В кризисные
периоды обостряются основные противоречия:
с одной стороны, между возросшими
потребностями ребенка и его
все еще ограниченными возможностями,
с другой – между новыми потребностями
ребенка и сложившимися ранее
отношениями со взрослыми. Сейчас эти
и некоторые другие противоречия часто
рассматриваются как движущие силы психического
развития.
Кризисные и
стабильные периоды развития чередуются.
Поэтому возрастная периодизация Л.С.
Выготского имеет следующий вид: кризис
новорожденности – младенческий возраст
(2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее
детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный
возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет – школьный
возраст (7-13 лет) – кризис 13 лет – пубертатный
возраст (13-17 лет) – кризис 17 лет.
В деятельности
первого типа главным образом
развивается мотивационно-потребностная
сфера, в деятельности второго типа
формируются операционно-технические
возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная
сфера. Эти две линии образуют
единый процесс развития личности,
но на каждом возрастном этапе получает
преимущественное развитие одна из них.
Так как ребенок поочередно осваивает
системы отношений «человек –
человек» и «человек – вещь», происходит
закономерное чередование и сфер,
наиболее интенсивно развивающихсяв младенчестве
развитие мотивационной сферы опережает
развитие сферы интеллектуальной, в следующем,
раннем возрасте мотивационная сфера
отстает и более быстрыми темпами развивается
интеллект и т.д.
Д.Б. Эльконин так
формулирует закон периодичности:
«К каждой точке своего развития ребенок
подходит с известным расхождением
между тем, что он усвоил из системы
отношений человек – человек,
и тем, что он усвоил из системы
отношений человек – предмет.
Как раз моменты, когда это
расхождение принимает наибольшую
величину и называются кризисами, после
которых идет развитие той стороны, которая
отставала в предшествующий период. Но
каждая из сторон подготавливает развитие
другой».
Таким образом,
каждый возраст характеризуется
своей социальной ситуацией развития;
ведущей деятельностью, в которой
преимущественно развивается мотивационно-потребностная
или интеллектуальная сфера личности;
возрастными новообразованиями, формирующимися
в конце периода, среди них
выделяется центральное, наиболее значимое
для последующего развития. Границами
возрастов служат кризисы – переломные
моменты в развитии ребенка.
Стадии развития
взрослого человека. Периодизаций возрастного
развития довольно много. Наиболее детально
разработанными и содержательными
являются периодизации развития в детстве
и отрочестве. Это не случайно. Первый
этап в жизненном цикле человека – истоки,
время становления и психических функций,
и личностных образований; он очень значим
в генетическом плане и хорошо изучен.
В зрелости уже не будет качественных
изменений («метаморфоз») в развитии психологических
процессов: взрослый человек имеет творческое
мышление, произвольную смысловую память,
произвольное внимание, развитые формы
речи, включая письменную, и т.д. Отдельные
их показатели колеблются в том или ином
диапазоне, но таких существенных сдвигов,
как в детстве, в зрелости не наблюдается.
О личности детские
психологи говорят, начиная с
дошкольного возраста. Формирование
мотивационной сферы, самосознания,
ценностных ориентации и др. прослеживается
на протяжении младшего школьного и
подросткового возрастов. По окончании
отрочества начинается стабилизация личностного
развития, хотя в юности именно в
этом плане могут происходить
существенные изменения.
Таким образом,
психическое развитие ребенка и
подростка интенсивно и охватывает
все сферы. Оно имеет общие
закономерности, прежде всего потому,
что условия жизни в это
время однотипны. В семье, детском
саду и школе осваиваются основные
нормы поведения и отношений
со взрослыми и сверстниками, наиболее
важные виды деятельности – непосредственно-эмоциональное
общение с матерью, манипулирование предметами,
игра, учение.
Американские
психологи рассматривают влияние
на развитие личности трех типов факторов
– нормативного возрастного, нормативного
исторического и ненормативного.
Возрастные изменения в психике
для всех максимальны в детстве,
минимальны в юности и зрелости;
роль нормативного возрастного фактора
несколько повышается в старости.
Исторические условия (экономический
подъем или спад, война, революция, политическая
стабильность и т.д.) отражаются на развитии
личности наиболее сильно в юности.
Для детей, которые не видели в
своей жизни ничего другого, и
для пожилых людей, мировоззренческие
взгляды и ценности которых давно
сложились и мало зависят от обстоятельств,
этот фактор малозначим. И наконец,
неуклонно повышается с возрастом
роль ненормативных факторов – индивидуальных
условий жизни, достижения или недостижения
конкретным человеком поставленных
целей, важнейших событий, таких, как
обретение любви, рождение ребенка,
утрата близкого человека, тяжелая болезнь
и т.п.
В детстве и
отрочестве развитие зависит от нормативных
возрастных факторов и подчиняется
общим закономерностям. Возрастные
периоды вследствие этого имеют
определенное содержание и достаточно
четкие временные границы.
Возрастные периоды,
приходящиеся на середину и конец
жизненного цикла, охарактеризовать труднее:
с возрастом увеличиваются индивидуально-типические
различия. Развитие личности на каждом
этапе зрелости зависит от жизненного
замысла и его реализации, «дорог,
которые мы выбираем». Менее определенными
становятся, наряду с содержанием, и
границы периодов. Анализируя развитие
зрелой личности, следует исходить
не столько из общих закономерностей,
сколько из вариантов развития.
В то же время
существуют периодизации развития взрослого
человека. В них отражены представления,
иногда совершенно различные, о целостном
жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях
и кризисах. Возрастные рамки периодов
чаще всего определяются следующим образом.
Граница юности и молодости устанавливается
около 20-23 лет, молодости и зрелости –
28-30 лет, иногда ее отодвигают до 35 лет,
граница зрелости и старости – примерно
60-70 лет. В некоторых периодизациях выделяется
дряхлость. Последнюю границу жизни особенно
трудно определить. По современным статистическим
данным, в развитых западных странах это
84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные
различия настолько велики, что некоторые
долгожители продлевают последний возрастной
период до 100 и более лет.
Наиболее известной
и признанной в мировой психологии
является периодизация Э. Эриксона, охватывающая
весь жизненный цикл.
Приведем в
качестве примера две различные
периодизации развития зрелой личности
Ш. Бюлер и Р. Гаулда, Д. Левинсона,
Д. Вейланта.
Выделяя пять фаз
жизненного цикла человека, Ш. Бюлер
делает акцент на зрелости – времени
расцвета; после 50 лет начинается старение,
окрашивающее жизнь в мрачные
тона.
Возраст |
Психологическое
содержание возрастного периода |
До 16-20
лет |
Нет семьи, профессии,
жизненного пути |
От 16-20
до 25-30 лет |
Предварительное
самоопределение, выбор супруга
|
От 25-30
до 45-50 лет |
Зрелость: собственная
семья, призвание, постановка конкретных
жизненных целей и самореализация |
От 45-50
до 65-70 лет |
Стареющий человек
переживает трудный возраст душевного
кризиса. В конце периода нет
ни самоопределения, ни постановки жизненных
целей |
После
65-70 лет |
Старый человек
теряет социальные связи. Бесцельное существование,
обращенность к прошлому, пассивное
ожидание смерти, самозавершенность |
|
Более оптимистична
периодизация американских психологов
Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во
взрослой жизни человека они подчеркивают
два кризиса – 30 и 40 лет; в остальное
время, в том числе и в старости,
наступает душевное равновесие.
Возраст |
Психологическое
содержаниевозрастного периода |
16-22 года |
Время взросления,
стремление ксамостоятельности, неопределенность.
Уход из родительского дома |
23-28 лет |
Осознание себя
как взрослогочеловека с его
правами и обязанностями сформированность
представлений своейбудущей жизни
и работе. Встреча со спутником
жизни заключение брака |
29-32 года |
Переходный
период: прежниепредставления о жизни
оказываются не совсем верными. Иногда
жизнь строитсязаново |
33-39 лет |
«Буря и натиск»,
как бывозврат отрочества. Семейное
счастье часто теряет свое очарование,
все силывкладываются в работу, достигнутое
кажется недостаточным |
40-42 года |
Взрыв в середине
жизни:впечатление, что жизнь проходит
зря, молодость утрачена |
43-50 лет |
Новое равновесие.
Привязанность к семье |
После
50 лет |
Семейная жизнь,
успехи детей – источник постоянного
удовлетворения. Вопросы о смысле
жизни, ценностисделанного |
|
В отечественной
психологии, по сравнению с западной,
проблеме периодизации развития зрелой
личности уделялось меньше внимания;
интерес к ней повысился в
последнее время.
В периодизации
В.Ф. Моргуна 10 этапов.
|
Возраст |
Психологическое
содержание возрастного периода |
1 |
Юность (18-23 года) |
Порог взрослой
жизни; поиски своего места в обществе.
Личностное и профессиональное самоопределение |
2 |
Молодость (24-30
лет) |
Выработка индивидуальности,
осознание нереальности юношеских
мечтаний. Более конкретные представления
о будущей жизни. Встреча с
будущим супругом, брак, переход
к «оседлости». Специализация в
выбранной профессии |
3 |
Переход к расцвету
(около 30 лет) |
Кризис, если недостаточно
благополучно прошла эпоха самоопределения |
4 |
Расцвет (31-40 лет) |
Время высокой
работоспособности и отдачи. Человек,
приобретая богатый жизненный опыт,
становится полноценным специалистом
и семьянином, впервые серьезно задумывается
над вопросом: «Что остается людям?» |
5 |
Переход к зрелости
(около 40 лет) |
Кризис, возможность
личностных сдвигов, если на предыдущем
этапе не было целенаправленной работы
по самосовершенствованию |
6 |
Зрелость (40-55 лет) |
Вершина жизненного
пути личности. Достижение профессионального
мастерства, положения в обществе,
стремление передать свой опыт другим |
7 |
Кризис 50-55 лет |
Осознание возрастных
перестроек, начала физиологического
старения, что приводит или к пессимизму,
или к изменению образа жизни,
постановке новых целей |
8 |
Пожилой возраст
(55-75 лет) |
Продолжение творческой
активности, передача накопленного жизненного
опыта, общение |
9 |
Старческий
возраст (75-90 лет) |
Психологическая
перестройка в связи с уходом
на пенсию смягчается сохранением широкого
круга друзей, включением в по сильные
виды деятельности, выполнением функций
бабушки или дедушки |
10 |
Долгожительство
(свыше 90 лет) |
Адаптация к
новой ситуации благодаря использованию
имеющегося опыта, включению многих
приспособительных систем, в том
числе на уровне личности |
|
Более подробно
содержательная сторона периодизаций
развития зрелой личности представлена
у А.В. Толстых и Г.С. Абрамовой.
Укажем возрастные границы по Г.С. Абрамовой.
- Юность –
18-22 года
- Взросление
– 23-30 лет
- Переходный
возраст – 30-33 года
- Зрелость
– 36-50 лет
- Пожилой возраст
– 51-65 лет
- Старость
– старше 65 лет
Проблема генетической
периодизации. Одна из первых психологических
периодизаций была создана учеником
Холла К. Геттинсоном на основании
теории рекапитуляции. Критерием деления
детства на периоды в ней являлся
способ добывания пищи. При этом
особенности, наблюдаемые у детей
определенного возраста, объяснялись
изменением способа добывания пищи,
который, по мнению Гетчинсона, определяет
не только биологическое, но и психическое
развитие. Он выделил пять основных
фаз в психическом развитии детей,
границы которых не были жесткими,
так что конец одной стадии
не совпадал с началом следующей:
- от рождения
до 5 лет – «стадия рытья и копания». В
этот период дети любят играть в песке,
делать куличики и манипулировать с ведерком
и совочком;
- от 5 до 11 лет
– «стадия охоты и захвата». На этом возрастном
отрезке дети начинают бояться чужих,
у них появляются агрессивность, жестокость,
желание отгородиться от взрослых, особенно
посторонних, и стремление делать многие
вещи тайком;
- от 8 до 12 лет
– «пастушеская стадия». В этот период
дети стремятся иметь свой собственный
уголок, причем они строят свои укрытия
обычно во дворах или в поле, в лесу, но
не в доме. Они любят домашних животных
и стараются их завести, чтобы было о ком
заботиться и кому покровительствовать.
У детей, особенно у девочек, в это время
появляется стремление к ласке и нежности;
- от 11 до 15
лет – «земледельческая стадия». Появляется
интерес к погоде, явлениям природы, а
также любовь к садоводству, а у девочек
и цветоводству. В это время у детей зарождаются
наблюдательность и осмотрительность;
- от 14 до 20
лет – «стадия промышленности и торговли,
или стадия современного человека». В
это время дети начинают осознавать роль
денег, а также значение арифметики и других
точных наук. Кроме того, у ребят возникает
стремление меняться различными предметами.
Гетчинсон считал,
что с 8 лет, т.е. с «пастушеской стадии»,
наступает эра цивилизованного
человека и именно с этого возраста
детей можно систематически обучать,
что невозможно на предыдущих этапах.
При этом он исходил из идеи Холла
о том, что обучение должно надстраиваться
над определенным этапом психического
развития, так как созревание организма
подготавливает основу для обучения.
И Холл, и Гетчинсон были убеждены,
что прохождение каждой стадии обязательно
для нормального развития, а фиксация
на какой-то из них ведет к появлению отклонений
и аномалий в психике.