Практика психолога в образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:41, отчет по практике

Описание работы

Современные социально-экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке психолога и его профессиональной культуре. Творческое отношение к своей деятельности, стремление к познанию нового и прогрессивного, освоение умений ставить цели, формулировать задачи в индивидуально

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-прикладные основы работы психолога образовательного учреждения
Психологическая служба в системе образования 5
Деятельность практического психолога в школе 7
Специфика работы психолога МОУ «СОШ №18» 10
Выводы 11
Глава 2. Практическая деятельность под руководством психолога….12
2.1. Организация работы школьного психолога……………………..…12
2.2 Диагностическое исследование готовности дошкольников к обучению в школе……………………………………………………………………………..13
2.3Коррекционно-развивающее занятие с 4 классом «Дорога в 5 класс»..17
2.4 Диагностическое исследование интересов и склонностей у учащихся 10 классов ………………………………………………………………………………27
2.5 Просветительская работа с родителями будущих первоклассников на тему «Кризис 7 лет»……………………………………………………………….39
2.6 Практическое освоение метода наблюдения……………………………42
Заключение………………………………………………………………………..42
Приложения…………………………………………………………………….....44

Работа содержит 1 файл

отчет по практике.docx

— 87.17 Кб (Скачать)

Смысл психологического консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Только таким образом он сможет накапливать опыт решения подобных проблем и в будущем.

Осуществляя консультативную  работу в школе, психолог решает следующие конкретные задачи:

  1. консультирует администрацию школы, учителей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей;
  2. проводит индивидуальные консультирования учащихся по вопросам обучения,    развития,    проблемам    жизненного    самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.;
  3. консультирует группы учащихся и школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и т. п.;

4) способствует   повышению   психологической   культуры   педагогов   и родителей    путем    проведения    индивидуальных    и    групповых консультаций,      участием     в     педсоветах, общешкольных и классных родительских собраниях;

5) по запросам судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также других организаций проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений, связанных с определением дальнейшей судьбы учащихся (лишение родительских прав, направление школьника в специальные учебные заведения и пр.).

В компетенцию  и обязанности школьного психолога  входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированность определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др. Поэтому именно психодиагностика как деятельность по выявлению психологических причин проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных детей, по определению особенностей развития их интересов, способностей, сформированности личностных образований находится в центре внимания психологической службы образования и имеет свою специфику .

Психодиагностика  в школе тесно связана с  педагогической проблематикой, в этом ее основной смысл. Она всегда предполагает в конечном счете выбор наиболее подходящего педагогического воздействия, а также создание тех или иных психологических условий. Поэтому основными задачами психодиагностики в школе являются:

1) контроль динамики психического развития детей и коррекция развития с целью создания оптимальных возможностей и условий развития для слабых и сильных учащихся, подтягивания их на более высокий уровень, а также установления правильного направления развития детей, обнаруживающих особые способности;

2) сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции .

Психологическая   коррекция   -   активное   воздействие   на   процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности. Поскольку понятие психологической коррекции тесно связано с понятием нормы психического развития, то при осуществлении коррекционной работы реализуются две основные стратегии:

. 1) реализация коррекции как приведения к усредненной норме, определяемой статистически, на основе выработанной единой для всех «универсальной» психотехнологии;

  1. оказание психологической помощи, ориентированной на индивидуальные особенности школьника, его специфические возможности и в целом на уникальность его психического и личностного развития .

Коррекционно-развивающая  работа в школе ведется по нескольким направлениям   и   связана:   с  развитием   мышления   и   интеллектуальных способностей; развитием и коррекцией эмоциональной сферы; с развитием мотивации обучения; с формированием навыков эффективного общения и взаимодействия; со снижением внутриличностных противоречий и с оказанием помощи в профессиональном самоопределении.

1.3. Специфика работы психолога МОУ «СОШ №18» Психолог МОУ «СОШ №18» города Оренбурга является центральным звеном    социально-психологической    службы    данной    школы.    Он    подчиняется непосредственно    директору   школы   и   проводит   информирование   и консультирование классных руководителей и учителей. Кроме этого психолог взаимодействует  с  медицинским работником,  подростковым  наркологом, психиатром   детской   поликлиники,   социальным   педагогом,   логопедом и ПМПК.

Годовой план работы психолога согласуется и утверждается администрацией школы. Схема оформления годового плана представлена в таблице 1.

Таблица 1 Схема оформления годового плана

 

Виды деятельности

Планируемые мероприятия

Сроки

Примечания

1

2

3

4

5

1

Диагностика

     

2

Развивающая и  коррекционная работа

     

3

Консультирование

     

4

Просветительская работа

     

5

Экспертная работа

     

6

Организационно-методическая работа

     

Психолог МОУ  «СОШ №18» регулярно ведет журнал учета видов работы, который позволяет отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые в течение года. Благодаря его наличию всего объема информации психолог может успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные.

Журнал является документом, на основе которого администрация контролирует деятельность психолога.

В журнале отводится  определенное количество страниц на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа.

1.4. Выводы

Итогом данной теоретической главы является то, что должность психолога образовательного учреждения - чрезвычайно важна и актуальна в наши дни, так как психолог отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно: за психическое (интеллектуальное, эмоциональное, мотивационно-потребностное, коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровье школьников. В центре его внимания - психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог - к самоопределению.

В этой главе  нами были рассмотрены цели, задачи, функции и структура школьной психологической службы, определены основные направления работы психолога в школе, а также изучены особенности ведения и оформления документации школьного психолога.

Те цели и задачи, которые ставит перед школьным психологом современная система образования, требуют от него специальной организации работы, повышенной самоотдачи и огромного желания развить способности каждого ребенка, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.

 

 

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПСИХОЛОГА.

2.1 Организация работы школьного психолога

 Основные задачи психолога в школе:

- Создание психологических  условий для развития способностей  школьника. 

- Выявление психологической  готовности детей к школьному  обучению,

совместно с учителем намечать программу индивидуальной работы с ними с целью лучшей адаптации младших школьников в школе.

- Разработка и осуществление  совместно с учителем или родственниками развивающей программы с учетом индивидуальных особенностей школьников и задач их развития на каждом возрастном этапе.

- Держать под особым  контролем переходные, переломные  моменты в жизни школьника. 

- Осуществление диагностико - коррекционной работы с неуспевающими и недисциплинированными школьниками.

- Диагностика интеллектуальных, личностных и эмоционально - волевых  особенностей учащихся препятствующих  протеканию процесса обучения  и воспитания, и осуществлять  их коррекцию. 

- Выявление и устранение  психологом причины нарушений  межличностных отношений учащихся  с учителем, со сверстниками, с  родителями и другими людьми.

- Консультировать администрацию  школы, учителей, родителей по  психологическим проблемам обучения  и воспитания детей, развития  их внимания, памяти, мышления, характера  и прочее.

- Проведение индивидуального  и группового консультирования учащихся по вопросам обучения развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

 

 

   2.2 Диагностическое исследование готовности дошкольников к обучению в школе.

Мы, совместно с руководителем  практики, проводили диагностику  готовности детей к обучению в  школе. Вначале я наблюдала за тем, как проводит диагностику психолог, далее тестировала дошкольников сама. Мы применяли в исследовании несколько методик:

1.Методика МЕДИС: Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) предназначена для выявления уровня интеллектуальных способностей детей 6-7-летнего возраста. МЭДИС представляет собой оригинальную авторскую разработку на основе всемирно известных зарубежных тестов интеллекта.

                   Задания МЭДИС представлены в  виде рисунков, что позволяет  тестировать детей независимо  от их умения читать. Разнообразие  заданий позволяет охватить многие  стороны интеллектуальной деятельности  в минимальные промежутки времени.

             Тест дает хорошую ориентировочную  информацию о способности к  обучению в - начальной школе  и об индивидуальной структуре  интеллекта ребенка, поэтому может  использоваться в качестве основной  части батареи методик для  определения готовности детей  к обучению в школе, особенно  это относится к школам с  программами обучения повышенной трудности. 

Использование МЭДИС, как  и других психодиагностических методик, требует соблюдения определенных этических  принципов.

Для проведения тестирования необходимы:

 

♦    тестовые тетради  формы А или В в соответствии с количеством тестируемых;

 

♦    методическое руководство;

 

♦    карандаши или  ручки.

 

1. УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ  МЕТОДИКИ

МЭДИС может использоваться индивидуально и в группах  по 5-10 человек. При групповом обследовании детей экспериментатору необходима помощь ассистента. Обстановка во время тестирования должна быть спокойной и серьезной без излишней напряженности. Во время проведения теста экспериментатор должен быть уверен, что ни один учащийся не смотрит в тетрадь соседа. У каждого тестируемого учащегося должна быть своя тестовая тетрадь, на обложке которой необходимо указать его фамилию и имя.

 

МЭДИС состоит из 4-х субтестов, каждый из которых содержит по 5 заданий.

I  субтест направлен  на выявление общей осведомленности

учащихся, их, словарного запаса,

II  субтест - на понимание  количественных и качественных

соотношений,

III    субтест - исключение  лишнего - выявляет уровень ло­

гического мышления,

IV    субтест направлен  на  выявление  математических  спо­

собностей.

 

Задания выполняются без  ограничения времени. Экспериментатор  должен читать каждое задание вслух. Темп прочтения зависит от скорости выполнения заданий учащимися, он будет  различным в различных группах  учащихся. При этом не следует принуждать детей к выполнению задания в  каком-то определенном темпе. Детям, работающим быстро, на выполнение каждого задания  достаточно 15 секунд. Детям же, работающим, медленно, может понадобиться 20-25 секунд.

Скорость прочтения заданий  не должна оставаться постоянной при  переходе от одного задания к другому  в различных тестовых частях. Так, например, задания субтеста I можно  про­честь быстрее, чем задания  субтеста II или IV. При очень ярко выраженных различиях в способностях и темпах работы детей эффективнее  проводить тест в 2-х группах В  этом случае один учитель может проводить  тест в группе детей, работающих медленно, а другой - в группе, где дети работают быстро.

При планировании тестирования необходимо учитывать не только время, которое необходимо для выполнения заданий соответствующей части  методики, но и то время, которое  требуется для раздачи тестовых материалов, объяснения способа выполнения теста и проработки с детьми тренировочных  примеров, данных в начале каждого субтеста. Общее время выполнения теста составляет в среднем 20 минут.

Информация о работе Практика психолога в образовательном учреждении