Практические рекомендации психолога родителям

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является исследование способов взаимодействия школьного психолога с родителями в современной образовательной ситуации.
Объект исследования - педагогическое взаимодействие школьного психолога с родителями.
Предмет исследования - педагогическое взаимодействие школьного психолога с родителями как условие сотрудничества семьи и школы.

Содержание

Введение 3
1. Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся
5
1.1. Консультирование родителей как один из наиболее эффективных способов индивидуального практического взаимодействия
6
1.2. Детско-родительские мероприятия
11
1.3. Тренинги для родителей
15
2. Практические мероприятия в работе психолога с родителями. 17
2.1. Тренинг для родителей будущих первоклассников
17
2.2. "Ваш ребенок стал учеником"
21
2.3. Рекомендации-памятки школьного психолога родителям
23
Заключение 42
Библиография

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

     2. Дайте ему время, чтобы все объяснить. Подобно взрослым, дети, находящиеся в состоянии стресса, могут нуждаться в том, чтобы выговориться. Выберите несколько минут перед отходом ко сну и предоставьте ребенку возможность рассказать о том, что его беспокоит. И вам совсем не нужно самим поддерживать этот 
разговор. Сидите и молчите, просто слушайте, что говорит ребенок - это предпосылка к выражению им своих чувств.

     3. Приготовьте ребенка к неожиданностям. Чем меньше мы знаем о новой ситуации, тем больше мы боимся ее. Поэтому вам следует ознакомить детей с тем, что им предстоит. Например, ребенок, которому будут удалять миндалины, получит пользу от того, что заранее побывает в больнице и точно узнает, что с ним там случится. Ребенок, переезжающий в новый район или начинающий учиться в другой школе, должен получить возможность увидеть свой новый дом или заранее побывать в своей новой школе.

     Чем больше вы сообщите заранее своему ребенку, тем меньше возможный стресс, который он будет испытывать. Если ребенок начнет сталкиваться с неожиданностями, уровень его обеспокоенности возрастет.

     4. Объясните ребенку, когда что-то  случится. Не забывайте, что очень  маленькие дети не разбираются  во времени так, как это делают  взрослые. Ребенок, который боится, что больше никогда не увидит свою маму, может не понять, если вы объясните ему, что мама вернется через три дня из своей деловой поездки. Объясняйте ему такими словами, которые понятны ребенку. Скажите ему: "Мама вернется через три сна". Таким образом, он поймет, сколько времени ему придется ждать.

     5. Не требуйте от ребенка только  отличного поведения и высоких  оценок. Одним из главных факторов, вызывающих стресс в жизни  ребенка, могут быть ожидания  родителей. Часто приходится снижать 
эти ожидания, чтобы облегчить состояние ребенка.

     6. Как избавиться от нервного  тика. По мнению большинства специалистов, лучший способ помочь ребенку  избавиться от нервного тика  заключается в том, чтобы не  обращать на него внимания. Если  вы упомяните об этом, то просто усилите его беспокойство. Нервный тик - это просто способ сообщить вам о внутренних чувствах ребенка. После того, как родители поймут эти чувства, тик часто исчезает.

 

 

     Но  что если он не исчезает? В этом случае может понадобиться личная помощь. Нужно внимательно следить за другими симптомами, которые могут сопровождать нервный тик. Изменения в настроении, проблемы с концентрацией внимания, повышенный страх, перемены в уровне активности - все это может стать признаками депрессии и беспокойства. Посоветуйтесь с педиатром или учителем в школе, если такие симптомы начнут проявляться.

     7. Протяните руку помощи. Неважно,  какой это ребенок - малыш ли, только начавший ходить, пытается  сдержать приступ раздражения  или ребенок, который вот-вот  станет юношей, беспокоящийся о том, что ожидает его в неполной средней школе, ваши дети должны знать, что вы - это безопасная гавань, куда они могут вернуться, если с ними что-то случится. Ребенок, уверенный в своих родителях и доверяющий им, знающий, что они придут ему на помощь, если ему станет трудно, лучше других учится овладевать окружающей обстановкой. Чем больше поддерживает его окружение, тем легче для ребенка совершить переход от зависимости к способности функционировать в более независимой обстановке.

     Но  как можете вы прийти на помощь? Малышам  и дошкольникам можно в буквальном смысле протянуть руку помощи. Например, ребенок, боящийся темноты или оказавшийся  в новом детском саду может  захотеть держаться за вашу руку, пока не исчезнет его страх. Скажите ему: "Я знаю, что тебе страшно, но я помогу тебе" и ребенок быстро поймет: нет никаких оснований беспокоиться. 

     Общаясь с детьми более старшего возраста, дайте им понять, что вы полагаетесь  на них, но что вы всегда готовы прийти на помощь. Скажите: "Я знаю, что у тебя возникли трудности с друзьями, но я не сомневаюсь, что ты сумеешь все уладить. Если я понадоблюсь тебе, я всегда буду здесь".

     8. Расскажите им о своих воспоминаниях.  Поделитесь с детьми воспоминаниями  о своих взлетах и падениях, и объясните, как вы справились со стрессом. Расскажите ребенку истории о своем детстве, о том, что причиняло вам боль и что вас смущало. Это сделает нормальными его собственные переживания.

     9. Продемонстрируйте свой метод  контроля над стрессом. Ничто  не действует так хорошо, как демонстрация метода своего собственного управления стрессовыми ситуациями. Когда чей-то автомобиль пересекает дорогу перед вами на забитом машинами шоссе, или когда у вас слишком много работы по дому, вы можете наглядно показать своему ребенку, что стресс не нарушает вашего душевного равновесия и не разрушает вашу жизнь. 

     Постарайтесь  установить равновесие между источниками  стресса и моментами спокойствия  и обновления: ходите на прогулки, ешьте  хорошую пищу, общайтесь с друзьями и придерживайтесь определенного режима. Когда мы ведем хорошо сбалансированную жизнь, мы все способны легко переносить стресс. А когда мы справляемся таким образом со стрессом, наши дети следуют нашему примеру.

     10. Установите определенные пределы  внешкольным занятиям. Ребенок, который записан в излишне большое количество спортивных и других секций, является кандидатом номер один для стресса. Часто дети даже не получают удовольствия от своих внешкольных занятий, и не доставляют удовольствия родителям. Родителям следует отойти в сторону, установив разумные пределы внешкольных занятий, и помочь ребенку заниматься вещами, доставляющими ему удовольствие. Не попадите в такую ловушку: "Мы заплатили много денег за этот кларнет, поэтому тебе придется продолжать музыкальные уроки", а ребенку гораздо больше нравится провести этот час в своей комнате за чтением.

     11. Попробуйте включать воображение.  Детей школьного возраста можно  научить пользоваться воображением  для расслабления. Пусть ребенок  сядет или ляжет на удобное  для него место. Затем попросите его закрыть глаза, глубоко и ритмично дышать, воображая, что он находится в спокойном и мирном окружении. Желательно обучить их пользоваться "секретным ключом", к которому они могут прибегнуть позднее, когда начинают ощущать стресс. Один восьмилетний ребенок пользовался беззаботным котом Гарфильдом из комикса в качестве ключа к расслаблению. Он носил на своей бейсбольной кепке изображение кота Гарфильда. Всякий раз, когда он испытывал напряжение и беспокойство и хотел расслабиться, он смотрел на изображение Гарфильда, и этот ключ напоминал ему, что нужно сохранять спокойствие.

     12. Укрепите у них чувство уверенности  в себе. Люди, уверенные в себе, смотрят на стрессовые ситуации  не как на трудность, а как  на брошенный им вызов. Помогите  своему ребенку обнаружить в себе 
что-нибудь, что заставит его уважать себя. Поощряйте ребенка, когда он занимается деятельностью, в которой может добиться успеха. Для некоторых детей, особенно тех, кто не обладает хорошей координацией или плохо усваивает информацию, приходится приложить немало усилий, чтобы найти такие занятия, которые они исполняют успешно. 
Само занятие может быть несложным, важно, чтобы оно ценилось, и за успех в нем ребенок получал похвалу родителей. "На тебя можно положиться, поэтому надеюсь, что ты поможешь мне каждый вечер накрывать на стол", - такие слова помогают ребенку обрести уверенность в себе. Когда вы хвалите детей за успехи, это компенсирует их недостатки в тех занятиях, которые они выполняют не так успешно.

     13. Демонстрируйте им свою любовь. Чувство безграничной любви родителей к своему ребенку может защитить его от самых трудных жизненных стрессов. Например, ребенок, который знает что его любят, не так беспокоится о соперничестве - одном из самых главных источников стресса в школе. Примерно после третьего класса дети начинают испытывать этот надвигающийся призрак соревновательного распределения, который гласит: "Ты должен быть хорошим учеником, тебя должны любить другие ученики и ты должен быть принят ими". Тесты или игры иногда рассматриваются как проблемы жизни и смерти, хотя на самом деле все обстоит совсем не так.

     Детям нужно знать, что родители их любят, вне зависимости от того, насколько  успешно они проявляют себя в  учебе или на спортивной площадке. Родители могут колоссально уменьшить беспокойство своих детей, просто сказав: "Ты молодец, неважно, что случится".

 

 

 

 

 
 

 

      Заключение 

     Практически ни одна школа в наши дни не обходится  без школьного психолога. Помимо решения традиционных вопросов, связанных  с учебным процессом и взаимоотношениями в коллективах учеников и преподавателей, школьный психолог также консультирует родителей как по частным, так и по общим вопросам.

     Какие советы может дать школьный психолог родителям?

     В первую очередь, касающиеся процесса обучения ребенка, его статуса в коллективе, отношений со сверстниками и учителями. От того, насколько правильно родители оценивают ситуацию и ведут себя, зависит благополучие ребенка, – это важно принимать во внимание. Получив рекомендации психолога, родители имеют возможность повлиять на самооценку ребенка, если в этом есть необходимость, помочь ему наладить контакт с окружающими, выбрать самую эффективную методику обучения и выполнения домашних заданий. Кроме этого, школьный психолог может дать ряд полезных советов родителям первоклассника или новичка в данном коллективе, как помочь ребенку быстрее адаптироваться в новых для него условиях.

     Традиционно содержание работы психолога с родителями носит консультативно-просветительский характер. Это могут быть групповые консультативно-просветительские встречи и индивидуальное консультирование. Как правило, в обоих случаях психолог выступает в роли наставника, проводника психологических знаний, их основного источника.

     Однако, такая позиция - линейного общения, не проявляет возможный психолого- педагогический потенциал самих родителей, о котором они сами не имеют четкого представления. Осознание же каждым родителем своих личностных возможностей в деле воспитания ребенка приводит к улучшению взаимопонимания между ними, снижению напряженности в отношениях родителей и детей, нестандартному восприятию индивидуальных особенностей и успехов собственного ребенка. И в этом отношении наиболее эффективными являются групповые занятия с родителями, построенные на принципах сотрудничества. В число групповых занятий входят тренинги, форумы. В ходе таких встреч родители выступают активными участниками различных видов работы, иногда повторяющих те, которые выполняют в классе на занятиях с психологом их дети. Подобная имитация позволяет родителям лучше представить трудности, с которыми сталкивается их ребенок, осознать в какой степени он овладел требуемым навыком, для чего вообще нужен тот или иной навык. Также родители получают практический опыт, который может быть использован в работе с собственным ребенком. И очень важный аспект таких встреч это их двусторонний, взаимообогащающий характер как для родителей так и для психолога и, в конечном счете, для детей.

 

      Библиография

  1. Алешина Ю.Е.Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.- Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. — 208 с. 
  2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М.6 АСТ – ПРЕСС, 1999.
  3. Басов М.Я. Методика психологического наблюдения над детьми // Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1975. 
  4. Белкина В.Н. Психология и педагогика социальных контактов детей: Учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, 2004. 
  5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1968. 
  6. Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». Вып.2 / Под ред. Н.В. Пилипко. – М.: УЦ «Перспектива», 2000. 
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. 
  8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, Сфера, 2003.
  9. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: «Ось–89», 2003. – 336 с.
  10. Зиновьева, Наталья Олеговна. Взаимодействие школьного психолога с родителями в ситуации сотрудничества семьи и школы. СПб., 1999 
  11. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. “Справочник психолога начальной школы (2-е изд.)/серия “Справочники”. – Ростов н/д : “Феникс”, 2004
  12. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей… / Пер.с англ. Д.С.Лободенко – Мн.: ООО «СЛК», 1997. – 640 с.
  13. Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 2. Родительство. – М.: «Ось -89», 2008. – 144 с. (Действенный тренинг).
  14. Клюева Н.В, Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001.
  15. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования. – Красноярск, 1994. 
  16. Куликова Т.А.Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
  17. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
  18. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2000.
  19. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
  20. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг: 2002.
  21. Немов Р.С. “Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В з-х кн. 3-е изд.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – кн.2: Психология образования.
  22. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. – М.: Издательство: Речь. Серия: Детская психология и психотерапия,  2001.
  23. Паренс Г. Агрессия наших детей / Пер. с англ. – М.: Издательский Дом «Форум», 1997. 
  24. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: П24 Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
  25. Руководство практического психолога : психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995. 
  26. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Интор, 1993. 
  27. Сатир В. Как строить себя и свою семью - М.: Педагогика Пресс, 1992.
  28. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. - СПб.: Речь, 2000.
  29. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. (Серия «Методическая библиотека»).
  30. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2006, №19.
  31. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей.- М.: Просвещение, 1993
  32. Цукерман Г.А. От умения сотрудничать, к умению учить себя // Психологическая наука и образование. – 1996. – №2. 
  33. Чиркова Т.И. Психолого-педагогический анализ обращений взрослого к ребенку // Вопр. психол. – 1987. – №3. 

Информация о работе Практические рекомендации психолога родителям