Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:12, реферат
Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.
Несмотря на
существенные различия между рассмотренными
выше периодизациями, общими между
ними являются не только возрастные границы
отрезков онтогенеза, что связано
и с психологической
Этот взгляд частично претерпел изменения в теории Эриксона. Развивая идеи Фрейда о доминировании мотивационного компонента как критерия определения этапов жизненного пути, Эриксон доказывал, что для человека ведущая потребность - стремление к сохранению идентичности, целостности Эго, а ее трансформации знаменуют переход от стадии к стадии. Так как Эго, самосознание человека развивается в течение всей его жизни, то и потребность в сохранении идентичности остается всегда актуальной; следовательно, периодизация должна не оканчиваться на юношеском возрасте, а охватывать весь жизненный путь.
Он выделил восемь основных этапов в развитии идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. Эти стадии являются серией критических периодов, которые должны быть преодолены в течение жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному этапу. Каждая стадия дает возможность формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать.
Основное внимание
Эриксон уделял кризису подростково
– юношеского периода, который сопровождается
важными биологическими и психологическими
изменениями, так как с изменением
образа своего тела меняется и образ
собственного «Я» подростка. Кризис
идентичности, который происходит в
этот период, составляет основу личностной
и социальной идентичности, которая
начинает осознаваться с этого времени.
Доказывая, в противовес ортодоксальному
психоанализу, необходимость исследования
хорошо социализированных и уверенных
в себе подростков, Эриксон подчеркивал,
что основой нормального
Оригинальный
подход к проблеме периодизации был
разработан в отечественной психологии.
Его особенность связана в
первую очередь с введенными Л.С.
Выготским понятиями социальной
ситуации развития и критическими и
литическими периодами, чередующимися
в онтогенезе. Он также сформулировал
принципы, которым должна отвечать
научная психологическая
В основу предложенной им периодизации были положены два критерия - динамический и содержательный. Руководствуясь динамикой развития, он выделил в детстве критические и литические периоды, дав качественную характеристику кризисов. С точки зрения содержания он разделил детство на периоды, исходя из новообразований каждого этапа, т. е. из тех психических и социальных изменений, которые определяют сознание и деятельность детей конкретного возраста. На этих основаниях он выстроил следующую периодизацию:
Постепенное становление
личности ребенка, осознание его
ведущих мотивов стало
Развивая идеи
Выготского, Д. Эльконин предложил одну
из наиболее полных на сегодняшний
день периодизаций, в которой он
выделил две стороны
Изучение критических
периодов позволило Эльконину выделить
сходные по значению и причинам возникновения
кризисы 3 лет и 11-13 лет (подростковый
кризис), в течение которых отстающая
мотивационная сторона начинает
приобретать доминирующее значение.
Эти кризисы он считал наиболее аффективными
и значимыми в психическом
развитии. С другой стороны, похожи
и кризисы года, 7 лет и 15-16 лет,
так как в эти периоды
Хотя актуальность теорий периодизации в современной психологии несколько уменьшилась, большинство ученых не отрицает их принципиальной значимости и полезности. При этом современные теории периодизации исходят из комплексной характеристики возрастного периода и рассматривают весь жизненный путь человека, а не только период его детства. Говоря о критериях разделения онтогенеза на периоды, Д. Флейвелл подчеркивал, что стадии должны выделяться на основе значимых качественных изменений, которые носят системный характер (т.е. когда человек начинает выполнять какую-то деятельность не просто лучше, но принципиально иначе и эти изменения распространяются на разные стороны его жизни). Принимая этот подход, необходимо подчеркнуть, что быстрые переходы от стадии к стадии, о которых упоминает Флейвелл, не могут происходить при качественных скачках абсолютно гладко. Бесконфликтно идет только количественное накопление, например рост конкретных знаний человека, в то время как коренная перестройка его взглядов и взаимоотношений с миром всегда предполагают амбивалентные переживания и сложную динамику процесса развития.
Периодизация развития. Периодизация развития относится к числу наиболее сложных и до сих пор не имеющих однозначного решения проблем и психологии, и физиологии. Об этом свидетельствуют различные подходы к периодизации развития, существующие в этих науках. Трудности в значительной степени связаны с отсутствием общепризнанного критерия, который был бы равно принят представителями разных наук.
Требования к критерию периодизации были сформулированы еще Л.С. Выготским, который указывал, что признак, на основании которого можно отличить одну эпоху детства от другой, должен быть: показательным для суждения об общем развитии ребенка; легкодоступным для наблюдения и объективным. В качестве примера такого признака Выготский приводит процесс смены зубов. Действительно, это информативный показатель биологического созревания. Морфологи Б.А. Никитюк и В.П.Чтецов указывают, что он больше других соответствует календарному возрасту ребенка. Есть также данные о том, что существует корреляция между темпом смены зубов в дошкольном возрасте и некоторыми аспектами умственного (вербального) развития.
Тем не менее ограниченность такого критерия очевидна. Он охватывает слишком короткий период онтогенеза и, кроме того, будучи частным признаком, не дает представления о сути процессов, происходящих в организме на выделяемых с его помощью этапах развития. Похожие претензии можно предъявить и другим аналогичным подходам к периодизации (например, к периодизации на основе критерия сексуального развития).
Известный физиолог
И.А. Аршавский полагал, что в основу
периодизации должны быть положены критерии,
отражающие специфику целостного функционирования
организма. По этой логике представляется
оправданным в качестве фундаментального
критерия периодизации рассматривать
процессы адаптации и адаптивные
возможности организма. Как отмечают
М.М. Безруких и Д.А. Фарбер, особую роль
в возрастной периодизации играют критерии,
отражающие уровень развития и качественные
изменения адаптивных механизмов, связанных
с созреванием регуляторных структур
ЦНС и обусловливающих
В этой связи
уместно привести разработанную
Л.А. Щеплягиной с соавторами схему,
характеризующую этапность
Приведенную схему
не стоит рассматривать как
Междисциплинарное
решение проблемы периодизации развития
осложняется также
Значительные индивидуальные колебания в темпах созревания организма дали основания для введения такого понятия, как биологический возраст. Он определяется морфофункциональными особенностями организма по сравнению со статистически установленным средним уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста в этой популяции.
Представление
о биологическом возрасте имеет
практическое значение, потому что
в жизни нередко нужно
Основными критериями оценки биологического возраста считаются: зрелость, оцениваемая по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов; скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета); зрелость, оцениваемая по срокам наступления вторичных половых признаков. В последнее время при оценке биологического возраста стали использовать не только морфологические возрастные изменения, но и показатели зрелости физиологических систем организма.
Оценка биологического
возраста проводится путем сопоставления
соответствующих показателей
Нужно отметить,
что проблема возраста в науке
приобретает все более
Информация о работе Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии