Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:40, дипломная работа
Цель исследования: Определение влияния психопрофилактической и психокоррекционной работы на преодоление тревожности у детей и подростков.
Задачи исследования:
1) Изучение состояния названной проблемы на современном этапе.
2) Выявление состояния тревоги и страхов у детей и подростков.
3) Разработка программы психопрофилактической и психокоррекционной работы и ее реализации.
Введение--------------------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1 Научно – теоретические основы проблемы детской тревожности-------------------------------------------------------- 9
1.1. Определение понятий «тревога», «тревожность» и
«страх»--------------------------------------------------------------- 9
1.2. Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии---------------------------------------------------------- 17
1.2.1. Проблема страха в классических теориях эмоций---------- 17
1.2.2. Тревожность и страх, как объект изучения в теории научения------------------------------------------------------------- 22
1.3. Психологические проблемы тревожности и способы ее преодоления--------------------------------------------------------- 32
1.3.1. Тревожность и стресс--------------------------------------------- 34
Глава 2 Опытно – экспериментальное исследование особенностей состояний тревоги и страхов у детей и подростков---------------------------------------------------------- 39
2.1. Модель опытно – экспериментальной работы--------------- 39
2.2. Выявление состояния тревоги и страхов у детей и подростков---------------------------------------------------------- 41
2.3. Программы психопрофилактической и психокоррекционной работы по снижению уровня тревожности у детей и подростков----------------------------- 58
2.4. Определение эффективности психокоррекционной работы---------------------------------------------------------------- 67
Заключение----------------------------------------------------------------------------- 76
Библиография-------------------------------------------------------------------------- 79
Приложения---------------------------------------------------------------------------- 87
150
Введение---------------------- | 3 | |
Глава 1 | Научно – теоретические основы проблемы детской тревожности------------------- | 9 |
1.1. | Определение понятий «тревога», «тревожность» и «страх»----------------------- | 9 |
1.2. | Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии-------------------- | 17 |
1.2.1. | Проблема страха в классических теориях эмоций---------- | 17 |
1.2.2. | Тревожность и страх, как объект изучения в теории научения---------------------- | 22 |
1.3. | Психологические проблемы тревожности и способы ее преодоления------------------- | 32 |
1.3.1. | Тревожность и стресс------------------------ | 34 |
Глава 2 | Опытно – экспериментальное исследование особенностей состояний тревоги и страхов у детей и подростков-------------------- | 39 |
2.1. | Модель опытно – экспериментальной работы--------------- | 39 |
2.2. | Выявление состояния тревоги и страхов у детей и подростков-------------------- | 41 |
2.3. | Программы психопрофилактической и психокоррекционной работы по снижению уровня тревожности у детей и подростков-------------------- | 58 |
2.4. | Определение эффективности психокоррекционной работы------------------------ | 67 |
Заключение-------------------- | 76 | |
Библиография------------------ | 79 | |
Приложения-------------------- | 87 |
Введение
При оценке состояния проблемы тревожности в психологической науке отмечаются две, на первый взгляд, взаимоисключающие тенденции: с одной стороны, ссылки на не разработанность и неопределенность, многозначность и неясность самого понятия «тревожность» как в нашей стране, так и за рубежом едва ли не обязательны для работ, посвященных проблеме тревожности. Указывается, что под данный термин зачастую подводятся достаточно разнородные явления и что значительные расхождения в изучении тревожности существуют не только между различными школами, но и между разными авторами внутри одного направления, подчеркивается субъективность использования данного термина. С другой стороны, между исследователями существует согласие по ряду основных моментов, позволяющих очертить некоторые «общие контуры тревожности» (рассмотрение ее в соотношении «состояние – свойство», понимание функций состояния тревоги и устойчивой тревожности и др.) и выделить тревожный тип личности.
В отечественной психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. В значительной степени это связано, по-видимому, с хорошо известными всем социальными причинами – условиями, не поощрявшими анализа явлений, отражающих восприятие человеком окружающей его действительности как угрожающей и нестабильной. В последние десятилетия интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных проблем (школьная, экзаменационная, соревновательная тревожность, тревожность операторов, летчиков – испытателей, спортсменов, при психотерапии и др.).
Подобное положение в изучении проблемы тревожности во многом обусловлено и логикой развития отечественной психологической науки, в которой изучение эмоций, эмоциональных состояний, доминирующих эмоциональных переживаний индивида проводилось преимущественно на психофизиологическом уровне, а область устойчивых образований эмоциональной сферы оставалась, по сути, не исследованной.
Изучение тревожности у детей и подростков (генетический аспект) также носит, как правило, ярко выраженный прикладной, «служебный» характер. Сравнительно большее количество работ посвящено детям 5 – 8 лет (что во многом связано с проблемой готовности к школе). Исследований тревожности у более старших детей и у подростков явно недостаточно. Тревожность чаще всего изучается преимущественно в рамках одного какого-либо возраста. Работы, посвященные сравнительному проявлению тревожности в разные периоды детства, единичны [26, 34, 38].
Изучение тревожности на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностных образований. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу образования. Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния». Ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.
В данной работе излагаются результаты исследования, посвященного изучению тревоги как состояния и тревожности как устойчивого функционального образования на разных этапах детства: от младшего школьного до подросткового возраста. Рассматриваются источники, причины, возрастные и индивидуальные формы проявления, приемы и способы компенсации и преодоления тревоги и тревожности.
Остановимся кратко на нашем понимании тревожности. Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [56]. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различие зафиксировано соответственно в понятиях «тревога», «тревожность». Последний термин, кроме того, используется и для обозначения явления в целом.
Как уже отмечалось; мы рассматриваем тревогу как эмоциональное состояние, а тревожность – как устойчивое личностное образование, применяя последний термин и для обозначения всего явления в целом. Мы исходим из того, что некоторый уровень тревожности в норме свойственен всем людям и является необходимым для оптимального приспособления человека к действительности. Наличие тревожности как устойчивого образования – свидетельство нарушений в личностном развитии. Она мешает нормальной деятельности, полноценному общению. В этом заключается актуальность выбранной нами темы.
Тревожность рассматривается нами как эмоционально – личностное образование, которое, как всякое сложное психологическое образование, имеет когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты.
Нас интересовали общие характеристики уровня тревоги у детей разного возраста (средний уровень, половые различия, области фиксации страхов и тревог и прочее).
Теоретической основой нашего исследования явились культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и базирующаяся на ней теория личностного развития [6], прежде всего в тех их аспектах, которые касаются развития аффективно – потребностной сферы. Исходными для нас явились также представления о связи тревожности с ведущими потребностями, прежде всего потребностью в устойчивом, удовлетворяющем представлении о себе.
В подходе к тревожности мы ориентировались также на исследования Ф.Б. Березина [4], в том числе на его представлениях о явлениях тревожного ряда, Ю. Л. Ханина [73] о «зоне оптимального функционирования» как основы для понимания влияния тревожности на деятельность, Л.М. Аболина [1] о содержании и особенностях эмоционального опыта человека.
Конкретно мы основывались на представлениях Л.И. Божович о тесной связи развития эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер личности и закономерностей становления устойчивых функциональных структур эмоциональной жизни человека. В подходе к тревожности мы исходили из разработанного Л.И. Божович [7], представления о том, что процесс онтогенетического развития личности характеризуется формированием системных новообразований психики, в том числе новообразований аффективно-потребностной сферы. Особенностью таких новообразований является то, что они приобретают побудительную силу и характеризуются собственной логикой развития. Как известно, Л.И. Божович рассматривала этот вопрос на примере образований, обеспечивающих сознательное управление своим поведением, а также планировала использовать его применительно к изучению высших чувств. Кроме того, подобным же образом она рассматривает и качества личности как систему, включающую устойчивый мотив и закрепленные, привычные формы его реализации в поведении и деятельности.
По нашему мнению, тревожность как личностное образование проходит тот же путь развития. Можно полагать, что наличие конфликта в сфере «Я» ведет к неудовлетворению потребностей, напряженность, разно направленность которых и порождает состояние тревоги. В дальнейшем происходит ее закрепление, и она, становясь самостоятельным образованием, приобретает собственную логику развития. Обладая достаточной побудительной силой, она начинает выполнять функции мотивации общения, побуждения к успеху и тому подобному, то есть занимает место ведущих личностных образований.
Подобный подход, как представляется, должен позволить выявить собственно психологические причины тревожности и ввести данное явление в целостный контекст изучения закономерностей развития личности в онтогенезе.
Итак объектом исследования является: тревожность, как состояние личности.
Предметом исследования: Особенности состояния тревоги и страхов у детей и подростков.
Цель исследования: Определение влияния психопрофилактической и психокоррекционной работы на преодоление тревожности у детей и подростков.
Задачи исследования:
1) Изучение состояния названной проблемы на современном этапе.
2) Выявление состояния тревоги и страхов у детей и подростков.
3) Разработка программы психопрофилактической и психокоррекционной работы и ее реализации.
4) Определение эффективности психокоррекционной работы по снижению тревожности у детей и подростков.
Гипотеза: В качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что снижение уровня тревожности у детей и подростков может быть обусловлено психокоррекционной работой по следующим направлениям:
1) психологическое просвещение педагогов и родителей;
2) непосредственная работа с детьми и подростками с целью снижения уровня тревожности по специальным коррекционным программам;
3) обеспечение психологом практики, реализации приобретенных в обучающей ситуации навыков и умений детей, в реальной жизни за пределами обучающей ситуации.
База исследования: школа № 76 г. Оренбурга, в которой приняли участие 250 детей 1 – 9 классов.
Глава 1 Научно – теоретические основы проблемы детской тревожности
1.1. Определение понятий «тревога», «тревожность» и «страх»
Пожалуй, не много найдется таких психологических явлений, значение которых одновременно оценивается и чрезвычайно высоко, и достаточно узко, даже функционально. Но такова тревожность. С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации» [85, 86], как важнейшая характеристика нашего времени: «XX век – век тревоги». Ей придается значение основного «жизненного чувства современности» [14]. С другой – психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации (соревновательная, экзаменационная тревожность), «осевая» симптома невроза и т. п.
Неудивительно поэтому, что этой проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии. По некоторым источникам, количество публикаций по данной проблеме с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии.
Информация о работе Проблема тревожности у детей и подростков, ее профилактика и преодоление