Предупреждение конфликтов и конфликтных ситуаций в студенческих группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным, либо к деструктивным последствиям.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..…….……3
Глава 1…………………………………………………………………………………..….……5
1. Определение конфликта и конфликтной ситуации…………………………………….…5
2. Общие положения о предупреждении конфликта……………………………………………7
3. Устранение причин возникновения конфликтов………………………………….....9
4. Поддержание сотрудничества…………………………………………………………11
5. Институциализация отношений………………………………………………...…….13
6. Нормативные механизмы………………………………………………………………16
7. Конфликты в малых группах…………………………………………………………..19
8. Возникновение конфликтов в малой группе…………………………………………22
9. Введение неформальных лидеров в группу, как способ управления конфликтом...25
Глава 2. …………………………………………………………..............................................27
1. Методический раздел……………………………………………………………………27
1.1. Стратегический план исследования………………………………………………….27
1.2. Построение выборки…………………………………………………………………..27
1.3. Основные процедуры сбора и анализа исходных данных………………………….27
2.Оперативный этап исследования………………………………………………………..28
2.1 Проведение исследования………………………………………………………………28
2.2 Анализ полученных данных……………………………………………………………28
3. Результирующий этап исследования……………………………………………………32
3.1. Результаты……………………………………………………………………………….32
3.2.Выводы…………………………………………………………………………………...33
3.3.Рекомендации…………………………………………………………………………….33
Заключение …………………………………………………………………………………........34
Список используемой литературы …………………………………………………….………..35

Работа содержит 1 файл

Курсовая по конфликтологии.docx

— 88.52 Кб (Скачать)

3. Устранение причин  возникновения конфликтов.

Наиболее  эффективной формой предупреждения конфликта является устранение его  причин. Эта деятельность проявляется  на разных уровнях.

На общесоциальном уровне речь идет о выявлении и  устранении крупных экономических, социальных и политических факторов, дезорганизующих общественную и  государственную жизнь. Перекосы в  экономике, резкий разрыв в уровне и  качестве жизни больших групп  и слоев населения, политическая неустроенность, неорганизованность и  неэффективность системы управления – все это служит постоянным источником крупных и мелких, внутренних и  внешних конфликтов. Предупреждение их предполагает последовательное проведение социальной, экономической, культурной политики в интересах всего общества, укрепление правопорядка и законности, повышение духовной культуры людей. Это – так называемое «общее предупреждение»  любых социально негативных явлений  в обществе, в том числе и  конфликтных ситуаций. Для его  планомерного осуществления нужна  продуманная стратегия развития общества, пользующаяся массовой поддержкой населения.

Существенное  значение в профилактической работе принадлежит изменению ценностных ориентации населения в направлении  повышения уважения к человеку, укрепления доверия к нему, борьбы с насилием, нетерпимостью к чужим мнениям. Терпимость, плюрализм мнений, гласность  – относительно новые явления  в нашем обществе, они еще не вошли органически в его «плоть и кровь». Тем более актуальна  настойчивая работа по преодолению  отрицательных явлений, изживанию  «субкультуры насилия», характерной  для многих слоев населения, по уважению и защите прав человека, законных интересов  личности.

В целях  общесоциального предупреждения конфликтов необходимо выявление и изучение многочисленных конфликтов, возникающих  в общественной жизни, чему должно способствовать развитие конфликтологических исследований. Каждый конфликт на производстве, в  быту, сфере досуга возникает по конкретным причинам и при определенных условиях. Это конкретное обычно отражает более общие проблемы и противоречия той или иной сферы жизни. Поэтому  анализ и объяснение объективных  причин возникновения наиболее распространенных случаев и последующее обобщение  данных может сыграть важную роль в определении круга социальных проблем, нуждающихся в безотлагательном решении, – Экономических, политических, социальных. Психологические исследования, срез общественного мнения, массового  настроения дают существенные результаты для определения направленности усилий социальных институтов и властных структур.

В психологическом, индивидуальном плане устранение причин конфликта тесно связано с  воздействием на мотивацию участников и предполагает выдвижение крнтрмотивов, которые заблокировали бы первоначальные агрессивные намерения конфликтующего участника. В начале книги мы привели  пример, когда из-за спора о размерах огородного участка Иван Иванович решил  отнять у соседа часть урожая помидоров. Жена отговорила его от этих действий. Она настоятельно подчеркивала недопустимость такого поступка, сравнивая его с  воровством, стыдила мужа и упрекала в мелочности и склочности. Этого  оказалось достаточно, чтобы конфликт угас, не начавшись.

Особо важное значение имеет предупреждение межличностных криминальных конфликтов, сопряженных с насилием. Анализ мотивов преступления в процессе расследования, являющийся, согласно требованиям уголовно-процессуального законодательства, обязательной стороной расследования, чаще всего ограничивается самым общим указанием на мотивы, обозначаемые в устаревших юридических категориях безотносительно к их подлинному психологическому содержанию. Нередко, как известно, утверждается о «беспричинности» совершаемых преступных действий. Это мнение характерно и для средств массовой информации, которые подменяют им свое неумение проанализировать ситуацию.

Глубокий  и компетентный анализ сути конфликтных  ситуаций и мотивов поведения  субъектов еще на ранних стадиях, пока разногласия не переросли в  насилие, помог бы избежать многих оплошностей  в работе правоохранительных органов. Как известно из практики развитых стран, предупреждение бытового насилия  начинается с контроля за ситуациями, характеризующимися затяжными конфликтами. Иными словами, предупреждение криминальных конфликтов требует выделения в  работе правоохранительных органов  специальных функций. 
 
 
 
 

4. Поддержание сотрудничества.

Прежде  чем вступить в противоборство, будущие  соперники находятся скорее всего  в нейтральных взаимоотношениях, а возможно, и сотрудничают между  собой (сослуживцы, соседи, члены семьи, общественные организации, государства). В таком случае весьма надежный путь предупреждения конфликта состоит  в том, чтобы не разрушить имеющееся, пусть минимальное, сотрудничество, а укрепить его, поддержать и усилить. Конфликтологами разработан ряд  методов поддержания и развития сотрудничества. К ним, в частности, можно отнести следующие методы:

а) согласие, состоящее в том, что возможного будущего противника вовлекают в  дело. Так, например, поступил Президент  Российской Федерации в 1993 г. при  подготовке нового проекта Конституции  РФ. Созвав Конституционное совещание, он пригласил участвовать в нем  не только своих сторонников, но и  вероятных противников, в том  числе депутатов Верховного Совета РФ и представителей многих политических партий;

в) сохранение репутации партнера, уважительное отношение  к нему, хотя интересы обоих партнеров  в данное время и расходятся;

г) взаимное дополнение состоит в использовании  таких черт партнера (будущего соперника), которыми не обладает первый субъект. Развивая и используя эти черты, можно укрепить взаимное уважение и  сотрудничество и избежать конфликта;

д) исключение социальной дискриминации означает недопущение подчеркивания различий между партнерами по сотрудничеству, какого-либо превосходства одного над  другими (хотя оно, возможно, и имеется). «Даже если Вы делаете работу лучше  других, не ведите себя, как победитель», – советует японский автор;

е) разделение заслуг. Общие заслуги, хотя большая  их часть, допустим, принадлежит одному лицу, в тактических целях нужно  разделить между всеми участниками  той или иной работы. Этим достигается  взаимное уважение и снимаются такие  негативные эмоции, как зависть, чувство  обиды и т.п.

ж) психологическое  настраивание довольно многообразно. В своих конкретных проявлениях  оно может состоять, например, в  своевременном информировании партнера о возможных или предстоящих  переменах, обсуждении с ним последствий  этого и т.д. В нашей действительности государственные руководящие органы зачастую совершенно пренебрегают этим методом предупреждения конфликтов. Достаточно напомнить проведение в 1993 г. денежной реформы (изъятие денег образца до 1992 г.), о котором население не только не было заранее (предупреждено, но, напротив, введено в заблуждение предыдущими обещаниями;

з) психологическое  «поглаживание». Речь идет о поддержании  хорошего настроения, положительных  эмоций по самым различным поводам, что снимает напряженность, вызывает чувство симпатии к партнеру и  тем самым заметно затрудняет возникновение конфликтной ситуации.

Названные методы поддержания и укрепления сотрудничества, конечно, не являются исчерпывающими. Все что может  способствовать сохранению нормальных деловых отношений между людьми, укреплению их взаимного доверия  и уважения, «работает» против конфликта, предупреждает его возникновение, а если уж он начался – способствует его скорейшему разрешению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Институциализация  отношений. 

Для того чтобы не допустить конфликта, полезно  укреплять позитивные отношения  возможных его участников. Но не меньшую роль может сыграть и институциализация этих отношений, т.е. создание постоянных или временных форм отношений, в которых происходит взаимодействие сторон – таких форм, которые не ведут к конфликту, а приемлемы для общества и помогают решению спорного вопроса. Здесь – большое поле деятельности юридических, правоохранительных органов. Когда такие правовые и социальные институты существуют и действуют. еще до возникновения конфликта, то они могут сыграть весьма позитивную роль. Не исключено и создание такого рода организаций в условиях уже имеющегося конфликта.

У нас  был уже не раз поставлен вопрос о создании так называемой конфликтологической  службы, которая выполняла бы экспертные и консультационные функции. «Основная  ее задача должна состоять в том, чтобы  на базе серьезного диагностического и прогностического анализа отслеживать  зарождение и развертывание конфликтных  процессов и в зависимости  от их характера выдвигать обоснованные предложения по их локализации, рационализации и. регулированию».

Заслуживает внимания и идея о создании этического кодекса конфликтолога. Предусматривая правила анализа, предупреждения и  разрешения конфликта, а также поведение  исследователя, такой документ мог  бы сыграть важную профилактическую роль. С обоими названными предложениями  хорошо сочетается идея развертывания  конфликтологического обслуживания (образования). Конфликтология, как комплексная  дисциплина, могла бы изучаться поначалу на таких факультетах, где преподаются  социология, психология, право, политология.

Важное  значение в предупреждении конфликтов принадлежит общественным объединениям. По мнению Т. Гейгера, классы и социальные слои – носители противоположных  интересов могут сформировать временную  общность, члены которой будут  придерживаться разных взглядов, но сходиться  во мнении, что так или иначе  спорный вопрос должен быть разрешен ими самими. Иначе говоря, был  бы создан некий «круглый стол» для  обсуждения спорных проблем. При  этом, считает указанный автор, борьбы как таковой уже не будет, ее подменит развитое переплетение общественных организаций. 

Надо  отметить, что близкая к этому  точка зрения, хотя и сформулированная совсем по-другому, настойчиво выражалась многими публицистами и политическими  деятелями, в том числе М.С. Горбачевым, еще в 1991—1992 гг. Речь идет о призывах к общественному согласию и объединению  всех сил и всех слоев общества в интересах возрождения России и успешного осуществления экономической  реформы. Конечно, временное объединение  тех или иных слоев населения  или политических партий под популярным лозунгом возможно, но в современных  условиях российской действительности эта задача пока представляется довольно утопичной.

Возвратимся к проблеме институциализации отношений  до и во время конфликта. Л. Козер  считал, что сама социальная структура  содержит гарантии единства внутригрупповых  отношений перед лицом конфликта: это институциализация конфликта  и определение степеней его допустимости. Социальные структуры отличаются друг от друга, в частности, дозволенными способами выражения антагонистических  притязаний и уровнем терпимости в отношении конфликтных ситуаций.

Эта мысль  несомненно правильна. Нельзя не отметить, что в тоталитарном обществе никакие  конфликты не поощряются. Конфликты  индивида с государством влекут репрессии, с должностным лицом – разрешаются  самими же чиновниками; бытовые конфликты  становятся предметом разбирательства  партийных и общественных организаций, а иногда и государства; видимые  конфликты на национальной почве  практически исключены.

В демократическом  обществе возрастает число конфликтных  ситуаций, но зато используются старые и создаются разнообразные институты, предназначенные для их разрешения. Чаще используется право обжалования  в суд незаконных действий должностных  лиц и коллегиальных органов. Свобода слова и многопартийная система дают возможность открыто  обсуждать политические конфликты  на самом широком общественном уровне. Такая же возможность существует и для представительных органов  власти. Практически отсутствуют  репрессии по политическим мотивам. Все это, казалось бы, создает благоприятную  почву для предупреждения многих конфликтов и их мирного разрешения.

В действительности, однако, дело обстоит не совсем так. Создавая институты, направленные на предупреждение нежелательных форм противоборства, надо учитывать всю сложность  этой проблемы. Л. Козер справедливо  обратил внимание на то, что социальные системы могут сильно отличаться друг от друга уровнем толерантности  и институциализации конфликтов; нет таких обществ, где любое антагонистическое требование могло бы проявиться беспрепятственно и незамедлительно. Но в нашем обществе в 90-е годы некоторые лица и группы попытались достигнуть этого немыслимого положения, руководствуясь, видимо, тезисом Раскольникова: «Все дозволено». Война законов, суверенитет областей и районов, бессилие милиции и бездействие власти – все это привело не к институциализации, а к безудержному росту конфликтов.

Любым «отдушинам», создаваемым для сохранения стабильности социальной структуры, а  также применяемым санкциям свойственна  функциональная незавершенность, они  способны дать обычно лишь частичный  регулирующий эффект. Правоту этого  соображения нетрудно видеть, если вспомнить о неудавшихся попытках путем издания указов обеспечить сдачу населением оружия или посредством  введения чрезвычайного положения  прекратить межнациональную борьбу. Создание институтов для разрешения конфликтов – дело долгое, трудное  и неблагодарное. Но его надо делать, – конечно, с учетом региональных и национальных условий и обстоятельств  нашего переходного исторического  периода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Предупреждение конфликтов и конфликтных ситуаций в студенческих группах