Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:22, курсовая работа
Цель данной работы является исследование способов взаимодействия школьного психолога с родителями в современной образовательной ситуации.
Объект исследования - педагогическое взаимодействие школьного психолога с родителями.
Предмет исследования - педагогическое взаимодействие школьного психолога с родителями как условие сотрудничества семьи и школы.
Введение 3
1. Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся
5
1.1. Консультирование родителей как один из наиболее эффективных способов индивидуального практического взаимодействия
6
1.2. Детско-родительские мероприятия
11
1.3. Тренинги для родителей
15
2. Практические мероприятия в работе психолога с родителями. 17
2.1. Тренинг для родителей будущих первоклассников
17
2.2. "Ваш ребенок стал учеником"
21
2.3. Рекомендации-памятки школьного психолога родителям
23
Заключение 42
Библиография
2. Дайте
ему время, чтобы все объяснить. Подобно
взрослым, дети, находящиеся в состоянии
стресса, могут нуждаться в том, чтобы
выговориться. Выберите несколько минут
перед отходом ко сну и предоставьте ребенку
возможность рассказать о том, что его
беспокоит. И вам совсем не нужно самим
поддерживать этот
разговор. Сидите и молчите, просто слушайте,
что говорит ребенок - это предпосылка
к выражению им своих чувств.
3.
Приготовьте ребенка к
Чем больше вы сообщите заранее своему ребенку, тем меньше возможный стресс, который он будет испытывать. Если ребенок начнет сталкиваться с неожиданностями, уровень его обеспокоенности возрастет.
4.
Объясните ребенку, когда что-
5.
Не требуйте от ребенка только
отличного поведения и высоких
оценок. Одним из главных факторов,
вызывающих стресс в жизни
ребенка, могут быть ожидания
родителей. Часто приходится
эти ожидания, чтобы облегчить состояние
ребенка.
6.
Как избавиться от нервного
тика. По мнению большинства
Но что если он не исчезает? В этом случае может понадобиться личная помощь. Нужно внимательно следить за другими симптомами, которые могут сопровождать нервный тик. Изменения в настроении, проблемы с концентрацией внимания, повышенный страх, перемены в уровне активности - все это может стать признаками депрессии и беспокойства. Посоветуйтесь с педиатром или учителем в школе, если такие симптомы начнут проявляться.
7. Протяните руку помощи. Неважно, какой это ребенок - малыш ли, только начавший ходить, пытается сдержать приступ раздражения или ребенок, который вот-вот станет юношей, беспокоящийся о том, что ожидает его в неполной средней школе, ваши дети должны знать, что вы - это безопасная гавань, куда они могут вернуться, если с ними что-то случится. Ребенок, уверенный в своих родителях и доверяющий им, знающий, что они придут ему на помощь, если ему станет трудно, лучше других учится овладевать окружающей обстановкой. Чем больше поддерживает его окружение, тем легче для ребенка совершить переход от зависимости к способности функционировать в более независимой обстановке.
Но как можете вы прийти на помощь? Малышам и дошкольникам можно в буквальном смысле протянуть руку помощи. Например, ребенок, боящийся темноты или оказавшийся в новом детском саду может захотеть держаться за вашу руку, пока не исчезнет его страх. Скажите ему: "Я знаю, что тебе страшно, но я помогу тебе" и ребенок быстро поймет: нет никаких оснований беспокоиться.
Общаясь с детьми более старшего возраста, дайте им понять, что вы полагаетесь на них, но что вы всегда готовы прийти на помощь. Скажите: "Я знаю, что у тебя возникли трудности с друзьями, но я не сомневаюсь, что ты сумеешь все уладить. Если я понадоблюсь тебе, я всегда буду здесь".
8.
Расскажите им о своих
9. Продемонстрируйте свой метод контроля над стрессом. Ничто не действует так хорошо, как демонстрация метода своего собственного управления стрессовыми ситуациями. Когда чей-то автомобиль пересекает дорогу перед вами на забитом машинами шоссе, или когда у вас слишком много работы по дому, вы можете наглядно показать своему ребенку, что стресс не нарушает вашего душевного равновесия и не разрушает вашу жизнь.
Постарайтесь
установить равновесие между источниками
стресса и моментами
10.
Установите определенные
11.
Попробуйте включать
12.
Укрепите у них чувство
что-нибудь, что заставит его уважать себя.
Поощряйте ребенка, когда он занимается
деятельностью, в которой может добиться
успеха. Для некоторых детей, особенно
тех, кто не обладает хорошей координацией
или плохо усваивает информацию, приходится
приложить немало усилий, чтобы найти
такие занятия, которые они исполняют
успешно.
Само занятие может быть несложным, важно,
чтобы оно ценилось, и за успех в нем ребенок
получал похвалу родителей. "На тебя
можно положиться, поэтому надеюсь, что
ты поможешь мне каждый вечер накрывать
на стол", - такие слова помогают ребенку
обрести уверенность в себе. Когда вы хвалите
детей за успехи, это компенсирует их недостатки
в тех занятиях, которые они выполняют
не так успешно.
13. Демонстрируйте им свою любовь. Чувство безграничной любви родителей к своему ребенку может защитить его от самых трудных жизненных стрессов. Например, ребенок, который знает что его любят, не так беспокоится о соперничестве - одном из самых главных источников стресса в школе. Примерно после третьего класса дети начинают испытывать этот надвигающийся призрак соревновательного распределения, который гласит: "Ты должен быть хорошим учеником, тебя должны любить другие ученики и ты должен быть принят ими". Тесты или игры иногда рассматриваются как проблемы жизни и смерти, хотя на самом деле все обстоит совсем не так.
Детям нужно знать, что родители их любят, вне зависимости от того, насколько успешно они проявляют себя в учебе или на спортивной площадке. Родители могут колоссально уменьшить беспокойство своих детей, просто сказав: "Ты молодец, неважно, что случится".
Заключение
Практически
ни одна школа в наши дни не обходится
без школьного психолога. Помимо
решения традиционных вопросов, связанных
с учебным процессом и
Какие советы может дать школьный психолог родителям?
В первую очередь, касающиеся процесса обучения ребенка, его статуса в коллективе, отношений со сверстниками и учителями. От того, насколько правильно родители оценивают ситуацию и ведут себя, зависит благополучие ребенка, – это важно принимать во внимание. Получив рекомендации психолога, родители имеют возможность повлиять на самооценку ребенка, если в этом есть необходимость, помочь ему наладить контакт с окружающими, выбрать самую эффективную методику обучения и выполнения домашних заданий. Кроме этого, школьный психолог может дать ряд полезных советов родителям первоклассника или новичка в данном коллективе, как помочь ребенку быстрее адаптироваться в новых для него условиях.
Традиционно
содержание работы психолога с родителями
носит консультативно-
Однако, такая позиция - линейного общения, не проявляет возможный психолого- педагогический потенциал самих родителей, о котором они сами не имеют четкого представления. Осознание же каждым родителем своих личностных возможностей в деле воспитания ребенка приводит к улучшению взаимопонимания между ними, снижению напряженности в отношениях родителей и детей, нестандартному восприятию индивидуальных особенностей и успехов собственного ребенка. И в этом отношении наиболее эффективными являются групповые занятия с родителями, построенные на принципах сотрудничества. В число групповых занятий входят тренинги, форумы. В ходе таких встреч родители выступают активными участниками различных видов работы, иногда повторяющих те, которые выполняют в классе на занятиях с психологом их дети. Подобная имитация позволяет родителям лучше представить трудности, с которыми сталкивается их ребенок, осознать в какой степени он овладел требуемым навыком, для чего вообще нужен тот или иной навык. Также родители получают практический опыт, который может быть использован в работе с собственным ребенком. И очень важный аспект таких встреч это их двусторонний, взаимообогащающий характер как для родителей так и для психолога и, в конечном счете, для детей.
Библиография
Информация о работе Практические рекомендации психолога родителям