Причины школьной неуспеваемости и пути их устранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:46, реферат

Описание работы

Немаловажное значение имеет и влияние семьи. В литературе посвященной причинам неуспеваемости, влияние семьи изучено довольно глубоко. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию ошибки в воспитании, неумелая помощь детям. Нас особенно интересовали те данные, которые характеризуют влияние семьи на успевающих школьников.

Работа содержит 1 файл

Психологические причины отставания в учении.docx

— 271.54 Кб (Скачать)

Психологические причины  отставания в учении.

Немаловажное значение имеет и влияние семьи. В литературе посвященной причинам неуспеваемости, влияние семьи изучено довольно глубоко. Отмечаются такие частые причины  неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и  такие причины, как равнодушие родителей  к детям и к их образованию  ошибки в воспитании, неумелая помощь детям. Нас особенно интересовали те данные, которые характеризуют влияние  семьи на успевающих школьников. В  этой связи представили определенную ценность данные некоторых зарубежных исследований. 
Так, в работе Уайзмена изучалось влияние среды на способных и неспособных учеников. Выяснилось, что окружение влияет на успешное развитие способных детей в большей степени, чем на успехи малоспособных. В ходе исследования изучались коррелирующие (связанные) факторы. Всего было изучено 4000 корреляций. Наибольшая значимость была найдена в корреляции «семья – среда 
– неуспеваемость». Было обнаружено также, что влияние среды тем большее, чем младше школьник

Больше всего, по данным Уайзмена, влияют следующие моменты членство ребенка в библиотеке, уровень чтения родителей, количество книг в доме выполнение домашних заданий, взгляды родителей на школьные успехи детей.

Выяснено, что для  отстающих детей в отношении  к ним родителей важна поддержка  внимание, ласка, для способных же главное—положительное отношение родителей к образованию. В исследовании были получены также данные о том, что наибольший урон образованию наносится в семье до школы. Аналогичные данные приводятся и в работе Бэнкса. Он цитирует выводы Моррди и Уилсона, которые нашли, что успешности учения благоприятствует атмосфера дружбы с родителями, совместное проведение досуга, взаимное доверие.

Имеющиеся в отечественной  литературе данные также свидетельствуют  о том, что влияние семьи в  среднем школьном возрасте слабее, чем в младшем. 
Нельзя, однако, забывать, что влияние более широкой среды, в частности товарищей, в этом возрасте увеличивается.

Наблюдения за учащимися  в школе, беседы с ними, учителями  и родителями привели нас к  выводу, что среди недостатков  семейного воспитания, отрицательно влияющих на успешность учения школьников, неправильное стимулирование учения детей  — немаловажный момент. Родители в  большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений для становления ребенка как человека, как активного члена общества, как-то отходит на задний план, детей не спрашивают, что было интересного в школе, что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том, довольны ли они своей работой и довольны ли ими учителя. От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут, естественно, судить о ее качестве (видят только количество—много или мало сидит ребенок за уроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но часто и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают в конфликты со школой на этой почве. Заниженную оценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и, видя отдельные неудачи детей, попрекают их: 
«Ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел на «пятерку» написать работу», 
«Ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня, не то, что другие дети» и т. п. 
Другие, поддерживая завышенную самооценку сына или дочери, всегда готовы согласиться с тем, что в школе его (её) не оценили по достоинству. Не разобрав сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы предъявить претензии учителям.

Однако имеются  попытки тем или иным образом  сгруппировать причины неуспеваемости. Так, например, А. М. Гельмонт, поставил задачу соотнести причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех категорий неуспеваемости: глубокого и общего отставания (I категория), частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категория), эпизодической неуспеваемости (III категория). 
В качестве причин I категории отмечены: низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие. 
Для II категории указаны: недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности); недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей. 
Для III категории выявлены: недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль;

неаккуратное посещение  уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий. 
Мы видим в этой группировке типичное для практического подхода объединение разнопорядковых явлений: акты поведения учеников ставятся в один ряд с тем, что вызывает эти акты, непосредственное — с опосредующим, частное - с общим, явления внутреннего плана не отграничиваются от внешних.

Ближе всех к решению  задачи описания системы причинно-следственных связей неуспеваемости, отвечающей теоретическим  требованиям, подошел Ю. К. 
Бабанский. Он изучает учебные возможности школьников, объединяя в этом понятии два основных фактора успеваемости. Учебные возможности, в понимании 
Ю. К. Бабанского, составляют некий потенциал личности в учебной деятельности и представляют синтез особенностей самой личности и ее взаимодействий с внешними влияниями.

 

Школьная неуспеваемость

 

Ольга Данилова.

 

Психологические методы решения  проблемы. Комплексное развитие психических  свойств ребенка

 

Сегодня учеников жалеют —  и нагрузка у них не по годам, и  социальное неравенство в классах, и учителя, обозленные на весь мир  из-за своей мизерной зарплаты. При  этом многие забывают о том, что именно в детстве у человека самые  высокие способности воспринимать и усваивать информацию. В психологии есть понятие сензитивного возраста, введенное известным отечественным автором Л. С. Выготским.

 

Сензитивный возраст

 

Согласно этому понятию, в жизни человека есть особые периоды, в которых он может развивать  то или иное свойство или способность  гораздо быстрее и легче, чем  в другие. Эти периоды и называются сензитивным возрастом. Известно, например, что ребенка до трех лет легче научить говорить на иностранных языках, плавать, кататься на коньках. Сензитивные периоды для развития речи, памяти, мышления, внимания тоже проходят в детстве.

 

Мы не случайно ведем в  первый класс ребенка 7 или 8 лет. Возраст  готовности к школе является сензитивным для волевых процессов, а значит, и для развития произвольности в других психических свойствах. У детей в этом возрасте неограниченные возможности для принятия и усвоения информации. Поэтому, если ребенок жалуется на утомляемость или усталость, причиной этому будет не сам материал, а его изложение, степень заинтересованности им ребенка.

 

Внутренние и внешние  причины неуспеваемости

 

Опытный школьный психолог всегда разделяет две группы причин неуспеваемости — внешние и внутриличностные. К внешним причинам относятся те помехи и препятствия среды, с которыми сталкивается ученик при выполнении домашнего задания, при ответе на уроке. Сюда относятся и семейные конфликты, и проблемы с одноклассниками.

 

Представьте, каково, например, отвечать на уроке ребенку, над которым  в это время смеется весь класс, в котором он является изгоем. Одним  словом, если результаты диагностики  способностей у отстающего ребенка  соответствуют норме, значит, что-то мешает ему пользоваться этими способностями.

 

Внутриличностные причины школьной неуспеваемости — это какие-либо нарушения или отклонения психических процессов, их неразвитость.

 

Очень важно понять истинную причину неуспеваемости. Рассмотрим простой пример: учителя и родители жалуются на плохое запоминание ребенком пройденного материала. Психолог в  результате психодиагностики свойств  памяти действительно обнаруживает некоторые особенности, мешающие запоминанию, и начинает коррекцию этого психического процесса. Проведя различные игры и задания, улучшающие память и запоминание, психолог вновь тестирует ребенка  и выявляет значительные улучшения  памяти. Однако на уроке ребенок  почему-то не показывает этих улучшений, по-прежнему отставая от своих одноклассников.

 

В чем же проблема?

 

В поверхностном рассмотрении психических свойств. Видеть в плохом запоминании неразвитость процессов  памяти — однобокий подход. Ребенок  не может применить полученные приемы и мнемотехники, поскольку не ассоциирует  предметные задачи с теми, которые  ему давал психолог. Для этого  нужно параллельно развивать  абстрактно-логическое мышление.

 

В основном, конечно, в подборе  методик для диагностики причин школьной неуспеваемости делается акцент на тестах интеллекта, задачах на внимание, память, восприятие информации. Методики на мышление и другие психические  процессы разумно подбирать соответственно последующей коррекции. В этом плане  компьютерные методики диагностики  психических процессов выигрывают у "бумажных". Их выполнение происходит через решение какой-нибудь наглядной  задачи, причем оно включает в себя элементы тренировки этих процессов. Так, например, пакет компьютерных методик "Зоопарк", направленный специально на диагностику внимания ребенка, может  использоваться и в качестве тренажера.

 

Многочисленные современные  исследования показывают, что повышение  успеваемости ученика — комплексная  цель, требующая целостного рассмотрения детской психики. Сегодня школьные психологи не говорят отдельно о  развитии какой-либо психической характеристики, а ставят цель общего психического развития личности ребенка.

 

Недавнее исследование российских ученых из Психологического института  РАО показало эффективность применения программы целостного психического развития учеников. В результате проведения уроков психологического развития в  начальной школе 99% учеников продвинулись в своем интеллектуальном развитии, у многих наблюдалось повышение  мотивации к обучению, интерес  к знаниям.

 

Программа, разработанная  в Психологическом институте, включает воздействие на когнитивные структуры  психики ребенка, такие как синтез, анализ, обобщение, индукция и дедукция. Оказалось, что предметы начальной  школы (русский язык, чтение, математика) требуют участия этих когнитивных  структур для понимания и усвоения материала. Уроки психологического развития продолжительностью 40-45 минут  включали различные методы тренировки мышления, логики с их переносом  непосредственно на практические задачи.

 

Комплексная задача психолога

 

Следовательно, задача психолога  — обучать ребенка мыслить. С  правильно построенной системой мышления правильно развиваются  и память, и внимание, и речь. Кстати, для развития абстрактно-логического  мышления сензитивный возраст приходится именно на начальную школу.

 

Правильная организация  мышления требует произвольности основных психических процессов, попросту —  участия воли. Волевые процессы у  ребенка 7 — 8 лет также находятся  в сензитивном периоде.

 

Возможно, что кроме работы непосредственно с психическими свойствами, психологу придется иметь  дело с психологическими защитами ребенка, возникшими в результате учительского или родительского воздействия. У детей младшего школьного возраста самой распространенной защитой  является регрессия — переход  к уже известным формам поведения, которые свойственны пройденному  жизненному этапу.

 

Защита срабатывает в  ответ на фрустрацию. Так, если ребенок  чего-то не добился, а его поругали, да еще и не объяснили детально, за что именно, то он применяет защиту — может начать сосать палец, лечь на пол и свернуться клубочком, может  проявлять агрессию, закатывать истерику. Все это — формы поведения, свойственные предыдущему — дошкольному  — этапу его жизни. С психологическими защитами работает психотерапевт. Однако многие психологи видят в ней рефлекс, который угасает без стимула. Соответственно, если исчезнет проблема неуспеваемости, угаснет и защита.

 

Психологическая работа с  неуспеваемостью учащихся — тема очень популярная и актуальная, ей посвящаются многочисленные исследования, разрабатываются новые программы. Если вас заинтересовал этот вопрос, тему всегда можно продолжить.

 

Список литературы

 

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.effecton.ru/

 

 

XXVIII Краевой конкурс исследовательских  работ учащихся в области

социально-гуманитарных наук

Департамент образования  г. Перми

МОУ «Средняя общеобразовательная  школа №32» г. Перми

Обществознание

«Причины школьной неуспеваемости и пути их устранения»

Морозова Александра,

МОУ «СОШ №32»,

10 класс

Малинина С.В.,

МОУ «СОШ №32»,

учитель обществознания

Пермь, 2008

 

Содержание работы

Введение

Глава №1. Понятие школьной неуспеваемости

Глава №2. Психологические особенности  неуспевающих

Глава №3. Причины неуспеваемости

Глава №4. Пути устранения неуспеваемости

Глава №5. Общественный опрос

Заключение

Список литературы

 

Введение

Целью данного реферата ставилось  изучение понятия школьной неуспеваемости, психологических особенностей неуспевающих школьников, причин возникновения и  путей преодоления данной проблемы. Раскрытие сущности неуспеваемости при данных целях и содержании образования, выявление структуры  неуспеваемости, признаков, по которым  могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов  обнаружения этих признаков. Без  этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею. Многие учащиеся испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления  причин этих проблем невозможна эффективная  работа по их преодолению.

Актуальность предложенной темы заключается  в том, что стойкие трудности  усвоения программного материала в  массовой школе являются одной из самых больных проблем для  педагогов, родителей, психологов и  самих неуспевающих детей. А так  же эта тема затрагивает и меня, так как я являюсь неуспевающей, и мне интересно самой для  себя выявить все причины моей неуспеваемости и постараться их устранить.

Объектом данного исследования являются ученики 5-9 классов, так как  по последним данным 2007 года, именно в этих классах больше всего преобладает  неуспеваемость.

В основу реферата легли труды выдающихся отечественных психологов, основанные на многолетнем опыте работы с  данной категорией детей.

Для достижения данной цели мне потребовалось  решить следующие задачи:

Информация о работе Причины школьной неуспеваемости и пути их устранения