Предупреждение конфликтов и конфликтных ситуаций в студенческих группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным, либо к деструктивным последствиям.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..…….……3
Глава 1…………………………………………………………………………………..….……5
1. Определение конфликта и конфликтной ситуации…………………………………….…5
2. Общие положения о предупреждении конфликта……………………………………………7
3. Устранение причин возникновения конфликтов………………………………….....9
4. Поддержание сотрудничества…………………………………………………………11
5. Институциализация отношений………………………………………………...…….13
6. Нормативные механизмы………………………………………………………………16
7. Конфликты в малых группах…………………………………………………………..19
8. Возникновение конфликтов в малой группе…………………………………………22
9. Введение неформальных лидеров в группу, как способ управления конфликтом...25
Глава 2. …………………………………………………………..............................................27
1. Методический раздел……………………………………………………………………27
1.1. Стратегический план исследования………………………………………………….27
1.2. Построение выборки…………………………………………………………………..27
1.3. Основные процедуры сбора и анализа исходных данных………………………….27
2.Оперативный этап исследования………………………………………………………..28
2.1 Проведение исследования………………………………………………………………28
2.2 Анализ полученных данных……………………………………………………………28
3. Результирующий этап исследования……………………………………………………32
3.1. Результаты……………………………………………………………………………….32
3.2.Выводы…………………………………………………………………………………...33
3.3.Рекомендации…………………………………………………………………………….33
Заключение …………………………………………………………………………………........34
Список используемой литературы …………………………………………………….………..35

Работа содержит 1 файл

Курсовая по конфликтологии.docx

— 88.52 Кб (Скачать)

А так  как цель моего исследования опросить формальных и неформальных лидеров  на предмет конфликтности личности, а формальный лидер в группе отсутствует, то далее я буду опрашивать только неформальных лидеров. 

Для того, чтобы выявить неформальных лидеров в группе, студентам предлагалось назвать троих одногруппников, которых они считают самыми ответственными в группе:

Салтыкова Ольга получила 16 голосов, Малахова Галина -13 голосов и Шляхтина Евгения- 12 голосов, так же были названы такие  студенты, как Горланова Дарья, Колоскова  Инна и другие.39 % голосов –Салтыкова Ольга, 30,5 %- Малахова Галина и 29,5%- Шляхтина Евгения.

 

2 этап анкетирования.

Во 2 этапе  анкетирования было необходимо опросить неформальных лидеров и выяснить кто из них является конфликтной  личностью, а кто нет.

От 30 до 44 очков.

Вы тактичны. Не любите конфликтов. Умеете их сглаживать, легко избегаете критических  ситуаций. Когда Вам приходиться   вступать в спор, Вы учитываете, как  это может отразиться на вашем  служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть   приятным для окружающих, но когда  им требуется помощь, Вы не решаетесь  её оказать. 

 От 15 до 29 очков.

О Вас  говорят, что Вы конфликтная личность. На настойчиво истаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личностные отношения. И за это Вас уважают.

 До 14 очков. 

Вы мелочны, ищете поводы для споров, большая  часть которых излишня. Любите критиковать, но только когда это выгодно Вам. Вы навязываете свое мнение, даже если не правы. Вы не обидитесь, если Вас  будут считать любителем поскандалить.

Результаты  Салтыковой Ольги(34)

По результатам  анкетирования, можно сделать вывод, что Ольга является тактичной. Не любит конфликтов. Умеет их сглаживать, легко избегать критических ситуаций. Когда приходиться   вступать в спор, учитывает, как это может отразиться на служебном положении или приятельских отношениях. Стремится быть   приятным для окружающих, но когда им требуется помощь,  не решается её оказать.

Вывод

Салтыкова Ольга не является конфликтным человеком.

Результаты  Малаховой Галины(20)

По результатам  анкетирования, можно сделать вывод, что Галина является конфликтной  личностью. Она настойчиво отстаивает своё мнение, ни взирая на то, что это  может повлиять негативно на служебные  или личностные отношения.

Вывод

Малахова  Галина является конфликтной личностью.

Результаты  Шляхтиной Евгении(22)

О Евгении  можно сказать, что она является конфликтной личностью. Она настойчиво отстаивает своё мнение, ни взирая на то, что это может повлиять негативно  на служебные или личностные отношения.

Вывод

Шляхтина  Евгения является конфликтной личностью. 

3 этап анкетирования.

В третьем  этапе анкетирования мне необходимо было опросить всех одногруппников, не являющихся лидерами нашей группы. Мне необходимо было выявить значимость неформальных лидеров в конфликтных  ситуациях в студенческой группе.

Задавались  следующие вопросы:

Вы  прислушиваетесь  к мнению авторитетных для Вас людей, о том, чтобы не вступать в конфликт?

  • 4,5% ответили, что всегда прислушиваются к мнению авторитетных для них людей
  • 91% ответили, что иногда прислушиваются к мнению авторитетных для них людей
  • 4,5% ответили, что никогда не прислушиваются к мнению авторитетных для них людей

Вывод:

Большинство студентов прислушиваются к мнению авторитетных для них людей

Если  человек из Вашей  группы, который всегда чётко высказывает  своё мнение и мнение которого является авторитетным для Вас, вступит  в конфликт, поддержите ли Вы его?

  • 23% ответили, что поддержат его при любых обстоятельствах
  • 77% ответили, что поддержат его, если их мнение совпадёт с мнением этого человека
  • 0% ответили, что не поддержат его

Вывод:

Большинство студентов прислушиваются к мнению лидеров и готовы поддерживать его  в конфликтной ситуации.

Вы  бы вступили в острый конфликт с человеком, которого поддержала бы вся группа, а  Вы остались бы в  одиночестве, даже если этот конфликт был  бы для вас не принципиален?

  • 22,7% ответили, что вступили бы в такой конфликт
  • 77,3% ответили, то никогда бы не вступили в такой конфликт

Вывод:

Большинство студентов в силу той или иной ситуации, не рискуют вступать в  открытый конфликт с лидерами в группе, дабы не остаться в одиночестве. 
 
 

3. Результирующий этап  исследования.

  • 3.1. Результаты.
  • При помощи анализа полученных данных были получены  следующие результаты.

    Гипотеза  № 1

          Обычные студенты ориентированы  на лидеров и охотно принимают  их позицию в конфликтах и  конфликтных ситуациях.

    Выдвинутая  гипотеза подтвердилась полностью. По итогам исследования, я получила следующие результаты:

    • 23%  студентов ответили, что при любых обстоятельствах поддержат лидера в конфликте, какую бы сторону он не занял.
    • 77% студентов ответили, что поддержат лидера в конфликте, только если будут разделять его позицию
    • 0% студентов ответили, что не поддержат лидера

     

    Гипотеза  №2

        Предупреждение конфликтов в  студенческих группах гораздо  эффективнее, если изолировать  конфликтных лидеров из этой  группы.

    По результатам 2 этапа анкетирования я выяснила, что среди неформальных лидеров  присутствуют конфликтные личности. По результатам 1 этапа анкетирования  я выяснила, что студенты в своём большинстве прислушиваются к мнению неформальных лидеров. Следовательно, при возникновении конфликта в группе, студенты охотно займут позицию неформальных лидеров, некоторые из которых являются конфликтными. Из этого можно сделать вывод, что для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций в группе, необходимо изолировать конфликтных лидеров из этой группы, тогда студенты сами решат вступать в конфликт или нет.

    Данная  гипотеза так же подтвердилась.

    3.2.Выводы.

    1.Обычные  студенты ориентированы на лидеров  и охотно принимают их позицию  в конфликтах и конфликтных  ситуациях.

    2. Предупреждение  конфликтов в студенческих группах  гораздо эффективнее, если изолировать  конфликтных лидеров из этой  группы.

    3.3.Рекомендации.

    1. Студенты  находятся в той возрастной  категории, которые ещё прислушиваются  к мнениям окружающих их людей,  особенно к людям, которые являются  авторитетными для них. Для  того, чтобы конфликты возникали  в студенческой группе реже  или вообще не возникали, необходимо  учитывать особенности каждого  из студентов в отдельности  и учитывать, что лидеры играют  не последнюю роль в поведении  студентов в конфликте.

    2. Для  того, чтобы студенческая группа  была сплочённая, необходимо правильно  расставлять приоритеты при выборе  формального лидера (староста). 
     
     
     
     
     
     
     

    Заключение.

    Не всегда конфликты можно однозначно трактовать в качестве положительного или отрицательного явления. В то же время, очевидно, что  конфликты, наносящие непоправимый ущерб людям и природе, конфликты, связанные с насилием, должны быть ограничены или, еще лучше, предупреждены. Последний акт, конечно, более разумен  и полезен со всех точек зрения, чем прекращение или разрешение конфликта, уже имеющего место. Поэтому  именно на предупреждение конфликтов направлены значительные усилия как  общественных, так и государственных  институтов. В основном это связано  с межгосударственными и криминальными  конфликтами, угрожающими жизни, здоровью, имуществу граждан, общественным интересам  и ценностям.

    Существование и развитие всякой организации, малой  или большой групп и личности в них связано с постоянным возникновением противоречий, борьбой  различных сторон, заключающейся  в разрешении одних противоречий и возникновении других, доходящих  порой до конфликтов.

    Наиболее  эффективной формой предупреждения конфликта является устранение его  причин. Эта деятельность проявляется  на разных уровнях.

    Малая группа - это немногочисленная по составу  группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью  и находятся в непосредственном личном общении, что является основой  для возникновения эмоциональных  отношений, групповых норм и групповых  процессов. В них довольно часто  случаются конфликты. Необходимо учитывать  ряд факторов, которые могут повлиять на ход конфликта.

    Обычные студенты ориентированы на лидеров  и охотно принимают их позицию  в конфликтах и конфликтных ситуациях.

    Как известно, неформальные лидеры не только могут  организовывать конфликты, направлять деятельность его участников, но и  способны создавать эмоциональную  атмосферу конфликта (поддерживать неприязнь, ненависть и установки  на борьбу). В связи с этим приход лидера может кардинально изменить взаимоотношения между участниками  конфликта, как в отрицательном, так и в положительном ключе. 
     
     

    Список  используемой литературы:

    1. Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликтов. - М.: 2000.

    2. Кричевский Р.Л. Если вы-руководитель.. - М., Дело: 2001.

    3. Климов Е.А. Психология профессионала. Москва. 2000.

    4. Гришина В.Н. Психология конфликта.

    5. Кричевский Р.Л. и Дубовская Е.М. Психология малой группы.2003.

    6. Робер М.-А, Тильман Ф. Психология индивида и группы. 2001

    7. Хасан Б.Н. Конструктивная психология конфликта. М. - 2000. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложение

    Анкета  №1

    Уважаемые девушки и молодые  люди!

    Данное  исследование проводится с целью выявления  формальных и неформальных лидеров в нашей  студенческой группе. Прошу Вас отвечать на поставленные вопросы  честно. Номера ответов, соответствующих  вашему мнению, отметьте галочкой. Где необходимо, дополните ответы. Данная анкета не является анонимной, но я гарантирую, что полученная информация останется конфиденциальной.

    1. Поступив в Государственный Университет Управления, Вы сразу нашли себе компанию, с которой Вам приятно проводить Ваше учебное время?
      1. Да
      1. Нет
    1. Вы общаетесь со всеми одногруппниками в равной степени или выделяете кого-то для Себя?
      1. Общаюсь со всеми в равной степени
      2. Выделяю для Себя некоторых

    Информация о работе Предупреждение конфликтов и конфликтных ситуаций в студенческих группах