Практика психолога в образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:41, отчет по практике

Описание работы

Современные социально-экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке психолога и его профессиональной культуре. Творческое отношение к своей деятельности, стремление к познанию нового и прогрессивного, освоение умений ставить цели, формулировать задачи в индивидуально

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-прикладные основы работы психолога образовательного учреждения
Психологическая служба в системе образования 5
Деятельность практического психолога в школе 7
Специфика работы психолога МОУ «СОШ №18» 10
Выводы 11
Глава 2. Практическая деятельность под руководством психолога….12
2.1. Организация работы школьного психолога……………………..…12
2.2 Диагностическое исследование готовности дошкольников к обучению в школе……………………………………………………………………………..13
2.3Коррекционно-развивающее занятие с 4 классом «Дорога в 5 класс»..17
2.4 Диагностическое исследование интересов и склонностей у учащихся 10 классов ………………………………………………………………………………27
2.5 Просветительская работа с родителями будущих первоклассников на тему «Кризис 7 лет»……………………………………………………………….39
2.6 Практическое освоение метода наблюдения……………………………42
Заключение………………………………………………………………………..42
Приложения…………………………………………………………………….....44

Работа содержит 1 файл

отчет по практике.docx

— 87.17 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение   3

        Глава   1.   Теоретико-прикладные     основы     работы     психолога образовательного учреждения

  1. Психологическая служба в системе образования    5
  2. Деятельность практического психолога в школе    7
  3. Специфика работы психолога МОУ «СОШ №18»    10
  4. Выводы    11

Глава 2. Практическая деятельность под руководством психолога….12

2.1. Организация работы школьного психолога……………………..…12

        2.2  Диагностическое исследование готовности дошкольников к обучению в школе……………………………………………………………………………..13

      2.3Коррекционно-развивающее занятие с 4 классом «Дорога в 5 класс»..17

      2.4 Диагностическое исследование интересов и склонностей у учащихся 10 классов ………………………………………………………………………………27

      2.5 Просветительская работа с родителями будущих первоклассников на тему «Кризис 7 лет»……………………………………………………………….39

      2.6 Практическое освоение метода  наблюдения……………………………42

Заключение………………………………………………………………………..42

Приложения…………………………………………………………………….....44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    ВВЕДЕНИЕ

Современные социально-экономические  условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке психолога и его профессиональной культуре. Творческое отношение к своей деятельности, стремление к познанию нового и прогрессивного, освоение умений ставить цели, формулировать задачи в индивидуальной и совместной деятельности, закрепление знаний и получение навыков их практического применения, формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, профессиональной этики, знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля - формирование всего этого невозможно без прохождения различного рода практик. Подготовка психолога, способного мобильно и гибко, в режиме реального времени, откликаться на требования социума, изменения в экономической, образовательной, духовной сферах жизни общества, реализовывать свои профессиональные интересы, во многом зависит от сознательной, целенаправленной, организованной практической деятельности.

Учебно-ознакомительная  практика представляет собой логическое продолжение процесса усвоения научно-психологических знаний и начало формирования профессиональной позиции, основа которых заложена в общих теоретических курсах. Данный вид практики является органической частью учебного процесса и обладает большими потенциальными возможностями для профессионального самоопределения. Она носит комплексный характер и направлена на формирование специалиста .

Целью учебно-ознакомительной  практики является: знакомство со спецификой работы психолога в рамках школы.

Местом прохождения  практики стало МОУ «СОШ №18» города Оренбурга.

Для реализации цели нами были поставлены следующие  задачи: . 

1) ознакомиться со спецификой  деятельности психолога: изучить  систему работы психолога образовательного учреждения;

2) провести   диагностическое   исследование   развития   познавательных процессов у детей школьного и дошкольного возрастов (по плану школьного психолога);

3) обработать полученные  данные, сделать заключение и  разработать необходимые рекомендации;

4) подготовить    и    провести    мероприятие    в    рамках    направления психопросвещение;

5)подготовить и провести индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

Объектом нашего исследования является деятельность психолога образовательного учреждения.

Предметом нашего исследования является система работы психолога образовательного учреждения (модель организации психологической  службы, направления, формы и методы работы, формы ведения документации).

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методики:

    • Методика МЕДИС;
    • «Заучивание 10 слов»;
    • «Нелепицы»;
    • Опросник профессиональных склонностей Йовайши;
    • Карта интересов Голомштока;
    • Ориентационная анкета Басса.

В ходе практики были проведены мероприятия на следующие  темы:  

1. Диагностическое исследование готовности дошкольников к обучению в школе.

2.Коррекционно-развивающее занятие с 4 классом «Дорога в 5 класс».

  1. Диагностическое исследование интересов и склонностей у учащихся 10 классов .
  2. Просветительская работа с родителями будущих первоклассников на тему «Кризис 7 лет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ  РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1. Психологическая служба в системе образования

Психологическая служба образования - один из существеннейших компонентов  целостной системы образования  страны.

Зарождение психологической  службы образования обусловлено  взаимодействием науки и практики. Психологическая служба соединила в себе как нерасторжимое целое науку о развитии ребенка и практику реализации возможностей этого развития в условиях современных образовательных учреждений и жизни вообще. Именно единство потребностей практики образования в научном знании о детях дошкольного и школьного возраста и готовности науки удовлетворить и углубить эти потребности можно рассматривать как основное условие реального решения задач полноценного психологического и личностного развития каждого ребенка.

Психологическая служба образования - интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, -научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.

Научный аспект предполагает проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования - нового научного практического направления психологии развития, изучающего индивидуальные проявления возрастных закономерностей психологического развития, условия становления личности и индивидуальности как предпосылок психологического здоровья в дошкольном и школьном возрастах. Одна из задач здесь научное обоснование  и  операционная  разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования.

Прикладной аспект предполагает использование психологических  знаний работниками образования. Главными действующими лицами этого направления являются воспитатели, педагоги, методисты, дидакты, которые или самостоятельно, или в сотрудничестве с психологами используют и ассимилируют новейшие психологические данные при составлении учебных программ и планов, создании учебников, разработке дидактических и методических материалов, построении программ обучения и воспитания.

Практический  аспект службы обеспечивают непосредственно  практические психологи детских садов, школ и других образовательных учреждений, задача которых - работать с детьми, группами и классами, воспитателями, учителями, родителями для решения тех или иных конкретных проблем .

Организационный аспект включает в себя создание действенной  структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью и повышением профессиональной квалификации практических психологов.

Основной целью  психологической службы образования  является обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов.

Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования:

  1. реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
  2. развитие индивидуальных особенностей детей - интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;

3) создание   благоприятного   для   развития   ребенка   психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с  одной  стороны,  организацией продуктивного  общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой стороны - созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуации успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;

 4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки, как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Основным средством достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специальной развивающей работы с ними.

Психологическая служба образования создается как  единая система в масштабах города, области, региона, а в перспективе - всей страны. Каждое звено этой системы имеет свои четко определенные функции. Гарантией эффективности деятельности психологической службы служит последовательное и четкое профессиональное взаимодействие всех подразделений .

В самом общем  виде структура службы включает три  звена: практический психолог (или группа психологов) в образовательном учреждении, районный кабинет психологической службы, Центр психологической службы.

1.2, Деятельность практического психолога в школе

Практический  психолог в школе имеет двойное  подчинение. По административной линии он, как и все члены педагогического коллектива, подчиняется директору школы. По профессиональной - психологическому Центру, где работают специалисты-психологи и который не только осуществляет функции контроля за деятельностью психолога, но и оказывает ему методическую, организационную помощь и обеспечивает сотрудничество и профессиональное общение с другими практическими психологами района, округа, города и пр.

Работает психолог с детьми, воспитателями, учителями, администрацией школы, органами опеки и милиции, родителями детей и их родственниками и пр. При этом главное, чтобы в центре всей его работы находились интересы ребенка как формирующейся личности. Единственным серьезным показателем эффективности или неэффективности любых самых современных программ, новых педагогических методов, сроков и форм обучения является психологическое здоровье детей.

Основными видами деятельности школьного психолога  являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.

В любой конкретной ситуации каждый вид работы может  быть основным в зависимости от той  проблемы, которую решает психолог.

Психологическое    просвещение - это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

  1. знакомить   воспитателей,   учителей   и   родителей   с   основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
  2. популяризовать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
  3. формировать   потребность   в   психологических   знаниях,   желание использовать их в работе  с ребенком или в интересах развития собственной личности;
  4. знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;
  5. достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в школе.

Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания даются в качестве средства решения жизненных проблем.

Психопрофилактика - это  специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах школьного детства.

Психопрофилактика предполагает:

  1. ответственность за соблюдение в школе психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
  2. своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести    к    определенным    сложностям,    отклонениям    в    его индивидуальном   и  эмоциональном  развитии,   в   его  поведении  и отношениях;
  3. предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень .

Информация о работе Практика психолога в образовательном учреждении