Причины школьной неуспеваемости и пути их устранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:46, реферат

Описание работы

Немаловажное значение имеет и влияние семьи. В литературе посвященной причинам неуспеваемости, влияние семьи изучено довольно глубоко. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию ошибки в воспитании, неумелая помощь детям. Нас особенно интересовали те данные, которые характеризуют влияние семьи на успевающих школьников.

Работа содержит 1 файл

Психологические причины отставания в учении.docx

— 271.54 Кб (Скачать)

1. Подробно ознакомиться с литературой  различных психологов.

2. Ознакомиться со статистикой.

3. Провести опрос среди учащихся.

4. Соотнести статистику с мнениями  психологов и учащихся.

5. Сделать выводы на основе  данных соотношений.

В своем реферате я выдвигаю следующую  гипотезу: Если изменить условия в  семье относительно учебы, то возможно успеваемость повыситься.

 

Глава 1: Понятие школьной неуспеваемости

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям  школы. Неуспеваемость выражается в  том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными  умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет  к педагогической запущенности, под  которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям  школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с  моральной, социальной, экономической  позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют  группы риска.

Неуспеваемость трактуется как  несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.

Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и  устранение всех ее элементов.

Неуспеваемость школьников закономерно  связана с их индивидуальными  особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие.

Социальные условия (в широком  смысле слова) - как фактор успеваемости, также взаимодействуют с возможностями  детей. Это условия, в которых  дети живут, учатся, воспитываются, бытовые  условия, культурный уровень родителей  и окружающей среды, наполняемость  классов, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной  литературы и многое другое. И этот фактор так или иначе учитывается при определении содержания обучения.

Одни и те же условия обучения и воспитания по-разному воздействуют на детей, воспитывающихся в разных условиях, имеющих различия в организме, в общем развитии. Не только обучение, но и вся жизнь ребенка влияет на формирование его личности, и  развитие личности не совершается под  влиянием одних внешних условий.

Дадим описание признаков возможных  отставаний учащихся. Они относятся  к тем учебным предметам, которые  характеризуются большим удельным весом творческой деятельности, опирающейся  на знания, первичные умения и навыки.

1. Ученик не может сказать,  в чем трудность задачи, наметить  план ее решения, решить задачу  самостоятельно, указать, что новое  получено в результате ее решения.  Ученик не может ответить на  вопросы по тексту, сказать, что  нового он из него узнал.  Эти признаки могут быть обнаружены  при решении задач, чтении текстов  и слушании объяснения учителя.

2. Ученик не задает вопросов  по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

3. Ученик не активен и отвлекается  в те моменты урока, когда  идет поиск, требуется напряжение  мысли, преодоление трудностей. Эти  признаки могут быть замечены  при решении задач, при восприятии  объяснения учителя, в ситуации  выбора по желанию задания  для самостоятельной работы.

4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи  и неудачи, не может дать  оценки своей работе, не контролирует  себя.

5. Ученик не может объяснить  цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно  дано, не выполняет предписаний  правила, пропускает действия, путает  их порядок, не может проверить  полученный результат и ход  работы. Эти признаки проявляются  при выполнении упражнений, а  также при выполнении Действий  в составе более сложной деятельности.

6. Ученик не может воспроизвести  определений понятий, формул, доказательств,  не может, излагая систему понятий,  отойти от готового текста; не  понимает текста, построенного на  изученной системе понятий. Эти  признаки проявляются при постановке  учащимся соответствующих вопросов.

Глава 2: Психологическая характеристика неуспевающих школьников

Для всех неуспевающих школьников характерна, прежде всего, слабая самоорганизация  в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного  подхода к учению.

Неуспевающие учащиеся не умеют  учиться. Они не хотят или не могут  осуществлять логическую обработку  усваиваемой темы. Эти школьники  на уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают это  наспех, не анализируя учебного материала, либо прибегают к многократному  чтению его с целью заучивания наизусть, не вникая в сущность заучиваемого. Эти учащиеся не работают над систематизацией  усваиваемых знаний, не устанавливают  связей нового материала со старым. Вследствие этого знания неуспевающих имеют бессистемный, фрагментарный характер.

Такой подход к учению приводит к  систематической интеллектуальной недогрузке, что в свою очередь  ведет к значительному снижению темпов умственного развития этих школьников и еще больше усиливает их отставание от одноклассников.

Низкая самоорганизация неуспевающих школьников проявляется также в  низком уровне овладения такими психическими функциями как память, восприятие, воображение, а также в неумении организовать свое внимание, как правило, на уроках неуспевающие школьники невнимательны. Воспринимая учебный материал, они  не стремятся воссоздать его в  виде образов, картин.

Наблюдения показывают, что к 5-6 классам школьники по несколько  месяцев не посещают массовую школу, их перестает волновать неуспеваемость.

Отвержение неуспевающего ребенка  учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. Уже к подростковому возрасту формируются асоциальные формы поведения - воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизм. К 12-14 годам из-за мелких правонарушений подростки привлекают внимание милиции, их ставят на учет в детские комнаты милиции.

Особенности личности школьников, перешедших в 5 класс, такие, как недисциплинированность, безответственность, слабая воля, отсутствие трудолюбия, отмечаемые как причины  неуспеваемости, составляют условия  и для возникновения отставания. Все эти черты связаны в  известной мере с возрастными  особенностями. Невыполнение самостоятельной, работы отказ отвечать на вопросы  учителя, отвлечения на уроке могут  быть вызваны недисциплинированностью, безответственным отношением к делу. Слабая воля, отсутствие трудолюбия вызывают такие элементы отставания, как стремление избежать трудностей, пассивность при  столкновении с ними. Эти же особенности  личности школьников могут стать  причиной небрежного выполнения работы, и в частности того, что ученик не использует известные ему способы  самоконтроля. Этому может способствовать и характерная для данного  возраста некоторая переоценка своих  возможностей, неумение здраво оценить  трудности предпринятой работы. Настроившись на быстрое и легкое завершение работы, не предвидя затруднений, ученик сравнительно легко отказывается от усилий, как  только встречает трудности. Терпения и выдержки еще недостаточно. Известная  поверхностность, легкомыслие, неусидчивость  свойственны подростковому возрасту, и это отражается в той или  иной степени на успешности обучения, особенно таким учебным предметам, как математика и языки.

Одной из предпосылок, вызывающих отставание, является характерная для подросткового  возраста неустойчивость устремлений, наклонность к внеучебным занятиям и увлечениям. Наличие разнообразных и сильных внеучебных интересов подростков связано, как отмечают специалисты, с важнейшими особенностями подросткового возраста: избытком неистраченной энергии, стремлением к подвижным видам деятельности, расположением к совместным действиям и играм, всевозрастающим стремлением к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых. Установлено, что наличие сильных внеучебных интересов в сочетании с отрицательным отношением к школе характеризует длительно неуспевающих школьников.

При эпизодической неуспеваемости и в случаях отставания характерно равнодушие к школе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, выполняет требования учителей, участвует в какой-то степени  в работе и проявляет даже иногда активность, но все это только для  того, чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых. У такого ученика сформировалась довольно стойкая позиция в отношении  школы и уроков: он уверен, что  все это скучно, что это нужно  старшим, а ему лично не нужно.

Не только отрицательное отношение  к школе и учение по принуждению  вызывают отставание учащихся среднего звена. Большим злом является и учение только ради отметки, когда получение  хорошей или удовлетворительной отметки становится единственной целью  и ведущим мотивом работы, это  парализует оценочную деятельность ученика, порождает равнодушие к  содержанию учебной деятельности. Успехи и неудачи в учении вызывают эмоции не сами по себе, а только в связи  с возможностью или невозможностью получить желаемую отметку. Радость  познания нового, удовольствие от коллективного  труда, удовлетворение от преодоленных трудностей -- все заслоняется отметкой. Урон наносится не только успеваемости, но и всему нравственному воспитанию школьника. У некоторых учащихся цель получения отметки выступает как средство самоутверждения, удовлетворения самолюбия, средство для получения обещанной дома награды. Во всех этих случаях имеет место внеучебная мотивация, и это препятствует развитию познавательных интересов, возникновению стремления совершенствовать свои умения и навыки, углублять и расширять знания, мешает формированию ценностного отношения к образованию.

Глава 3: Причины неуспеваемости

В основе неуспеваемости в школе  всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в  комплексе. Среди них можно обозначить: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с  педагогом, страх оказаться лучше  других учеников, высокая одаренность  в какой-либо конкретной области, несформированность мыслительных процессов и т. д.

Классификация причин.

Рассмотрим схему изучения учащихся, предназначенную для целей оптимизации  процесса обучения на уровне школы.

СХЕМА

I условия внутреннего плана;

II III IV -- условия внешнего  плана;

I1 - особенности организма школьника;

I2 - особенности личности  школьника;

II а) - бытовые условия;

II б) гигиенические условия в школе;

II в) особенности воспитания и семье;

II г) особенности обучения  и воспитания в школе;

III а) -- причины недостатков бытовых условий;

III б) - причины недостатков гигиенических  условий в школе;

III в) - условия порождающие недостатки  воспитания в семье;

III г) - условия порождающие недостатки  учебно-воспитательного процесса.

неуспеваемость школьник школа

К причинам внутреннего плана относятся  дефекты здоровья детей, их развития, недостаточный объем знаний, умений и навыков. К причинам внешнего порядка  отнесены в первую очередь педагогические:

а) недостатки дидактических и воспитательных воздействий;

б) организационно-педагогического  характера (организация педпроцесса в школе, материальная база);

в) недостатки учебных планов, программ, методических пособий, а также недостатки внешкольных влияний, включая и  семью.

Очень важно в схеме то, что  показаны связи между группами причин, различаются явления первого  и второго порядка, соотносящиеся  между собой как причины и  следствия. Так, например, отрицательное  влияние семьи связано с недисциплинированностью  ученика.

Условия внутреннего и внешнего плана не однородны - они представлены определенными группами явлений: особенности  организма и особенности личности школьника, которые в свою очередь  составляют две взаимосвязанные  группы явлений внутреннего плана  в первом кругу условий внешнего плана, т.е. наиболее непосредственно-воздействующих на особенности самого ученика выделяются следующие группы явлений: бытовые  и гигиенические условия жизни  и деятельности ученика (в семье  и в школе), особенности учебно-воспитательного процесса в школе, особенности воспитания в семье. Следующий за данным круг определяет те обстоятельства, следствием которых являются причины предыдущего круга.

Здесь можно указать такие группы: причины недостатков бытового и  гигиенического плана; условия, вызывающие недостатки учебно-воспитательного  процесса в школе; условия, вызывающие недостатки воспитания в семье. Последующий  круг должен раскрывать причины этих причин и т.д., идя ко все более общим социальным условиям жизни и развития детей.

Рассмотрим более подробно две  причины неуспеваемости школьников, так как большинство психологов считают, что именно эти причины  являются основными и наиболее распространенными.

Физиологические причины.

В детской патопсихологии и детской  психиатрии хорошо изучены причины  школьной неуспеваемости. К числу  причин, приводящих к нарушению успеваемости детей в массовых школах относятся: истинная умственная отсталость; парциальные дефекты анализаторов (слуха, речи, моторики, дисграфия, акалькулические явления); педагогическая запущенность; нарушения умственной работоспособности (вследствие церебрастенических состояний). Стойкая школьная неуспеваемость обычно бывает вызвана сочетанием различных факторов, например, недостаточностью речевого развития, слабой работоспособности и моторики у одного и того же ребенка. Все эти нарушения являются следствием легкой органической неполноценности головного мозга, минимальной мозговой дисфункции, разной степени выраженности биологической недостаточности центральной нервной системы. Они возникают у детей с недостаточностью мозгового кровообращения, повышенным внутричерепным давлением (гипертензионно-гидроцефальным синдромом) в результате черепно-мозговых травм, тяжелых и длительно протекающих соматических заболеваний, инфекций с мозговыми последствиями (менингиты, энцефалиты, ревматизм).

Информация о работе Причины школьной неуспеваемости и пути их устранения