Причины школьной неуспеваемости и пути их устранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:46, реферат

Описание работы

Немаловажное значение имеет и влияние семьи. В литературе посвященной причинам неуспеваемости, влияние семьи изучено довольно глубоко. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию ошибки в воспитании, неумелая помощь детям. Нас особенно интересовали те данные, которые характеризуют влияние семьи на успевающих школьников.

Работа содержит 1 файл

Психологические причины отставания в учении.docx

— 271.54 Кб (Скачать)

Социальный прогресс, высокие  темпы развития науки и техники  приводят к тому, что общество предъявляет  всё более высокие требования к своим членам и, конечно, к школьному  образованию. Это обусловливает  необходимость усложнения, как теоретического уровня, так и объёма учебных программ, что в свою очередь, становится причиной несоответствия этому уровню многих детей.

Основная причина школьной неуспешности – это несоответствие интеллектуальной системы ребёнка и системы обучения в школе. С одной стороны, программы обучения всё усложняются и усложняются, не всегда ориентируясь на возможности детей, не принимая во внимание их возрастные особенности, а с другой стороны, родители, даже зная, что их ребёнку будет трудно учиться по новой программе, делают всё, чтобы его приняли в престижную школу, к «сильному» учителю. В результате даже способные к обучению дети уже в первые школьные годы попадают в разряд неуспевающих.

Со стороны родителей  всё чаще можно услышать, что причина  школьной неуспеваемости ребёнка –  конфликт между учителем и учеником. Безусловно, дети стали труднее, программы  – сложнее, родителям некогда  заниматься с детьми, а педагоги не всегда умеют учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Однако недостатки взаимодействия учителя  с учеником – это причина, лежащая  на поверхности. Она является чаще всего  следствием более глубинных проблем. Согласитесь, каждый смотрит на проблему со своей точки зрения. Поэтому выявлять причины и осуществлять помощь неуспевающим ученикам необходимо совместными усилиями квалифицированного учителя, заинтересованных родителей и внимательного врача, поскольку отдельным «узким» специалистам трудно взглянуть на проблему в целом.

Семья

По данным исследователей, значительное влияние на школьную успешность ребёнка оказывает такой социальный фактор, как семья. Так очень часто  причиной неуспеваемости являются неблагоприятные  условия жизни в семье, отсутствие, как контроля, так и помощи в  учёбе со стороны взрослых, конфликты  в семье, отсутствие режима.

Отмечаются такие причины  школьной неуспеваемости ребёнка, как  разлад в семье или её распад, грубость в отношениях, алкоголизм, антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как  равнодушие родителей к детям  и их образованию, ошибки в воспитании, неумелая помощь детям.

Бесспорно, стиль воспитания в семье влияет на успешность ребёнка  в школе. Школьники, испытывающие неприязнь (отвержение) со стороны родителей, имеют низкую школьную неуспеваемость. В данном случае, детско-родительские отношения являются фактором формирования тревожности детей, и как следствие  – причиной школьных неудач.

Среди недостатков семейного  воспитания, отрицательно влияющих на успешность учения школьников, немаловажным является неправильное стимулирование учения детей. Родители в большинстве  случаев интересуются учением детей  и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений для становления личности ребёнка  как-то отходит на задний план, детей  не спрашивают, что было интересного  в школе, что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том, довольны ли они своей учёбой и довольны ли ими учителя. От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут, естественно, судить о её качестве (видят только количество – много или мало сидит ребёнок за уроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но часто и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают в конфликты со школой на этой почве. Заниженную самооценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и, видя, отдельные неудачи детей, попрекают их: «Ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел хорошо написать работу», «Ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня, не то, что другие дети» и т.п. Когда родители видят в своём ребёнке «неудачника», успеваемость в школе будет низкой. Другие, поддерживая завышенную самооценку сына или дочери, всегда готовы согласиться с тем, что в школе его (её) не оценили по достоинству. Не разобрав сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы предъявить претензии учителям.

Рассеянность ребёнка, неумение сосредоточиться на учебном процессе могут быть вызваны не только несформированностью процессов произвольной регуляции в силу ММД или недостаточной учебной мотивацией, но и тем, что значимые члены семьи ведут себя именно так: слабо реагируют на новую информацию, не проявляя к ней особого интереса. Ребёнок, особенно в младшей школе, идентифицируя себя со взрослыми, усваивает их манеру поведения или общения и ведёт себя подобным образом.

Взаимоотношения в семье, где родные люди относятся друг к  другу с пониманием и заботой, учитывают взаимные интересы, часто  являются одним из важных гарантов успешной учёбы ребёнка. Интересно  отметить, что не только семейные отношения  влияют на успешность обучения, но и  наоборот: если дети хорошо учатся, как  правило, теплеют и семейные отношения. Для успешного обучения детям  необходимы эмоциональное принятие, оптимальный Уровень родительских требований и запретов, отсутствие в семье конфликтов по поводу воспитания ребёнка. Высокой успеваемости способствует постоянное стремление родителей к  систематическим отношениям с ребёнком, общение с ним, совместное проведение досуга, стремление лучше узнать своего ребёнка и помочь ему в случае необходимости.

Немаловажное значение имеет  и фактор совпадения ожиданий родителей  и педагогов по поводу ребёнка. Для  повышения качества знаний учащихся желательно установление тесной связи  школы с родителями учеников.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Проведённые исследования позволили  выявить обобщённые точки зрения педагогов и родителей на проблему неуспеваемости.

Анкетирование учителей определило, что педагоги главными причинами  неуспеваемости считают:

  • здоровье (60%);
  • семейные проблемы (32%);
  • низкую самооценку учащихся (16%);
  • тревожность (18%);
  • педагогическую запущенность детей (24%);
  • сложность программы (16,5%).

Родители склонны считать, что главные причины неуспеваемости их детей – это:

  • неинтересное преподавание предмета – 36%;
  • лень ребёнка – 32%;
  • недостаток внимания детей – 28%;
  • отсутствие индивидуального подхода – 24%;
  • большие учебные нагрузки – 24%.

Анализ результатов исследования позволил выявить противоречие во взглядах на эту проблему педагогов и родителей. Так, например, приводятся следующие  интересные факты:

  • 80% родителей считают, что основные причины неудач ребёнка связаны с учителем: несправедливость учителей – 29%; неумение найти подход к ребёнку – 48%; низкая квалификация – 23%;
  • 88% педагогов связывают свои трудности в работе с детьми с неверными установками их родителей: пассивность и невнимание к детям – 31%; нежелание или неумение помочь ребёнку – 18%.

Чтобы избежать субъективности в выявлении причин школьной неуспеваемости, вам предлагается анонимное анкетирование. Отметьте, пожалуйста, в бланках  те причины неуспеваемости, которые  на ваш взгляд являются наиболее вероятными и характерны именно для нашего общеобразовательного учреждения.

  1. Физиологические причины;
  2. Психологические;
  3. Социальные: педагогические и социально-бытовые.

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Современная школьная практика в качестве основных путей преодоления  неуспеваемости предлагает следующие:

  1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизации обучения. Система образования идёт по пути индивидуализации и психологизации обучения.
  2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за «трудными» и неуспевающими учениками с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Проводится педагогический консилиум – совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.
  3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учёбе. В школьной практике это дополнительные стимулирующие занятия. В зарубежной практике – группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьёзной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно. Аналогом групп выравнивания у нас являются коррекционные группы при территориальных коррекционно-развивающих центрах.
  4. Воспитательное воздействие – поскольку неудачи в учёбе часто связаны с неблагоприятным воспитанием ребёнка, то с неуспевающими учениками целесообразно проводить индивидуальную планируемую воспитательную работу, которая включает и тесное взаимодействие с семьёй.

Педагогикой и психологией  накоплен значительный опыт преодоления  неуспеваемости. Анализ разнообразных  практических мер позволил выявить  некоторые принципиальные положения:

  • На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие психолого-педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признаётся не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать.
  • Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.
  • Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов)
  • При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников.
  • Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся. Они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учёта и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов.
  • Плодотворными представляются пути изменения отношения к школе: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достичь успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью можно использовать игровую и практическую деятельность, приобщение неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае педагогическая деятельность поможет учащимся понять ценность знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.
  • Обращается внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выявить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем для других учеников, инструктировать их.
  • Большое внимание уделяется дифференцированному подходу  при выполнении классной и домашней работы с учётом успешности ученика. Школьная практика идёт по пути индивидуализации домашних заданий.

Ещё раз, акцентируя внимание на возможных путях преодоления  школьной неуспеваемости, следует отметить, что очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Необходимо со всех сторон взглянуть на проблему и выявить  все факторы, которые могут вызвать  неуспеваемость. Если причины трудностей в учёбе вовремя определить и  провести необходимую, с точки зрения специалистов, коррекционную работу, то это будут лишь временные трудности, преодолев которые, ребёнок почувствует  уверенность в своих силах. Если же не установить причины отставания, то оно может приобрести хроническую  форму и разрастись из неуспеваемости по одному предмету в общую стойкую  неуспеваемость.

В решении проблемы неуспеваемости нужен комплексный подход, учитывая точки зрения родителей, педагогов, врачей, логопедов-дефектологов, психологов и др. специалистов, работающих с  неуспевающими детьми. И нельзя забывать, что поиски причин неуспеваемости, способов решения проблемы должны исходить, прежде всего, из интересов самих  детей. А посему хотелось бы, чтобы  при решении данной проблемы мы в  первую очередь думали о благополучии детей и учитывали их мнение.

Литература:

  1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2004. (Педагогика. Психология. Управление).
  2. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПб.: Издательство «Речь», 2005.
  3. Фалькович Т.А., Толстоухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. (Методическая библиотека).

Информация о работе Причины школьной неуспеваемости и пути их устранения