Причины школьной неуспеваемости и пути их устранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:46, реферат

Описание работы

Немаловажное значение имеет и влияние семьи. В литературе посвященной причинам неуспеваемости, влияние семьи изучено довольно глубоко. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию ошибки в воспитании, неумелая помощь детям. Нас особенно интересовали те данные, которые характеризуют влияние семьи на успевающих школьников.

Работа содержит 1 файл

Психологические причины отставания в учении.docx

— 271.54 Кб (Скачать)

Часто на первый план выступает  нарушение познавательных процессов. Наиболее распространёнными являются следующие нарушения формирования так называемых школьных навыков: дисграфия (письмо), дислексия (чтение), дискалькулия (счёт).

Школьники с дислексией испытывают трудности в освоении материала по устным дисциплинам. Возможно возникновение так называемой ориентации на неуспех, ощущение несостоятельности в учёбе, возможно проявление нарушений в поведении ребёнка, нарушение его отношений со сверстниками.

Часто дислексия проявляет себя в комплексе с другим нарушением – дисграфией. Для данного синдрома свойственны специфические ошибки при письме: замены букв на схожие по звучанию или написанию буквы, искажения букв, пропуски, недописывания, замена гласных, наблюдается зеркальное отображение букв. При дисграфии обычно плохой почерк.

Ребёнок не может решить проблемы дислексии и дисграфии усилиями воли и старательностью, т.к. причины гораздо глубже и сложнее, чем просто нежелание учиться. Давление, оказываемое учителем или родителями, может привести лишь к отрицательным последствиям, вплоть до отказа посещать школу.

Пути преодоления: ребёнку  необходима своевременная и систематическая  комплексная медицинская и логопедическая помощь, а также психологическая  поддержка. Медикаментозная терапия  поможет повысить общий тонус  и работоспособность ребёнка, нормализовать  сон, снизить уровень тревоги, улучшить внимание и память. Помощь педагога необходима для многократного повторения пройденного материала и формирования необходимых ЗУНов. Логопед осуществляет непосредственную коррекцию нарушений. Без такой комплексной помощи специалистов дислексические и дисграфические нарушения, как правило, в той или иной степени сохраняются и значительно затрудняют обучение в старших классах.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

СДВГ – это медицинский  диагноз, поставить который может  только врач после проведения диагностического обследования. Черты, характеризующие  синдром гиперактивности, обычно таковы:

  • дефицит активного внимания;
  • общее двигательное беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений;
  • недостаточная целенаправленность поступков и их импульсивность.

Частота СДВГ среди школьников составляет от 4,0 до 9,5%. В основе СДВГ лежит ММД, которая и вызывает школьные проблемы почти половины неуспевающих детей.

СДВГ сочетается с нарушениями  памяти, работоспособности, однако основным проявлением данного отклонения в развитии ребёнка является дефект внимания. У ребёнка снижены объём  и концентрация внимания (может сосредоточиться  на чём-либо лишь на несколько мгновений, чрезвычайно повышена отвлекаемость). Такие дети часто бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми, что затрудняет их общение со сверстниками и взрослыми. Эмоциональная напряжённость, склонность остро переживать трудности, которые возникают при обучении в школе, приводят к тому, что у  них легко формируются и фиксируются  негативная самооценка и враждебность ко всему, что связано со школьным обучением.

С возрастом расторможенность значительно уменьшается или  исчезает совсем (в подростковом возрасте ребёнок может стать инертным и безынициативным), однако неустойчивость внимания и импульсивность поступков, как правило, сохраняются.

Наряду с гиперактивностью следствием ММД может стать и гипоактивность. Среди детей, страдающих ММД, у каждого четвёртого ребёнка отмечен гиподинамический синдром. Такие дети не мешают учителю, они тихо сидят за партой, не нарушают дисциплину. Однако их успеваемость не соответствует ожиданиям. Гипоактивные дети стараются, чтобы их не вызывали к доске, где их непонимание материала может сразу стать заметным, не участвуют в учебных дискуссиях. Большинство из них неловки, неспортивны. Многие из гипоактивных детей, как показывает практика, имеют нарушения способности к обучению и пополняют ряды неуспевающих учеников.

Пути преодоления: благополучное  личностное развитие детей с СДВГ напрямую зависит от того, насколько  окружающие его взрослые способны понять его трудности, возникающие из-за его болезненно повышенной активности и эмоциональной неуравновешенности. Необходима своевременная медицинская  и педагогическая поддержка. Для  лечения синдрома в первую очередь  применяются препараты, влияющие на обменные процессы в ЦНС и стимулирующие  созревание тормозных и регулирующих структур мозга. Выбор препарата  и терапевтических доз строго индивидуален. Грамотные педагогические воздействия могут успешно скорректировать  последствия неблагоприятного биологического фактора, приводящего к проблемам  в школьном обучении. А родителям  важно помнить о добром и внимательном отношении к проблемам и особенностям развития своего ребёнка.

Леворукость.

Особого внимания заслуживают  леворукие дети, но не потому, что леворукость – это какое-то отклонение. Леворукость – это не отклонение в состоянии здоровья, она не является предпосылкой снижения умственных способностей, это лишь ещё один вариант нормального развития, проявление индивидуальности в пределах нормы. Просто в учебной деятельности леворукие дети сталкиваются с большими трудностями, чем правши. А проблема обучения таких детей (определение методики обучения письму, посадки, положения тетради; работа на уроках труда и т.п.) до сих пор остаётся нерешённой.

Многие специалисты считают, что обучение левшей должно проходить  по иной, отличной от общепринятой, методике обучения. Но т.к. почти 90% людей правши и лишь только 10% - левши, то вопрос организации обучения левшей пока ещё остаётся вопросом будущего. А пока в системе образования придерживаются решений Всесоюзного семинара «Охрана здоровья леворуких детей», в соответствии с которыми специалисты, работающие с леворукими детьми, отказались от переучивания левшей и в процессе обучения руководствуются разработанными методическими рекомендациями по организации учебной работы левшей.

Пути преодоления: общая  тактика поведения учителей и  родителей, рассматривающих леворукость  ребёнка как индивидуальный вариант  развития в пределах нормы, - создание благоприятных условий для формирования двигательных навыков помогут леворуким детям адаптироваться в преимущественно праворуком мире и успешно обучаться в школе. Левшей желательно вовлекать в подвижные игры (подростков – в спортивную деятельность), давать разнообразные поручения, требующие частого переключения внимания.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

К психологическим причинам неуспеваемости относят, как правило, свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы и др. Среди психологических  факторов можно выделить несколько  сфер, влияющих на обучение:

  1. познавательная сфера;
  2. мотивационная сфера;
  3. эмоционально-волевая сфера.

Познавательная сфера.

Для успешного овладения  школьниками учебными предметами необходимо формировать у них определённые качества познавательных процессов. Существует определённая взаимосвязь между  уровнем проявления некоторых особенностей внимания, памяти, мышления и успеваемостью  в школе.

Так, для успешного освоения многих школьных предметов учащиеся должны обладать высоким уровнем  развитияпамяти. Поэтому целесообразно обучать детей приёмам запоминания, помогающим структурировать и запоминать материал.

Некоторые особенности развития мышления также могут стать причиной неуспеваемости. Недостаточная организация самостоятельной активной работы мышления в процессе обучения обнаруживается, когда полученные знания нужно применять на практике.

Недостаточный уровень развития внимания – ещё одна причина трудностей при освоении учебной программы. У младших школьников произвольное внимание развито слабо, неустойчиво, объём внимания невелик, одним и тем же делом они могут заниматься 10-20 минут, подростки – 40-45 минут, старшеклассники – 45-50 минут.

Нарушение внимания может  быть следствием физиологических изменений (СДВГ) или результатом ситуативногопсихологического состояния ребёнка (отсутствие мотивации к обучению, конфликты с учителем, с родителями, сверстниками). Однако результат один – чем больше симптомов нарушения внимания, тем ниже отметки по всем предметам.

В последнее время всё  чаще среди причин неуспеваемости называют особенности восприятия учебного материала  учащимися. Для организации эффективного обучения необходимо учитывать, какой канал восприятия информации используется каждым ребёнком (зрительный, слуховой, кинестетический), в каком виде полученная информация сохраняется в сознании (в виде зрительных, слуховых, кинестетических образов) и каким образом ребёнок проверяет правильность принятого им решения (например, при написании диктанта).

Если у ребёнка хорошо развиты и зрительная, и слуховая, и кинестетическая системы, он может  свободно переводить информацию из одной  системы в другую, обучение ему  даётся легко. Если же ребёнок опирается  только на одну из систем, обучение должно строится в соответствии с этой системой. Рекомендуется объяснять материал ребёнку, исходя из ведущего стиля обучения, затем закреплять с опорой на слабую систему и проверять знания на основе предпочитаемого ребёнком стиля.

Стиль школьного обучения меняется от класса к классу (начальная  школа – кинестетический, средняя  – аудиальный, старшая – визуальный), в связи с этим успешным будет  тот ребёнок, у которого развиты  все три системы. Поэтому, для более успешного обучения необходимо задействовать все три канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический.

Мотивационная сфера.

Существует прямая зависимость  интеллектуальных процессов от мотивации  деятельности: овладение операциями мышления возможно только при наличии  определённых мотивов.

Отношение ребёнка к учению, то есть учебная мотивация, играет здесь  решающую роль. Выделяют внешнюю и  внутреннюю мотивацию. К внешней  мотивации относят всё то, что  лежит вне самой деятельности: необходимость учиться, т.к. все в  этом возрасте учатся; желание получить одобрение окружающих, в частности  родителей; внешний контроль; общение  со сверстниками и т.п. К внутренней мотивации – получение знаний и сам процесс обучения.

Изучение отношения детей  к школе, мотивов обучения, познавательных потребностей школьников свидетельствует  о том, что уровень учебной  мотивации школьников снижается  к младшему подростковому возрасту, а также наблюдается переход  учебной мотивации во внешнюю.

Некоторых, а возможно, даже и многих учащихся лишают мотивации не принимающие их учителя, родители, сверстники, обучающиеся более быстро, и сами учебные материала, ориентированные на другие типы учащихся. Таким образом, причиной неуспеваемости становится причина не психологического, а социально-бытового характера.

Педагоги и родители должны формировать у детей мотив  достижения, создавать ситуацию успеха, которая связана с мотивационной  сферой и определяется психологическими аспектами индивидуальности ребёнка.

Эмоционально-волевая сфера.

Анализируя каждый индивидуальный случай школьной неуспеваемости необходимо принимать во внимание не только особенности  развития, состояние здоровья и пробелы  в учебных знаниях, но и эмоциональное  состояние ученика, направленность его личных усилий и интересов.

Главным фактором продуктивности познавательной сферы является эмоциональная  окрашенность учебного процесса. Благоприятные  эмоции в процессе обучения активизируют внимание учеников и способствуют осознанному  пониманию учебного материала. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям может выступать как причина накопления у детей отрицательных эмоций по отношению к школьной ситуации.

У детей с негативным эмоциональным  восприятием школы повышается тревожность, появляется страх. Тревожность высокого уровня приводит к нарушению психического здоровья, отклоняющемуся поведению  и снижению результативности учебной  деятельности.

На школьную успешность либо неуспешность влияние оказывает и самооценка школьника.

Как правило, дети приходят в  школу с желанием учиться, но постепенно нарастающие сложности, проблемы, возникающие  в школе у некоторых детей, приводят к формированию отрицательного отношения к учению и снижению самооценки (а ведь самооценка ребёнка  основывается на мнении окружающих взрослых, в частности педагогов и родителей).

Низкий уровень самооценки создаёт проблемы как в освоении учебного материала («Я всё равно  это не пойму», «Мне этого никогда  не запомнить»), так и в отношениях с одноклассниками и учителями («Я не буду отвечать у доски, все  надо мной смеются», «Не пойду на урок биологии, учительница всё равно  считает меня тупицей и выше «двойки» не поставит»).

Неадекватно завышенная самооценка также может привести к проблемам как для самого ученика, так и для тех, кто его окружает и взаимодействует с ним. Не так редки конфликтные ситуации между учителем и учеником, когда последний отказывается посещать уроки по предмету, необоснованно считая себя лучше знающим материал учебного курса, чем сам учитель, и как результат, имеет значительные пробелы в освоении материала по предмету. Иногда ребёнок не соглашается со справедливо поставленной оценкой, считая себя правым и не соглашаясь с доводами педагога, который пытается объяснить сущность проблемы и предложить пути её решения.

Плохая же успеваемость, как  правило, ведёт к ухудшению отношений  ребёнка с одноклассниками, усложнению отношений с родителями и учителями  и как следствие – к снижению уровня самооценки. Ребёнок становится конфликтным, замкнутым или ищет общения вне школы и семьи.

Кроме того, учебные способности  связаны с эмоционально-волевыми свойствами личности: эмоциональной  стабильностью, сдержанностью, энергичностью, активностью, добросовестностью и  ответственностью. Важным компонентом  учебной деятельности является самоконтроль учащихся.

Отсутствие таких волевых  качеств, как инициативность, самостоятельность, организованность и пр., может повлиять на успешность обучения ребёнка. Однако в свою очередь формирование волевых  качеств может быть осуществлено лишь при наличии положительного эмоционального отношения ребёнка  к обучению.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Школьная образовательная среда

Школьная образовательная  среда может оказывать как  положительное, так и отрицательное  влияние на личность ребёнка, его  поведение, успешность обучения.

Информация о работе Причины школьной неуспеваемости и пути их устранения