Причины школьной неуспеваемости и пути их устранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:46, реферат

Описание работы

Немаловажное значение имеет и влияние семьи. В литературе посвященной причинам неуспеваемости, влияние семьи изучено довольно глубоко. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию ошибки в воспитании, неумелая помощь детям. Нас особенно интересовали те данные, которые характеризуют влияние семьи на успевающих школьников.

Работа содержит 1 файл

Психологические причины отставания в учении.docx

— 271.54 Кб (Скачать)

Основными проявлениями такого рода нарушений являются: головные боли, двигательная расторможенность (“гиперактивность”), утомляемость, недостаточная концентрация внимания, не выносливость к сенсорным раздражителям (громкому шуму, яркому свету), неспособность к длительному умственному напряжению, замедление темпа усвоения материала, слабое переключение с одного задания на другое, трудности запоминания.

Наблюдения в начальных классах  массовой школы показали, как проявляются  типичные последствия органического  поражения на протяжении урока в  поведении неуспевающих детей. Двигательно  расторможенные дети всегда находятся  в состоянии неупорядоченной  активности - вертятся, постоянно поворачиваются к соседям, с грохотом роняют на пол  учебники, карандаши, линейки, тетради. Могут импульсивно вскочить и  броситься за ними в другой конец  класса, с шумом пролезая между  партами. Такие дети выкрикивают  ответ учителю, в то время когда  он спрашивает другого ученика, громким  голосом пытаются подсказать то, чего сами не знают, разговаривают со своим  товарищем, сидящим в другом конце  аудитории. Медлительность, трудности включения приводят к тому, что такой школьник не сразу начинает работать на уроке, вытаскивает портфель только после многократного напоминания, но вместо учебника достает конфету, разворачивает, шуршит оберткой, делится ей с соседом, пропуская в это время объяснения педагога. Нарушение процесса запоминания, кратковременные выпадения отдельных слов (динамические амнезии, сосудистые склеротические изменения) проявляются в том, что ученик то помнит, то забывает правило, решение задачи, хотя иногда может выкрикнуть со своего места правильный ответ. Подобная неустойчивость результатов иногда приводит педагога к обманчивому впечатлению, что ребенок знает материал, но, уже подходя к доске, такой школьник все забывает и стоит с растерянным видом. Таким образом, учащиеся с легкими последствиями органического поражения головного мозга не пополняют запас учебных знаний, не усваивают новый материал, не тренируют собственную память, не могут длительное время целенаправленно заниматься одним и тем же делом. В итоге - у таких детей программный материал усваивается не в полном объеме, существенно нарушается процесс овладения учебными навыками, быстро нарастает стойкая школьная неуспеваемость.

У таких детей на начальном этапе  обучения отмечаются колебания настроения от капризности, неустойчивости, беспорядочной  активности к вялости, заторможенности, сонливости, плаксивости. Одновременное  сочетание этих противоположно направленных процессов (возбуждения и торможения) в клинике обозначается как церебральная астения или “раздражительная слабость”. На школьных занятиях такие дети очень  быстро, чаще всего неожиданно для  окружающих, переходят от двигательной гиперактивности, громкого смеха, болтливости к слезам, оскорбительным выкрикам, недоброжелательным реакциям по отношению к другим. Не выносливость к длительной умственной нагрузке, быстрое утомление во время занятий приводят ближе к окончанию урока к нарастанию раздражительности, капризности, отказа от выполнения классных упражнений. Обратной стороной “раздражительной слабости” является нарушение произвольности, волевой регуляции поведения. Такой школьник не выполняет домашнюю работу не только из-за усталости, но и от нежелания прилагать усилия, преодолевать себя. В быту это чаще всего расценивается как “лень, безделье, нерадивость”. Ребенок с повышенной двигательной активностью, ослаблением самоконтроля в школе постоянно толкается, бегает, вступает в конфликты с другими детьми, дергает девочек за волосы, плюется жеваной бумагой, импульсивно выкрикивает. В отличие от кратковременных эпизодов неправильного поведения здоровых школьников, у детей с органическим поражением головного мозга вышеперечисленные особенности сочетаются, выражаются ярко, массивно.

Недостатки семейного воспитания.

Немаловажное значение имеет и  влияние семьи. В литературе посвященной  причинам неуспеваемости, влияние семьи  изучено довольно глубоко. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье  или ее распад, грубость отношении, алкоголизм антиобщественное поведение  родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям  и к их образованию ошибки в  воспитании, неумелая помощь детям.

Выяснено, что для отстающих  детей в отношении к ним  родителей важна поддержка внимание, ласка, для способных же главное--положительное отношение родителей к образованию. Наблюдения за учащимися в школе, беседы с ними, учителями и родителями привели к выводу, что среди недостатков семейного воспитания, отрицательно влияющих на успешность учения школьников, неправильное стимулирование учения детей -- немаловажный момент. Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений для становления ребенка как человека, как активного члена общества, как-то отходит на задний план, детей не спрашивают, что было интересного в школе, что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том, довольны ли они своей работой и довольны ли ими учителя. От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут, естественно, судить о ее качестве (видят только количество--много или мало сидит ребенок за уроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но часто и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают в конфликты со школой на этой почве. Заниженную оценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и, видя отдельные неудачи детей, попрекают их.

Рассеянность ребенка, неумение сосредоточиться  на учебном процессе могут быть вызваны  несформированностью процессов произвольной регуляции в силу мозговых дисфункций или недостаточной учебной мотивацией, тем, что значимые члены семьи ведут себя именно так: слабо реагируют на новую информацию, не проявляя к ней особого интереса. Ребенок, особенно в младшей школе, идентифицируя себя со взрослыми, усваивает их манеру поведения или общения и ведет себя подобным образом. Взаимоотношения в семье, где родные люди относятся друг к другу с пониманием и заботой, учитывают взаимные интересы, часто являются одним из важных гарантов успешной учебы ребенка.

Глава 4: Пути устранения неуспеваемости

Современная дидактика  в качестве основных путей преодоления  неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических  систем, в том числе применение  активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного  обучения, информатизация педагогической  деятельности

2. Педагогическая диагностика  - систематический контроль и  оценка результатов обучения, своевременное  выявление пробелов. Для этого  применяются беседы учителя с  учениками, родителями, наблюдение  за трудным учеником с фиксацией  данных в дневнике учителя,  проведение тестов, анализ результатов,  обобщение их в виде таблиц  по видам допущенных ошибок.

3. Педагогическая терапия  - меры по устранению отставаний  в учебе. В отечественной школе  это дополнительные занятия. На  Западе - группы выравнивания. Преимущества  последних в том, что занятия  в них проводятся по результатам  серьезной диагностики, с подбором  групповых и индивидуальных средств  обучения. Их ведут специальные  учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие.  Поскольку неудачи в учебе  связаны чаще всего с плохим  воспитанием, то с неуспевающими  учениками должна вестись индивидуальная  планируемая воспитательная работа, которая включает и работу  с семьей школьника.

Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер  позволил выявить некоторые принципиальные положения.

На первый план в работе с неуспевающими школьниками  выдвигаются воспитательные и развививающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.

Осуществляется нейтрализация  причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и  усиление положительных моментов).

При разработке путей совершенствования  учебно-воспитательного процесса, как  правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий  для неуспевающих школьников. Разрабатываются  также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для  общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению  учёта и контроля, рекомендации о  том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в  ней, стимулировать развитие интересов. Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и  психологических работах: поставить  перед учеником такие доступные  для него задачи, чтобы он мог  достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению  к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших  классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В  данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим  занятиям в школе.

Обращено внимание и  на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания  ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной  работой других учащихся с тем, чтобы  с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке  задания для слабоуспевающих  учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.

Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних  и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.

Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются интересные соображения, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных  пособий для домашних заданий  отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий.

В практике школы широко используют разного рода дополнительные занятия  с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.

Еще один важный вопрос относится  к организации обучения второгодников.

В литературе справедливо отмечается, что повторный курс наносит большой  ущерб школе, травмирует учащихся и  малоэффективен. В связи с этим возникла идея и имеется довольно широкая практика создания специальных  классов (и школ) как для неуспевающих учащихся с замедленным темпом развития, так и для переростков, второгодников  и оставшихся на третий год в том  же классе. Особенностью обучения в  специальных классах является их меньшая наполняемость, специальные  методы обучения и программы, предусматривающие  ликвидацию пробелов за предыдущие классы. Используется режим школы продленного  дня; учителя получают повышенную заработную плату. Положительные результаты работы таких классов описаны в литературе.

В педагогической литературе рассматривается  вопрос об условиях перевода неуспевающих школьников в следующий класс. Весьма своевременными представляются попытки  модифицировать условия перевода, сделать  их более гибкими. Суть дела состоит  в том, чтобы дать возможность  учащимся, которые могут и хотят  догнать свой класс, будучи условно  переведенными в следующий класс, в течение I четверти ликвидировать  свои пробелы, пройти испытательный  срок.

Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет  совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в  индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом.

Очень важно своевременно выявить  причины неуспеваемости и устранить  их. Если в младших классах у  ребенка не выработались навыки и  желание учиться, то с каждым годом  трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда родители обращают внимание на состояние ребенка  и начинают в срочном порядке  брать репетиторов. Но, как правило, бывает поздно. У ребенка сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и он не понимает большинства  дисциплин. Бесконечные «проработки» со стороны родителей ухудшают иногда и без того плохой микроклимат  в семье.

Деятельность учителя по предупреждению неуспеваемости требует, чтобы при  обнаружении отставания оперативно принимались меры к его устранению. В литературе выбор мер связывается  обычно только с причинами неуспеваемости, что, конечно, недостаточно. Такое наложение  в теории и практике связано с  тем, что в понятии «неуспеваемость» не выделены его элементы, не выявлены признаки отставания. Между тем это  необходимо для правильного выбора мер преодоления неуспеваемости и отставаний, для понимания причин этих явлений.

 

Глава 5: Общественный опрос

Для того чтобы более глубоко  исследовать причины школьной неуспеваемости, я решила провести опрос среди  учеников 5-9 классов (так как по статистике это наиболее склонный к неуспеваемости возраст). Общественный опрос я проводила  у разной категории школьников. Вопрос был поставлен так: «Что вы считаете причиной неуспеваемости школьников, и как их можно устранить?»  Из 50 опрошенных учеников, 38 являются неуспевающими. Большинство успевающих детей считают, что причиной неуспеваемости, могут  являться конфликты с родителями, недостаточные умственные способности, физиологические отклонения. Но сами неуспевающие считают, что главной  причиной неуспеваемости является либо нехватка времени, так как они  его тратят на общение друг с другом, Интернет, и на просмотр телевизионных  передач, либо элементарная лень. Неуспевающие ученики осознают, что прилагают  недостаточные усилия для того, чтобы  хорошо учиться, и они вполне могут  самостоятельно подтянуться в учебе  без чьей либо помощи, но приоритетом  для себя, почему-то, все равно  ставят общения в компаниях и  в Интернете. Отсюда подтверждаеться моя гипотеза о том, что если в семье изменить условия по воспитанию школьников, если родители усилят свой контроль над детьми, то результаты в учебе будут намного лучше.

Информация о работе Причины школьной неуспеваемости и пути их устранения