Предмет, методы и структура юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:36, курс лекций

Описание работы

Развитие представлений о юридической психологии. Научные представления о связи юридической практики и психологии возникли в связи с работой следователей правоохранительных органов и в начале прошлого столетия стали именоваться «психологией следственной деятельности» или «судебной психологией». Время шло, психология стала использоваться в других сферах юридической деятельности, а система юридико-психологических знаний продолжала именоваться «судебной психологией». Только в 60-х годах XX века профессором Д.Р. Ратиновым, которому принадлежит приоритет в возрождении и развитии юридико-психологических знаний в постсталинское время «хрущевской оттепели», было предложено новое название — «юридическая психология», официально включенное в 1969 г.

Работа содержит 1 файл

Предмет юридической психологии, ее цели и задачи.doc

— 723.00 Кб (Скачать)

Ложность показаний диагностируется  по ряду признаков: бедности эмоционального фона показаний, схематичности, заученности их вербальной структуры; лексическим особенностям показаний, не соответствующим личностным особенностям допрашиваемого лица; «проговоркам» в высказываниях, указывающим на осведомленность лица относительно скрываемых им обстоятельств; стереотипному совпадению показаний нескольких лиц; неспособности детализировать описание события; повышенной самореабилитации, уклончивости ответов на прямые вопросы, незнанию обстоятельств, которые должны были войти в поле непроизвольного восприятия и запоминания.

Разновидностью ложных показаний  является самооговор — заведомо ложное показание подсудимого о своей мнимой причастности к совершенному либо несовершенному преступлению.

Самооговор может быть вызван следующими причинами:

·  Признаками самооговора являются:

Самооговор разоблачается исследованием  его причин, источников информации, в которых могут содержаться сведения, опровергающие утверждения заявителя, проведением очных ставок, криминалистических и иных экспертиз (в том числе судебно-психиатрической экспертизы) в отношении подсудимого, выходом на место происшествия с целью проверки его показаний.

 

5. Психологические особенности судебных прений и судебной речи

 

Самостоятельной частью судебного  разбирательства являются судебные прения, в которых каждое участвующее в деле лицо излагает свою точку зрения на обстоятельства дела и предстоящие разрешению вопросы на основе доказательств, проверенных в ходе судебного следствия.

В своих речах заинтересованные стороны:

·  обосновывают доказанность или недоказанность (полностью или частично) обвинения, предъявленного подсудимому;

·  предлагают свою квалификацию совершенного деяния, если оно подтверждено собранными доказательствами;

·  выявляют смягчающие или отягчающие ответственность обстоятельства;

·  анализируют причины преступления;

·  дают характеристику личности подсудимого и потерпевшего.

Судебные прения — форма публичного, официального общения посредством судебной речи.

Искусство судебной речи — искусство убеждения, способность систематизации фактов, убедительной их оценки. Мастерство судебной речи связано с глубиной логического анализа и образностью изложения. Значительную роль в убедительности судебной речи играют психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего, характеристика их устойчивых поведенческих особенностей, чрезвычайность обстоятельств, в условиях которых произошло правонарушение.

Эмоционально воздействующая функция  судебной речи реализуется образностью  изложения, различными эмоционально-оценочными средствами. Все это делает судебную речь особым видом речи, требующим специального психологического описания и анализа.

 

Различаются структура судебной речи, ее стиль и язык.

Структура судебной речи — ее композиционный план, логика и психология построения, соответствие ее частей задачам и цели судебных прений.

Цель судебной речи— убедительно, аргументировано воздействовать на суд, формировать внутреннее убеждение судей. Задачи же судебной речи различны на разных ее этапах.

Различаются вступительная, основная и заключительная части судебной речи.

Эффективное построение вступительной части судебной речи в значительной мере определяет успех судебного оратора. Психологическая задача вступления — вызвать обостренное внимание, организовать направленность сознания судебной аудитории, ее интерес, установить с ней коммуникативный контакт, обеспечить ее доверие, подготовить аудиторию к принятию основной позиции оратора.

В основной части судебной речи выдвигаются главные тезисы, аргументируется процессуальная позиция судебного оратора, используются различные средства убеждения суда в правильности избранной им позиции. Для этого оратор должен активизировать исследовательскую деятельность слушателей, вести их но канве своих рассуждений. Необходимы предельная простота и четкость выдвигаемых положений, очевидность их взаимосвязи. Основные тезисы речи должны легко удерживаться в сознании слушателей.

Стержень основной части судебной речи — изложение фактических обстоятельств дела. Это должен быть не скучный пересказ фактов, а живая, динамическая картина возникновения и развития расследуемого события. Обстоятельства дела могут быть изложены в хронологической последовательности или в систематизированном виде — так, как событие развивалось в действительности или было исследовано в судебном следствии. Способ изложения фактических обстоятельств дела избирается в зависимости от объема и характера доказательств, установленных в ходе судебного следствия.

В процессе доказывания одни положения  обосновываются с помощью других, ранее доказанных обстоятельств.

Анализ доказательств  и их оценка— центральная часть судебной речи. Судебные доказательства распределяются на подтверждающие или опровергающие событие преступления, подтверждающие или опровергающие конкретный состав преступления, подтверждающие или опровергающие отдельные эпизоды обвинения, личностные характеристики подсудимого и потерпевшего.

В заключительной части  судебной речи акцент делается на юридической стороне дела. Заключение судебной речи должно быть кратким и выразительным. Оно должно содержать итоговое определение позиции судебного оратора.

Эмоции и чувства на суде —  не менее сильные властители, чем разум и истина. Множество неправосудных решений принималось под воздействием чувства жалости или мщения. Эмоциональная наэлектризованность судебной аудитории отражается и на психическом состоянии судей. Однако прямую апелляцию сторон к чувствам судей следует рассматривать как проявление психического давления на них.

6. Психологические  особенности деятельности прокурора  в суде. Речь прокурора.

 

В судебном разбирательстве уголовного дела прокурор участвует в качестве государственного обвинителя, он поддерживает государственное обвинение, отстаивает интересы государства и общества. Обвинение включает в себя основанную на фактических обстоятельствах правовую оценку деяния (квалификацию) и указание на лицо, которому обвинение вменяется.

Прокурор обязан реагировать на любое нарушение закона, но он не стоит над судом — он призван  содействовать его успешной деятельности. Речь прокурора призвана отвечать определенным социальным ожиданиям. Его выступление имеет существенное общепредупредительное значение.

Однако наступательность обвинительной  речи прокурора не имеет ничего общего с нервозностью, крикливостью, фразерством. Основа речи прокурора — система неопровержимых доказательств. Достоинство его речи обусловлено не витиеватыми фразами, а систематизированностью конкретных фактов.

Речь прокурора состоит  из следующих частей:

1)  вступление;

2)  изложение фактических обстоятельств и фабулы де

3)  анализ и оценка собранных по делу доказательств;

4)  обоснование квалификации преступления;

5)  характеристика личности подсудимого и потерпевшего;

6)  предложения о мере наказания;

7)  вопросы возмещения причиненного преступлением ущерба;

8)  анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления, предложения по их устранению;

9)  заключение.

Прокурор призван убедительно  «спаять» разрозненные факты в единый блок доказательств, раскрыть их доброкачественность, достоверность и процессуальную допустимость. Если подсудимый отрицает свою вину, то обязанность прокурора — детально рассмотреть приводимые подсудимым доводы, сопоставить их с другими неопровержимыми доказательствами.

Мастером психологического анализа  прокурор должен показать себя при характеристике личностных особенностей подсудимого и потерпевшего. Характеризуя антисоциальную, десоциализированную личность, прокурор должен видеть и возможности ее ресоциализации.

В полемике с защитником прокурор избирает тонкую, психологически обоснованную тактику, с тем чтобы не утратить своей стратегической позиции. В целях объективности прокурор отмечает и все неподтвердившиеся обстоятельства, подлежащие исключению из обвинения.

В заключительной части  речи государственный обвинитель призван произнести несколько весомых фраз, придав всей речи оттенок государственной значимости. Неудачные заключительные слова прокурора снижают авторитет правосудия.

Профессионализм прокурора проявляется  не только в его ораторском искусстве. Не менее важны его искусство ведения допроса в судебном следствии, способность охватить схему рассматриваемого дела, увидеть в нем существенные взаимосвязи, поставить целенаправленные вопросы. Его будущая речь готовится в  этой части судебного разбирательства. Здесь он может выяснить все интересующие его обстоятельства. Бессодержательное же судебное следствие не может завершиться блестящей речью в судебных прениях.

 

7. Психологические  особенности деятельности адвоката. Речь адвоката.

 

Основной постулат правосудия гласит: осуждению и наказанию должны подвергаться только те лица, которые действительно виновны в совершении преступления. Судебная защита — конституционное право гражданина. Невиновные должны быть ограждены от необоснованного обвинения.

Нравственным, правовым и психологическим  устоем защиты является презумпция невиновности подзащитного. Стратегическая позиция квалифицированного адвоката определяется «слабыми местами» обвинения, разрывами в системе доказательств. Тактика же защиты иногда корректируется и процессуальными нарушениями как на предварительном следствии, так и в суде.

Однако деятельность адвоката не сводится только к логическим построениям. Его задачами являются:

·  привнесение в судебное разбирательство духа нравственного мышления, создание атмосферы милосердия при обсуждении остроконфликтных ситуаций;

·  четкое отграничение проявления «злой воли» от случайного проступка;

·  показ суду подлинных причин исследуемого происшествия, возможного стечения тяжелых обстоятельств, приведших к временному снижению психорегуляционных возможностей его подзащитного.

Основной этап деятельности защитника  — речь в суде. Характеризуя личность подзащитного, защитник делает экскурсы в проблемы поведения человека в обществе, затрагивает нюансы межличностных отношений. Такой анализ требует значительной общепсихологической и социально-психологической подготовленности, глубокой ориентации в психологии поведения личности.

Защитная речь адвоката состоит из следующих частей:

·  вступление;

·  анализ фактических обстоятельств дела;

·  анализ личностных особенностей подзащитного;

·  анализ мотивов совершения деяния подзащитным;

·  заключение.

Во вступлении адвокат ставит задачу — овладеть вниманием аудитории. Поэтому вступление должно быть кратким, но вызывающим повышенную ориентацию слушателей. Оно должно быть доверительным, приглашающим к рассуждению, критическому анализу того, что уже говорилось.

В основной части своей речи защитник, акцентируя внимание па специфических особенностях дела, готовит аудиторию к принятию своей позиции. Основные пункты защиты должны быть связаны с теми вопросами, которые подлежат разрешению судом при постановлении приговора. Особенно тщательно защитник анализирует особенности личности подзащитного, акцентуации его характера, повышенную реактивность на отдельные эмоциогенные для него ситуации, неудачно сложившиеся условия жизнедеятельности.

Центральное место в характеристике личности подзащитного занимают анализ его мотивационной сферы и конкретного мотива совершенного деяния, выяснение подлинного смысла действий данного человека — к чему он стремился, чем руководствовался.

В кратком заключении защитник подводит итог всему сказанному, формулирует окончательные выводы, высказывает отношение к вопросам, которые скоро встанут перед судьями в их совещательной комнате. Он обращается к суду с просьбой об оправдании подсуди- мою, если его вина не установлена должным образом, либо о назначении ему минимального срока наказания, предусмотренного соответствующей статьей Уголовного кодекса, либо о применении к нему условного осуждения.

Адвокат как представитель  потерпевшего является самостоятельным и равноправным участником судебного разбирательства: он имеет право заявлять отводы, ходатайства, высказывать свое мнение о ходатайствах, заявленных другими участниками судебного разбирательства, предъявлять доказательства и участвовать в их исследовании на судебном следствии. В определенных законом случаях он может участвовать и в судебных прениях.

 

8. Последнее  слово подсудимого

 

Психическое состояние подсудимого  — особая, большая проблема юридической психологии. Строго регламентированная, официальная процедура судебного заседания оказывает сильное психическое воздействие на всех присутствующих. На подсудимого же обстановка суда может оказать стрессовое воздействие, вызвать психическое потрясение, даже состояние катарсиса, то есть внутренней перестройки личности, самоочищения, стратегической переориентации поведения в будущем. Таково значение судебного ритуала для личности, осудившей свое преступное поведение.

Информация о работе Предмет, методы и структура юридической психологии