Предупреждение конфликтов и конфликтных ситуаций в студенческих группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным, либо к деструктивным последствиям.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..…….……3
Глава 1…………………………………………………………………………………..….……5
1. Определение конфликта и конфликтной ситуации…………………………………….…5
2. Общие положения о предупреждении конфликта……………………………………………7
3. Устранение причин возникновения конфликтов………………………………….....9
4. Поддержание сотрудничества…………………………………………………………11
5. Институциализация отношений………………………………………………...…….13
6. Нормативные механизмы………………………………………………………………16
7. Конфликты в малых группах…………………………………………………………..19
8. Возникновение конфликтов в малой группе…………………………………………22
9. Введение неформальных лидеров в группу, как способ управления конфликтом...25
Глава 2. …………………………………………………………..............................................27
1. Методический раздел……………………………………………………………………27
1.1. Стратегический план исследования………………………………………………….27
1.2. Построение выборки…………………………………………………………………..27
1.3. Основные процедуры сбора и анализа исходных данных………………………….27
2.Оперативный этап исследования………………………………………………………..28
2.1 Проведение исследования………………………………………………………………28
2.2 Анализ полученных данных……………………………………………………………28
3. Результирующий этап исследования……………………………………………………32
3.1. Результаты……………………………………………………………………………….32
3.2.Выводы…………………………………………………………………………………...33
3.3.Рекомендации…………………………………………………………………………….33
Заключение …………………………………………………………………………………........34
Список используемой литературы …………………………………………………….………..35

Работа содержит 1 файл

Курсовая по конфликтологии.docx

— 88.52 Кб (Скачать)

6. Нормативные механизмы. 

Говоря  об институциализации конфликта, необходимо особо подчеркнуть значение нормативного подхода к его регулированию. Нормы поведения можно в известном  смысле также считать институционным образованием; во всяком случае институты, как известно, без норм не действуют.

Конфликт, как и всякое отношение между  людьми, в той или иной степени  также регулируется нормами общественного  поведения. При этом действуют нормы  различного рода и содержания: правовые, нравственные, религиозные, политические и т.д. Нормативное регулирование  конфликтов, в отличие от временно действующих институтов, делает систему  более стабильной, определяет долговременный порядок развития и разрешения конфликтов и тем самым является наиболее эффективным для развитых общественных систем.

Разумеется, использование норм различной природы  для урегулирования конфликтов имеет  свои особенности, определяемые как  природой норм, так и тем, что они  действуют здесь в специфической  обстановке, в процессе противоборства сторон. По-видимому, наибольшее значение при регулировании конфликтов имеют  нравственные нормы поведения людей. И это естественно, поскольку  почти любой конфликт так или  иначе затрагивает нравственные представления: о добре и зле, правильном и неправильном поведении, чести и достоинстве, справедливости и порядочности, вознаграждении и  наказании и т.п. Следовательно, здесь  действуют нравственные нормы, в  соответствии с которыми уже сам  конфликт и его участники получают нравственные оценки. Трудность, однако, состоит в том, что эти оценки неоднозначны, а порой и весьма различны, даже противоположны. Как  известно, нравственные нормы не являются общепринятыми и одинаковыми  для разных классов, социальных слоев, групп и даже индивидуумов. Разумеется, это не исключает общечеловеческой морали, но, во-первых, она распространяется лишь на ограниченный круг действий и  отношений («не убий», «не укради»  и т.п.), а во-вторых, даже и эти  общечеловеческие ценности приемлемы  далеко не всеми, а иначе не было бы и многих конфликтных ситуаций.

В результате конфликт и его причины нередко  расцениваются по-разному не только его участниками, но и окружающими, что, в свою очередь, способно расширить  его масштабы и вызвать новые  конфликты. Самый наглядный пример – отношение населения некоторых  регионов к межнациональным распрям, в которых часть жителей видит  недопустимое нарушение прав человека и даже геноцид, а другая часть – законное утверждение своего национального достоинства и суверенитета.

Нравственные  нормы, в том числе и относящиеся  к конфликтам, обычно нигде не записаны и вообще четко не сформулированы. Хотя, впрочем, в свое время существовал  дуэльный кодекс, определявший основания  и порядок вызова на поединок и  правила его проведения. Базой  такого кодекса были представления  о дворянской чести и нравственности.

К сожалению, обращение к нравственным нормам и представлениям в нашей практике встречается еще редко Нельзя не согласиться с М.С. Айвазяном, отмечавшим, что при забастовках  шахтеров упор делался, как правило, только на экономические факторы, но никто не обращался к моральным  оценкам забастовки, подрывающей  благосостояние всего общества. А  было бы полезно, и, вероятно, убедительно  перевести спор в плоскость справедливости распределения ресурсов и нравственной оценки завышенных требований шахтеров по сравнению с уровнем жизни  остального населения.

Конфликтная ситуация может регулироваться религиозными нормами. Особенно характерно это для  тех религий, где, подобно мусульманству, религиозные правила распространяются, помимо чисто церковных отношений, на довольно широкую область гражданской  жизни (брак, семья, обучение и др.). Конфликт может иметь и межрелигиозный характер (например, отношения между  православными и католиками на Украине, исламистами и христианами в  Средней Азии и Закавказье). Здесь  регулирование конфликта существенно  затрудняется и соблюдение самих  по себе религиозных норм становится явно недостаточным.

Важное  значение для нормативной характеристики конфликтов имеют нормы права. В  отличие от нравственных и религиозных  правил, правовые нормы однозначны, они закреплены в законах и  других актах и санкционированы  государством. Из этого следует, что  правовая оценка предпосылок и самого конфликта имеет официальный  характер и не может быть изменена под давлением одной из сторон или под воздействием общественных настроений и пристрастий. В полной мере это относится и к конфликтам, подпадающим под действие норм международного права

Упомянем  далее о политических нормах, не имеющих юридического характера. Часто  говорится о том, что тот или  иной международный конфликт может  или должен быть улажен мирными, политическими средствами имеются в виду переговоры, встречи глав государств, взаимные уступки и другие акции, в том числе и не оформляемые в юридическом (международно-правовом) порядке. Существуют, далее, нормы поведения политических партий, движений и других общественных организаций. К такого рода нормам относятся и устные договоренности между руководителями государств.

Нормативный характер имеют и различного рода правила, вырабатываемые в общежитии  для регулирования самого разного  рода отношений. Не все из них можно  отнести к нормам нравственности. Например, в спорте существуют правила  проведения различных соревнований. Некоторые из соревнований несомненно по форме близки к реальным конфликтам, являясь их своеобразными имитациями, искусственно создаваемыми и законно  признанными (бокс, шахматы, футбол и  многие другие). Само участие в этих конфликтах представляет удовольствие для сторон (и болельщиков). Но правила  их проведения должны строго соблюдаться. При этом будут предупреждены и подлинные – межличностные и групповые конфликты, которых в спорте немало.

В США  и многих других государствах широко распространено в целях предупреждения конфликтов включение в договоры, заключаемые между фирмами, а  также и между частными лицами, специальных параграфов, предусматривающих  поведение сторон при возникновении  споров. Эти параграфы весьма детализированы. Сошлемся в качестве примера на рекомендацию Американской Ассоциации судей. Она  считает, что при подготовке любого делового контракта в нем надо по меньшей мере предусмотреть:

— письменный обмен мнениями в случае возникновения  разногласия (а не просто устные разговоры);

— с  самого начала разногласия – привлечение  помощника или консультанта;

— использование  любых попыток примирения;

— обеспечение  достаточно высокого уровня лиц, ведущих  переговоры;

— установление нескольких этапов переговоров;

— в  случае неудачи переговоров –  определение арбитра, а также  судебного или иного порядка  рассмотрения спора.

Несомненно, что заблаговременная запись в контракте  этих и других условий предупреждает  спонтанный конфликт, удерживает стороны  от непродуманных поступков. 

7. Конфликты в малых  группах.

Малая группа - это немногочисленная по составу  группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью  и находятся в непосредственном личном общении, что является основой  для возникновения эмоциональных  отношений, групповых норм и групповых  процессов.

Основные  отличительные признаки:

  • прямой контакт между индивидами, входящими в состав группы;
  • непосредственное взаимодействие и взаимовлияние членов группы;
  • наличие общей цели и общей деятельности, которая превращается в идентификацию; идентичность с точки зрения других людей из вне;
  • общность нравов, привычек, обычаев;
  • некоторая продолжительность существования в пространстве и во времени;
  • немногочисленность по составу.

Размеры малой группы. Принято говорить о верхнем и нижнем количественных составах группы. Согласно мнению большинства ученых малая группа «начинается» с диады, но диада не может претендовать на роль универсальной модели малой группы, представляя собой лишь одну из разновидностей последней. Что же касается количественного предела малой группы, т.е. максимально возможного ее предела, то мнения специалистов на этот счет расходятся, но на мой взгляд абсолютно правы исследователи, делающие акцент на функциональной целесообразности величины малой группы в разных сферах социальной практики. Андреева Г.М. обращает внимание на соответствие объема группы требованиям реализации ее основной общественной функции, справедливо полагая, что «если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний»».

Классификация малых групп. Группы классифицируются по нескольким различающимся между собой основаниям и по дихотомическому принципу.

Лабораторные - Естественные группы. Лабораторные - группы, специально создаваемые для  выполнения экспериментальных заданий  в лабораторных условиях. Естественные - группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях.

Организованные - Спонтанные группы. Те и другие относятся  к категории естественных групп. Организованные (формальные, официальные) группы - элементарные ячейки социальной организации, возникновение которых  обусловлено необходимостью реализации соответствующих организационных  функций. Спонтанные (неформальные, неофициальные) группы - зарождаются непроизвольно, стихийно, как в недрах организованных групп, так и вне их, в процессе общения индивидов, являясь результатом  взаимных психологических (эмоциональных) предпочтений последних.

По степени  открытости, доступности группы влиянию  окружающей ее социальной среды, общества выделяют Открытые - Закрытые группы.

Исходя  из фактора продолжительности существования  группы, выделяют Стационарные и Временные  группы. К последним относятся  не обязательно только лабораторные, но и естественные группы.

По степени  значимости для индивида с точки  зрения его ориентации на групповые  нормы и ценности, влияния группы на систему его установок, группы подразделяют на группы Членства и  Референтные группы. Группа может  рассматриваться просто как место  пребывания индивида в социуме, далеко от его установок и ценностных ориентаций. Это группа членства. Референтная  группа - это группа, чьи нормы  и ценности индивид разделяет, соотнося с ней свои установки, причем делает это независимо от членства в данной группе.

Английский  психолог М.Аргайл предложил иную классификацию  малых групп, в основу которой  он положил специфику взаимоотношений  в естественных жизненных группах, выделив пять возможных их разновидностей:

- семью;

- подростково-юношеские  группы;

- рабочие  группы;

- комитеты  и группы по решению проблем;

- тренинговые  и терапевтические группы.

Семья - модель малой группы, в которой  теснейшим образом переплетены  элементы внутриорганизационного взаимодействия и неформальных отношений. Подростково-юношеские  группы - модель малых групп с  выраженной досуговой ориентацией  и преобладающим развитием эмоциональных отношений. Рабочие группы - модель малых групп с четкой трудовой направленностью и доминирующими отношениями делового характера. Комитеты и группы по решению проблем - модель коммуникативных малых групп. Тренинговые и терапевтические группы - не являются моделью какой-либо разновидности естественных групп, символизируют собой созданную психологами некую искусственную реальность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8. Возникновение конфликтов  в малой группе.

В качестве наиболее важного фактора, определяющего  частоту конфликтов в группах, Левин  называет общий уровень напряжения, в котором существует человек  или группа. Приведет ли конкретное событие к конфликту - в решающей степени зависит от уровня напряжения или социальной атмосферы в группе. Особое значение, по его мнению, при  этом приобретают:

1. Степень  удовлетворенности - неудовлетворенности  потребностей человека, особенно  базисных, например потребности  в безопасности. Конфликты будут  более серьезными, если вовлекаются  центральные потребности. Неудовлетворенные  потребности имеют тенденцию  становиться доминирующими, что  объективно увеличивает вероятность  конфликтов.

2. «Количество  пространства свободного движения»  человека. Достаточное пространство  свободного движения является  условием удовлетворения индивидуальных  потребностей и адаптации к  группе. Напротив, ограниченность «свободного  движения» ведет к росту напряжения.

Информация о работе Предупреждение конфликтов и конфликтных ситуаций в студенческих группах