Предмет, методы и структура юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:36, курс лекций

Описание работы

Развитие представлений о юридической психологии. Научные представления о связи юридической практики и психологии возникли в связи с работой следователей правоохранительных органов и в начале прошлого столетия стали именоваться «психологией следственной деятельности» или «судебной психологией». Время шло, психология стала использоваться в других сферах юридической деятельности, а система юридико-психологических знаний продолжала именоваться «судебной психологией». Только в 60-х годах XX века профессором Д.Р. Ратиновым, которому принадлежит приоритет в возрождении и развитии юридико-психологических знаний в постсталинское время «хрущевской оттепели», было предложено новое название — «юридическая психология», официально включенное в 1969 г.

Работа содержит 1 файл

Предмет юридической психологии, ее цели и задачи.doc

— 723.00 Кб (Скачать)

Арест, следственный изолятор привносят  свои наслоения на психику обвиняемого: тревожное ожидание суда, трудная адаптация в криминализированной среде, ограничения в удовлетворении насущных потребностей, социальная изоляция, убогие бытовые условия, крайняя напряженность на следственных действиях — все это приводит человека уже до суда к крайнему психическому истощению.

Отношения с правосудием в ряде случаев тоже конфликтные — нередко первоначальное отрицание вины переходит в хроническое запирательство с постоянными его разоблачениями. Трудно сохранять позицию ложных показаний, требуется держать в сознании два мира: действительный и вымышленный. Часть действительных событий приходится скрывать, что влечет чрезмерную нагрузку на тормозные процессы. Постоянная внутриличностная конфликтность, мотивационное противоборство (сознаваться — не сознаваться) и полная невозможность «выговориться». Отсюда крайняя раздражительность, нервозность, агрессивность в поведении многих обвиняемых и подсудимых. Отсюда облегчение после вынужденного признания и повышенная говорливость на предварительном следствии. Но вот все уже сказано, и начинается долгое тоскливое ожидание суда.

Страх перед приговором, стыд за себя и близких и раздражающее чувство  выставленное напоказ перед холодно-любопытными  взорами публики — все это  действует подавляющим или болезненно возбуждающим образом на сидящего на скамье подсудимых.

Для большинства подсудимых суровый  приговор на длительный срок изоляции — жизненная катастрофа, крах всех надежд. Теряя свободу на продолжительный  срок, человек по существу прощается  с самой жизнью, теряет смысл жизни.

 

9. Психология  постановления приговора

 

Постановление приговора — последняя, завершающая часть судебного разбирательства. В этой части судебного разбирательства и завершается познавательно – оценочная деятельность суда. Здесь учитывается весь комплекс явлений, имевших место непосредственно в судебном разбирательстве: позиция прокурора и защитника, поведение потерпевшего, отдельных свидетелей и подсудимого. Совокупность поведенческих факторов, воздействующих на позицию судей, можно назвать судебной социальной перцепцией.

Объективная всесторонняя оценка доказательств  — основа правильного судебного  решения.

В некоторых случаях судебные ошибки допускаются из-за поверхностного исследования доказательств, следствием чего могут быть как неоправданно жесткие, так и мягкие приговоры.

Составление приговора. Закон устанавливает ряд общих требований к структуре приговора. Приговор состоит из следующих частей:

1)  вводная,

2)  описательная,

3)  резолютивная.

Он составляется одним из судей  и подписывается всеми судьями (особое мнение излагается отдельно в письменном виде). Приговор составляется в общедоступных, понятных выражениях. Описание преступного деяния в нем должно соответствовать установленным судом фактам.

В оправдательном приговоре не должны допускаться формулировки, ставящие под сомнение невиновность оправданного.

Обоснование судебного решения  должно содержать анализ доказательств, доводы, по которым суд принял во внимание одни доказательства и отверг другие. Решение о наказании формулируется так, чтобы при исполнении приговора не возникало никаких сомнений.

Сложный процесс постановления  законного, обоснованного, справедливого и воспитательно-эффективного приговора требует глубокой аналитической деятельности судей — они призваны соотнести социально значимые психические дефекты данной личности с конкретными исправительными возможностями назначаемой меры наказания. Уголовно-правовое наказание — не акт мести, а средство ресоциализации нарушившей закон личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 12. Исправительно-трудовая психология

 

1. Предмет и задачи исправительно-трудовой психологии

 

Исправительная психология изучает  психологические основы ресоциализании осужденных:

·  восстановление нарушенных социальных качеств личности, необходимых для ее полноценной жизнедеятельности в обществе;

·  проблемы эффективности наказания;

·  динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих возможностей в различных условиях жизнедеятельности;

·  соответствие исправительного законодательства задачам исправления осужденных.

Исправительная психология призвана выработать практические рекомендации по ресоциализации осужденных, разрабатывать средства и приемы психологической коррекции личности правонарушителей.

Ресоциализация личности осужденных связана прежде всего с их ценностной переориентацией, формированием у них механизма социально положительного целеполагания, отработкой прочных стереотипов социально положительного поведения. Создание условий формирования адаптированного поведения личности — основная задача исправительных учреждений. Решение этой задачи связано с теоретической разработкой проблемы личностного исправления, личностной реконструкции в процессе исполнения наказания.

Сложные задачи, стоящие перед уголовно-исполнительными учреждениями, могут успешно решаться лишь на основе коренной перестройки их деятельности, комплексных социальных и психолого-педагогических программ ресоциализации различных категорий осужденных.

Исправительная психология исследует закономерности и особенности жизнедеятельности человека, отбывающего наказание, положительные и отрицательные факторы условий социальной изоляции для личностной самореализации индивида. Задача работников исправительных учреждений состоит в диагностике личностных дефектов осужденных, разработке обоснованной программы их исправления, предупреждении тех многочисленных отрицательных «влияний тюрьмы», которые традиционно содействуют криминализации.

Решение сложных проблем психодиагностики и психокоррекции отдельных категорий осужденных по силам только соответствующим специалистам в области ресоциализирующей психологии. В связи с этим отметим и острый дефицит в подобных кадрах, и крайнюю научную неразработанность проблем пенитенциарной психологии — теории личностной перестройки, социальной реконструкции осужденных.

В качестве общих задач  исправительной психологии можно указать  следующие:

·  психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов ее общей социализации, правовой социализации, а также дефектов ее психической саморегуляции;

·  разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;

·  осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации, нивелирование личностных акцентуаций, психопатических проявлений, снятие всевозможных психологических барьеров, проявлений криминальной психологической защиты;

·  разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;

·  всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее психической активности, формирование социально положительной микросреды;

·  формирование социально положительных жизненных перспектив.

Исправление преступника — сложный психологизированный процесс его личностной реконструкции. Драматизм психического состояния преступников состоит в том, что своему жуткому, мерзкому преступлению они придают положительный личностный смысл, оправдывают себя путем обесценивания нарушенных ими ценностей, ограждения своего внутреннего мира от психотравмирующих воздействий, использования ложных, суррогатных замещений.

Исправить преступника — значит осуществить его глубинную личностную перестройку, изменить личностную направленность, сформировать новый социально адаптированный стиль его жизнедеятельности. Но возможно ли достижение этих задач только методом наказания? Человека нельзя сформировать и тем более исправить методом устрашения, кары, прямого грубого принуждения. Одно и то же наказание по-разному действует на разных людей.

Пенитенциарное воздействие — воздействие духовное. Личность может самоизменяться только изнутри. Внешние же побуждения — лишь условие для принятия ею своих решений.

Исправление провинившейся личности может быть достигнуто только через покаяние, самоснятие вины преступником посредством ее признания и чистосердечного самоосуждения — раскаяния, ее ценностной переориентации, включение в сферу ее стыда и совести нарушенной социальной ценности.

Барьер нравственного самоанализа преступника — основное препятствие на пути его ресоциализации. Закоренелый преступник — индивид с кризисом нравственного самоанализа, атрофированным нравственным самосознанием.

Кризис нравственного самоанализа  является не только индивидуальным пороком. Он имеет широкую социальную базу. Прошедшие десятилетия нашей истории были малочувствительны к душевным проблемам личности, нравственные категории относились к разряду второстепенных по сравнению с политической грамотностью.

 

2. Жизнедеятельность и психологическое состояние предварительно заключенных и осужденных

 

Тюрьмы предварительного заключения, следственные изолятор (СИЗО) — скорбное обиталище людей, суд над которыми еще не состоялся и которые могут быть еще признаны невиновными. Но их уже карают тяжелым тюремным режимом; тяжелым настолько, что, длительно пребывая в этих невыносимых условиях, человек становится способным на самооговор, чтобы побыстрее попасть в более приемлемые условия стационарного заключения.

Основным видом учреждения, в котором отбывается предварительное заключение, является тюрьма (следственный изолятор), то есть самый тяжелый режим наказания. Требования этого режима наказания грубо подавляют личность.

Ресоциализация осужденных осуществляется исправительными колониями общего, строгого, особого режимов и тюрьмой.

В исправительных колониях общего режима отбывают наказание лица, впервые осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести.

Для них установлена трехступенчатая  система условий содержания — обычные, облегченные и строгие. Лица, совершившие особо тяжкие преступления, содержатся в колониях строгого и особого режима.

Отряды осужденных постоянно обновляются  вновь прибывшими, что значительно  затрудняет процесс группового нормообразования.

В исправительных колониях строгого режима содержатся лица, осужденные на срок более десяти лет, совершившие особо тяжкие преступления, и лица, ранее судимые за умышленные преступления. Это наиболее криминализированная часть преступников, трудно поддающаяся ресоциализации, укорененная в криминальную субкультуру. Это стабильный контингент исправительной колонии, с которым осуществляется длительная исправительная работа.

Исправительные колонии особого  режима и тюрьма – учреждения с ужесточенным режимом, в которых содержатся рецидивисты.

Эти осужденные отбывают наказание  в строгих условиях, постоянно находятся в запираемых помещениях. Их права в приобретении продуктов и предметов первой необходимости существенно ограничены. Тюрьма — исправительное учреждение особого режима, исполняющее наказание в виде лишения свободы в отношении лиц, представляющих особую общественную опасность. Отличается строжайшей изоляцией и подавлением личности заключенного. Несовершеннолетние правонарушители содержатся в воспитательных колониях.

Особенно жестоко изоляция травмирует неокрепшую психику подростков. Здесь возможны тяжкие, необратимые психические деформации личности. Ограниченность поля возможностей для развития и самореализации личности особенно пагубна для подростков. Но еще более пагубна для них ранняя криминализация. Уже па «входе» в систему ИУ в следственном изоляторе на несформированную еще личность обрушивается шквал тяжких испытаний: ритуал «прописки», испытание на выносливость, сообразительность, толерантность. Все это сразу вскрывает перед подростком значимость криминальной субкультуры.

Криминальная субкультура включает в себя ряд поведенческих императивов: цинизм, жестокость, дерзость, запирательство в уголовном процессе, необходимость обязательного реагирования на оскорбление и т. п. Однако сила, жестокость, цинизм высоко ценятся лишь в среде «вульгарных» преступников. В среде организованной преступности более высоко ценятся интеллект, расчет, решительность, многоопытность.

Криминальная субкультура —  это наложение на кальку нормальных социальных отношений антисоциального содержания. Эта субкультура и определяет, направляет поведенческие схемы как на свободе, так и в условиях тюремного содержания.

Тюремное сообщество имеет строгую внутригрупповую и межгрупповую дифференциацию, криминальную стратификацию (разделение на разностатусные слои). Существует и система криминальной статусной атрибуции (условные татуировки, местоположение в камере и др.).

Информация о работе Предмет, методы и структура юридической психологии