Проблема тревожности у детей и подростков, ее профилактика и преодоление

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:40, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Определение влияния психопрофилактической и психокоррекционной работы на преодоление тревожности у детей и подростков.
Задачи исследования:
1) Изучение состояния названной проблемы на современном этапе.
2) Выявление состояния тревоги и страхов у детей и подростков.
3) Разработка программы психопрофилактической и психокоррекционной работы и ее реализации.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1 Научно – теоретические основы проблемы детской тревожности-------------------------------------------------------- 9
1.1. Определение понятий «тревога», «тревожность» и
«страх»--------------------------------------------------------------- 9
1.2. Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии---------------------------------------------------------- 17
1.2.1. Проблема страха в классических теориях эмоций---------- 17
1.2.2. Тревожность и страх, как объект изучения в теории научения------------------------------------------------------------- 22
1.3. Психологические проблемы тревожности и способы ее преодоления--------------------------------------------------------- 32
1.3.1. Тревожность и стресс--------------------------------------------- 34
Глава 2 Опытно – экспериментальное исследование особенностей состояний тревоги и страхов у детей и подростков---------------------------------------------------------- 39
2.1. Модель опытно – экспериментальной работы--------------- 39
2.2. Выявление состояния тревоги и страхов у детей и подростков---------------------------------------------------------- 41
2.3. Программы психопрофилактической и психокоррекционной работы по снижению уровня тревожности у детей и подростков----------------------------- 58
2.4. Определение эффективности психокоррекционной работы---------------------------------------------------------------- 67
Заключение----------------------------------------------------------------------------- 76
Библиография-------------------------------------------------------------------------- 79
Приложения---------------------------------------------------------------------------- 87

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа 2.doc

— 1.28 Мб (Скачать)


150

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение---------------------------------------------------------------------------------

3

Глава  1

Научно – теоретические основы проблемы детской тревожности--------------------------------------------------------

9

    1.1.

Определение понятий «тревога», «тревожность» и

«страх»---------------------------------------------------------------

9

    1.2.

Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии----------------------------------------------------------

17

    1.2.1.

Проблема страха в классических теориях эмоций----------

17

   1.2.2.

Тревожность и страх, как объект изучения в теории научения-------------------------------------------------------------

22

    1.3.

Психологические проблемы тревожности и способы ее преодоления---------------------------------------------------------

32

    1.3.1.

Тревожность и стресс---------------------------------------------

34

Глава  2

Опытно – экспериментальное исследование особенностей состояний тревоги и страхов у детей и подростков----------------------------------------------------------

39

2.1.

Модель опытно – экспериментальной работы---------------

39

2.2.

Выявление состояния тревоги и страхов у детей и подростков----------------------------------------------------------

41

2.3.

Программы психопрофилактической  и психокоррекционной работы по снижению уровня тревожности у детей и подростков-----------------------------

58

2.4.

Определение эффективности психокоррекционной работы----------------------------------------------------------------

67

Заключение-----------------------------------------------------------------------------

76

Библиография--------------------------------------------------------------------------

79

Приложения----------------------------------------------------------------------------

87

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

При оценке состояния проблемы тревожности в психологической науке отмечаются две, на первый взгляд, взаимоисключающие тенденции: с одной стороны, ссылки на не разработанность и неопределенность, многозначность и неясность самого понятия «тревожность» как в нашей стране, так и за рубежом едва ли не обязательны для работ, посвященных проблеме тревожности. Указывается, что под данный термин зачастую подводятся достаточно разнородные явления и что значительные расхождения в изучении тревожности существуют не только между различными школами, но и между разными авторами  внутри одного направления, подчеркивается субъективность использования данного термина. С другой стороны, между исследователями существует согласие по ряду основных моментов, позволяющих очертить некоторые «общие контуры тревожности» (рассмотрение ее в соотношении «состояние – свойство», понимание функций состояния тревоги и устойчивой тревожности и др.) и выделить тревожный тип личности.

В отечественной психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. В значительной степени это связано, по-видимому, с хорошо известными всем социальными причинами – условиями, не поощрявшими анализа явлений, отражающих восприятие человеком окружающей его действительности как угрожающей и нестабильной. В последние десятилетия интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных проблем (школьная, экзаменационная, соревновательная тревожность, тревожность операторов, летчиков – испытателей, спортсменов, при психотерапии и др.).

Подобное положение в изучении проблемы тревожности во многом обусловлено и логикой развития отечественной психологической науки, в которой изучение эмоций, эмоциональных состояний, доминирующих эмоциональных переживаний индивида проводилось преимущественно на психофизиологическом уровне, а область устойчивых образований эмоциональной сферы оставалась, по сути, не исследованной.

Изучение тревожности у детей и подростков (генетический аспект) также носит, как правило, ярко выраженный прикладной, «служебный» характер. Сравнительно большее количество работ посвящено детям 5 – 8 лет (что во многом связано с проблемой готовности к школе). Исследований тревожности у более старших детей и у подростков явно недостаточно. Тревожность чаще всего изучается преимущественно в рамках одного какого-либо возраста. Работы, посвященные сравнительному проявлению тревожности в разные периоды детства, единичны [26, 34, 38].

Изучение тревожности на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностных образований. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу образования. Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния». Ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.

В данной работе излагаются результаты исследования, посвященного изучению тревоги как состояния и тревожности как устойчивого функционального образования на разных этапах детства: от младшего школьного до подросткового возраста. Рассматриваются источники, причины, возрастные и индивидуальные формы проявления, приемы и способы компенсации и преодоления тревоги и тревожности.

Остановимся кратко на нашем понимании тревожности. Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [56]. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различие зафиксировано соответственно в понятиях «тревога», «тревожность». Последний термин, кроме того, используется и для обозначения явления в целом.

Как уже отмечалось; мы рассматриваем тревогу как эмоциональное состояние, а тревожность – как устойчивое личностное образование, применяя последний термин и для обозначения всего явления в целом. Мы исходим из того, что некоторый уровень тревожности в норме свойственен всем людям и является необходимым для оптимального приспособления человека к действительности. Наличие тревожности как устойчивого образования – свидетельство нарушений в личностном развитии. Она мешает нормальной деятельности, полноценному общению. В этом заключается актуальность выбранной нами темы.

Тревожность рассматривается нами как эмоционально – личностное образование, которое, как всякое сложное психологическое образование, имеет когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты.

Нас интересовали общие характеристики уровня тревоги у детей разного возраста (средний уровень, половые различия, области фиксации страхов и тревог и прочее).

Теоретической основой нашего исследования явились культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и базирующаяся на ней теория личностного развития [6], прежде всего в тех их аспектах, которые касаются развития аффективно – потребностной сферы. Исходными для нас явились также представления о связи тревожности с ведущими потребностями, прежде всего потребностью в устойчивом, удовлетворяющем представлении о себе.

В подходе к тревожности мы ориентировались также на исследования Ф.Б. Березина [4], в том числе на его представлениях о явлениях тревожного ряда, Ю. Л. Ханина [73] о «зоне оптимального функционирования» как основы для понимания влияния тревожности на деятельность, Л.М. Аболина [1] о содержании и особенностях эмоционального опыта человека.

Конкретно мы основывались на представлениях Л.И. Божович о тесной связи развития эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер личности и закономерностей становления устойчивых функциональных структур эмоциональной жизни человека. В подходе к тревожности мы исходили из разработанного Л.И. Божович [7], представления о том, что процесс онтогенетического развития личности характеризуется формированием системных новообразований психики, в том числе новообразований аффективно-потребностной сферы. Особенностью таких новообразований является то, что они приобретают побудительную силу и характеризуются собственной логикой развития. Как известно, Л.И. Божович рассматривала этот вопрос на примере образований, обеспечивающих сознательное управление своим поведением, а также планировала использовать его применительно к изучению высших чувств. Кроме того, подобным же образом она рассматривает и качества личности как систему, включающую устойчивый мотив и закрепленные, привычные формы его реализации в поведении и деятельности.

По нашему мнению, тревожность как личностное образование проходит тот же путь развития. Можно полагать, что наличие конфликта в сфере «Я» ведет к неудовлетворению потребностей, напряженность, разно направленность которых и порождает состояние тревоги. В дальнейшем происходит ее закрепление, и она, становясь самостоятельным образованием, приобретает собственную логику развития. Обладая достаточной побудительной силой, она начинает выполнять функции мотивации общения, побуждения к успеху и тому подобному, то есть занимает место ведущих личностных образований.

Подобный подход, как представляется, должен позволить выявить собственно психологические причины тревожности и ввести данное явление в целостный контекст изучения закономерностей развития личности в онтогенезе.

Итак объектом исследования является: тревожность, как состояние личности.

Предметом исследования: Особенности состояния тревоги и страхов у детей и подростков.

Цель исследования: Определение влияния психопрофилактической и психокоррекционной работы на преодоление тревожности у детей и подростков.

Задачи исследования:

1)     Изучение состояния названной проблемы на современном этапе.

2)     Выявление состояния тревоги и страхов у детей и подростков.

3)     Разработка программы психопрофилактической и психокоррекционной работы и ее реализации.

4)     Определение эффективности психокоррекционной работы по снижению тревожности у детей и подростков.

Гипотеза: В качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что снижение уровня тревожности у детей и подростков может быть обусловлено психокоррекционной работой по следующим направлениям:

1)     психологическое просвещение педагогов и родителей;

2)     непосредственная работа с детьми и подростками с целью снижения уровня тревожности по специальным коррекционным программам;

3)     обеспечение психологом практики, реализации приобретенных в обучающей ситуации навыков и умений детей, в реальной жизни за пределами обучающей ситуации.

База исследования: школа № 76 г. Оренбурга, в которой приняли участие 250 детей 1 – 9 классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  1 Научно – теоретические основы проблемы детской тревожности

 

1.1. Определение понятий «тревога», «тревожность» и «страх»

 

Пожалуй, не много найдется таких психологических явлений, значение которых одновременно оценивается и чрезвычайно высоко, и достаточно узко, даже функционально. Но такова тревожность. С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации» [85, 86], как важнейшая характеристика нашего времени: «XX век – век тревоги». Ей придается значение основного «жизненного чувства современности» [14]. С другой – психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации (соревновательная, экзаменационная тревожность), «осевая» симптома невроза и т. п.

Неудивительно поэтому, что этой проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии. По некоторым источникам, количество публикаций по данной проблеме с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии.

Информация о работе Проблема тревожности у детей и подростков, ее профилактика и преодоление