преимущественно  эволюционный подход, так как в  них переход от одной ступени  мышления к другой (или от одного вида мотивации к другому) происходит постепенно, а сам переход не связан с появлением негативных компонентов в различных видах деятельности.

Этот взгляд частично претерпел изменения в  теории Эриксона. Развивая идеи Фрейда о доминировании мотивационного компонента как критерия определения  этапов жизненного пути, Эриксон доказывал, что для человека ведущая потребность - стремление к сохранению идентичности, целостности Эго, а ее трансформации знаменуют переход от стадии к стадии. Так как Эго, самосознание человека развивается в течение всей его жизни, то и потребность в сохранении идентичности остается всегда актуальной; следовательно, периодизация должна не оканчиваться на юношеском возрасте, а охватывать весь жизненный путь.

Он выделил  восемь основных этапов в развитии идентичности, в течение которых  ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. Эти стадии являются серией критических периодов, которые должны быть преодолены в  течение жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое  для социальной жизни качество, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному этапу. Каждая стадия дает возможность формирования противоположных  качеств и черт характера, которые  осознает в себе человек и с  которыми он начинает себя идентифицировать.

Основное внимание Эриксон уделял кризису подростково  – юношеского периода, который сопровождается важными биологическими и психологическими изменениями, так как с изменением образа своего тела меняется и образ  собственного «Я» подростка. Кризис идентичности, который происходит в  этот период, составляет основу личностной и социальной идентичности, которая  начинает осознаваться с этого времени. Доказывая, в противовес ортодоксальному  психоанализу, необходимость исследования хорошо социализированных и уверенных  в себе подростков, Эриксон подчеркивал, что основой нормального личностного  развития как раз и является осознанное чувство цельности, идентичности.

Оригинальный  подход к проблеме периодизации был  разработан в отечественной психологии. Его особенность связана в  первую очередь с введенными Л.С. Выготским понятиями социальной ситуации развития и критическими и  литическими периодами, чередующимися  в онтогенезе. Он также сформулировал  принципы, которым должна отвечать научная психологическая периодизация. Ее критерий, подчеркивал Выготский, должен быть внутренним, а не внешним  по отношению к развитию, должен быть объективным и не терять своего значения на протяжении всего периода  детства.

В основу предложенной им периодизации были положены два  критерия - динамический и содержательный. Руководствуясь динамикой развития, он выделил в детстве критические  и литические периоды, дав качественную характеристику кризисов. С точки  зрения содержания он разделил детство  на периоды, исходя из новообразований  каждого этапа, т. е. из тех психических  и социальных изменений, которые  определяют сознание и деятельность детей конкретного возраста. На этих основаниях он выстроил следующую периодизацию:

  1. кризис новорожденности,
  2. младенчество (2 месяца – 1 год),
  3. кризис одного года,
  4. раннее детство (1-3 года),
  5. кризис 3 лет,
  6. дошкольный возраст (3-7 лет),
  7. кризис 7 лет,
  8. школьный возраст (8-12 лет),
  9. кризис 13 лет,
  10. пубертатный возраст (14-17 лет),
  11. кризис 17 лет.

Постепенное становление  личности ребенка, осознание его  ведущих мотивов стало критерием  в периодизации, разработанной Л. Божович. Используя понятие Выготского о социальной ситуации развития, она  пришла к выводу, что личностные новообразования связаны с изменением переживаний детей при трансформации  социальной ситуации. Ею выделены этапы  появления мотивирующих представлений (год), осознания себя как субъекта действия и стремления стать таковым (3 года), появления стремления стать  субъектом в системе социальных отношений (6-7 лет) и появление мотива стать личностью как важное новообразование  конца подросткового периода.

Развивая идеи Выготского, Д. Эльконин предложил одну из наиболее полных на сегодняшний  день периодизаций, в которой он выделил две стороны деятельности – познавательную и мотивационную. Эти стороны существуют в каждой ведущей деятельности, но развиваются  неравномерно, чередуясь по темпу  развития в каждом возрастном периоде. Так, в младенческом возрасте интенсивно развивается мотивационная сторона (ребенок – взрослый), эта же сторона лидирует в дошкольном и подростковом периодах. В то же время в раннем детстве, так же как у младших школьников и юношей, наиболее интенсивно развивается операциональная сторона (ребенок – предмет). С точки зрения Эльконина, кризис как раз совпадает с периодом максимального разрыва между уровнем развития двух сторон деятельности. Его возникновение объясняется именно необходимостью изменить деятельность, чтобы дать возможность и другой стороне достичь необходимого уровня развития, так как в противном случае существует опасность полного разрыва между операциональной и мотивационной сторонами, что может привести к нарушениям в поведении ребенка.

Изучение критических  периодов позволило Эльконину выделить сходные по значению и причинам возникновения  кризисы 3 лет и 11-13 лет (подростковый кризис), в течение которых отстающая  мотивационная сторона начинает приобретать доминирующее значение. Эти кризисы он считал наиболее аффективными и значимыми в психическом  развитии. С другой стороны, похожи и кризисы года, 7 лет и 15-16 лет, так как в эти периоды отстающая  операциональная сторона начинает догонять мотивационную. Эти кризисы не имеют такой выраженной аффективной окраски и отделяют одну стадию психического развития от другой, в то время как мотивационные отделяют один этап от другого.

Хотя актуальность теорий периодизации в современной  психологии несколько уменьшилась, большинство ученых не отрицает их принципиальной значимости и полезности. При этом современные теории периодизации исходят из комплексной характеристики возрастного периода и рассматривают весь жизненный путь человека, а не только период его детства. Говоря о критериях разделения онтогенеза на периоды, Д. Флейвелл подчеркивал, что стадии должны выделяться на основе значимых качественных изменений, которые носят системный характер (т.е. когда человек начинает выполнять какую-то деятельность не просто лучше, но принципиально иначе и эти изменения распространяются на разные стороны его жизни). Принимая этот подход, необходимо подчеркнуть, что быстрые переходы от стадии к стадии, о которых упоминает Флейвелл, не могут происходить при качественных скачках абсолютно гладко. Бесконфликтно идет только количественное накопление, например рост конкретных знаний человека, в то время как коренная перестройка его взглядов и взаимоотношений с миром всегда предполагают амбивалентные переживания и сложную динамику процесса развития.

Периодизация  развития. Периодизация развития относится  к числу наиболее сложных и  до сих пор не имеющих однозначного решения проблем и психологии, и физиологии. Об этом свидетельствуют различные подходы к периодизации развития, существующие в этих науках. Трудности в значительной степени связаны с отсутствием общепризнанного критерия, который был бы равно принят представителями разных наук.

Требования к  критерию периодизации были сформулированы еще Л.С. Выготским, который указывал, что признак, на основании которого можно отличить одну эпоху детства  от другой, должен быть: показательным  для суждения об общем развитии ребенка; легкодоступным для наблюдения и  объективным. В качестве примера  такого признака Выготский приводит процесс смены зубов. Действительно, это информативный показатель биологического созревания. Морфологи Б.А. Никитюк  и В.П.Чтецов указывают, что он больше других соответствует календарному возрасту ребенка. Есть также данные о том, что существует корреляция между темпом смены зубов в  дошкольном возрасте и некоторыми аспектами  умственного (вербального) развития.

Тем не менее ограниченность такого критерия очевидна. Он охватывает слишком короткий период онтогенеза и, кроме того, будучи частным признаком, не дает представления о сути процессов, происходящих в организме на выделяемых с его помощью этапах развития. Похожие претензии можно предъявить и другим аналогичным подходам к периодизации (например, к периодизации на основе критерия сексуального развития).

Известный физиолог И.А. Аршавский полагал, что в основу периодизации должны быть положены критерии, отражающие специфику целостного функционирования организма. По этой логике представляется оправданным в качестве фундаментального критерия периодизации рассматривать  процессы адаптации и адаптивные возможности организма. Как отмечают М.М. Безруких и Д.А. Фарбер, особую роль в возрастной периодизации играют критерии, отражающие уровень развития и качественные изменения адаптивных механизмов, связанных  с созреванием регуляторных структур ЦНС и обусловливающих деятельность всех физиологических систем и поведение  ребенка. Такой подход сближает физиологические  и психологические подходы к  проблеме возрастной периодизации и  создает основу для выработки  единой периодизации развития.

В этой связи  уместно привести разработанную  Л.А. Щеплягиной с соавторами схему, характеризующую этапность нервно-психического реагирования детей и подростков и отражающую особенности нарушений  адаптации на разных этапах развития. Можно выделить следующие четыре этапа, или уровня, в развитии организма  и типах нарушения при дезадаптации:

  1. 0-3 года; в этом возрасте наиболее развиты вегетативные отделы нервной системы, и ответ на вредоносное воздействие среды находит свое выражение в виде нарушения вегетативных функций (расстройства пищеварения, нарушения цикла сна и бодрствования и т. п.);
  2. 4 года – 10 лет; на этом возрастном этапе ускоренно развиваются двигательные функции и устанавливаются субординационные отношения между подкорковыми и корковыми уровнями в организации двигательных актов; при патогенных воздействиях в этом возрасте чаще возникают нарушения в двигательной сфере (тики, заикание и др.);
  3. 7-12 лет; это период аффективного реагирования, обусловленный формированием и усложнением субъективного опыта ребенка и его эмоциональных переживаний; на этом этапе дезадаптация проявляет себя в виде повышенной возбудимости и страхов;
  4. 12-16 лет; это эмоционально-идеаторный этап нервно-психического реагирования; уровень психической зрелости в этом возрасте обеспечивает ответы на воздействие среды в виде характерологических реакций. В качестве иллюстрации процессов дезадаптации в этом возрасте можно привести типологию акцентуаций характера подростков, предложенную А.Е. Личко.

Приведенную схему  не стоит рассматривать как вариант  периодизации, поскольку она предложена для решения других задач. Однако эта схема позволяет уточнить содержание понятия дезадаптации и  выделить возрастную специфику психофизиологических механизмов этого явления.

Междисциплинарное решение проблемы периодизации развития осложняется также неоднозначностью понятия «возраст». В физиологии, психологии и социальных науках это  понятие имеет разное содержание.

Значительные  индивидуальные колебания в темпах созревания организма дали основания  для введения такого понятия, как  биологический возраст. Он определяется морфофункциональными особенностями  организма по сравнению со статистически  установленным средним уровнем  развития, характерным для данного  хронологического возраста в этой популяции.

Представление о биологическом возрасте имеет  практическое значение, потому что  в жизни нередко нужно объединять детей не по календарному (паспортному) возрасту, а с учетом реально существующих различий в их развитии. У большинства  детей биологический и календарный  возраст совпадают, однако у некоторых  детей биологический возраст  опережает календарный или отстает  от него.

Основными критериями оценки биологического возраста считаются: зрелость, оцениваемая по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов; скелетная  зрелость (порядок и сроки окостенения  скелета); зрелость, оцениваемая по срокам наступления вторичных половых  признаков. В последнее время  при оценке биологического возраста стали использовать не только морфологические  возрастные изменения, но и показатели зрелости физиологических систем организма.

Оценка биологического возраста проводится путем сопоставления  соответствующих показателей развития обследуемого ребенка со стандартами, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы. Индивидуальные различия в биологическом возрасте определяются многими факторами: генетическими  и такими средовыми, как климатогеографические, экологические и социокультурные. По этой причине дети и подростки  из разных этнических и социокультурных  групп при одинаковом календарном  возрасте могут иметь различный  биологический возраст.

Нужно отметить, что проблема возраста в науке  приобретает все более дифференцированное толкование. Наряду с календарным  и биологическим возрастами для  характеристики человека используются понятия социального и психического возраста. Причем такие широко принятые в психологии и физиологии понятия, как дошкольный, школьный, студенческий, рабочий и пенсионный возраст  представляют собой градации социального  возраста, поскольку имеют явно социальное происхождение и содержание, определяемое нормативно-ролевыми характеристиками, существующими в данном обществе в конкретную историческую эпоху.

Информация о работе Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии