Причины школьной неуспеваемости и пути их устранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:46, реферат

Описание работы

Немаловажное значение имеет и влияние семьи. В литературе посвященной причинам неуспеваемости, влияние семьи изучено довольно глубоко. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию ошибки в воспитании, неумелая помощь детям. Нас особенно интересовали те данные, которые характеризуют влияние семьи на успевающих школьников.

Работа содержит 1 файл

Психологические причины отставания в учении.docx

— 271.54 Кб (Скачать)

Отсюда подтверждается моя гипотеза о том, что если в семье изменить условия по воспитанию школьников, если родители усилят свой контроль над  детьми, то результаты в учебе будут  намного лучше.

 

Заключение

При анализе причин трудностей почти  не рассматривается соответствие методик  и программ обучения функциональным, возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.

Несоответствие методики и требований функциональным и возрастным особенностям развития ребенка способно вызвать  не менее серьезные трудности, чем  отклонения в состоянии здоровья или задержки в развитии.

Исследования последних лет  убедительно доказывают, что несоответствие режимов и методов обучения функциональным возможностям детей ведет к нарастающему ухудшению состояния здоровья школьников, увеличению числа учащихся, испытывающих непроходящие трудности при обучении.

Это лишь основные причины возможных  психофизиологических механизмов возникновения  и различных трудностей в обучении у школьников.

Понятно, что по мере возрастного  развития и совершенствования механизмов организации деятельности и всех познавательных процессов будет  изменяться характер школьных проблем, менее значимыми будут физиологические  и психофизиологические компоненты школьных трудностей, но станут более  значимыми психологические и  социальные.

 

Список использованной литературы

Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. Произв. М., 1961.

Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972

Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М, 1954.

Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников.- Минск: Народная асвета, 1977.

Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М. К. Акимова и др; Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: Просвещение, 1991.

Рогов Е.И. Настольная книга практического  психолога в образовании- М.: Владос,1996

Размещено на Allbest.ru

«ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕШНОСТЬ. КАК ЕЁ ПРЕОДОЛЕТЬ?»

 

План:

Актуальность проблемы.

  1. Определение понятия неуспеваемости.
  2. Факторы и причины школьной неуспеваемости.
    • Физиологические причины неуспеваемости.
    • Психологические причины неуспеваемости.
    • Социальные причины неуспеваемости.
  3. Статистические данные. Анкетирование родителей в ходе собрания.
  4. Возможные пути преодоления неуспеваемости.

Заключение.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Уважаемые родители! Сегодня  наша встреча будет посвящена  проблеме школьной неуспешности, или иначе неуспеваемости, детей и возможных путях её преодоления.

Безусловно, проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас, и педагогов, и родителей. Причём беспокоит не только взрослых, но и  наших детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребёнка, который бы хотел  плохо учиться.

Каждый ребёнок, переступая порог школы, хочет учиться, узнавать новое, стать «хорошим» учеником. Когда же мечты об успешном обучении разбиваются о первые двойки, у него сначала пропадает желание учиться, а потом он просто отказывается посещать школу, прогуливает уроки, или становится «трудным» учеником: грубит, хамит учителям, не выполняет заданий, мешает работать одноклассникам.

Как в случае прогулов, так  и в случае открытого протеста против школы у ребёнка могут  возникнуть различного рода деформации в развитии личности. Ведь в нашем  обществе школьное обучение является обязательным, все дети вокруг учатся, и если у ребёнка возникают  проблемы, он может чувствовать, что  он не такой, как все, а значит, хуже, никчёмнее. Подобные мысли и чувства  могут возникнуть у любого неуспевающего  ученика, и даже, если на словах он уверяет  нас, что ему абсолютно безразлично, как он учится, что школа ему  не нужна, в глубине души он может  ощущать себя отверженным, ненужным. Скорее всего, подобные переживания приведут к новым негативным проявлениям в поведении. В итоге неуспевающие дети зачастую ищут круг людей, для которых они будут значимы, среди которых они не будут чувствовать себя ничтожными, жалкими, как это происходит в школе. Так они оказываются в дворовых компаниях, в уличных тусовках, тем самым, пополняя ряды «неблагополучных» детей района, города. И тогда уже целая армия взрослых вынуждена бороться с новоиспечёнными «хулиганами», пьяницами, наркоманами.

Итак, проблема школьной неуспеваемости (или неуспешности) напрямую связана с такими актуальными для нашего времени «государственными» проблемами, как алкоголизм, наркомания и преступность среди молодёжи.

К сожалению, эта масштабная по своему содержанию и широте проявления трудность порождена нами, взрослыми, которые вовремя не заметили, не помогли ребёнку.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Под школьной неуспеваемостью  понимается ситуация, в которой поведение  и результаты обучения ребёнка не соответствуют воспитательным и  дидактическим требованиям школы.

Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.

Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или  по всем предметам сразу). Поэтому  критерием для определения неуспеваемости являются неудовлетворительные оценки в конце четверти (за год).

Существует несколько  подходов к выделению типов неуспеваемости. Так, например, выделяют такие типы, как:

  • Абсолютная неуспеваемость – выражена оценками «1» и «2» и соотносится с минимальными требованиями школьной программы.
  • Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования, и соотносится с минимальными требованиями школьной программы и возможностями отдельных учащихся.
  • Фиксированная неуспеваемость – неуспеваемость выражается в пробелах в знаниях.
  • Скрытая неуспеваемость – выражается не только в пробелах в знаниях, но и в отношении учащихся к учению.
  • Общее отставание в учении.
  • Отставание по отдельным предметам.

В зависимости от устойчивости отставания выделяют ещё три типа школьной неуспеваемости и причины  её возникновения в каждом случае.  

 

Общее и глубокое отставание (по многим или всем предметам длительное время)

  • Неподготовленность
  • Неблагоприятные условия (болезнь, семейные обстоятельства)
  • Нерадивость, лень
  • Недостаточный уровень общего развития

Частичная, но относительно стойкая  неуспеваемость (по 1-3 наиболее сложным  предметам)

  • Недостатки преподавания
  • Пробелы в знаниях за предыдущие классы
  • Отсутствие интереса к учёбе, сознательности

Эпизодическая неуспеваемость (то по одному, то по другому предмету)

  • Недочёты преподавания
  • Неаккуратное посещение школы (прогулы)

ФАКТОРЫ И ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Для того чтобы преодолеть школьную неуспеваемость, необходимо, прежде всего, определить вызывающие её причины. Анализ причин и условий, порождающих  неуспеваемость, позволяет организовать эффективную помощь и поддержку  неуспевающему ребёнку.

Исследователи выделяют несколько  групп факторов, ведущих к неуспеваемости в школе:

1. физиологический фактор:

физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей, инфекционные болезни, нарушения двигательных функций ЦНС, болезни НС.

2. психологический фактор:

психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

3. социальный фактор:

педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс;

социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, уровень материальной обеспеченности семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребёнка.

На разных возрастных этапах и разных этапах обучения ведущие  причины школьной неуспеваемости могут  быть различными. В критические периоды (начало обучения в школе, переход  в среднее звено обучения, подростковый кризис) будут преобладать физиологические, психофизиологические причины, в остальные  периоды более значимыми могут  оказаться социальные причины.

Подробнее остановимся на характеристике каждого фактора.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Общее состояние здоровья.

Ни для кого не секрет, что здоровье наших детей в  течение последних десятилетий  неуклонно ухудшается. Численность  абсолютно здоровых детей сократилось  до 15,1%, тогда как число детей, имеющих те или иные отклонения в  состоянии здоровья, возросло до 67,6%. Всё большее число детей имеет  те или иные хронические заболевания.

Школа – очень серьёзный  и сложный этап в жизни каждого  ребёнка. Задача сохранения здоровья ребёнка  должна считаться не менее важной, чем погоня за отличной успеваемостью  любой ценой. Успешность учёбы должна быть отмечена не только оценками в  дневнике, но и сопутствующим хорошим  здоровьем. Согласитесь, жаль ребёнка  с целым портфелем отличных оценок, если у него плохой сон, он раздражителен, если у него синяки под глазами. А  ведь это может быть только началом, первым признаком будущих хронических  заболеваний.

На сегодняшний день медицинская  статистика говорит о том, что  лишь 10% выпускников школ могут считаться  абсолютно здоровыми. Отмечена чёткая тенденция к ухудшению психического здоровья детей и подростков. Основными  формами детской психической  патологии являются неврозы, психопатии, девиантное поведение.

Эта проблема является очень  сложной и неоднозначной. С одной  стороны из-за учебных нагрузок ухудшается состояние школьников, а с другой стороны, физическое здоровье ребёнка  является одной из возможных причин школьной неуспеваемости.

Многие болезни, которыми раньше болели в основном взрослые люди (язва желудка, бронхиальная астма), всё чаще встречаются у детей. Увеличилось число детей, подверженных частым простудным заболеваниям, которые  ослабляют организм, снижают иммунитет, ведут к образованию хронических  заболеваний, таких как тонзиллит, гайморит и т.д. Часто болеющий ребёнок  более раздражителен, быстрее утомляется, у него снижен уровень физической и умственной активности, он менее  устойчив к разного рода нагрузкам (в частности, учебным), менее работоспособен. Многочисленные пропуски занятий из-за болезни усугубляют картину, ведут к пробелам в знаниях, а затем  - к школьной неуспешности.

Астенический синдром.

Однако общая ослабленность организма может быть и врождённой (как следствие неблагополучной беременности у матери).

Для таких ослабленных, часто  болеющих детей характерны эмоциональность, впечатлительность, несамостоятельность, робость, тревожность, неуверенность  в себе, чрезвычайная зависимость  от взрослых, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность. Школьная нагрузка для них может оказаться избыточной и неблагоприятно воздействовать на здоровье, ещё более повышая утомляемость ослабленного ребёнка, снижая его устойчивость к различного рода нагрузкам и заболеваниям.

Стандартная учебная нагрузка приводит к тому, что утомление  у таких детей наступает быстрее, чем у более здоровых. Накапливающееся утомление, отсутствие своевременного отдыха (они успевают устать и истощиться задолго до наступления перерыва между уроками и не успевают отдохнуть за перемену) приводят к формированию хронической усталости и переутомления.

Длительно сохраняющееся  переутомление приводит к формированию астенического синдрома, т.е. состояния нервно-психической слабости, быстрой истощаемости, утомления от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению. (Пути преодоления: мед.помощь, обучение на дому).

Синдром психического инфантилизма.

Каждому человеку присущ собственный  темп развития. Дети одинакового возраста могут иметь различный биологический  возраст, т.е. быть условно более  или менее «зрелыми».

Ряд детей имеют черты  психической незрелости (прежде всего, это проявляется в эмоционально-волевой  сфере); сохраняя более раннюю детскую  организацию психики. У таких  детей наблюдается более позднее  становление учебной деятельности и более непосредственное поведение, чем этого требуют школьные условия.

Такое состояние, когда ребёнок  как бы «задержался» на предыдущем возрастном этапе созревания психики, получило название синдрома психического инфантилизма.

Психоорганический синдром.

Трудности в обучении и  нарушении поведения могут быть следствием так называемого психоорганического синдрома. Психоорганический синдром – это комплекс нарушений интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения, возникающий вследствие органического поражения мозга (ММД).

Причинами ММД могут быть: осложнения во время беременности, заболевания матери, профессиональные вредности, интоксикации, неблагоприятное  течение родов (кислородное голодание  плода, родовые травмы), тяжёлые заболевания, перенесённые в раннем возрасте, травмы головного мозга.

Проявления синдрома: у  школьников отмечается импульсивность, эмоциональная несдержанность, слабое чувство ситуации, недостаточная  самокритичность. В отдельных случаях  могут отмечаться нарушения темперамента и влечений (повышенная внушаемость, получение удовольствия как основной мотив поведения), вспыльчивость  с проявлениями агрессивности, влечение к новым впечатлениям, бродяжничеству.

Информация о работе Причины школьной неуспеваемости и пути их устранения