Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:12, реферат

Описание работы

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.

Работа содержит 1 файл

Проблема возраста и возрастной периодизаци1.docx

— 83.24 Кб (Скачать)

В кризисные  периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его  все еще ограниченными возможностями, с другой – между новыми потребностями  ребенка и сложившимися ранее  отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Кризисные и  стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (7-13 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (13-17 лет) – кризис 17 лет.

В деятельности первого типа главным образом  развивается мотивационно-потребностная  сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-технические  возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. Так как ребенок поочередно осваивает  системы отношений «человек –  человек» и «человек – вещь», происходит закономерное чередование и сфер, наиболее интенсивно развивающихсяв младенчестве развитие мотивационной сферы опережает развитие сферы интеллектуальной, в следующем, раннем возрасте мотивационная сфера отстает и более быстрыми темпами развивается интеллект и т.д.

Д.Б. Эльконин так  формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок  подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы  отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы  отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда это  расхождение принимает наибольшую величину и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Таким образом, каждый возраст характеризуется  своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой  преимущественно развивается мотивационно-потребностная  или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них  выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами  возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии ребенка.

Стадии развития взрослого человека. Периодизаций возрастного  развития довольно много. Наиболее детально разработанными и содержательными  являются периодизации развития в детстве и отрочестве. Это не случайно. Первый этап в жизненном цикле человека – истоки, время становления и психических функций, и личностных образований; он очень значим в генетическом плане и хорошо изучен. В зрелости уже не будет качественных изменений («метаморфоз») в развитии психологических процессов: взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную, и т.д. Отдельные их показатели колеблются в том или ином диапазоне, но таких существенных сдвигов, как в детстве, в зрелости не наблюдается.

О личности детские  психологи говорят, начиная с  дошкольного возраста. Формирование мотивационной сферы, самосознания, ценностных ориентации и др. прослеживается на протяжении младшего школьного и  подросткового возрастов. По окончании  отрочества начинается стабилизация личностного  развития, хотя в юности именно в  этом плане могут происходить  существенные изменения.

Таким образом, психическое развитие ребенка и  подростка интенсивно и охватывает все сферы. Оно имеет общие  закономерности, прежде всего потому, что условия жизни в это  время однотипны. В семье, детском  саду и школе осваиваются основные нормы поведения и отношений  со взрослыми и сверстниками, наиболее важные виды деятельности – непосредственно-эмоциональное общение с матерью, манипулирование предметами, игра, учение.

Американские  психологи рассматривают влияние  на развитие личности трех типов факторов – нормативного возрастного, нормативного исторического и ненормативного. Возрастные изменения в психике  для всех максимальны в детстве, минимальны в юности и зрелости; роль нормативного возрастного фактора  несколько повышается в старости. Исторические условия (экономический  подъем или спад, война, революция, политическая стабильность и т.д.) отражаются на развитии личности наиболее сильно в юности. Для детей, которые не видели в  своей жизни ничего другого, и  для пожилых людей, мировоззренческие  взгляды и ценности которых давно  сложились и мало зависят от обстоятельств, этот фактор малозначим. И наконец, неуклонно повышается с возрастом  роль ненормативных факторов – индивидуальных условий жизни, достижения или недостижения конкретным человеком поставленных целей, важнейших событий, таких, как  обретение любви, рождение ребенка, утрата близкого человека, тяжелая болезнь и т.п.

В детстве и  отрочестве развитие зависит от нормативных  возрастных факторов и подчиняется  общим закономерностям. Возрастные периоды вследствие этого имеют  определенное содержание и достаточно четкие временные границы.

Возрастные периоды, приходящиеся на середину и конец  жизненного цикла, охарактеризовать труднее: с возрастом увеличиваются индивидуально-типические различия. Развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от жизненного замысла и его реализации, «дорог, которые мы выбираем». Менее определенными  становятся, наряду с содержанием, и  границы периодов. Анализируя развитие зрелой личности, следует исходить не столько из общих закономерностей, сколько из вариантов развития.

В то же время  существуют периодизации развития взрослого  человека. В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Возрастные рамки периодов чаще всего определяются следующим образом. Граница юности и молодости устанавливается около 20-23 лет, молодости и зрелости – 28-30 лет, иногда ее отодвигают до 35 лет, граница зрелости и старости – примерно 60-70 лет. В некоторых периодизациях выделяется дряхлость. Последнюю границу жизни особенно трудно определить. По современным статистическим данным, в развитых западных странах это 84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители продлевают последний возрастной период до 100 и более лет.

Наиболее известной  и признанной в мировой психологии является периодизация Э. Эриксона, охватывающая весь жизненный цикл.

Приведем в  качестве примера две различные  периодизации развития зрелой личности Ш. Бюлер и Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта.

Выделяя пять фаз  жизненного цикла человека, Ш. Бюлер  делает акцент на зрелости – времени  расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрачные  тона.

Возраст Психологическое содержание возрастного периода
До 16-20 лет Нет семьи, профессии, жизненного пути
От 16-20 до 25-30 лет Предварительное самоопределение, выбор супруга 
От 25-30 до 45-50 лет Зрелость: собственная  семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация
От 45-50 до 65-70 лет Стареющий человек  переживает трудный возраст душевного  кризиса. В конце периода нет  ни самоопределения, ни постановки жизненных  целей
После 65-70 лет Старый человек  теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное  ожидание смерти, самозавершенность

Более оптимистична периодизация американских психологов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жизни человека они подчеркивают два кризиса – 30 и 40 лет; в остальное  время, в том числе и в старости, наступает душевное равновесие.

Возраст Психологическое содержаниевозрастного периода
16-22 года Время взросления, стремление ксамостоятельности, неопределенность. Уход из родительского дома
23-28 лет Осознание себя как взрослогочеловека с его  правами и обязанностями сформированность представлений своейбудущей жизни  и работе. Встреча со спутником  жизни заключение брака
29-32 года Переходный  период: прежниепредставления о жизни  оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строитсязаново
33-39 лет «Буря и натиск», как бывозврат отрочества. Семейное счастье часто теряет свое очарование, все силывкладываются в работу, достигнутое  кажется недостаточным
40-42 года Взрыв в середине жизни:впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утрачена
43-50 лет Новое равновесие. Привязанность к семье
После 50 лет Семейная жизнь, успехи детей – источник постоянного  удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценностисделанного

В отечественной  психологии, по сравнению с западной, проблеме периодизации развития зрелой личности уделялось меньше внимания; интерес к ней повысился в  последнее время.

В периодизации В.Ф. Моргуна 10 этапов.

  Возраст Психологическое содержание возрастного периода
1 Юность (18-23 года) Порог взрослой жизни; поиски своего места в обществе. Личностное и профессиональное самоопределение
2 Молодость (24-30 лет) Выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеских  мечтаний. Более конкретные представления  о будущей жизни. Встреча с  будущим супругом, брак, переход  к «оседлости». Специализация в  выбранной профессии
3 Переход к расцвету (около 30 лет) Кризис, если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения
4 Расцвет (31-40 лет) Время высокой  работоспособности и отдачи. Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом и семьянином, впервые серьезно задумывается над вопросом: «Что остается людям?»
5 Переход к зрелости (около 40 лет) Кризис, возможность  личностных сдвигов, если на предыдущем этапе не было целенаправленной работы по самосовершенствованию
6 Зрелость (40-55 лет) Вершина жизненного пути личности. Достижение профессионального  мастерства, положения в обществе, стремление передать свой опыт другим
7 Кризис 50-55 лет Осознание возрастных перестроек, начала физиологического старения, что приводит или к пессимизму, или к изменению образа жизни, постановке новых целей
8 Пожилой возраст (55-75 лет) Продолжение творческой активности, передача накопленного жизненного опыта, общение
9 Старческий  возраст (75-90 лет) Психологическая перестройка в связи с уходом на пенсию смягчается сохранением широкого круга друзей, включением в по сильные виды деятельности, выполнением функций бабушки или дедушки
10 Долгожительство (свыше 90 лет) Адаптация к  новой ситуации благодаря использованию  имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том  числе на уровне личности

Более подробно содержательная сторона периодизаций развития зрелой личности представлена у А.В. Толстых и Г.С. Абрамовой. Укажем возрастные границы по Г.С. Абрамовой.

  • Юность – 18-22 года
  • Взросление – 23-30 лет
  • Переходный возраст – 30-33 года
  • Зрелость – 36-50 лет
  • Пожилой возраст – 51-65 лет
  • Старость – старше 65 лет

Проблема генетической периодизации. Одна из первых психологических  периодизаций была создана учеником Холла К. Геттинсоном на основании  теории рекапитуляции. Критерием деления  детства на периоды в ней являлся  способ добывания пищи. При этом особенности, наблюдаемые у детей  определенного возраста, объяснялись  изменением способа добывания пищи, который, по мнению Гетчинсона, определяет не только биологическое, но и психическое  развитие. Он выделил пять основных фаз в психическом развитии детей, границы которых не были жесткими, так что конец одной стадии не совпадал с началом следующей:

  1. от рождения до 5 лет – «стадия рытья и копания». В этот период дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;
  2. от 5 до 11 лет – «стадия охоты и захвата». На этом возрастном отрезке дети начинают бояться чужих, у них появляются агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;
  3. от 8 до 12 лет – «пастушеская стадия». В этот период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У детей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;
  4. от 11 до 15 лет – «земледельческая стадия». Появляется интерес к погоде, явлениям природы, а также любовь к садоводству, а у девочек и цветоводству. В это время у детей зарождаются наблюдательность и осмотрительность;
  5. от 14 до 20 лет – «стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека». В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться различными предметами.

Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с «пастушеской стадии», наступает эра цивилизованного  человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла  о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма  подготавливает основу для обучения. И Холл, и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно  для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике.

Информация о работе Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии