Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:46, реферат
Немаловажное значение имеет и влияние семьи. В литературе посвященной причинам неуспеваемости, влияние семьи изучено довольно глубоко. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию ошибки в воспитании, неумелая помощь детям. Нас особенно интересовали те данные, которые характеризуют влияние семьи на успевающих школьников.
Социальный прогресс, высокие темпы развития науки и техники приводят к тому, что общество предъявляет всё более высокие требования к своим членам и, конечно, к школьному образованию. Это обусловливает необходимость усложнения, как теоретического уровня, так и объёма учебных программ, что в свою очередь, становится причиной несоответствия этому уровню многих детей.
Основная причина школьной неуспешности – это несоответствие интеллектуальной системы ребёнка и системы обучения в школе. С одной стороны, программы обучения всё усложняются и усложняются, не всегда ориентируясь на возможности детей, не принимая во внимание их возрастные особенности, а с другой стороны, родители, даже зная, что их ребёнку будет трудно учиться по новой программе, делают всё, чтобы его приняли в престижную школу, к «сильному» учителю. В результате даже способные к обучению дети уже в первые школьные годы попадают в разряд неуспевающих.
Со стороны родителей всё чаще можно услышать, что причина школьной неуспеваемости ребёнка – конфликт между учителем и учеником. Безусловно, дети стали труднее, программы – сложнее, родителям некогда заниматься с детьми, а педагоги не всегда умеют учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Однако недостатки взаимодействия учителя с учеником – это причина, лежащая на поверхности. Она является чаще всего следствием более глубинных проблем. Согласитесь, каждый смотрит на проблему со своей точки зрения. Поэтому выявлять причины и осуществлять помощь неуспевающим ученикам необходимо совместными усилиями квалифицированного учителя, заинтересованных родителей и внимательного врача, поскольку отдельным «узким» специалистам трудно взглянуть на проблему в целом.
Семья
По данным исследователей,
значительное влияние на школьную успешность
ребёнка оказывает такой
Отмечаются такие причины школьной неуспеваемости ребёнка, как разлад в семье или её распад, грубость в отношениях, алкоголизм, антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и их образованию, ошибки в воспитании, неумелая помощь детям.
Бесспорно, стиль воспитания в семье влияет на успешность ребёнка в школе. Школьники, испытывающие неприязнь (отвержение) со стороны родителей, имеют низкую школьную неуспеваемость. В данном случае, детско-родительские отношения являются фактором формирования тревожности детей, и как следствие – причиной школьных неудач.
Среди недостатков семейного воспитания, отрицательно влияющих на успешность учения школьников, немаловажным является неправильное стимулирование учения детей. Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений для становления личности ребёнка как-то отходит на задний план, детей не спрашивают, что было интересного в школе, что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том, довольны ли они своей учёбой и довольны ли ими учителя. От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут, естественно, судить о её качестве (видят только количество – много или мало сидит ребёнок за уроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но часто и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают в конфликты со школой на этой почве. Заниженную самооценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и, видя, отдельные неудачи детей, попрекают их: «Ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел хорошо написать работу», «Ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня, не то, что другие дети» и т.п. Когда родители видят в своём ребёнке «неудачника», успеваемость в школе будет низкой. Другие, поддерживая завышенную самооценку сына или дочери, всегда готовы согласиться с тем, что в школе его (её) не оценили по достоинству. Не разобрав сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы предъявить претензии учителям.
Рассеянность ребёнка, неумение сосредоточиться на учебном процессе могут быть вызваны не только несформированностью процессов произвольной регуляции в силу ММД или недостаточной учебной мотивацией, но и тем, что значимые члены семьи ведут себя именно так: слабо реагируют на новую информацию, не проявляя к ней особого интереса. Ребёнок, особенно в младшей школе, идентифицируя себя со взрослыми, усваивает их манеру поведения или общения и ведёт себя подобным образом.
Взаимоотношения в семье,
где родные люди относятся друг к
другу с пониманием и заботой,
учитывают взаимные интересы, часто
являются одним из важных гарантов
успешной учёбы ребёнка. Интересно
отметить, что не только семейные отношения
влияют на успешность обучения, но и
наоборот: если дети хорошо учатся, как
правило, теплеют и семейные отношения.
Для успешного обучения детям
необходимы эмоциональное принятие,
оптимальный Уровень
Немаловажное значение имеет и фактор совпадения ожиданий родителей и педагогов по поводу ребёнка. Для повышения качества знаний учащихся желательно установление тесной связи школы с родителями учеников.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Проведённые исследования позволили выявить обобщённые точки зрения педагогов и родителей на проблему неуспеваемости.
Анкетирование учителей определило, что педагоги главными причинами неуспеваемости считают:
Родители склонны считать,
что главные причины
Анализ результатов
Чтобы избежать субъективности в выявлении причин школьной неуспеваемости, вам предлагается анонимное анкетирование. Отметьте, пожалуйста, в бланках те причины неуспеваемости, которые на ваш взгляд являются наиболее вероятными и характерны именно для нашего общеобразовательного учреждения.
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
Современная школьная практика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
Педагогикой и психологией накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения:
Ещё раз, акцентируя внимание на возможных путях преодоления школьной неуспеваемости, следует отметить, что очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Необходимо со всех сторон взглянуть на проблему и выявить все факторы, которые могут вызвать неуспеваемость. Если причины трудностей в учёбе вовремя определить и провести необходимую, с точки зрения специалистов, коррекционную работу, то это будут лишь временные трудности, преодолев которые, ребёнок почувствует уверенность в своих силах. Если же не установить причины отставания, то оно может приобрести хроническую форму и разрастись из неуспеваемости по одному предмету в общую стойкую неуспеваемость.
В решении проблемы неуспеваемости нужен комплексный подход, учитывая точки зрения родителей, педагогов, врачей, логопедов-дефектологов, психологов и др. специалистов, работающих с неуспевающими детьми. И нельзя забывать, что поиски причин неуспеваемости, способов решения проблемы должны исходить, прежде всего, из интересов самих детей. А посему хотелось бы, чтобы при решении данной проблемы мы в первую очередь думали о благополучии детей и учитывали их мнение.
Литература:
Информация о работе Причины школьной неуспеваемости и пути их устранения