Практика психолога в образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:41, отчет по практике

Описание работы

Современные социально-экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке психолога и его профессиональной культуре. Творческое отношение к своей деятельности, стремление к познанию нового и прогрессивного, освоение умений ставить цели, формулировать задачи в индивидуально

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-прикладные основы работы психолога образовательного учреждения
Психологическая служба в системе образования 5
Деятельность практического психолога в школе 7
Специфика работы психолога МОУ «СОШ №18» 10
Выводы 11
Глава 2. Практическая деятельность под руководством психолога….12
2.1. Организация работы школьного психолога……………………..…12
2.2 Диагностическое исследование готовности дошкольников к обучению в школе……………………………………………………………………………..13
2.3Коррекционно-развивающее занятие с 4 классом «Дорога в 5 класс»..17
2.4 Диагностическое исследование интересов и склонностей у учащихся 10 классов ………………………………………………………………………………27
2.5 Просветительская работа с родителями будущих первоклассников на тему «Кризис 7 лет»……………………………………………………………….39
2.6 Практическое освоение метода наблюдения……………………………42
Заключение………………………………………………………………………..42
Приложения…………………………………………………………………….....44

Работа содержит 1 файл

отчет по практике.docx

— 87.17 Кб (Скачать)

             До начала проведения методики экспериментатор должен ознакомиться с содержанием и инструкцией по ее применению. Ни в коем случае нельзя знакомить детей с содержанием тестовых заданий до проведения теста. В начале тестирования особое внимание детей следует обратить на способ фиксации ответов в тестовой тетради. Необходимо объяснить детям, что в тетрадях, которые они получили, нарисовано множество картинок .Под каждой картинкой есть овал (объяснить значение слова ОВАЛ). Для ответа на поставленный вопрос дети должны зачеркнуть крестиком овал (показать на доске) под той картинкой, на которой изображен правильный ответ.

                 Перед каждым субтестом дается два тренировочных задания. В то время, когда дети выполняют тренировочные задания, необходимо тщательно наблюдать за ними. При возникновении трудностей необходимо проделать тренировочные задания еще раз. Тестирование можно начинать лишь в том случае, если дети поняли, что они должны делать. Так же следует поступать и при переходе от одного субтеста к другому, т.е. сначала должны быть отработаны новые тренировочные задания и лишь при полном понимании инструкции можно приступать к самостоятельному выполнению заданий детьми.

       Во время выполнения теста детьми экспериментатор (и/или его помощник) должен ходить по рядам в классе и следить, чтобы дети работали на той странице и в том месте, где нужно, а также чтобы они четко зачеркивали крестиком овалы.

Если ребенок спрашивает, правилен ли его ответ, экспериментатор  должен сказать "Зачеркни овал под  тем ответом, который ты считаешь правильным". Инструкцию к заданию, в случае необходимости, можно повторить. Экспериментатор не должен отвечать на какие-либо вопросы сверх инструкции и не должен говорить ученику, правилен или нет его ответ.

МЭДИС имеет две эквивалентные  формы А и В, которые могут  чередоваться при повторном тестировании.

 

2. Заучивание 10 слов. Детям предлагались 10 картинок, которые они должны были назвать и запомнить. Далее картинки закрываются и дети должны перечислить те, которые запомнили.

 

3. Методика "Нелепицы" (Приложение 4)

При помощи этой методики оцениваются  элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о  логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого  мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически  и грамматически правильно выражать свою мысль.

 

Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней  имеются несколько довольно нелепых  ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:

«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь  находится на своем месте и  правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте  или неправильно нарисовано, то укажи  на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части  инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как  на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок  должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что  не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов 

10 баллов — такая оценка  ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся  на картинке нелепиц, успел  удовлетворительно объяснить, что  не так, и, кроме того, сказать,  как на самом деле должно  быть.

8-9 баллов — ребенок  заметил и отметил все имеющиеся  нелепицы, но от одной до трех  из них не сумел до конца  объяснить или сказать, как  на самом деле должно быть.

6-7 баллов — ребенок  заметил и отметил все имеющиеся  нелепицы, но три-четыре из них  не успел до конца объяснить  и сказать, как на самом деле  должно быть.

4-5 баллов — ребенок  заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное  время до конца объяснить и  сказать, как на самом деле  должно быть.

2-3 балла — за отведенное  время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке  нелепиц, а до объяснения дело  не дошло. 

0-1 балл — за отведенное  время ребенок успел обнаружить  меньше четырех из семи имеющихся  нелепиц. 

 

Замечание. 4 и выше балла  в этом задании ребенок может  получить только в том случае, если за отведенное время он полностью  выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий. 

8-9 баллов - высокий. 

4-7 баллов - средний. 

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

 

4. Кроме этого проверяли фонематический слух ребенка (Приложение 1)

        2.3Коррекционно-развивающее занятие с 4 классом «Дорога в 5 класс».

ДОРОГА  В ПЯТЫЙ КЛАСС

Проводить эту игру можно  с учащимися третьих или четвертых  классов в конце учебного года. В ней хорошо выявляется уровень  психологической готовности детей 9–10 лет к переходу в среднюю  школу. Эта готовность проявляется  в следующих позициях.

—Сформированность учебной мотивации. 
— Новое отношение к школе как к среде жизнедеятельности и системе значимых отношений.  
—Умение занять ответственную позицию школьника. 
— Социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях со сверстниками.

В нашей школе игра «Дорога  в пятый класс» проводилась в  четвертом классе. Ее проводил психолог начальной школы, помогали ему и  другие психологи школы. 
Была выбрана самая любимая форма работы учеников начальной школы — «большая игра». В подобном мероприятии обязательно должны принимать участие не только дети, но и взрослые: педагог, воспитатель, психолог, работающий с классом. Педагогу и воспитателю будет полезно понаблюдать за тем, что происходит внутри детского коллектива, понять, как дети чувствуют себя в классе, увидеть, как сложились отношения между ними.

ПРИГЛАШЕНИЕ В ДОРОГУ

Ведущий зашел в класс  и пригласил детей вместе с  педагогами пройти в актовый зал. Детский коллектив был слегка возбужден и заинтригован, так  как ребята в нашей школе любят  психологические занятия.  
Ведущий предложил ребятам сесть на стулья, расставленные большим полукругом. На стенде перед ними прикреплен лист ватмана, на котором большими красочными буквами написано «Дорога в пятый класс» и что-то необычное и непонятное нарисовано снизу. Легкое волнение и тревога охватили класс. Ученики почувствовали, что сейчас будут обсуждаться важные вопросы. 
Ведущий. Сегодня нам предстоит собраться с вами в дорогу. Как вы думаете, куда? 
Дети, перебивая друг друга, ответили, что им в скором будущем предстоит учеба в пятом классе.  
Игра с этого момента для всех ребят приобрела серьезный характер. 
Ведущий. Что обычно люди берут с собой в дорогу? (Чемодан, карту и т.д.). 
Посмотрите на карту нашей дороги в пятый класс. На карте мы поместим ваши ожидания и те качества, которые есть у вашего класса и которые понадобятся вам в средней школе. 
Давайте сегодня соберем чемодан вашего класса. Для этого надо решить, что мы возьмем с собой в дорогу. Что должно быть у учеников пятого класса, чтобы им жилось интересно и весело? 
Дети активно называли различные качества, а ведущий фиксировал их на стенде. Как выяснилось, ребята ожидали от пятого класса добрых учителей, хороших оценок, интересной школьной жизни, новых одноклассников и дружного коллектива. 
Ведущий. Вы назвали много разных вещей, которые вам понадобятся в пятом классе, но среди них есть самые важные. Сейчас мы будем выяснять, что же это?  
Вам предстоит пройти через испытания. Если вы с ними справитесь и сумеете понять, какие качества вам помогали, то значит, эти качества есть у вашего класса. За каждое пройденное испытание вы получите паззлы, на которых будет написано то качество, которое вам помогало. В конце игры из набранных паззлов надо будет сложить предмет, который станет символом вашего класса.

ИГРА-РАЗМИНКА «ЗООПАРК»

Ведущий. Сейчас каждый получит лист бумаги, на котором написано название животного. По моей команде «Начали!» вы будете изображать при помощи жестов и звуков то животное, название которого написано на вашем листе. Задача каждого участника найти того одноклассника, который изображает такое же животное. Нужно встать рядом с ним. Разговаривать во время игры нельзя. 
Ведущий и его помощники быстро раздали всем ребятам маленькие сложенные листочки. В течение минуты каждый из детей решал, как он будет изображать свое животное. Несмотря на то что задание было достаточно легким, было видно, что все ребята ответственно подходят к его выполнению. 
Прозвучала команда ведущего, и весь класс превратился в настоящий зоопарк. Мальчики и девочки точно и шумно изображали своих зверей. Было приятно видеть, что каждый это делал по-своему, не повторяя других. Видимо, именно этот факт помог всем детям быстро и правильно найти своего «сородича».  
Ведущий. А теперь представьте, что ваши животные первый раз встретились в лесу. Каждый из них решил что-то рассказать о себе. И сейчас вам нужно немного пообщаться в парах. Ваша задача — постараться узнать как можно больше о другом животном. Помните, что животные общаются друг с другом на зверином языке, то есть при помощи звуков и жестов. 
Дети быстро включились в работу. Участники в парах по очереди при помощи жестов и звуков рассказывали о своем животном. Каждый хотел как можно больше сообщить своему напарнику. Всем взрослым во время выполнения этого задания бросилось в глаза, что четвероклассники неплохо умеют выражать свои мысли при помощи звуков и жестов. Да и вообще ребята демонстрировали хорошие актерские способности. 
После того как животные рассказали друг другу о себе, ведущий провел небольшое обсуждение в каждой паре. Что же каждому удалось узнать о своем сородиче?  
Большинство сумело узнать, чем питается животное, как оно передвигается, чем любит заниматься. Некоторые дети попытались немного пофантазировать при ответе на поставленный вопрос, но напарникам пришлось отказаться от неправильной информации. 
Ведущий. Вот мы с вами немного поиграли, вы все пообщались и настроились на наше занятие. Теперь настало время вашему классу попытаться пройти через испытания.

ПЕРВОЕ  ИСПЫТАНИЕ — ИГРА «МАШИНКИ»

Ведущий. Сегодня у вашего класса есть уникальная возможность поиграть с машинкой из будущего. Она управляется при помощи голоса хозяина. Что он ей говорит, то она и делает. 
Сейчас мы проведем конкурс на лучшего хозяина машинки. Задача хозяина — четко говорить, что нужно делать его машинке, бережно относиться к ней, стараться, чтобы с его машинкой ничего не случилось. В свою очередь машинка должна внимательно слушать хозяина и четко выполнять его команды. 
Для того чтобы выяснить, кто в паре будет хозяином, а кто машинкой, проведем жеребьевку. Во время игры каждый сначала побывает в одной роли, а затем в другой.  
Мой помощник будет помечать на листе бумаги каждое столкновение машины с предметом. Выигрывает тот хозяин, чья машинка сумеет без аварий проехать весь путь. 
Каждая пара быстро решила, кто будет ее представителем, и тот отправился тянуть жребий. Вскоре все знали свои роли.  
Ведущий и его помощники подготовили помещение к игре, расставив в хаотичном порядке стулья в центре зала.  
Теперь наступил самый главный момент. Первым двум парам надо было попытаться справиться с заданием. Дети вышли и встали друг против друга так, что их отделяла площадь, заставленная стульями, то есть дорога. Ведущий завязал глаза ребятам, которые играли роль машинок.  
В тот же момент в зале установилась тишина. Все дети, которые просто сидели на стульях и обсуждали задания, вдруг замолчали. Пока пары выполняли задание, в помещении стояла тишина. Видимо, класс понимал, что если они будут шуметь, то парам выполнять задание будет сложно. Этот момент показал взрослым, что дети этого класса ценят и уважают друг друга. А это так важно!  
Отрадно было видеть, что в игру серьезно включился ученик, который имеет проблемы в поведении. Мальчишка изо всех сил старался внимательно слушать хозяина, четко двигаться, не врезаясь, хотя это ему не всегда удавалось.  
В конце игры ведущий задал вопрос классу и взрослым: «Как вы думаете, кто же оказался лучшим хозяином машины? Почему?»  
Дети и взрослые по очереди высказывали свое мнение. В ходе обсуждения была названа девочка, которая, по мнению многих, лучше всех сумела провести свою машинку по дороге. Эта девочка и стала победительницей конкурса. Класс искренне порадовался за нее, хотя было видно, что многим детям хотелось оказаться на ее месте. 
Ведущий. Какое же качество всем помогало справиться с этим заданием?  
Дети в основном называли такие качества, как умение слушать и выполнять задание, умение ориентироваться в пространстве и взаимопонимание.  
Ведущий. Вы сумели правильно назвать одно из важных качеств — взаимопонимание, поэтому ваш класс получает первый паззл, на котором написано это качество. Решите, пожалуйста, кто из вашего класса станет хранителем этого паззла. 
Дети посовещались и доверили этот паззл девочке, которая выиграла конкурс. Он была благодарна классу, который именно ей доверил ответственное хранение.

ВТОРОЕ  ИСПЫТАНИЕ — ИГРА «ИЗОБРАЗИ ФРАЗУ»

Ведущий. Для этой игры нам надо выбрать на роль ведущих трех сообразительных и артистичных ребят. На обсуждение вам дается одна минута.  
При обсуждении было интересно наблюдать, как некоторые (примерно половина класса) пытались выдвинуть возможных кандидатов, а некоторые старались предложить себя. Ведущими были выбраны две артистичные девочки и один активный мальчик 
Ведущий. Сейчас я буду показывать ведущим карточки, на которых написаны разные фразы. Задача ведущих — передать при помощи различных жестов или звуков смысл этой фразы так, чтобы вы сумели ее понять и назвать. Каждому ведущему предстоит «изобразить» три фразы. Если ведущему не удастся передать смысл фразы, тогда он имеет право попросить помощи у другого ведущего. 
В игре использовались следующие фразы: встреча гостей; решение задачи; прогулка в парке; занятие спортом; чтение интересной книги; игра на компьютере; укладывание чемодана; игра на музыкальных инструментах; просмотр телепередач. 
Выбранные ведущие действительно оказались сообразительными и артистичными, потому что они сумели быстро и понятно передать классу все фразы. Помощь никому не понадобилась. Дети были на высоте! Весь класс принимал активное участие в выполнении этого задания.  
Ведущий. Как вы думаете, какое качество помогало нам справиться с заданиями этой игры? 
Все четвероклассники единодушно отметили, что это сообразительность и смекалка.  
Ведущий. Вы правильно назвали еще одно важное качество — смекалку, поэтому получаете второй паззл, на котором написано это качество. Решите, кто будет беречь паззл до конца нашей игры. 
Класс сумел без споров и обид найти хранителя и для второго паззла.

ТРЕТЬЕ  ИСПЫТАНИЕ — ИГРА «ПЕРЕПРАВА»

Ведущий. В нашей следующей игре вам нужно, используя различные способы, перебраться с одной половины зала на другую. Вам дается две минуты на обсуждение возможных способов переправы. Помните о том, что эти способы у всех должны быть разными. Если хотя бы двое ребят будут переправляться одинаковым способом, то все участники игры должны будут вернуться на исходное место и игра начнется заново. 
Дети воспользовались отведенным временем, чтобы обсудить и распределить возможные способы переправы. Сразу выделились двое мальчиков, которые демонстрировали всем, как можно перебраться на другую сторону зала, а другие выбирали, как они будут это делать. В ходе бурного обсуждения две минуты пролетели незаметно для всех.  
Ребята выстроились в одну шеренгу в правой части зала. Ведущий сказал, что сигналом к началу игры будет служить музыка. Зазвучала легкая, веселая мелодия, и все дети начали передвигаться к противоположной стороне зала.  
Способы переправы у ребят оказались достаточно необычными: они ползали, прыгали, шагали, танцевали и т.д. Все сумели по-своему перебраться на противоположную сторону зала.  
Ведущий. Как вы думаете, какое качество вам помогало в этой игре? 
Большинство ответов ребят сводилось к тому, что здесь им помогали дружба, взаимопонимание, находчивость и оригинальность.  
Ведущий. Вы совершенно верно сказали, что справиться с этим заданием вам помогла дружба, а также ваши оригинальные предложения, поэтому вы получаете третий паззл «дружба и оригинальность». Выберите, пожалуйста, его хранителя. 
Дети сообща выбирают третьего хранителя.

Информация о работе Практика психолога в образовательном учреждении