Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 16:53, курсовая работа
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным, либо к деструктивным последствиям.
Введение ……………………………………………………………………………..…….……3
Глава 1…………………………………………………………………………………..….……5
1. Определение конфликта и конфликтной ситуации…………………………………….…5
2. Общие положения о предупреждении конфликта……………………………………………7
3. Устранение причин возникновения конфликтов………………………………….....9
4. Поддержание сотрудничества…………………………………………………………11
5. Институциализация отношений………………………………………………...…….13
6. Нормативные механизмы………………………………………………………………16
7. Конфликты в малых группах…………………………………………………………..19
8. Возникновение конфликтов в малой группе…………………………………………22
9. Введение неформальных лидеров в группу, как способ управления конфликтом...25
Глава 2. …………………………………………………………..............................................27
1. Методический раздел……………………………………………………………………27
1.1. Стратегический план исследования………………………………………………….27
1.2. Построение выборки…………………………………………………………………..27
1.3. Основные процедуры сбора и анализа исходных данных………………………….27
2.Оперативный этап исследования………………………………………………………..28
2.1 Проведение исследования………………………………………………………………28
2.2 Анализ полученных данных……………………………………………………………28
3. Результирующий этап исследования……………………………………………………32
3.1. Результаты……………………………………………………………………………….32
3.2.Выводы…………………………………………………………………………………...33
3.3.Рекомендации…………………………………………………………………………….33
Заключение …………………………………………………………………………………........34
Список используемой литературы …………………………………………………….………..35
3. Внешний
барьер: наличие или отсутствие
возможностей выйти из
4. Степень
совпадения или расхождения
Т. Полозова, автор ряда работ по проблемам внутригрупповых отношений и конфликтов, считает, что конфликтообразующие факторы делятся на две категории:
1) несовместимость
индивидуально-прагматических
2) противоречивость
сложной системы предметно-
Автором было выделено два вида внутригрупповых конфликтов:
- предметно-деловые,
- личностно-прагматические.
Чем выше уровень развития группы, чем реже личностно-прагматические интересы являются причиной конфликтов внутри группы. И напротив, наиболее частыми причинами конфликтов становятся предметно-деловые разногласия.
Робер
М.-А. и Тильман Ф. в своей
книге «Психология индивида и
группы» классифицируют
1. Личный
конфликт. Источник конфликта А
- Б находится либо в А, либо
в Б, или даже в А, с
одной стороны, и в Б, с
другой. Эта зона характеризуется
личностным напряжением,
Пример: супружеский конфликт из-за чрезмерной зависимости одного из супругов.
2. Межличностный
конфликт. В данном случае источник
конфликта кроется в
Пример: супружеский конфликт из-за эмоциональных трудностей на уровне пары.
3. Конфликты принадлежности.
а) А и Б образуют группу внутри какой-то большей группы. Трудности, существующие в этой большой группе, могут сказаться на конфликте А и Б.
Пример: трудности, причиной которых являются родственники (родители супругов, дети) отражаются на супружеской паре
б) А и Б образуют одну группу, в то время как Б составляет группу также с В. двойная принадлежность Б может вызвать конфликты в группе А - Б.
Пример: конфликт супружеской пары, вызванный отношениями или требованиями, связанными с профессией мужа.
4. Межгрупповой
конфликт. А и Б составляют
группу. Как группа они могут
вступить в конфликт с другой
группой, в которую не входит
ни А, ни Б. Этот внешний
конфликт может породить
Пример:
конфликт или напряженность между
супругами могут быть вызваны
затруднениями с
5. Социальный
конфликт. А и Б могут испытывать
на себе последствия разного
рода давлений (религиозных, моральных,
культурных, административных, экономических)
общества, в котором они живут.
Возможно, А и Б могут подвергаться
каждый разным давлениям (
Пример:
во время экономического кризиса
муж - безработный, а жена нашла работу.
В результате экономического положения,
причина которого находится вне
семьи, но последствия которого влияют
на супружескую пару, возникает напряженность.
9. Введение неформальных лидеров в группу, как способ управления конфликтом.
Конфликты могут иметь рациональную, и эмоциональную природу. В зависимости от этого выделяют управление конфликтами на основании:
· целенаправленного воздействия на причины и условия конфликта;
· изменения установок и ценностных ориентации соперников.
Эти виды
управления конфликтом реализуются
в различных способах, к основным
из которых относятся
Организационные
способы управления конфликтом характеризуются
прежде всего целенаправленным воздействием
управленческих органов на подразделения
организации и отдельных
Социально-психологические способы управления конфликтами. Здесь объектами воздействия являются психологический настрой, мотивация участников конфликта, а также характер и содержание межличностных отношений. К этим методам относятся следующие.
1. Изменение
установок по отношению к
2. Изменение
мотивации членов организации.
Поскольку мотивацию можно
3. Введение
неформальных лидеров —
4. Создание
благоприятной эмоциональной
5. Манипулятивное
воздействие на поведение
Глава 2.
1. Методический раздел.
1.1. Стратегический план исследования.
Исходя
из сформулированных цели и задач
данного исследования, необходимо использовать
описательный (дескриптивный) план исследования,
цель которого систематическое качественно-
План:
1.2. Построение выборки
Методом направленной выборки были отобраны студенты Московского Государственного Университета Управления - представители III курса,1 группы специальности связи с общественностью, дневного отделения. Общее число студентов в данной группе составляет 32 человека, т.к. 5 из них часто отсутствуют в университете в период учёбного времени, было выбрано 25 респондентов для исследования.
1.3. Основные процедуры сбора и анализа исходных данных
Для проведения исследования с целью изучения влияния лидеров на ход конфликта в малой группе используется:
2.Оперативный этап исследования.
2.1 Проведение исследования
Исследование на тему: “Предупреждение конфликтов и конфликтных ситуаций в студенческой группе” было проведено с помощью анкетирования, путём 3 этапов.
С помощью 1 этапа анкетирования было необходимо выявить формальных и неформальных лидеров в группе.
2 этап
анкетирования был направлен
на выявление конфликтности
С помощью 3 этапа анкетирования было выявлено влияние неформальных лидеров на ход конфликта и конфликтных ситуаций в студенческой группе.
2.2 Анализ полученных данных
1 этап анкетирования (Выявление формальных и неформальных лидеров).
Студентам было предложено ответить на общие вопросы, которые никак не обрабатывались, а были необходимы для того, чтобы студенты настроились на нужную волну: со всеми ли одногруппниками они поддерживают приятельские отношения, вступали ли они в открытый конфликт с кем-либо из группы.
Для того, чтобы выяснить является ли староста формальным лидером группы были заданы следующие вопросы:
Является ли Ваша староста авторитетом для Вас?
Вывод: Для большинства опрошенных студентов староста не является лидером в группе. Так как староста занимает изначально формальную должность, но студенты не прислушиваются к её мнению, следовательно она не является формальным лидером для студентов.
Информация о работе Предупреждение конфликтов и конфликтных ситуаций в студенческих группах