Предмет, методы и структура юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:36, курс лекций

Описание работы

Развитие представлений о юридической психологии. Научные представления о связи юридической практики и психологии возникли в связи с работой следователей правоохранительных органов и в начале прошлого столетия стали именоваться «психологией следственной деятельности» или «судебной психологией». Время шло, психология стала использоваться в других сферах юридической деятельности, а система юридико-психологических знаний продолжала именоваться «судебной психологией». Только в 60-х годах XX века профессором Д.Р. Ратиновым, которому принадлежит приоритет в возрождении и развитии юридико-психологических знаний в постсталинское время «хрущевской оттепели», было предложено новое название — «юридическая психология», официально включенное в 1969 г.

Работа содержит 1 файл

Предмет юридической психологии, ее цели и задачи.doc

— 723.00 Кб (Скачать)

Устойчивыми носителями и блюстителями криминальной субкультуры являются так называемые «воры в законе» — высший, элитарный слой криминального сообщества, профессиональные преступники, ритуально возведенные в свой «воровской» сан и пользующиеся большой властью.

Далее идут «блатные», имеющие большой криминальный опыт совершения «престижных» преступлений, проявляющие особую жестокость и преданность «воровскому закону». Стремясь к титулу «вора в законе», они отличаются демонстративно криминальным поведением, знанием тонкостей криминальной субкультуры.

Блатных и воров в законе обслуживает «пристяжь» («шестерки»), выполняющие черновую работу — сбор денег в общак, обеспечение запаса продуктов и т. п., «быки», выполняющие карательные функции, и «громоотводы», берущие на себя вину за деяния, совершенные ворами в законе. Боясь гнева авторитетов, «пристяжь» лихо усердствует в наведении порядка в тюремном общежитии.

Значительную часть тюремного  сообщества образуют «мужики» — относительно автономная часть тюремного сообщества, не вступающая в конфликт с авторитетами, но и не прислуживающая им. Это крепкие «парни», которых лучше не трогать.

Самую нижнюю касту тюремного сообщества образуют гак называемые «обиженные» («опущенные», «петухи», «козлы») и всеми гонимые «чушки», совершившие различные «позорные» проступки.

Чувство безнадежности, обреченности становится постоянным негативным фоном  самосознания личности. И только при достаточной квалифицированности персонала осужденный может осознать некоторые перспективы своей самоорганизации, возможности сосредоточения своего поведения на стратегически правильных направлениях.

Оглядываясь на прошлое, делая выводы на будущее, заключенный выходит  из тюрьмы, становится освобожденным. Одни люди выходят на свободу с чистой совестью. Это, как правило, глубоко раскаявшиеся так называемые случайные преступники. Свое наказание они восприняли как должную и самоочистительную кару.

Особенно трагично положение женщин в тюрьме. Иногда они находятся  в тюрьме со своими маленькими детьми (но закону дети до трех лет могут находиться с осужденной матерью).

Женщины в тюрьме так же, как  и мужчины, создают суррогаты утраченной жизни. Обзаводятся «семьями», состоящими из «верхней» и «нижней» половины. Заботятся друг о друге, изменяют и буйно ревнуют. Психических утрат у женщин в тюрьме больше, чем у мужчин, сфера блокированных потребностей шире и глубже. Потери переживаются острее, и личностное самосохранение дается труднее. Личностная акцентуация здесь встречается чаще. Женщины труднее адаптируются к тюремным условиям, а затем и к условиям жизни на свободе.

В тюрьме спасается тот, кто спасает  свой внутренний мир, не вступая в конфликт с внешним миром, не снижая самоценности своего Я. Участвуя в различных актах группового сплочения, они подпитывают самоуважение к себе, приобретают высокий групповой статус, получают групповую защиту. Они хорошо знают в каждой ситуации допустимые пределы отклонений и всеми возможными средствами защищают свои личностно базовые ценности. Строгость режима они трансформируют в строгость самоконтроля.

 

3. Изучение  личности осужденного. Методы  воздействия на осужденного в  целях его ресоциализации.

 

Для ресоциализации личности осужденного  необходимо знать личностные особенности каждого осужденного. Задача эта сложна и трудоемка. Ее решение требует специальных психологических познаний, ориентации в структуре личности, динамике ее поведения, в релевантных (значимых) для нее средствах воздействия.

Источники получения  информации о личности и методы ее изучения следующие:

1)  Изучение материалов личного дела осужденного и иных документов — ознакомление с автобиографией и характеристиками, данными различными учреждениями и следователем, с содержанием приговора и другими материалами личного дела, выявление ценностно-ориентационных и поведенческих особенностей осужденного, его ролевого статуса в преступном сообществе, поведения в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства, анализ публикаций, переписки, социальных связей.

2)  Объективное и включенное наблюдение — получение и анализ данных о непосредственно проявляемых осужденным личностных качествах в различных условиях жизнедеятельности: особенности взаимоотношений с людьми в зависимости от их группового статуса, предпочитаемый стиль поведения, объекты повышенной ориентации, деформированность отдельных социальных качеств, референтные группы, «уязвимые места» психики, зоны повышенной чувствительности.

3)  Изучающая беседа (метод опроса) — получение сведений от осужденного по определенной программе с целью выявления личностных позиций, системы его отношений к различным социально значимым явлениям, жизненного пути личности, возможностей опоры на положительные качества личности.

4)  Анализ данных медицинского (соматического и психотерапевтического) обследования — ознакомление с состоянием физического и психического здоровья осужденного, с рекомендациями по организации его труда и быта в связи с возможными личностными акцентуациями, психопатическими проявлениями.

5)  Анализ данных о психических особенностях личности — интеллектуальных особенностях (уровне интеллектуальных возможностей, широте кругозора, глубине и обоснованности суждений), особенностях волевой и эмоциональной сферы (специфике принятия решений, их транзитивности или нетранзитивности, самостоятельности и настойчивости реализации, сфере импульсивных проявлений, преобладающих эмоциональных состояниях, склонности к аффективному поведению).

6)  Анализ результатов различных воспитательных воздействий (разработка системы средств эффективного ресоциализирующего воздействия на данную личность, коррекция системы воспитательных воздействий).

Эффективность исправительного воздействия  в значительной мере зависит от установления психологического контакта с осужденным. Такой контакт возможен лишь на основе знания его индивидуальных особенностей, предпочтительных ориентации и актуализированных интересов.

Общаясь с осужденным, воспитатель должен знать:

·  как относится к своему нынешнему положению, какие трудности межличностных отношений глубоко переживает, какую тактику поведения предпочитает, чем живет, на что надеется, как планирует свое будущее.

Лишь зная типологическую схему  поведения данной личности можно вписаться в эту схему.

Завершающим и наиболее ответственным  периодом ресоциализации является реадаптация освобожденного к жизни на свободе, в новых, как правило, трудных условиях, требующих значительных усилий: бытовая неустроенность, нарушенность прежних социальных связей, отсутствие жилья, настороженность родных и знакомых, холодный взгляд отвержения в отделах кадров по найму рабочей силы — все это ложится тяжелым гнетом на психику освобожденного. Ситуация, особенно опасная для тех, у кого за плечами уже был острый конфликт с обществом. И в этой ситуации существенна не только психологическая установка на новый образ жизни, необходим комплекс социальных условий для реализации этой установки. Необходима специальная социальная служба по реабилитации лиц, отбывших наказание.

Наибольшая вероятность «срыва», совершения повторного преступления приходится на первый год после освобождения. Этот год и должен быть социально – патронажным годом, годом социальной реабилитации освобожденного, с соответствующим социально-правовым его обеспечением. И речь здесь идет не об унизительном строгом контроле, а о создании самых необходимых условий для начала новой жизни. Необходим, конечно, и социальный контроль, проверка соответствия поведения реабилитируемого лица соответствующим социальным ожиданиям. Малоэффективный административный надзор должен быть дополнен социальным патронатом.


Информация о работе Предмет, методы и структура юридической психологии